`
23 июля 2021

Тифлосурдопедагог Ольга Скороходова: к 110-летию со дня рождения

В этом году исполняется 110 лет со дня рождения Ольги Ивановны Скороходовой – знаменитой женщины-учёного, исследователя-дефектолога, единственного в мире слепоглухого научного сотрудника. Её имя широко известно всем, кто связан с дефектологией. Этот человек представляет собой величайший пример целеустремлённости, таланта, ума и оптимизма. При полном отсутствии зрения и слуха она создала несколько всемирно известных научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей. Занимаясь этой проблематикой, ей удалось описать особенности восприятия и воображения слепоглухого человека.

Ольга Скороходова родилась 24 июля 1911 года на Украине, в селе Белозёрка недалеко от Херсона, в семье бедных крестьян. Её отец был мобилизован в 1914 году и не вернулся с войны, а мать была батрачкой у священника. В возрасте пяти лет вследствие заболевания менингитом девочка полностью лишилась зрения и начала постепенно терять слух. Примерно до 11 лет она слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла. Слепая и глухая, она постепенно стала утрачивать навыки речи.

После смерти матери девочка некоторое время жила у родственников. Со временем они устроили её в школу слепых в Одессе. Однако там никто заниматься с ней индивидуально не стал, так как Ольга совсем не слышала, что говорит учитель. Окружающие пытались громко говорить ей на ухо, но она только ощущала дыхание, а не звуки.

Соколянский И. А.

В 1925 году Оля попала в школу-клинику для слепоглухонемых детей в Харькове, которую основал профессор Иван Соколянский. Под его присмотром у девочки восстановилась устная речь, она начала вести записи по самонаблюдению изо дня в день, развивая умение наблюдать и записывать. Свои наблюдений она вела совершенно самостоятельно и только в уже записанном виде показывала их педагогу.

Окончив среднюю школу по специальной программе, она решила продолжить учёбу. Оля мечтала поступить в Ленинградский педагогический институт, но планам не суждено было осуществиться, поскольку началась война. Во время оккупации она жила в Харькове в школе слепых и дома у своих учителей.

После освобождения Харькова в 1944 году переехала в Москву. После встречи со своим учителем Иваном Соколянским, который работал в Научно-практическом институте специальных школ в качестве старшего научного сотрудника, была зачислена в Институт дефектологии.

В течение жизни Ольга Скороходова опубликовала три книги о восприятии, представлении и понимании окружающего мира людьми с особенностями здоровья. Издания имеют не только художественную, но и высокую научную ценность и актуальны до сих пор.

В 1947 году была опубликована её первая книга под названием «Как я воспринимаю окружающий мир», в которой Скороходова рассказала, как знания, которыми овладевает человек, способны раздвигать границы переживаемого. После выхода книги в тираж Ольга Ивановна была зачислена на должность младшего научного сотрудника лаборатории по изучению и обучению слепоглухонемых.

В 1954 году книга была дополнена второй частью и опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Новый дополненный вариант этой книги «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» вышел в 1972 году.

После успеха своей книги Скороходова начала работать над книгой «Мои наблюдения над слепоглухонемыми», в которой подробно описала слепоглухих детей, воспитывающихся вместе с ней в Харьковской школе-клинике.

Ольга Скороходова имела научную степень кандидата педагогических наук, до конца своей жизни работала научным сотрудником в Лаборатории обучения и воспитания слепоглухих Института дефектологии в Москве, была автором многих научных и научно-популярных статей, стихов. Она часто выступала с лекциями перед студентами многих педагогических вузов Москвы и других городов.

В 1948 году Скороходова стала научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) НИИ дефектологии АПН СССР, где проработала до конца своей жизни.

Умерла Ольга Скороходова в 1982 году.

О. Скороходова – единственный в мире слепоглухонемой научный сотрудник, кандидат педагогических наук. Награждена Орденом Трудового Красного Знамени за заслуги по обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха и зрения.

Рассказывает Юлия Викторовна Федоренко, зав. кафедрой дефектологии и специальной психологии: «Ольга Скороходова – удивительный человек! С детства лишённая зрения, слуха, едва не лишившаяся возможности говорить, она не просто выжила, она стала знаменитым педагогом, дефектологом, учёным, труды которого актуальны до сих пор. Прожив долгую и наполненную смыслом жизнь, Ольга Ивановна оставила нам свои труды, свои стихи, свою историю стойкости и жизнелюбия.

Но мне хотелось бы также отметить человека, влияние которого на жизнь Ольги Скороходовой стало определяющим. Это её педагог, а впоследствии научный руководитель, профессор Иван Афанасьевич Соколянский. Именно благодаря заботе Соколянского, известного дефектолога, тифло- и сурдопедагога, стало возможным возвращение речи у почти утратившей эту функцию Ольги.

Этот пример ярко показывает, как важно ребёнку с особенностями развития встретить своего учителя! От профессионализма педагога зависит многое, но от дефектолога – ещё большее. Раскрасить мир красками и ощущениями, наполнить чувствами и смыслом – дефектологи это умеют! Но и сами долго этому учатся».

Думают иные — те, кто звуки слышат,

Те, кто видят солнце, звёзды и луну:
Как она без зренья красоту опишет?
Как поймёт без слуха звуки и весну?!
Я услышу запахи росы, прохладу,
Лёгкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать: люблю…
Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука — чувства трепетанье —
Я ловлю и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова,
Так, как любят запах нежного цветка.
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу…
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнётся ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше — чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.
Если вас чаруют красота и звуки, —
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.

Уважаемые читатели! КГБУК «ХКСБС» предлагает вашему вниманию  книги, имеющиеся в фонде библиотеки.

«Говорящие» книги из базы данных «говорящих» книг TalkingBook,

доступных для скачивания на флеш-карты.

Скороходова, О. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир [Электронный ресурс]  / О. Скороходова ; читает Т. Лузкова. – Электрон. дан. – ООО «ИПТК «Логосвос». – Режим доступа : http : // www.hksbs.ru, свободный. – (19 ч 09 мин 05 сек) : зв.

Предлагаемая книга — уникальное произведение автора, лишенного зрения и слуха. В ней с большой полнотой характеризуются особенности познавательных процессов человека, лишенного основных дистантных рецепторов.

25 апреля 2024

Кто они айны?

25 апреля группа инвалидов по зрению посетила экскурсию «Айны. Следы цивилизации»
Читать далее