`
11 июня 2021

Русский стиль. Образный язык рельефа в искусстве

Уважаемые читатели! Предлагаем вам познакомиться с двумя новыми изданиями по истории русского искусства, поступившими в фонд нашей библиотеки. Это аудио-слайд-фильм и альбом рельефной графики.

Елфимова, Г. С. Образный язык рельефа в искусстве. Русский стиль [Электронный ресурс] : аудио-слайд-фильм / Г. С. Елфимова ; читает Е.М. Соболева ; Рос. гос. б-ка для слепых. — Электрон. дан. — М. : РГБС, 2020. — 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : зв.  (1 час.), моно. — Систем. требования: Проигрыватель Windows Media. — Загл. с контейнера.

Аудио-слайд-фильм подробно рассказывает об истоках русского стиля и основных художественных центрах, где русские мотивы возрождались не только в единичных образцах предметного мира, но и решались задачи, давшие толчок отечественному промышленному производству, формированию новых подходов к архитектуре, созданию произведений живописи, графики.

Фильм знакомит с уникальными произведениями, историческими фактами и будет полезен как библиотекарям, работающим с запросами профессиональных пользователей, так и широкому кругу читателей.

Cлово «рельеф» означает «выступ, выпуклость, подъем». В отличие от круглой скульптуры рельеф располагается на плоскости и рассчитан в основном на фронтальное восприятие. Он может иметь самостоятельное значение или являться частью архитектурного или скульптурного произведения.

Как  возник  рельеф?  Греческая  легенда  объясняет  возникновение рельефа следующим образом. Дочь коринфского горшечника Бутада у очага провожает своего жениха на войну. Его фигура, освещенная очагом,  бросает  тень  на стену. Девушка очертила ее углем, отец заполнил силуэт глиной, обжёг,  и таким образом получился первый рельеф.

Классический рельеф занимает промежуточное положение между скульптурой и живописью. По материалам и технике, для осязательного  восприятия  рельеф принадлежит скульптуре.  Вместе  с  тем, он имеет  родство  с  живописью, поскольку  связан  с плоскостью,  со  стеной. Однако было  бы  ошибкой  считать рельеф смесью скульптурных и  живописных элементов. Рельеф представляет собой совершенно самостоятельное искусство со своими принципами.

В России история рельефа началась с каменных убранств и иконостасной резьбы древнерусских храмов. А в светском искусстве первой половины XVIII века он развивался в декоре дворцовых фасадов и интерьеров, в портретной и медальерной пластике.

Расцвет классического рельефа пришелся на конец XVIII – первую треть XIX века, что было связано с учреждением Академии художеств в Петербурге в 1757 г. Основным назначением рельефа того времени было украшение фасадов и интерьеров зданий архитектуры. Сюжетами   являлись библейские и античные темы, а также события и герои российской истории.

Пример раннего классического рельефа — созданные для Мраморного дворца барельефы Ф. Шубина (1781-1782) «Великодушие Сцилиона Африканского», «Великодушие Павла Эмилия» и «Великодушные поступки графа А. Г. Орлова-Чесменского во время русско-турецкой войны.

Своего рода историческими «картинами» из жизни того, кому посвящался монумент, являются рельефы на пьедесталах памятников. Такой вид рельефа можно увидеть на пьедестале конной статуи Петра I, стоящей перед Михайловским замком, где размещены панорамные    барельефы «Полтавский бой» и «Взятие фрегатов при Гангуте». Они были основаны на гравюрах и выполнялись под руководством профессора М. И. Козловского выпускниками Академии художеств, получившими за эту работу большие золотые медали.

Важнейшим жанром станкового искусства уже в петровское время стал портрет. Наряду с парадными и камерными бюстами, традиционно использовалась форма рельефа. Например, «Портрет Петра I», выполненный Б. Растрелли (начало 1740-х гг.). Во второй половине столетия профильные изображения исполняли практически все скульпторы, работавшие в этой области. Непревзойденным оставался Ф. Шубин, к примеру, его работа «Портрет Федора Григорьевича Орлова» (1771). Особенно часто профильные скульптурные портреты делались для надгробных памятников.

Интересным явлением русского искусства эпохи романтизма стали миниатюрные восковые барельефы Ф. Толстого, часто именуемые «семейными портретами». Большинство запечатленных на них лиц принадлежало к роду графов Толстых.

