28 мая 2018

Город на трёх холмах: 160 лет городу Хабаровску: информационная беседа

Одним из первых русских землепроходцев пришедших на берега Амура был Ерофей Павлович Хабаров. Уже более 350 лет назад он с отрядом в 70 человек вслед за Василием Поярковым отправился из Якутска на разведку новых земель. В честь этого замечательного землепроходца в последующем и был назван военный пост Хабаровка, заложенный 30 мая 1858 мая солдатами 13-го линейного Сибирского батальона под командованием Я.В. Дьяченко.

Хабаровка располагалась в очень удобном месте: на слиянии двух могучих дальневосточных рек Амура и Уссури. Благодаря очень удобному местоположению Хабаровка начала очень быстро развиваться. Заселение амурских берегов происходило мирно, а солдаты использовались исключительно в качестве рабочей силы. Для первопоселенцев и солдат строились жилые дома нескольких типов. В большинстве случаев они имели в качестве конструктивной основы двойной плетень, внутри утрамбованный слоем земли. Покрытие так — же делалось из плетня и слоя земли с дерном сверху. Так строили в основном временные казармы для солдат. Поселенцам сооружали мазанки с каркасной плетневой основой, обмазанные внутри и снаружи толстым слоем глины. В тех местах, где лес был в изобилии, с самого начала возводили срубные постройки. Место на котором возникла Хабаровка, было удачным и обладало многими преимуществами по сравнению с другими, более низкими и часто заболоченными.

За служивыми людьми потянулись предприимчивые люди. Основными занятиями в это время было: пушные и рыбные промыслы и неэквивалентный обмен с аборигенами. Это были очень прибыльные дела и привлекали многих людей. Также их привлекало огромное количество плодородных земель, которые раздавались бесплатно. Уже через шесть лет военным топографом Михаилом Любенским был разработан план застройки Хабаровки. По этому плану центральной улицей стала Береговая (ныне ул. Шевченко).

Быстрое развитие Хабаровки требовало улучшения средств связи и транспорта для сообщения с другими крупными центрами на Дальнем Востоке. Так спустя всего 10 лет после основания селения была открыта телеграфная линия Хабаровка — Владивосток. А еще через 4 года был построен речной порт. Население возросло почти в три раза, появилась потребность в образовательных учреждениях: в 1873 году в Хабаровке открылась первая начальная школа.

Осенью 1880 г. военный губернатор области издал распоряжение о наименовании городских улиц. Этим же распоряжением вводилась и нумерация обывательских домов. Комитет на своих заседаниях решал вопросы выбора мест для строительства каменной церкви и домов церковнослужителей, мест для пристаней, торговых заведений, городских и общественных построек и учреждений.

В 1883 г. начинается строительство Успенского кафедрального собора, а в 1895г. появилось первое в крае железнодорожное техническое училище. Постепенно начинают застраиваться и части города, непосредственно примыкающие к его главным улицам. Все строительство в дореволюционном Хабаровске велось в основном по проектам, разработанным инженерами военного ведомства.

К 1880 году Хабаровка стала уже довольно крупным поселением. Поэтому было решено присвоить Хабаровке статус города и в 1884 году перенести сюда столицу недавно образованного Приамурского генерал-губернаторства. В это время Хабаровка получает свой первый герб, он же стал гербом генерал-губернаторства. Вот как он выглядел: “В серебряном щите, лазуревый столб, между двух черных сопок, с червлеными пламенами. Щит увенчан древнею, царскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Александровской лентою”. Черные сопки символизировали камчатские вулканы. Герб Хабаровки относится к разряду гербов почетной геральдики, о чем свидетельствует вертикальный столб в середине.

В 1893 году город официально присвоено название Хабаровск. В это время очень быстро развивается коммерческая деятельность. Хабаровск становится крупнейшим торговым центром на Амуре. Здесь развернули свое дело многие известные на всю Россию коммерсанты: Плюснины, Богдановы, Пьянковы. Постепенно, помимо доставки и продажи товаров многие купцы стали организовывать свое производство. С появлением крупного купечества стало развиваться строительство, так как для эффективной работы им требовалась масса строений, начиная со складов и заканчивая личными домами. Часть этих строений сохранилась до наших дней, и в настоящее время реконструируются. Одними из самых ярких представителей являются: торговый дом Пьянковых (рядом с рестораном “Саппоро”), торговый дом Плюсниных (краевая библиотека), доходный дом Зандау (сейчас кинотеатр “Совкино”), доходный дом Архиповых (после реконструкции – здание ЦУМа), торговый дом “Кунст и Альберс” (Центральный гастроном) и многие другие.

