13 января 2021

Дефектолог, тифлопедагог

Венера Закировна Денискина автор множества общеобразовательных и коррекционных программ, автор работ по вопросам методик преподавания и воспитания детей с нарушением слуха и зрения. Научную работу Венера Закировна успешно сочетает с общественной деятельностью. Она является членом Совета по реабилитации Центрального правления Всероссийского общества слепых, членом Совета незрячих специалистов при Центральном правлении Всероссийского Общества Слепых (ВОС).

В. З. Денискина посвятила свою жизнь изучению особенностей слепых детей. Она входит в состав экспертной группы фонда слепоглухих «Соединение», в редакционную коллегию научно-методических и практических журналов: «Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии», «Дефектология», «Наша жизнь», «Школьный вестник». Консультирует родителей и педагогов по вопросам обучения и воспитания детей с нарушением зрения.

Венера Закировна – знаток особенностей слабовидящих и слепых детей, их обучения и воспитания. Её знания – это не только знание специальных источников, но и личный опыт, её жизнь и судьба.

Венера Закировна с раннего детства видит мир так, будто смотрит в узкую трубочку, а слышит с помощью двух мощных цифровых слуховых аппаратов. В 3 года она заболела корью, и болезнь дала серьёзное осложнение – частичную атрофию зрительного нерва. Начав свое школьное обучение в массовой школе в Уфе, она продолжила его в Куйбышевской специальной школе для слепых детей. Полученных в интернате знаний Венере хватило, чтобы без труда поступить и блестяще окончить физмат Башкирского госуниверситета, а затем дефектологическое отделение тогда еще Ленинградского педагогического института имени Герцена. Она получила два высших образования, защитила кандидатскую диссертацию и стала одним из ведущих тифлопедагогов России.

В. З. Денискина — автор многочисленных учебно-методических пособий, научных статей, методических рекомендаций

Венера Закировна родилась в Уфе 1 января 1946 года. Девочке повезло: у неё была мудрая мама – Аклима Хабибулловна, которая в артели «Новый быт инвалидов» познакомилась с незрячими женщинами. Они были инвалидами по зрению с детства, но работали и обеспечивали себя, полностью обслуживали самостоятельно. Они щедро делились с Аклимой опытом своей самостоятельной жизни без зрения, рассказывали, как можно этому научиться, овладеть грамотой, получить образование.

И Аклима Хабибулловна начала учить своего ребёнка самостоятельности. Мама научила Венеру всему, что умеют делать дети с хорошим зрением. Венера выполняла дома всю работу: мыла посуду, полы, полола грядки, ухаживала за домашними животными, покупала продукты. В 7 лет мама начала учить девочку готовить еду, ухаживать за младшим братиком. К моменту поступления в школу Венера Хабирова умела писать крупными печатными буквами, считала до десяти, знала наизусть много стихов и сказок.

Материнская мудрость способствовала зарождению методов работы со слепыми детьми с остаточным зрением, которые позднее взрослая Венера, став дефектологом, стала совершенствовать и передавать родителям и специалистам-тифлопедагогам.

«Все эти годы я очень благодарна своей маме, – вспоминает Венера Закировна. – Она меня многому научила. Воспитывала с любовью, но без скидок на мои диагнозы. Семья – это несомненно. Но и школа. Школа даёт то, чего не может дать семья. Я очень благодарна маме за то, что она меня отправила в интернат. Если бы не было школы, то я бы многого не умела. Не умела бы вязать, шить. Штопать одежду, следить за её сохранностью мама научила, а вот шить меня научила школа. Вязать тоже в школе меня научили. В школе научили танцевать. И я считаю, что без школы у меня бы не было таких успешных результатов. Благодаря учителям, я стала развиваться дальше».

В 1964 году Венера окончила школу, поступила в Куйбышевское культпросветучилище, но была мечта о высшем педагогическом образовании. Она записывается на подготовительные курсы математического отделения Башкирского государственного университета, который в 1970-м году закончила и стала учителем математики в Уфимской школе для слепых детей. Однако через год приходит убежденность, что в её работе с ребятами с проблемами зрения одних университетских знаний явно недостаточно, и она поступает на тифлоотделение дефектологического факультета Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена. Ленинградские преподаватели открыли молодому педагогу двери к знаниям в новых для неё областях науки – патология органа зрения, тифлопедагогика, тифлопсихология, тифлотехника, невропатология. И знания эти она с энтузиазмом применяла на практике. Тифлопедагог Денискина большое значение придает неречевым средствам общения. Многое дают детям с нарушениями зрения специальные коррекционные занятия по мимике и пантомимике. В течение двадцати лет Венера Закировна работала над данной темой.