Во второй половине XIX века рельеф продолжал сохранять свою значимость. В основном это были небольшие восковые рельефы на грифельных досках, чаще всего на библейские темы. Из типичных работ выделяются горельефы М. Антокольского «Еврей-портной» (1864) и «Еврей-скупой» (1865), вошедшие в историю русской пластики. В портретном жанре в это время проявилось стремление к почти фотографическому подобию («Портрет Л. П. Кочубей» работы П. Забелло, 1868).

Искусство рубежа XIX–XX веков отмечено разнообразием художественных течений и творческих индивидуальностей. Особенно показательны по своей стилистике чугунный рельеф «Птицы радости и печали Сирин и Алконост» (1900), модель панно для Каслинского павильона и горельеф «Офелия» (1901), созданные М. Диллон.

Абсолютно новый по содержанию вид рельефа, агитационный, возникает после Октябрьской революции. Работы Н. Альтмана «А. Луначарский» (1920),  С. Лебедевой «Робеспьер» (1920), предназначались для развески в помещениях или на фасадах домов по типу мемориальных досок. В тридцатые годы ХХ века официально утвержденный «социалистический реализм» возвращает к жизни монументальный рельеф, где появляются новые персонажи: революционные матросы, солдаты, рабочие, крестьяне и спортсмены.

Тема Октября присутствует, например, в оформлении здания Финляндского вокзала (архитектор Н. Баранов и Я. Лукин, 1955-1960).    Огромный фриз «Революция 1917 г.» выполнен без декоративных излишеств в духе «сурового стиля», существовавшего   в те годы.

XX век отмечен изменениями и в станковом рельефе. Явлением, поистине не имеющим аналогов в художественном мире, стали произведения студентов ленинградского Института народов Севера. Их пластические особенности были основаны на глубокой природной гармонии, уходящей корнями во многовековое прошлое северных народов. Портретные барельефы П. Бекерова (1928-1929) и  С. Намунки (1930-1931) передают образы-воспоминания о родных местах и людях. Творчество этих студентов было прервано войной и судьбы их неизвестны.

Важной для развития монументального рельефа стала тема победы в Великой Отечественной войне: памятники павшим воинам-защитникам, городам-героям, экипажам танков и кораблей. Многие из них представляют собой стены или стелы с рельефами. Большая часть памятников на военные темы возводятся в 1960-1970 гг.

Новым словом в отечественном искусстве рельефа становится созданный в 1976 г. «Сон в казарме» Д. Каминкера, с юмором, без прикрас раскрывающий тему армейской службы.

С конца восьмидесятых в искусстве рельефа художественные задачи воплощаются за счет необычных материалов. Такой подход возвращает рельеф к его функциональному назначению – служить украшением любого интерьера.

Новое слово в русском станковом рельефе конца 1990 годов – клееные из гофрокартона композиции.

Особый вид рельефа – нумизматика. Это медали разных лет, выполненные И. Егером, Я. Винером, А. Грилихесом; а также юбилейные монеты дореволюционной эпохи и памятные медали, плакаты советского времени.

К началу XXI века изменения в искусстве   затронули и   рельеф, который сближается с живописью, графикой, дизайном. А объектами работ, выполненных в этом жанре, может быть всё – от античных образов до виртуальных тем «компьютерной эпохи».

Образный язык рельефа в искусстве. Русский стиль [Шрифт Брайля] : альбом рельефной графики / Рос. гос. б-ка для слепых. — М. : РГБС, 2020. — 1 альбом : 10 рельеф.-граф. ил. : 29,7х21.

Альбом является приложением к аудио-слайд-фильму «Образный язык рельефа в искусстве. Русский стиль». В альбоме представлены рельефно-графические иллюстрации к аудио-слайд-фильму.

Рисунки систематизированы по эпохам и направлениям таким образом, чтобы могла прослеживаться эволюция развития и трансформации стиля в различных областях творческой деятельности.

Альбом может быть полезен людям, глубоко изучающим русское искусство, а также всем, кто интересуется русской культурой. Альбом может быть использован в работе с читателями, имеющими инвалидность по зрению.

12 апреля 2024

И однажды в полёте Гагарин…

Мероприятие ко Дню космонавтики
Читать далее