`
01 апреля 2023

Композитор, пианист, дирижёр: к 150-летию со дня рождения С. В. Рахманинова

Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 г. в дворянской семье в усадьбе Семёново Новгородской губернии.

Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманиновых от «внука молдавского господаря Стефана Великого, прозванного Рахманиным. Отец Рахманинова был музыкально одарённым человеком, но музицировал только любительски, а дед композитора, был музыкантом, играл на фортепиано и выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Сохранились романсы и фортепианные пьесы его сочинения.

Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Осенью 1885 г. Рахманинов был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории и жил  при консерватории в пансионе. Там царила строгая дисциплина: ученики должны были вставать рано утром и заниматься по шесть часов в день. Обязательным было посещение оперных спектаклей и ансамблевое музицирование, в том числе на нескольких роялях.

Четыре года Рахманинов провёл в этом пансионе. Здесь же в 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому.

В 1888 г. Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в фортепианном классе, а спустя год под руководством начал изучать композицию.

В 19 лет Рахманинов с большой золотой медалью окончил консерваторию как пианист и как композитор. Уже в консерватории он получил известность среди московской публики. Во время обучения в консерватории им уже были написаны Первый фортепианный концерт, ряд романсов и пьесы для фортепиано, в том числе Прелюдия до-диез минор (op.3 № 2) из цикла Пьесы-фантазии для фортепиано, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.

Дипломной работой стала первая опера Рахманинова – «Алеко», написанная по произведению А. С. Пушкина «Цыганы». Опера очень понравилась П. И. Чайковскому и по его настоянию была поставлена в Большом театре. Чайковский даже хлопотал о её включении в репертуар Большого театра вместе со своей оперой «Иоланта», но вскоре неожиданно заболел и скончался, и его замысел не был осуществлён.

В 20 лет, ради заработка, Рахманинов стал преподавателем в московском Мариинском, а затем в Елизаветинском и Екатерининском женских институтах. Рахманинов также начал давать частные уроки, которые, впрочем, очень не любил. В 24 года Рахманинов, по приглашению Саввы Мамонтова, стал вторым дирижёром Московской русской частной оперы, где работал в течение одного сезона, однако успел внести заметный творческий вклад и прославился как дирижёр. Там же его другом стал Фёдор Шаляпин. Рахманинов решил покинуть театр, чтобы сосредоточиться на композиции.

Рахманинов рано, ещё учась в Московской консерватории, приобрёл известность. Он был обожаем московской публикой. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 г. неудачной премьерой Первой симфонии в Петербурге. Композитор А.К. Глазунов тогда загорелся идеей познакомить столицу с музыкой молодого московского таланта, но премьера окончилась полным провалом, главным образом из-за новаторской сущности музыки, не понятой ни самим Глазуновым, ни петербургской публикой. Рецензии были разгромными. Например, такая: «если бы в аду была консерватория, Рахманинов, несомненно, был бы в ней первым учеником». Особенно огорчил Рахманинова отрицательный отзыв Н.А. Римского-Корсакова, с которым он познакомился в Московской русской частной опере и чьё мнение очень ценил. Провал послужил причиной глубокой депрессии Рахманинова. «Я был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова, и руки», — так описывал Рахманинов своё состояние. В 1897-1901 годах Рахманинов почти ничего не сочинял, большую часть времени проводил лёжа в своей комнате на кушетке, отлучаясь из дома только для частных уроков. Лишь с помощью известного врача-гипнотизёра доктора Н.В. Даля он смог преодолеть творческий кризис.

В 1901 г. закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно вступление в следующий, зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре, где два сезона дирижировал весь русский оперный репертуар.

В 1906 г., оставив Большой театр, Рахманинов совершил путешествие по Италии, на три года поселился в Дрездене, где плодотворно сочинял. В 1909 г. Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр. В том же 1909 г. был написан Третий фортепианный концерт.

До революции Рахманинов много сочинял и часто выступал в Москве. Много занимался он и делами Российского музыкального издательства, художественный совет которого возглавлял.

21 февраля 1917 г. в концертном зале Тенишевского училища состоялось последнее концертное выступление С. В. Рахманинова в Петрограде.

Вскоре после революции 1917 г. Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить на концерте в Стокгольме и в конце 1917 г. вместе с женой Натальей Александровной и дочерьми Ириной и Татьяной покинул Россию, практически без средств, оставив всё своё имущество.

15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт. Поняв, что не сможет сейчас писать музыку и что сможет заработать средства только как пианист, начал усиленно заниматься на фортепиано. До конца сезона Рахманинов выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.

Вернув себе славу в Европе, 1 ноября 1918 г. Рахманинов вместе с семьёй отплыл из Норвегии в Нью-Йорк, где был встречен с огромным интересом. Начав бурную концертную деятельность в США как пианист, Рахманинов не прекращал её вплоть до своей смерти, давая по многу десятков концертов за сезон. Популярность Рахманинова как пианиста была огромной. Практически с самого его приезда и до последних дней за ним ходили толпы репортёров, пускались на невообразимые ухищрения, чтобы сделать снимки Рахманинова, хотя внимание к себе он не любил, и репортёры немало ему досаждали, подчас выводя из себя. Чтобы скрыться от излишнего внимания во время гастролей по Америке, Рахманинов одно время даже жил в персональном железнодорожном вагоне вместо гостиниц.