В августе 1975 года Венера Закировна приступила к работе в НИИ дефектологии в качестве младшего научного сотрудника. В начале своей научной деятельности в Институте дефектологии Денискина проводила исследования, связанные с проблемами изучения математики в начальных классах школ для слепых. На основе этих исследований были составлены новые программы, написаны методические пособия и статьи. Затем в круг её интересов вошли вопросы, связанные с обучением математике не только незрячих, но и слабовидящих детей. Денискина вошла в коллектив авторов, писавших программы для специализированных образовательных учреждений. Итогом этого периода её научной деятельности стала защита диссертации на тему «Особенности обучения элементам геометрии слепых младших школьников». Все эти годы Венера Закировна занималась адаптацией учебников издательства «Просвещение» по математическим дисциплинам для слабовидящих школьников. Консультировала редакторов, занимающихся адаптацией учебников по астрономии для издания рельефным шрифтом и изданием учебников математики для детей с нарушением интеллекта.

Постепенно круг научных интересов Денискиной расширялся – она стала одним из разработчиков специальных программ, призванных повысить эффективность работы школ по подготовке детей с нарушением зрения к самостоятельной жизни. В 1992 году НИИ дефектологии был переименован в Институт коррекционной педагогики. Денискина занялась проблемами дошкольной инвалидности. С ростом авторитета Денискиной в научном мире её стали приглашать в различные образовательные учреждения страны для чтения лекций по тифлологии.

В 2003 году Венеру Закировну пригласили на работу в Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп», предложив заняться проблемами реабилитации взрослых инвалидов по зрению. Научную и лекционную работу завлаб успешно сочетает с общественной деятельностью.

Являясь автором 60-ти научных работ, Венера Денискина внесла большой вклад как в методику обучения математике детей с дефектами зрения, так и в систему их социальной реабилитации.

Уважаемые читатели! КГБУК «ХКСБС» предлагает вашему вниманию  книги, имеющиеся в фонде библиотеки.

Плоскопечатные книги

Денискина, В. З. Обучение математике слепых и слабовидящих учащихся начальных классов [Текст] : метод. пособие / В. З. Денискина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Логосвос, 2015. — 315 с.

В книге раскрываются вопросы специфики обучения математике слепых и слабовидящих учащихся начальных классов. Рассматриваются различные методы обучения. Большое внимание уделяется применению наглядных средств обучения и организации предметно-практической деятельности учащихся на уроках математики. Адресовано учителям, обучающим детей с нарушением зрения.

Денискина, В. З. Особенности воспитания детей с нарушением зрения [Текст] : учеб.-метод. пособие / В. З. Денискина. — М. : Логосвос, 2016. — 326 с. — (Круг чтения. Издание для слабовидящих).

В пособии изложены специфические проблемы и технологии воспитания детей с нарушением зрения. Показаны практические приёмы и средства социализации детей с нарушением зрения и их вхождения в открытое общество. Пособие адресовано педагогам и специалистам школ для детей с нарушением зрения.

Денискина, В. З. Особенности обучения элементам геометрии слепых младших школьников [Текст] : монография / В. З. Денискина. — М. : ООО «ИПТК «Логосвос», 2019. — 332 с. — (Круг чтения. Издание для слабовидящих).

Монография посвящена подробному изучению особенностей усвоения слепыми детьми младшего школьного возраста геометрического материала, включенного в программу начального курса математики. В работе показаны пути, приемы и средства преодоления и предупреждения трудностей, испытываемых учащимися в процессе обучения. Книга адресована педагогам, реализующим требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ применительно к слепым, изучающим начальный курс математики по вариантам 3.1 и 3.2. Она также будет интересна ученым и методистам в области тифлопедагогики, студентам дефектологических факультетов, обучающимся по направлению «Тифлопедагогика», и родителям слепых детей.

Статьи в периодических изданиях

Денискина, В. З. Выбор образовательного маршрута для детей с нарушением зрения, поступающих в 1 класс [Текст] / В. З. Денискина, Н. С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — №7. — С. 8-20.

В статье раскрываются основные подходы к дифференциации вариантов обучения слепых и слабовидящих детей в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ; приводятся критерии для выявления особых образовательных потребностей этих детей с целью определения оптимального образовательного маршрута.

Денискина, В. З. Из опыта воспитания слепого ребенка в семье [Текст] : воспоминания / В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — №3. — С. 26-34.

Воспоминания автора статьи о своем детстве и отношениях в семье.

Денискина, В. З. Возможности форменного зрения [Текст] : [о патологии зрительных функций] / В. З.  Денискина // Наша жизнь. — 2017. — № 1. — С. 16-20.

Денискина, В. З. Иду на свет [Текст] : [о приёмах использования незрячими остаточного зрения в социально-бытовой и пространственной ориентировке] / В. З.  Денискина // Наша жизнь. — 2016. — N 11. — С. 10-15.

О приёмах использования незрячими остаточного зрения в социально-бытовой и пространственной ориентировке.

Денискина В.З. Новые пособия по информатике для слепых школьников [Текст] : [обзор учебных пособий для решения проблемы повышения компьютерной грамотности слепых школьников] / В. З.  Денискина, В. А. Кузнецов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : научно-методический и практический журнал. — 2018. — №4. — С. 42-47.

14 января 2021

«Беречь бесценный дар природы»

Эколого-литератрурный аудиочас
Читать далее