В это же время Хабаровск становится научным центром Дальнего Востока. 11 февраля 1894 года состоялось первое собрание Приамурского отдела Русского императорского географического общества, которое долгое время был единственным учреждением, изучавшим природу и жизнь края. Членами этого общества впоследствии были открыты библиотека и музей, о развитии которого заботились многие известные люди города. Не отставала и культурная жизнь: начала выходить первая хабаровская газета – “Приамурские ведомости”, осенью у города появился свой театр, который в первый же сезон поставил шесть пьес. Развивается система образования: в 1895 году открыто техническое железнодорожное училище. Это было обусловлено тем, что на Дальнем Востоке очень быстрыми темпами шло строительство железных дорог. В 1897 году было открыто железнодорожное сообщение между Хабаровском и Владивостоком. Первый поезд шел двое суток.

Теперь в городе быстрыми темпами развивалась собственная промышленность. Появлялось огромное количество мелких мастерских, которые со временем перерастали в крупные промышленные предприятия. В 1899 году русский подданный китайского происхождения Н.И. Тифонтай (Цзы Фаньта) начал строительство большой каменной мукомольни с паровой вальцовой машиной, которая уже около 100 лет исправно служит городу. В 1902 году состоялась торжественная церемония приема в строй окружных артиллерийских мастерских “Арсенал”. К концу столетия в городе уже существовали маслобойный и четыре пивоваренных завода, 12 кирпичных, 4 лесопильных и цементный заводы. В городе зародился новый класс, чисто “городской” класс – рабочий, который в последующем сыграл огромную роль в судьбе не только Хабаровска, но и всей России.

Еще одно историческое событие, ныне почти забытое, произошло в 1913 году. Называлось оно – Выставка Приамурского края. 1913 год стоит отдельно в истории России и города. Это год 300-летия правления Романовых и 55-летия Хабаровска. К этим датам, по инициативе генерал-губернатора Н.Л. Гондатти и была приурочена грандиозная выставка достижений всех сфер деятельности Приамурского края, получившая официальное название “Выставка Приамурского края в ознаменование 300-летия Дома Романовых”. Располагалась эта выставка на территории современного парка “Динамо” и занимала площадь около 26 гектар.

К этому времени полным ходом идет строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, соединяющей Дальний Восток и Восточную Сибирь с Европейской частью России. Уже построена Уссурийская (Хабаровск — Владивосток) и Забайкальская железные дороги, и началось сооружение Амурской железной дороги. Заключительным звеном на Транссибирской магистрали стал железнодорожный мост через Амур в Хабаровске, о котором можно написать очень много. Спроектировал это – грандиозное по тем временам – сооружение профессор Лавр Дмитриевич Проскуряков. Этот проект наряду с башней Эйфеля получил золотую медаль Всемирной выставки в Париже в 1908 году. В 1916 завершилось строительство этого трехкилометрового гиганта, который стал заключительным звеном Транссибирской магистрали. Этот мост до сих пор является неотъемлемой частью Хабаровска.

Итак, перед революцией Хабаровск был динамично развивающимся городом. Это было время становления и развития капитализма в стране и городе. Но дальнейшие события перевернули жизнь России, и, в том числе Хабаровска в совсем другую сторону.

В марте 1917 г., когда в Хабаровск пришла весть об отречении императора от престола, городской голова А.В. Плюснин воспротивился проведению митинга. В последующие бурные годы ему удалось относительно мирно сосуществовать и с Комитетом общественной безопасности, и с комиссаром Временного правительства А.Н. Русановым, и с Дальсовнаркомом. Постепенно он отошел от политической и общественной жизни.

В годы Гражданской войны Хабаровск трижды переходил из рук революции в руки контрреволюции. В 1922 г. в городе оставалось 32 тыс. жителей (в 1917 г. — 54 тыс. жителей). 14 ноября 1922 г. Дальневосточная республика по решению ее Народного собрания была ликвидирована и Дальний Восток воссоединился со всей Россией. Жизнь продолжалась, надо было творить и строить. С 1923 г. в Хабаровске начались восстановительные работы. На смену подросло новое поколение хабаровчан, и уже их стараниями город решал проблемы восстановления и развития народного хозяйства. За годы первых пятилеток хозяйство Дальневосточного края так расширилось, усложнилось, что в 1938 г «Указом Президиума Верховного Совета СССР Дальневосточный край (ДВК) был разделен на Приморский и Хабаровский края.

