`
01 марта 2023

Пламенный круг: к 160-летию со дня рождения Ф. К. Сологуба, русского поэта, писателя

Фёдор Кузьмич Сологуб (настоящая фамилия Тетерников) —  русский поэт, писатель, драматург, публицист, переводчик.

Фёдор Тетерников родился 1 марта 1863 г. в Санкт-Петербурге в бедной семье портного Козьмы Афанасьевича Тетерникова и Татьяны Семёновны, крестьянки.

Стихи писал с 12 лет. В 1879 г. поступил в Петербургский учительский институт, где учился и жил на полном пансионе четыре года. По окончании института в июне 1882 г. он, взяв мать и сестру, уехал учительствовать в северные губернии, проведя в провинции в общей сложности десять лет.

Сологуб преподавал математику, продолжал писать стихи, начал работу над романом «Тяжёлые сны», занявшую почти десятилетие. Первой публикацией молодого поэта стала басня «Лисица и ёж», напечатанная в петербургском детском журнале «Весна» в 1884 г. за подписью «Те-рников».

Ф. К. Сологуб. 1880-е годы

Поэт мечтал вернуться в Санкт-Петербург, но лишь осенью 1892 г. он был определён туда учителем Рождественского городского училища.

Журнал «Северный вестник» сыграл особую роль в биографии Сологуба. Именно в нём помимо стихотворений, были напечатаны первые рассказы, роман, переводы из Верлена, рецензии. Псевдоним «Фёдор Сологуб» был придуман в редакции журнала. Это вызывало ассоциацию с известным аристократическим родом, к которому принадлежал беллетрист Владимир Соллогуб (для отличия в псевдониме убрали одну букву «л»).

В 1896 г. выходят первые три книги Фёдора Сологуба: «Стихи, книга первая», роман «Тяжелые сны» и «Тени» (объединённый сборник рассказов и второй книги стихов).

Крепкий реализм «Тяжёлых снов», рисующий бытовые картины провинции, сочетается с призрачной, одурманивающей атмосферой полуснов, полуяви, наполненными грёзами и приступами страха. Роман писался долго и был окончен только в Петербурге в 1894 году.

«В самом стиле его писаний есть какое-то обаяние смерти,  – писал Корней Чуковский. – Эти застывшие, тихие, ровные строки, эта, беззвучность всех его слов – не здесь ли источник особенной сологубовской красоты, которую почуют все, кому дано чуять красоту?».

В начале 1899 г. Сологуб перевёлся из Рождественского в Андреевское городское училище на Васильевском острове. В нём он служил не только учителем, но и инспектором с полагающейся по статусу казённой квартирой при училище.

К середине 1900-х годов литературный кружок, собиравшийся в доме у писателя по воскресеньям, стал одним из центров литературной жизни Петербурга. На воскресеньях у Сологуба велись разговоры исключительно литературные, читались стихи, драмы, рассказы. Среди посетителей «воскресений» были З. Гиппиус, Д. Мережковский, А. Блок, В. Брюсов, Андрей Белый.

Из воспоминаний современников: «Сологуб был важен, беседу вёл внятно и мерно, чуть-чуть улыбаясь. Он любил точность и ясность и умел излагать свои мысли с убедительностью математической. Чем фантастичнее и загадочнее была его внутренняя жизнь, тем логичнее и строже он мыслил. Он в совершенстве владел техникой спора. Самые рискованные парадоксы он блестяще защищал, владея диалектикою, как опытный фехтовальщик шпагою».

В 1904 г. Фёдор Сологуб заключил с «Новостями и Биржевой газетой» договор на сотрудничество. Круг тем, которых касался Сологуб в своей публицистике, был сформирован как его служебной деятельностью, так и наиболее насущными вопросами времени: школа, дети, русско-японская война, международное положение, революция, права евреев.

