`
06 января 2021

Легендарный орнитолог Дальнего Востока

Всеволод Дмитриевич Яхонтов — дальневосточный учёный, врач по профессии и основному роду деятельности и орнитолог-исследователь по призванию, автор книг о птицах и природе Дальнего Востока. Вся его жизнь была своего рода непрерывно длившейся экспедицией…

В предисловии к своей книге о птицах Дальнего Востока он написал: «У человека две жизни. Та, которой он  действительно живет, и та, которой мог бы жить». Та жизнь, что состоялась у него, напоминала приключенческий роман. Он оставил после себя «Страну птиц». Последний раз эта книга была издана в 1979 году,  и  до сих пор является энциклопедией в мире пернатых Дальнего Востока. Около 120-ти птиц описаны в этом сборнике, и каждая статья о них — это удивительное открытие. Это был не учебник по орнитологии, а книга, написанная на болотах, в лесу, в поле. Впервые рассказы о птицах здесь шли не по отрядам, а по ландшафтам.
«Зачем я все это делаю? Я выхожу в пять утра. За мной остается темный след в траве, а по сапогам стекает роса. Все это улеплено желтыми лепестками лютиков. А когда раздается торжествующий клич журавлей, я чувствую себя счастливым», — писал он в своем дневнике.

«Птиц не изучают, сидя в кабинете», — эти строки могли стать эпиграфом к неизданной книге о В. Д. Яхонтове. Им написаны лучшие на сегодняшний день книги о птицах — «Тропою Черского», «Пернатое племя», «В гостях у морских и оленных людей».

В. Д. Яхонтов родился в Киеве 4 января 1906 года (22 декабря 1905 г.), там же окончил медицинский институт, направлен на работу в Душанбе. Позже работал в Алма-Ате, где в 1937 году был репрессирован как сын «врага народа» и отправлен на Колыму. Отбыл полный срок, реабилитирован в 1956 году. Будучи на Колыме, находил возможность изучать птиц.

После реабилитации жил в Хабаровске, работал в разных организациях — в составе экспедиции Академии медицинских наук, в Охотской охотоведческой группе от восточно-сибирской изыскательской экспедиции Центросоюза, во ВНИИОЗе, Большехехцирском заповеднике, в отделе природы Хабаровского краеведческого музея, краевом обществе охотников и рыболовов.

Всеволод Дмитриевич автор книг: «Пернатое племя: рассказы о птицах» (1963), «Тропою Черского: рассказы о природе» (1965), «В гостях у морских и оленных людей», «Страна птиц: рассказы натуралиста о птицах Приамурья» (1969), «В стране птиц: рассказы натуралиста о птицах Дальнего Востока» (1979). Публиковался в альманахе «Дальневосточные путешествия и приключения», в сборнике «Вопросы географии Дальнего Востока». О годах, проведенных в заключении, написал книгу «Золотая Колыма» (рукопись).

«Куда летят птицы? Иногда удивляешься сам, как это я, пожилой человек, голова лысая, способен, как мальчишка, бежать хоть на край света ради какой-то особенно интересной птицы, - размышлял Всеволод Яхонтов,  - а вернешься — былые невзгоды и лишения скоро отходят в глубины памяти, и ты снова готов в путь». Самую лучшую свою книгу «В стране птиц» Всеволод Яхонтов писал всю жизнь.

«До сих пор остается неясным, что же именно указывает им дорогу. Допустим, днем они ориентируются по солнцу, но и ночь им не помеха, и даже непогода. К примеру, у многих уток улетают на юг сначала родители, а затем без всякого поводыря молодежь. У мелких же птиц первыми отправляются в путешествие «вставшие на крыло» птенцы. Кукушки, никогда не видящие своих сородичей, летят в теплые страны вообще в одиночку» — писал Всеволод Дмитриевич. «Так что пока никакие кольцевания и радары не в состоянии объяснить нам своеобразный механизм таинственной памяти птиц», - был убежден Яхонтов.