Восстановление народного хозяйства на Дальнем Востоке шло более спокойно, чем в европейской части России. Как и по всей России в Хабаровске проведена полная национализация промышленности. В 1922 году Хабаровский окружной арсенал был преобразован в сельскохозяйственный машиностроительный завод, который уже через год выпускал полный набор сельскохозяйственной техники. В 1924 году создан Дальневосточный комитет по борьбе с безработицей. Были созданы артели для безработных. В 1931 году было принято решение о строительстве в Хабаровске нефтеперерабатывающего завода (завод им.С. Орджоникидзе), первая очередь которого была введена в строй в 1934 году. В июле 1932 года введен в строй завод морского судостроения «Осиповский затон» (завод им. Кирова). Он занимался сборкой речных барж, буксиров, судов, поставляемых в разобранном виде из европейской части страны и из-за Урала. В этом же году начато строительство авторемонтного завода (завод «Дальэнергомаш»), который уже через год начал работать, а еще через 2 был полностью сдан в эксплуатацию. В 1936 вступил в строй Хабаровский мелькомбинат.

В марте 1925 был восстановлен железнодорожный мост через Амур, а открылось прямое сообщение с центральными районами страны. В 1936 году открылся железнодорожная магистраль Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре. Открывались и новые телефонные линии. В ноябре 1928 года торжественно открылась телефонная линия Хабаровск — Харбин — Владивосток. А в 1936 было закончено сооружение самой длинной в мире телефонной линии Москва — Дальний восток (более 9000 км). В 1930 году было организовано первое государственное предприятие общественного транспорта. В это же время активно начинает развивать, тогда еще совсем новый вид транспорта, воздушный. От появления первого самолета — в 1929 году — до открытия постоянно действующей авиалинии прошло всего 4 года.

Открывались новые школы, техникумы, вузы, научно-исследовательские институты. 1925 — открылся Дальневосточный химико-бактериологический институт (сейчас Хабаровский НИИ эпидемиологии и микробиологии). 1930 — открыты Хабаровский государственный медицинский институт и Дальневосточный коммунистический университет. 1938 — педагогический институт.

Не отставала и общественная жизнь. Выпускались новые газеты. В июне 1925 года начала выходить одна из самых старейших газет, которая до сих пор выходит под таким же названием — «Тихоокеанская звезда». А 1934 — литературно-художественный альманах «На рубеже» в последствии переименованный в «Дальний Восток». В мае 1925 года начал работать Дальневосточное отделение «Совкино», в Хабаровске появилось массовое кино. В 1926 открылся театр музыкальной комедии. В 1935 году открылся первый стадион «Динамо».

Годы Великой Отечественной Войны — страшные годы. В первые же дни войны записалось добровольцами и ушли на фронт более 25 тыс. человек. А их места на производстве заняли женщины, подростки и старики. Так как европейская часть СССР была оккупирована, то обеспечение фронта техникой и продовольствием легла на плечи жителей Сибири и Дальнего Востока. Требовалось срочная перестройка промышленности, перевод ее на военные рельсы. Хабаровск не был в стороне от этих процессов. Примером может служить Хабаровский завод «Дальэнергомаш», который уже к концу года выпускал военную продукцию — стержни для мин, а в следующем году уже успешно освоил выпуск танков.

Во время войны были отменены отпуска и выходные, рабочий день был 12-14 часов, но многие и после этого времени оставались на рабочих местах. Появлялись люди и бригады, которые перевыполняли и без того огромный план на 200, 300, 500, а иногда даже до 1000 %. Но делалось это не для своей личной славы, просто очень велико было желание помочь воинам на фронте.

Война в Европе завершилась в 1945 году капитуляцией гитлеровской Германии. Но на Дальнем Востоке оставалась опасность вторжения японских войск. Поэтому руководством было принято решение напасть первыми. Уже после 24 дней боев сопротивление японских войск было сломлено. И в сентябре 1945 года подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Затем в Хабаровске с 25 по 31 декабря 1949 года проходил судебный процесс по делу бывших военнослужащих Квантунской армии во главе с генералом Ямагата, обвиняемых в разработке и применении бактериологического оружия. Перед судом предстало 12 человек, среди них 5 генералов.