Летом 1902 года был окончен роман «Мелкий бес». Как сказано в предисловии, роман писался десять лет (1892-1902). Провести роман в печать оказалось нелегко, несколько лет Сологуб обращался в редакции различных журналов, — рукопись читали и возвращали, роман казался «слишком рискованным и странным». Лишь в начале 1905 года роман удалось устроить в журнал «Вопросы жизни», но его публикация оборвалась на 11-м номере в связи с закрытием журнала, и «Мелкий бес» прошёл незамеченным широкой публикой и критикой. Только когда роман вышел отдельным изданием, в марте 1907 года, книга не только получила справедливое признание читателей и стала объектом разбора критиков, но и явилась одной из самых популярных книг России.

Уважаемые читатели, данную книгу можно найти в фонде нашей библиотеки:

Сологуб, Ф.  Мелкий бес [Электронный ресурс] : роман. Рассказы / Ф. Сологуб ; читает Е. Терновский. — Электрон. дан. — М. : Логосвос, 2011. —  : зв. — С изд. : М. : Правда, 1989.

В романе изображена душа зловещего учителя-садиста Ардальона Борисыча Передонова на фоне тусклой бессмысленной жизни провинциального города. «Его чувства были тупы, и сознание его было растлевающим и умертвляющим аппаратом, так описывается Передонов в романе. Всё доходящее до его сознания претворялось в мерзость и грязь. В предметах ему бросались в глаза неисправности, и радовали его. У него не было любимых предметов, как не было любимых людей, — и потому природа могла только в одну сторону действовать на его чувства, только угнетать их». Садизм, зависть и предельный эгоизм довели Передонова до полного бреда и потери реальности.

Книга была издана в 1926 году в Ленинграде в издательстве «Мысль», автор получил гонорар в 1000 рублей. В период оттепели, в 1958 году, роман «Мелкий Бес» был издан отдельной книгой Кемеровским книжным издательством, г. Кемерово. То, что произведение Федора Сологуба было напечатано в советское время, является редким исключением.

Когда революционные события отхлынули, Сологуб оставил публицистику и сказочки, сосредоточившись на драматургии и новом романе – «Творимая легенда».

                            Портрет Фёдора Сологуба работы Бориса Кустодиева, 1907 г.

В творчестве Сологуба 1907-1912 гг. преобладающее место было отведено драматургии. Пьеса «Дар мудрых пчёл» (1906), написанная по мотивам античного мифа. В трагедии «Победа Смерти» (1907) Сологуб взял за основу легенду о происхождении Карла Великого. Для сцены была переработана и русская народная сказка «Ночные пляски». Премьера пьесы состоялась 9 марта 1909 года в Литейном театре. Роли исполнили не профессиональные актёры, а поэты, писатели и художники: С. Городецкий, М. Волошин, Б. Кустодиев, Н. Гумилев и др.

Ф. К. Сологуб с женой Анастасией Чеботаревской. Начало 1900-х г

В 1908 году Сологуб женился на переводчице А. Чеботаревской. В 1910 году Сологуб с женой переезжают в дом на Разъезжей улице, где стараниями Чеботаревской был устроен настоящий салон. Здесь устраивались специальные вечера в честь новых интересных поэтов, были вечера А. Ахматовой, С. Есенина, И. Северянина.

Свои эстетические искания Сологуб выразил в романе-трилогии «Творимая легенда» (1905-1913). На фоне повышенного интереса общества к новому искусству, Фёдор Сологуб задумал серию поездок по стране с чтением стихов и лекций о новом искусстве. 1 марта 1913 года Сологубы вместе Игорем Северяниным выехали в турне. Более месяца продолжалась их поездка с аншлагом во многих городах.

Сологуб также принимал участие в созданном совместно с Л. Андреевым и М. Горьким «Российском Обществе по изучению еврейской жизни». Еврейский вопрос всегда интересовал писателя: ещё в статьях 1905 года Сологуб призывал к искоренению всякого официального антисемитизма. Одним из плодов «Общества» стал сборник «Щит» (1915), в котором были опубликованы статьи Сологуба по еврейскому вопросу.