Эта книга —  смесь длительных наблюдений и трагической судьбы. Его страстью всегда были птицы. За ними он наблюдал через колючую проволоку в тундре. Над лагерем дважды в год пролетали караваны птиц. Они летели так низко, что у Всеволода Яхонтова «до боли стучало сердце», он провожал их взглядом, пока они не превращались в черные точки. Эти птицы снились ему по ночам: вольные гуси тысячными стаями со свистом резали крыльями воздух. Десять лет он провел в лагерях, столько же — в ссылке. В 1956 году был реабилитирован «из-за отсутствия состава преступления». Незадолго до своей смерти, в памятке «Всему роду», в своеобразном завещании потомкам, он описал свои лагерные злоключения.

В его паспорте, который он получил после освобождения, значилось «место рождения — Брест-Литовск» — город, в котором Яхонтов никогда в жизни не был. Он родился в Киеве, но на одной из пересылок его «прописали» в Белоруссии. Настоящая его фамилия была Сокира-Яхонтов. Предки Всеволода Дмитриевича воевали под знаменами Богдана Хмельницкого, а его отца, бывшего царского генерала, комкора Красной армии, расстреляли чекисты.

Яхонтова до сих пор помнят в поселке Зырянка, где он был единственным врачом на сотни километров в округе. Не было болезни, которую бы он не лечил. Его даже собирались наградить за «ударный» труд в зоне вечной мерзлоты орденом Ленина, но орден так и не вручили.

Однажды Яхонтов пришел устраиваться на работу в краеведческий музей. Чтобы как-то помочь бывшему ссыльному свести концы с концами, тогдашний директор музея Всеволод Сысоев тайком покупал  у его супруги чучела птиц для музея, которые Всеволод Дмитриевич искусно изготовлял. Эта хитрость какое-то время помогала Яхонтову выжить.

Он остался жить в Хабаровске, заведовал отделом природы в краеведческом музее, работал в Большехехцирском заповеднике, в различных научных институтах, преподавал в пединституте, много ездил и путешествовал.

Было у него на Амуре секретное озеро, на котором он провел сотни часов, лежа на берегу и всматриваясь в сверкающую гладь. Зимой и летом бродил он по лесам и болотам, подсматривал, записывал мельчайшие подробности птичьей жизни. Всю жизнь в карманах пиджаков он носил карточки, на которые мелким почерком заносил сведения о птицах.

Многим казалось, что Яхонтов знал птичий язык. Очевидцы вспоминают, как в поле к нему на плечо села овсянка, которая спасалась от пустельги. Всеволод Дмитриевич взял ее на руки, произнес какие-то слова — и птичка улетела.

В историю дальневосточной литературы Яхонтов вошел как писатель-натуралист. Что академическая наука знала о птицах Дальнего Востока до Яхонтова? Карта птичьих пролетов и миграций огромного региона была усеяна «белыми пятнами». Он же рассказал о птицах так, как поэты пишут стихи.  Во всяком случае, ни знаний таких о птицах, ни образного языка ни у кого другого такого писателя нет. Как и такой размашистой палитры, описавшей целый мир неба — от невзрачного воробья до белого журавля.

«Есть немало профессий, представители которых всю жизнь проводят в экспедициях и поездках по белу свету, - писал он. - Профессия орнитолога принадлежит к их числу. Это люди, которые прошли особый отбор. Их создают тайга, горы, море, простор. Ездить, наблюдать и оценивать то, что увидишь, - это необходимо. Иначе есть риск на всю жизнь остаться бескрылым».
- Есть птицы ловчие. А я — из певчих! — шутил Яхонтов.

Свою музу Всеволод Яхонтов называл крылатой, верил в то, что после смерти души хороших людей превращаются в прекрасных птиц. В тех самых птиц, о которых он написал: «Весной высоко в небе, точно сказочные кораблики, проплывают белые чудо-птицы. Молча летят они над оживающей тайгой, над бесчисленными озерами, полями и лугами и ни единым звуком не нарушат голубой тишины».

История жизни В. Д. Яхонтова и его книги помогают ощутить чувство личной ответственности за судьбы животного мира нашего края!

По материалам прессы

 

 

20 июня 2025

Брайлевский интерактив «Мир волшебного шеститочия»

Фестиваль инклюзивных событий «Брайлиана»
Читать далее
20 июня 2025

С папой я своим дружу, нашей дружбой дорожу

День отца в г. Комсомольск-на-Амуре
Читать далее