Но даже в сложные годы войны наш город не стоял на месте. Наряду с новыми заводами в городе строились и общественные сооружения. В апреле 1944 года было принято решение об открытии в Хабаровске детского парка культуры и отдыха, а так же строительного техникума. А в следующем году был организован краевой драматический театр. В сентябре 1943 года открыло свои двери отделение народов Севера при Хабаровском педагогическом училище.

После окончания войны начался процесс перевода промышленности на мирные рельсы. Эта задача не представлялась слишком сложной. С фронта возвращалось большое количество солдат, которые пополняли трудовые коллективы. Продолжилось переселение людей на Дальний Восток. В это время коренным образом меняется административно — территориальное деление Дальнего Востока. Еще в 1938 году из состава Дальневосточного края было выделено два края — Приморский и Хабаровский. А затем после войны Хабаровский края стали дробить на более мелкие части. В 1947 году из Хабаровского края выделена Сахалинская область. 1948 — Амурская область, 1953 — Магаданская область, 1956 — Камчатская область. Закончилось дробление Хабаровского края выделением из нее Еврейской Автономной области. Таким Хабаровский край остается до сих пор. И столицей в нем так и остался Хабаровск.

КГБУК «ХКСБС» предлагает вниманию своих читателей книги по данной теме, имеющиеся в фонде библиотеки.

 Книги по Брайлю

Востриков, Л. А. Хабаровск и хабаровчане [Шрифт Брайля] : очерки о прошлом (главы из книги) / Л. А. Востриков,  З. В. Востоков. –  Хабаровск, 2013. – 3 кн. – Перепеч.: Хабаровск : Кн. изд-во, 1991.

Документальные очерки о генерал-губернаторах Приамурского края А. Н. Корфе, С. М. Духовском, Н. И. Гродекове, Н. Л. Гондатти, об истории возникновения и деятельности общественных организаций, о хабаровчанах-народовольцах и народниках.

Край родной Дальневосточный [Шрифт Брайля] : сб. стихотворений читателей библиотеки. К 145-летию г. Хабаровска и 65-летию Хабаровского края / Хабар. краев. специализир. б-ка для слепых ; отв. ред. Э. Н. Ващук; сост. Т. Н. Пистунович; ред. по Брайлю Л. Д. Фомин. – Хабаровск, 2003. – 1 кн.

Максимов, С. В. На Востоке. Путь на Амур (фрагменты книги) [Шрифт Брайля] / С. В. Максимов ; Хабар. краев. специализир. б-ка для слепых ; отв. ред. Т. Н. Пистунович ; компьютер. набор и вёрстка И. В. Антоновой. – Хабаровск, 2011. – 1 кн. – Перепеч.: Хабаровск : Частная коллекция, 2005. – (Писатели Дальнего Востока.  Хрестоматия).

С.В. Максимов, известный русский писатель, этнограф. В 1860—1861 годах участвовал в экспедиции на Амур. Он посетил множество крестьянских и казачьих поселений, прошёл тем же путем, каким сплавлялись на Амур русские переселенцы, и узнал правду о жизни первых амурских жителей. Книга «На Востоке. Путь на Амур» вышла в 1864 году в Санкт-Петербурге.

Мы поём об Амуре [Шрифт Брайля] : сб. стихов незрячих авторов к 150-летию г. Хабаровска / Хабар. краев. специализир. б-ка для слепых. – Хабаровск, 2008. – 1 кн. – (Творчество наших читателей).

Наволочкин, Н. Амурские вёрсты [Шрифт Брайля] : роман (в сокращении) / Н. Наволочкин ; Хабар. краев. специализир. б-ка для слепых. – Хабаровск, 2012. – 2 кн. – Перепеч.: Хабаровск : Частная коллекция, 2005. – (Дальневосточная литература. Хрестоматия).

В книге рассказывается о заселении и освоении Приамурья в 1857—1858 гг., о тяжком, порой самоотверженном труде солдат-линейцев, закладывавших по Амуру первые селения. Книга написана на документальной основе, она убедительно подтверждает территориальный приоритет России на амурские земли.

«Говорящие» книги в электронном формате

Бодиско, А. М. Из жизни Хабаровска [Электронный ресурс] / А. М. Бодиско ; Хабар. краев. специализир. б-ка для слепых ; читает О. К. Беляева. – Электрон. дан. – Хабаровск, 2010. — Режим доступа: http: // www.hksbs.ru, свободный. – С изд.: Хабаровск : ДВГНБ, 2008.

