Для авторизации на сайте введите имя пользователя и пароль
Дорога и судьба: к 115-летию со дня рождения Варлама Шаламова, писателя: беседа-обзор
Жизнь — от корки и до корки
Перечитанная мной.
Поневоле станешь зорким
В этой мути ледяной.
По намеку, силуэту
Узнаю друзей во мгле.
Право, в этом нет секрета
На бесхитростной земле.
Варлам Шаламов «Жизнь».
Варлам Тихонович Шаламов (5 июня 1907, Вологда – 17 января 1982, Москва) – русский советский прозаик и поэт, наиболее известный как автор цикла рассказов и очерков «Колымские рассказы», повествующего о жизни заключённых советских исправительно-трудовых лагерей в 1930-1950-е годы.
Дом, где родился и жил до 1924 г. Варлам Шаламов
Варлам Шаламов родился 5 (18) июня 1907 года в Вологде в семье священника Тихона Николаевича Шаламова и получил имя в честь новгородского святого Варлаама Хутынского, на день памяти которого пришлась дата рождения.
Отец писателя был потомственным священником, дед, прадед и другие родственники служили в церквях Великого Устюга. Мать Варлама Шаламова, Надежда Александровна, происходила из учительской семьи и окончила женскую гимназию и педагогические курсы. Варлам был младшим из пяти выживших детей. Старший сын Валерий после установления советской власти публично отрёкся от отца-священника, другой сын, Сергей, вступил в РККА и в 1920 году погиб на Гражданской войне.
Надежда Александровна научила читать Варлама уже в три года, а в 1914 году он поступил в Вологодскую мужскую гимназию. В 1918 году, с началом Гражданской войны и иностранной интервенции на севере России, для семьи началось трудное время: все полагавшиеся Тихону Шаламову выплаты прекратились.
Варламу приходилось продавать испечённые матерью пирожки на рыночной площади. В начале 1920-х Тихон Шаламов ослеп, хотя продолжал выступать с проповедями до закрытия церквей в 1930 году, и Варлам служил ему поводырём. Гимназия после революции закрылась, и Варлам доучивался в Единой трудовой школе № 6 II ступени, которую окончил в 1923 году.
Тихон Шаламов — отец писателя
Осенью 1924 года Варлам уехал в Москву, чтобы поступить на завод. Он нанялся на кожевенный завод чернорабочим, позже дубильщиком и отделочником. Некоторое время Шаламов работал учителем по программе ликбеза в местной школе.
В 1926 году по направлению завода он поступил на первый курс Московского текстильного института и одновременно по свободному набору — на факультет советского права 1-го Московского университета и после зачисления на факультет поселился в студенческом общежитии. Одним из его соседей по комнате был студент этнологического факультета, поэт Муса Джалиль.
В университете Шаламов сблизился с группой студентов разных факультетов, которые образовали дискуссионный кружок, в котором критически обсуждали концентрацию всей власти в руках Сталина и его отход от ленинских идеалов.
В феврале 1928 года Шаламов был исключён из университета «за сокрытие социального происхождения»: при заполнении анкеты, чтобы скрыть статус «лишенца», он указывал отца «инвалидом, служащим», а не «служителем культа», что раскрыл в доносе его однокурсник и земляк.
В Москве Шаламов окунулся в жизнь литературных обществ и кружков, посещал публичные чтения Маяковского; впечатления от его выступлений 1926—1927 годов он в 1934 году опишет в очерке.
В. Т. Шаламов, фотография из следственного дела. 1929 год.
Варлама Шаламова трижды арестовывали по различным причинам. Первый арест состоялся в феврале 1929 года. Основанием послужило участие в подпольной группе последователей Троцкого, а также распространение дополнения к письму Ленина. За «социально вредную» деятельность Шаламова осудили на три года исправительно-трудовых лагерей. Интересно, что во время заключения он познакомился со своей первой женой, которая приезжала навещать молодого мужа.
Второй арест произошел зимой 1937 года за контрреволюционную деятельность и пособничество последователей Троцкого. На этот раз его осудили на пять лет и отправили в Севвостлаг на Колыме, где он работал на приисках и несколько раз попадал в больницу.
Третий арест произошел в разгар Великой Отечественной войны, и срок составил десять лет, кроме того Шаламову присудили поражение в правах на пять лет после освобождения. Причиной стало заявление Варлама о роли Бунина в классической литературе, а также лжесвидетельство о его положительной оценке гитлеровского вооружения. Во время заключения Шаламов прошел обучение на фельдшерских курсах, после которых начал работать в лагерной больнице в поселке Дебин и на местах командировки лесорубов.