Вплоть до 1926 г. Рахманинов не писал значительных произведений. Творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Многие знакомые связывали это с глубокой тоской по Родине, которую он ощущал. Рахманинов, несмотря на славу и многочисленные приглашения, общался в основном в среде русских эмигрантов, окружил себя русскими друзьями и русской прислугой, предметами, напоминавшими о Родине. По воспоминаниям родственников, только общаясь с русскими он был весел и доволен. За все годы в эмиграции у Рахманинова почти не было друзей-иностранцев, одним из немногих исключений был Фредерик Стейнвей, глава фирмы «Стейнвей и сыновья», производитель роялей.

Лишь в 1926-1927 г. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918-1943) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые, однако, принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.

В 1941 г. закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание – Симфонические танцы. Это произведение было самым любимым и для самого Рахманинова.

Отрицательно относясь к советской власти, Рахманинов тосковал по утраченной старой России, известие о нападении Германии на СССР произвело на него огромное впечатление. В годы Великой Отечественной войны он дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых анонимно направил в фонд Красной армии и советовал всем русским эмигрантам тоже внести свой вклад. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт. По некоторым данным, Рахманинов даже ходил в советское посольство, хотел поехать на Родину незадолго до смерти.

Рахманинов много курил. Настигшее его на склоне лет в США онкологическое заболевание его внук Александр Рахманинов, основатель Фонда С. В. Рахманинова, связывает с этой привычкой. Сам Рахманинов не подозревал о своём заболевании. Последний свой концерт Рахманинов дал 17 февраля, всего за шесть недель до смерти.

Рахманинов умер 28 марта 1943 г. в Беверли-Хиллз, штат Калифорния, не дожив трёх дней до своего 70-летия. Похоронен на кладбище Кенсико близ Нью-Йорка. Из воспоминаний его вдовы известно, что «гроб был цинковый, чтобы позднее, когда-нибудь, его можно было бы перевезти в Россию».

В 2015 г. правнучка Рахманинова Сюзан-София Рахманинова-Волконская-Уонамейкер заявила, что семья не намерена нарушать последнюю волю композитора и перевозить его останки из США в Россию.

Портрет работы К.А. Сомова

Интересные факты.

По воспоминаниям друга Рахманинова А.Ф. Гедике, знавшего композитора ещё со времён учёбы в Московской консерватории и вплоть до его эмиграции, Рахманинов был человеком правдивым и скромным, никогда не лгал и никогда ничем не хвастал. Также он был очень аккуратным и точным, поддерживал идеальный порядок в своём кабинете, никогда не опаздывал, и в других ценил эти качества. Любил заранее надолго составлять расписание своих работ и очень страдал, если приходилось нарушать планы. Он отличался тонким юмором и огромной наблюдательностью.

Начинал сочинять Рахманинов в основном с утра, если работа шла хорошо, часто засиживался до вечера, но работать ночью не любил. Много раз поражала друзей Рахманинова его невероятная музыкальная память: услышав большое симфоническое произведение всего один-два раза, он запоминал его почти наизусть и помнил потом ещё очень долго.

Рахманинов очень любил церковное пение; когда жил в Москве часто даже зимой вставал в семь часов утра и, наняв извозчика, ехал на церковную службу, чаще всего в Андронников монастырь на Таганке.

Разговаривал Рахманинов густым низким басом, негромко и неторопливо. Рахманинов был заядлым автомобилистом и обожал быструю езду. Будучи близоруким, он управлял автомобилем без очков, что подчас приводило пассажиров в ужас.

В тяжёлые годы гражданской войны Рахманинов много помогал своим друзьям и знакомым. Некоторые его продуктовые посылки просто спасали получателей от голода.

Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены, как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П. Чайковский) и петербургской композиторских школ в единый и цельный русский стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение.

Музыка Рахманинова звучит в некоторых известных фильмах: «Весна на Заречной улице», «Старший сын», «Зеркало для героя», «День сурка» США.

Влияние творчества Рахманинова:

Мелодия песни «I Think of You», вошедшая в альбом 1957 года американского певца Фрэнка Синатры, основана на лирической теме (E flat major) из Концерта для фортепиано с оркестром № 2 До минор, Op. 18, I. Moderato Сергея Рахманинова.

Мелодия популярной песни «All by Myself», появившейся в 1975 году и наиболее известной в исполнении Селин Дион, полностью заимствована её автором американским музыкантом Эриком Карменом из Концерта № 2 для фортепиано с оркестром Рахманинова. Первоначально Кармен полагал, что данное произведение находится в общественном достоянии, и выяснил, что это не так, лишь после официального выпуска своей пластинки. Из-за этого ему пришлось улаживать все юридические вопросы с наследниками Рахманинова и указывать имя Сергея Рахманинова как официального автора музыки к песне.

Музыкальный материал коды первой части Второго фортепианного концерта до-минор дословно процитирован как кода в композиции «The Fallen Priest» альбома «Barcelona» Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье. Мелодия, её гармонизация, фактурная разработка, а также тональность абсолютно идентичны.

26 февраля 2024

Русская Фёкла

Анимационно-игровой популярный познавательный видеопроект
Читать далее
26 февраля 2024

Знакомимся, читаем

списки новых книг, поступивших в библиотеку
Читать далее