Наволочкин, Н. Амурские вёрсты [Электронный ресурс] : роман / Н. Наволочкин ; Хабар. краев. специализир. б-ка для слепых ; читает О. К. Беляева. – Электрон. дан. – Хабаровск, 2009. – Режим доступа: http: // www.hksbs.ru, свободный.  —  (14 ч 41 мин) : зв. – С изд.: Хабаровск : Кн. изд-во, 1974.

Хабаровск купеческий в документах [Электронный ресурс] / сост. М. Бурилова ; читает О. Ю. Маскалева ; Хабар. краев. специализир. б-ка для слепых. – Электрон. дан. – Хабаровск, 2007. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : 01 ч 49 мин 20 сек. – С изд.: Хабаровск : Приамурские ведомости, 1999.

Эта книга – рассказ о хабаровчанах, которые не были ни великими, ни гениальными, но вошли в историю города.

 

Плоскопечатная литература

 Бодиско, Андрей Михайлович. Из жизни Хабаровска [Текст]  : репринтное изд. / А.М. Бодиско. – Хабаровск : ДВГНБ, 2008. – 291с. : ил.

Книга содержит малоизвестные широкому кругу читателей сведения из истории города. Уникальность данного издания заключается еще и в фотографиях, автором которых являлся сам А.М. Бодиско.  Многие из них публикуются впервые.

Власенко, В. И городом селенье нарекли [Текст] : в мае 1880 года селение Хабаровка получило статус города / В. Власенко // Хабаровская неделя. – 2010. — №22 (28 мая – 3 июня). – С. 3.

Вольхин, В. «Возникнул город здесь торговый… над исторической скалой» [Текст] : основание г. Хабаровска / В. Вольхин // Дальний Восток. – 2011. — №3. – С. 174-177.

Крадин, Н. Зодчие Хабаровска (1858 – 2013) [Текст] / Н. Крадин. – Хабаровск, 2013. – 448 с. : ил.

Книгу составляют биографические очерки о наиболее известных зодчих Хабаровска и большое количество иллюстраций. Значительная часть материалов публикуется впервые.

Крикливый, А. Куда причалили плоты [Текст] : о месте высадки на берег солдат 13 линейного батальона / А. Крикливый // Приамурские ведомости. – 2013. — №56. – С. 6.

Мой Хабаровск [Текст] : фотоальбом / сост. В.А. Головин, текст Н.Д. Наволочкин. — Хабаровск : Приамурские ведомости, 2006. – 112 с.

Морозов, П. Хабаровск  [Текст] : история, современность, перспективы / П. Морозов. —  Хабаровск : Кн. изд-во, 1988. – 237 с.

Мы поём об Амуре [Текст] : сб. стихов незрячих авторов к 150-летию г. Хабаровска / Хабар. краев. специализир. б-ка для слепых. – Хабаровск, 2008. – 28 с. – (Творчество наших читателей).

Рябов, Н.П. Улицы Хабаровска рассказывают [Текст] / Н.П. Рябов. – Хабаровск : Кн. изд-во, 1977. – 235 с.

Книга, снабженная многочисленными иллюстрациями, знакомит читателей с прошлым Хабаровска, содержит в себе информационный материал краеведческого характера.

Попов, В. Хабаровск основан 15 июня? [Текст] : история основания города / В. Попов // Хабаровский экспресс. – 2011. — №22 (1-8 июня). – С. 19.

Улицы дальневосточной столицы [Текст] : биографический справочник / сост. Т.С. Бессолицына, Л.С. Григорова. – Хабаровск : изд-во Хворова А.Ю.,  2008. – 160 с. : ил.

В книге рассказывается  о людях, чьими именами названы улицы Хабаровска, о тех, кто открывал дальневосточные земли, исследовал их, внес заметный вклад в развитие Дальнего Востока. Книга богато иллюстрирована.

Филонов, А. Три ипостаси Якова Дьяченко [Текст] : из истории освоения Приамурья и Приморья / А. Филонов. – Хабаровск : Приамурские ведомости, 2009. – 200 с.: ил.

Главный герой книги – офицер русской армии Яков Васильевич Дьяченко – первостроитель военного поста Хабаровка, военный дипломат.

Хабаровск. Страницы истории [Текст] : сборник документов Государственного архива Дальнего Востока об истории развития города Хабаровска. – Хабаровск : Частная коллекция, 2008. – 448 с.

Чернышева, В.  Хабаровск 1858-1983 [Текст] : очерки истории / В. Чернышева, Г. Чечулина, А. Сутурин. – Хабаровск : Кн. изд-во, 1983. – 335 с.