Первую мировую войну Фёдор Сологуб воспринял как роковое знамение, могущее принести множество поучительных, полезных плодов для российского общества, как средство пробуждения в русском народе сознания нации. Однако к 1917 г. Сологуб разуверился в таком мистическом свойстве войны для России.

Пафос военной публицистики Сологуба лёг в основу лекции «Россия в мечтах и ожиданиях», с которой Сологуб в 1915-1917 гг. объездил всю Российскую Империю. Большинство выступлений прошли с успехом, и как всегда, особенно чутка была молодёжь.

Февральская революция, создавшая предпосылки для демократического преобразования Российской империи, Фёдором Сологубом была встречена с воодушевлением и большими надеждами. С лета 1917 г. газетные статьи Сологуба принимают откровенно антибольшевистский характер.

После Октябрьской революции Сологуб с безоговорочной враждебностью отнёсся к большевистскому перевороту и последующему разбою. Всю зиму и весну 1918 г. Сологуб пользовался любой возможностью опубликовать «просветительные» статьи, направленные против отмены авторского права, ликвидации Академии Художеств и уничтожения памятников.

Это побудило Фёдора Сологуба, принципиально бывшего против эмиграции, обратиться в декабре 1919 г. в советское правительство за разрешением выехать. Через полгода Сологуб написал новое прошение, на этот раз адресованное лично Ленину. В конце концов, разрешение было получено, и отъезд был запланирован на 25 сентября 1921 г. Однако томительное ожидание, прерываемое неисполняемыми обещаниями, надломило психику жены Сологуба, расположенной к сумасшествию. Именно в это время у неё случился приступ болезни. Вечером 23 сентября 1921 г., Чеботаревская бросилась с Тучкова моста в реку Ждановку. Смерть жены для Фёдора Сологуба обернулась непосильным горем, которое писатель не изжил до конца своих дней. К её памяти Сологуб будет постоянно обращаться в творчестве в оставшиеся годы. После смерти жены Сологуб уже не захотел уезжать из России.

В середине 1921 г. советское правительство издало несколько декретов, ознаменовавших начало эры НЭПа, после чего ожила издательская и типографская деятельность, восстановились заграничные связи. Тогда же появляются новые книги Фёдора Сологуба.

С конца 1921 г. книги Сологуба начинают издаваться и в Советской России: выходят поэтические сборники «Фимиамы» (1921), «Одна любовь» (1921), «Костёр дорожный» (1922), «Соборный благовест» (1922), «Чародейная чаша» (1922), роман «Заклинательница змей» (1921), отдельное иллюстрированное издание новеллы «Царица поцелуев» (1921), переводы.

Фёдор Сологуб остался в СССР и, чтобы продолжать активную литературную деятельность, с головой ушёл в работу петроградского, а с 1924 г. ленинградского Союза Писателей (в январе 1926 г. Сологуб был избран председателем Союза).

Последним большим общественным событием в жизни Фёдора Сологуба стало празднование его юбилея – сорокалетие литературной деятельности, отмеченное 11 февраля 1924 г. Чествование, организованное друзьями писателя, проходило в зале Александринского театра. На сцене с речами выступили Е. Замятин, М. Кузмин, А. Белый, О. Мандельштам. Как отмечал один из гостей, всё проходило так великолепно, «как будто все забыли, что живут при советской власти».

Новые стихи Сологуба можно было услышать только из уст автора, так как в печати они не появлялись. Сологуб написал около дюжины антисоветских басен, читались они лишь в узком кругу. В качестве внутренней оппозиции режиму (особенно после того, как вопрос с эмиграцией отпал) был отказ от нового правописания и нового стиля в творчестве и личной переписке.

В мае 1927 г., в разгар работы над романом в стихах «Григорий Казарин», Фёдор Сологуб серьёзно заболел. Умер Фёдор Сологуб 5 декабря 1927 г. Смерть наступила от миокардита, осложнённого атеросклерозом и воспалением лёгких. Похоронен на Смоленском православном кладбище рядом с могилой жены.

22 мая 2024

Труженик военной прозы

Литературный портрет к 100-летию со дня рождения Бориса Васильева
Читать далее