В ОБЩЕЙ ЖЕ СЛОЖНОСТИ СРОК ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ ДОСТИГ 10 ЛЕТ, В ТЕЧЕНИЕ КОТОРЫХ ШАЛАМОВ КОЧЕВАЛ ПО ШАХТАМ И ПОСЕЛКАМ В КАЧЕСТВЕ ЗЕМЛЕКОПА, ЗАБОЙЩИКА И ЛЕСОРУБА, ПОМЕНЯВ ПЯТЬ ПРИИСКОВ В КОЛЫМСКИХ ЛАГЕРЯХ.
В Вишерском лагере Шаламов познакомился с будущей женой Галиной Игнатьевной Гудзь, которая приехала туда из Москвы на свидание со своим молодым мужем, а Шаламов «отбил» её, условившись о встрече сразу после освобождения. В апреле 1935 года у Варлама и Галины родилась дочь Елена.
В этот же период Шаламов начал писать стихи и художественную прозу — рассказы. Две его заметные публикации того времени — рассказы «Три смерти доктора Аустино», очевидно навеянный возвышением фашистских режимов в Европе и уже содержащий характерный для Шаламова образ — поставленного перед моральной дилеммой героя (опубликован в 1936 году в журнале «Октябрь»), и «Пава и древо» в 1937 год, «Литературный современник» (к моменту выхода номера писатель уже был снова арестован). По собственному утверждению, Шаламов написал в этот период до 150 рассказов, но после ареста Галина сожгла их вместе с другими бумагами мужа.
В 1933-1934 гг. в Вологде умерли отец и мать Варлама. Ранее мать рассказала Шаламову, как в крайней нищете слепой Тихон Николаевич разрубил на куски полученный им за службу на Кадьяке золотой крест, чтобы получить за него какие-то деньги в магазине Торгсина. Впоследствии Шаламов описал эту историю в рассказе «Крест».
Золотодобывающий прииск «Дальстроя» на Колыме, 1934
Шаламов решился послать свои стихи самому ценимому им живущему поэту – Борису Пастернаку — и в феврале 1952 года передал две записные книжки вместе с письмом к жене. Летом Пастернак получил их от Галины Гудзь и через неё же отправил ответ с подробным критическим разбором стихотворений: «Я склоняюсь перед нешуточностью и суровостью Вашей судьбы и перед свежестью Ваших задатков (острой наблюдательностью, даром музыкальности, восприимчивостью к осязательной, материальной стороне слова), доказательства которых во множестве рассыпаны в Ваших книжках. И я просто не знаю, как мне говорить о Ваших недостатках, потому что это не изъяны Вашей личной природы, а в них виноваты примеры, которым Вы следовали и считали творчески авторитетными, виноваты влияния и в первую голову — моё. Вы слишком много чувствуете и понимаете от природы и пережили слишком чувствительные удары, чтобы можно было замкнуться в одни суждения о Ваших данных, о Вашей одарённости. С другой стороны, слишком немолодо и немилостиво наше время, чтобы можно было прилагать к сделанному только эти облегчённые мерила. Пока Вы не расстанетесь совершенно с ложною неполною рифмовкой, неряшливостью рифм, ведущей к неряшливости языка и неустойчивости, неопределённости целого, я, в строгом смысле, отказываюсь признать Ваши записи стихами, а пока Вы не научитесь отличать писанное с натуры (всё равно со внешней или внутренней) от надуманного, я Ваш поэтический мир, художническую Вашу природу не могу признать поэзией».
В мае 1955 года писатель отправил на имя генерального прокурора СССР заявление о реабилитации. Через год было отменено постановление Особого совещания НКВД СССР 1937 года и приговор военного трибунала 1943 года.
ТВОРЧЕСТВО
Отбыв своё первое заключение, Варлам стал работать журналистом в профсоюзных изданиях Москвы. В 1936 году на страницах журнала «Октябрь» был опубликован его первый художественный рассказ. 20-летнее изгнание сильно повлияло на творчество писателя: стихи, написанные им за это время в лагерях, в последствие возьмутся за основу цикла «Колымские тетради».
«Колымские рассказы» по праву считаются программным произведением Варлама Тихоновича. Этот сборник рассказов состоит из 6 циклов и посвящён годам бесправного управления в сталинских лагерях. В этом сборнике писатель описывает жизненный путь и опыт людей, которые были сломлены системой. Шаламов убеждён, что человек, лишённый надежды, опоры и свободы, измождённый непосильным трудом, голодом и холодом, теряет своё истинное лицо и человечность, в нём отмирает способность к дружбе, взаимоуважению и состраданию, когда вопрос о выживании выходит на первое место.
