`
19 февраля 2023

«Педагогика не наука, а искусство…»: к 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского

«Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины». К.Д. Ушинский.

Константин Дмитриевич Ушинский русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России.

Родился в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского – отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича – Любовь Степановна умерла, когда сыну было 12 лет.

После окончания в 1840 году гимназии он поступил на юридический факультет Московского университета. После блестящего окончания университетского курса в 1844 году, Ушинский был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию. В круг интересов юного Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.

Либеральные взгляды молодого профессора привели к конфликтам с начальством лицея, доносам вышестоящему начальству на Ушинского со стороны руководства лицея. Из-за обвинений в неблагонадёжности в сентябре 1849 года Ушинский оставил лицей.

В 1855 году он стал инспектором классов Гатчинского сиротского института. Там К. Д. Ушинский обнаружил архив одного из прежних инспекторов Гатчинского сиротского института – Е.О. Гугеля, в котором он нашёл, как писал позже сам Ушинский, «полное собрание педагогических книг». Найденные книги оказали огромное влияние на Ушинского. Впоследствии, под влиянием идей, полученных от прочтения этих книг, он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы». После огромного общественного успеха этой публикации, Ушинский стал постоянным автором «Журнала для Воспитания», где он помещал статьи, в которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России.

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Исходя из своего главного принципа демократизации народного образования и народности воспитания, ему удалось убрать существовавшее до этого разделения состава учащихся на «благородных» и «неблагородных». Он ввёл практику преподавания учебных предметов на русском языке. К. Д. Ушинский так же ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

В 1862 году он был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения – женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский мир». По сути это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Более того, Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» – «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою значимость как пособие по методике преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день.

В середине 1860-х годов Ушинский с семьёй вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Третий том остался незавершённым. В этой работе К. Д. Ушинский дал ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного – чувствование прекрасного – осознание; обосновал предмет педагогики, её основных закономерностей и принципов.

В последние годы жизни выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму. Приехав в 1870 году в Симферополь, Ушинский побывал в нескольких учебных заведениях, в том числе женском училище; охотно встречался и с учителями, и с учащимися.

После этого К. Д. Ушинский решает переехать жить с семьёй в Киев, для чего он купил в Киеве по ул. Тарасовской дом. По дороге в Крым он простудился и остановился для лечения в Одессе, где и скончался 22 декабря 1870 года в возрасте около 47 лет.

Похоронен в Киеве на кладбище Выдубицкого монастыря.

Основа его педагогической системы – требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» и других педагогических работах.

К. Д. Ушинский придавал огромное значение систематическому обучению учащихся логике мышления. Блестящим примером разъяснения детям логических приёмов и категорий является его труд «Первые уроки логики», в котором в популярной форме излагаются основные понятия и правила логики: сравнение, различие и сходство, суждение, роды и виды, признаки, понятие, определение, причина и следствие и другие.

«Сделать как можно более пользы моему Отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности». Из дневника К.Д. Ушинского.

Уважаемые читатели! КГБУК «ХКСБС» предлагает вашему вниманию  книги, имеющиеся в фонде библиотеки.

Плоскопечатные книги

Ушинский, Константин. Сказки [Текст] / К. Ушинский ; худож. К. Павлова. — М. : Эксмо, 2015. — 80 с. : ил. — (Читаем сами).

Ушинский, Константин. Рассказы и сказки [Текст] : сборник / К. Ушинский. — М. : ООО «ИПТК «Логосвос», 2021. — 252 с. — (Круг чтения. Издание для слабовидящих).

Произведения замечательного русского педагога и писателя К. Д. Ушинского (1824 — 1870) посвящены тому, что близко детям, что окружает их в жизни: о больших и маленьких тайнах огромного мира, о человеке-труженике и его делах. Для младшего школьного возраста.

«Говорящие» книги в электронном формате

Ушинский, К.        Сказки [Электронный ресурс] / К. Ушинский ; читает В. Герасимов. — Электрон. дан. — М. : ИПТК Логосвос, 2014. — 1 фк. : зв.  (1 ч 29 мин.). — На фк. 26 книг. — Общее время звучания 68 час. 4 мин.

22 мая 2024

Труженик военной прозы

Литературный портрет к 100-летию со дня рождения Бориса Васильева
Читать далее