23 июля 2021

Тифлосурдопедагог Ольга Скороходова: к 110-летию со дня рождения

В этом году исполняется 110 лет со дня рождения Ольги Ивановны Скороходовой – знаменитой женщины-учёного, исследователя-дефектолога, единственного в мире слепоглухого научного сотрудника. Её имя широко известно всем, кто связан с дефектологией. Этот человек представляет собой величайший пример целеустремлённости, таланта, ума и оптимизма. При полном отсутствии зрения и слуха она создала несколько всемирно известных научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей. Занимаясь этой проблематикой, ей удалось описать особенности восприятия и воображения слепоглухого человека.

Ольга Скороходова родилась 24 июля 1911 года на Украине, в селе Белозёрка недалеко от Херсона, в семье бедных крестьян. Её отец был мобилизован в 1914 году и не вернулся с войны, а мать была батрачкой у священника. В возрасте пяти лет вследствие заболевания менингитом девочка полностью лишилась зрения и начала постепенно терять слух. Примерно до 11 лет она слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла. Слепая и глухая, она постепенно стала утрачивать навыки речи.

После смерти матери девочка некоторое время жила у родственников. Со временем они устроили её в школу слепых в Одессе. Однако там никто заниматься с ней индивидуально не стал, так как Ольга совсем не слышала, что говорит учитель. Окружающие пытались громко говорить ей на ухо, но она только ощущала дыхание, а не звуки.

Соколянский И. А.

В 1925 году Оля попала в школу-клинику для слепоглухонемых детей в Харькове, которую основал профессор Иван Соколянский. Под его присмотром у девочки восстановилась устная речь, она начала вести записи по самонаблюдению изо дня в день, развивая умение наблюдать и записывать. Свои наблюдений она вела совершенно самостоятельно и только в уже записанном виде показывала их педагогу.

Окончив среднюю школу по специальной программе, она решила продолжить учёбу. Оля мечтала поступить в Ленинградский педагогический институт, но планам не суждено было осуществиться, поскольку началась война. Во время оккупации она жила в Харькове в школе слепых и дома у своих учителей.

После освобождения Харькова в 1944 году переехала в Москву. После встречи со своим учителем Иваном Соколянским, который работал в Научно-практическом институте специальных школ в качестве старшего научного сотрудника, была зачислена в Институт дефектологии.

В течение жизни Ольга Скороходова опубликовала три книги о восприятии, представлении и понимании окружающего мира людьми с особенностями здоровья. Издания имеют не только художественную, но и высокую научную ценность и актуальны до сих пор.

В 1947 году была опубликована её первая книга под названием «Как я воспринимаю окружающий мир», в которой Скороходова рассказала, как знания, которыми овладевает человек, способны раздвигать границы переживаемого. После выхода книги в тираж Ольга Ивановна была зачислена на должность младшего научного сотрудника лаборатории по изучению и обучению слепоглухонемых.

В 1954 году книга была дополнена второй частью и опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Новый дополненный вариант этой книги «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» вышел в 1972 году.

После успеха своей книги Скороходова начала работать над книгой «Мои наблюдения над слепоглухонемыми», в которой подробно описала слепоглухих детей, воспитывающихся вместе с ней в Харьковской школе-клинике.

Ольга Скороходова имела научную степень кандидата педагогических наук, до конца своей жизни работала научным сотрудником в Лаборатории обучения и воспитания слепоглухих Института дефектологии в Москве, была автором многих научных и научно-популярных статей, стихов. Она часто выступала с лекциями перед студентами многих педагогических вузов Москвы и других городов.

В 1948 году Скороходова стала научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) НИИ дефектологии АПН СССР, где проработала до конца своей жизни.

Умерла Ольга Скороходова в 1982 году.

О. Скороходова – единственный в мире слепоглухонемой научный сотрудник, кандидат педагогических наук. Награждена Орденом Трудового Красного Знамени за заслуги по обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха и зрения.

Рассказывает Юлия Викторовна Федоренко, зав. кафедрой дефектологии и специальной психологии: «Ольга Скороходова – удивительный человек! С детства лишённая зрения, слуха, едва не лишившаяся возможности говорить, она не просто выжила, она стала знаменитым педагогом, дефектологом, учёным, труды которого актуальны до сих пор. Прожив долгую и наполненную смыслом жизнь, Ольга Ивановна оставила нам свои труды, свои стихи, свою историю стойкости и жизнелюбия.

Но мне хотелось бы также отметить человека, влияние которого на жизнь Ольги Скороходовой стало определяющим. Это её педагог, а впоследствии научный руководитель, профессор Иван Афанасьевич Соколянский. Именно благодаря заботе Соколянского, известного дефектолога, тифло- и сурдопедагога, стало возможным возвращение речи у почти утратившей эту функцию Ольги.

Этот пример ярко показывает, как важно ребёнку с особенностями развития встретить своего учителя! От профессионализма педагога зависит многое, но от дефектолога – ещё большее. Раскрасить мир красками и ощущениями, наполнить чувствами и смыслом – дефектологи это умеют! Но и сами долго этому учатся».

Думают иные — те, кто звуки слышат,

Те, кто видят солнце, звёзды и луну:
Как она без зренья красоту опишет?
Как поймёт без слуха звуки и весну?!
Я услышу запахи росы, прохладу,
Лёгкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать: люблю…
Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука — чувства трепетанье —
Я ловлю и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова,
Так, как любят запах нежного цветка.
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу…
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнётся ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше — чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.
Если вас чаруют красота и звуки, —
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.

Уважаемые читатели! КГБУК «ХКСБС» предлагает вашему вниманию  книги, имеющиеся в фонде библиотеки.

«Говорящие» книги из базы данных «говорящих» книг TalkingBook,

доступных для скачивания на флеш-карты.

Скороходова, О. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир [Электронный ресурс]  / О. Скороходова ; читает Т. Лузкова. – Электрон. дан. – ООО «ИПТК «Логосвос». – Режим доступа : http : // www.hksbs.ru, свободный. – (19 ч 09 мин 05 сек) : зв.

Предлагаемая книга — уникальное произведение автора, лишенного зрения и слуха. В ней с большой полнотой характеризуются особенности познавательных процессов человека, лишенного основных дистантных рецепторов.

07 декабря 2022

Учись мыслить креативно!

Образовательный практикум по креативному мышлению
Читать далее
07 декабря 2022

«Цените мгновения»

Благотворительная передача автором книг в рамках международной акции «Эстафета доброты»
Читать далее