`
10 марта 2021

Книжные новинки: обзор литературы для специалистов-дефектологов

135 лет брайлевской печати в России [Текст] : сборник статей / сост. Е.В. Захарова. — М. : РГБС, 2020. – 108 с.

Издание посвящено 135-летию брайлевского книгопечатания в России, начало которому положил выпуск первой книги рельефно-точечного шрифта Анной Адлер. В статьях освещается история создания предприятий, издающих книги РТШ, а также вопросы распространения русской брайлевской азбуки и перспектив ее использования в XXI веке. Издание адресовано работникам библиотек, обслуживающих инвалидов по зрению, другим специалистам, включенным в систему их образования и реабилитации.

Открывает сборник статья, посвященная выпуску первых книг для слепых в России, и общественным деятелям, способствовавшим этому начинанию – Валентину Гаюи, Александру Ильичу Скребицкому, Анне Александровне Адлер. Создание русской азбуки рельефно-точечного шрифта и организации типографской печати по Брайлю стало революционным событием в жизни незрячих, значение которого трудно переоценить. О трудностях, которые пришлось преодолеть первопроходцам, рассказывается в статье «Первая книга по Брайлю в России».

С дальнейшим развитием печатного дела на территории царской России и   Советского Союза, а также с историей создания знаменитой системы Брайля знакомит статья «Из истории развития брайлевской печати в царской России и СССР» Ю. И. Кочеткова, известного общественного деятеля, много лет отдавшего распространению брайлевской грамотности, главного редактора журнала «Школьный вестник».

О своем пути к Брайлю в статье «Издательство, которое я люблю, или Путь к национальному стандарту» рассказывает О. Н. Пилюгин, организатор и бессменный руководитель петербрургского издательства «Чтение». Издательство сумело не только найти свою нишу, но и значительно расширить круг чтения незрячих. По инициативе О. Н. Пилюгина была образована Комиссия по стандартизации брайлевской печати, работа которой завершилась подготовкой соответствующего руководства. Это стало чрезвычайно важным событием для всех организаций, выпускающих литературу РТШ, поскольку гарантировало достойное качество брайлевских изданий.

Последние достижения науки привнесли много изменений в информационное обеспечение незрячих. Появились новые аппараты и новые технологии.            Главный редактор московского полиграфического объединения «Репро» и один из ведущих специалистов в области компьютерных технологий для слепых С. А. Новиков, в статье «Новые технологии и второе дыхание брайля» подробно знакомит с использованием системы в брайлевских дисплеях, в брайлевских принтерах и брайлевских сканерах, а также с разнообразием их моделей, выпускаемых отечественными и зарубежными предприятиями.

Завершает сборник аннотированный список публикаций «Брайлевская печать», включающих сведения по истории создания и распространения рельефно-точечного шрифта, его использование в книгопечатании, в учебной и профессиональной деятельности, а также свидетельствующих о его огромной роли в жизни людей.

Киреева, Л.  Использование социальных сетей в работе специальных библиотек для слепых [Текст] : метод. пособие / Л. Киреева ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М. : РГБС, 2020. — 144 с.

В пособии даны рекомендации о том, как специальным библиотекам использовать социальные сети в своих интересах, учитывая при этом все плюсы и минусы присутствия в медиапространстве, доступность и полезность выбранного ресурса для инвалидов по зрению. В пособии рассказывается, как выстраивать коммуникационную стратегию библиотеки, как создать и использовать медиаплан. В приложении к сборнику «Ресурсы для работы с текстом» даны адреса полезных сайтов.

Колесникова, М. В. Воспитание и развитие детей с особыми образовательными потребностями в семье [Текст] : методические рекомендации / М. В. Колесникова, Т. Н. Коурдакова ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М. : РГБС, 2020. — 152 с. — (Заочная школа для родителей).

Авторы методического пособия, опираясь на опыт тифлопедагогов и психологов, а также собственную практику, дают советы родителям слепых и слепоглухих детей о том, как их воспитывать и обучать. В частности, они рассказывают, как способствовать двигательной активности, как формировать игровую деятельность, как подготовить ребенка к обучению в школе, как работать с тактильной книгой, к чему приводит гиперопека в семейном воспитании и др.

Цель издания — ответить на волнующие вопросы, показать, что при правильном подходе ребёнок с ограниченными возможностями сможет полноценно жить в социуме.

Краткий словарь тифлологических терминов [Текст] : настольная книга для родителей / Рос. гос. б-ка для слепых ; сост. А.В. Саматова. — М. : РГБС, 2020. — 104 с. — (Заочная школа для родителей).

В издании объяснены основные понятия, встречающиеся в сфере тифлологии. Словарь адресован родителям, воспитывающим ребёнка с нарушениями зрения, студентам дефектологических факультетов, а также молодым практикующим тифлопедагогам.

В работе было использовано много источников, которые приводятся в конце книги. Книга поделена на 4 логические части: «Факторы влияния и особенности развития детей с нарушениями зрения», «Образовательные среды и образовательное пространство ребенка с нарушениями зрения», «Методы и приемы обучения ребенка с нарушениями зрения» и «Тифлологические средства компенсации». Это позволит быстрее и проще ориентироваться на страницах издания.

Хорошавина, Е.  Подготовка к инклюзии глухих и слабослышащих детей [Текст] : методическое пособие / Е. Хорошавина ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М. : РГБС, 2020. — 80 с. — (Заочная школа для родителей).

В пособии даны рекомендации по подготовке глухих и слабослышащих детей к инклюзии — включению в активную общественную жизнь, чтобы они могли успешно реализовать себя в социуме.

При ранней психолого-педагогической поддержке неслышащие дети достигают высокого уровня развития, позволяющего им полноценно участвовать в жизни общества и эффективно реализовывать себя в различных видах деятельности. Для успешной инклюзии глухих и слабослышащих детей необходимо создать условия постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Именно благодаря социализации детей с нарушением слуха в обычную среду они в полной мере могут усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.

Издание адресовано родителям детей с нарушением слуха, учителям и воспитателям коррекционных школ для таких детей.

08 октября 2024

Знакомство с библиотекой

студенты 2-го курса стоматологического факультета медицинского университета в рамках учебного процесса посетили библиотеку
Читать далее
03 октября 2024

Ладушки, ладушки – мы вас любим дедушки и бабушки

Мероприятие ко Дню пожилого человека
Читать далее