В отличие от автора «Архипелага ГУЛАГа», Шаламов был убеждён в том, что лагерь абсолютно для всех является отвратительной и ужасной школой, и часто негативно отзывался о Солженицыне, считая, что тот сделал себе имя за счёт спекуляции на теме лагерей.
Шаламов был против того, чтобы «Колымские рассказы» были изданы отдельным изданием, поэтому в полном собрании они были опубликованы уже после смерти писателя. А 2005 году на основе этого произведения был снят фильм.
В 1960-1970 годы Варлам Тихонович пишет повесть о воспоминаниях детства («Четвертая Вологда») и антироман «Вишера», в котором рассказывает об опыте первого лагерного заключения, также выпускает сборник стихотворений. Последний цикл стихотворений был опубликован в 1977 году.
В последние годы жизни у Варлама Тихоновича были серьёзные проблемы со здоровьем. Изнурительные работы на протяжении многих лет не прошли без последствий: ещё в конце 1950 годов он переносит тяжёлые приступы болезни Меньера, а в 1970-е постепенно лишается зрения и слуха.
Со временем Варлам Тихонович стал не способен координировать свои движения и начал с трудом передвигаться, поэтому в 1979 году коллеги и друзья писателя перевозят его в Дом для инвалидов, где он, испытывая затруднения в речи и координации, не перестаёт пытаться писать стихотворения.
В 1981 году у Шаламова произошёл инсульт, после которого его отправляют в пансионат для людей, которые имеют хронические нарушения психики. Именно здесь, в этом пансионате, 17 января 1982 года он умирает от крупозного воспаления лёгких.
Будучи сыном священника, Варлам всегда считал себя неверующим человеком, тем не менее отпели его с соблюдением всех православных традиций и похоронили на Кунцевском кладбище в Москве.
Могила В. Шаламова на Кунцевском кладбище
Имя Варлама Тихоновича Шаламова носят несколько музеев и экспозиций, которые находятся в разных уголках страны: в Вологде, на родине писателя, в Якутии, где он отбывал свои последние дни ссылки, а также на Колыме, где тот работал фельдшером.
«Испытанный тяжёлой пробой — начиная с этапа из Соликамска на Север в апреле 1929 года, — один, без друзей и единомышленников, я выдержал пробу — физическую и моральную. Я крепко стоял на ногах и не боялся жизни. Я понимал хорошо, что жизнь — это штука серьёзная, но бояться её не надо. Я был готов жить».
Уважаемые читатели! КГБУК «ХКСБС» предлагает вашему вниманию книги, имеющиеся в фонде библиотеки.
Шаламов, Варлам. Колымские рассказы [Текст] / В. Шаламов. — М. : Вече, 2021. — 320 с. — (Сибириада).
Человек сложной драматической судьбы, выдающийся русский писатель В. Т. Шаламов был дважды репрессирован и 20 лет провел в лагерях и ссылке. Его рассказы, в основе которых увиденное и пережитое им лично, стали подлинной художественной летописью ГУЛАГа.
Шаламов, Варлам. Колымские рассказы. Два рассказа [Электронный ресурс] : рассказы / В. Шаламов ; читает В. Ткаченко. — Электрон. дан. — [Б. м. : б. и.]. — : зв. — Загл. из сопр. документации. — Режим доступа : http : // www.hksbs.ru, свободный доступ. — С изд. : Москва, 1988, №10.
Шаламов, Варлам. Проза. Стихи [Электронный ресурс] / В. Шаламов ; читает В. Самойлов. — Электрон. дан. — М. : ИПТК «Логосвос», 2012. — 1 ед. : зв. — Загл. из сопр. документации. — Режим доступа : http : // www.hksbs.ru, свободный доступ. — С изд. : Новый мир, 1988, №6.
Стихи Варлама Шаламова проникнуты тем же острым ощущением подлинности, которое знакомо нам по его прозе. Его литература — страшное свидетельство советской истории. Исповедальная проза Шаламова трагедийна по своей природе, поэзия проникнута библейскими мотивами.
Шаламов, Варлам. Разговоры о самом главном [Электронный ресурс] : рассказы / В. Шаламов ; читает В. Ткаченко. — Электрон. дан. — М. : ИПТК «Логосвос», 2012. — 1 ед. : зв. — Загл. из сопр. документации. — Режим доступа : http : // www.hksbs.ru, свободный доступ. — С изд. : Юность, 1988, №10.
Переписка Б.Л. Пастернака и В.Т. Шаламова.