`
07 мая 2023

«Я воспитан природой суровой…»: к 120-летию со дня рождения Н. А. Заболоцкого, русского поэта

Николай Алексеевич Заболоцкий  родился 7 мая 1903 г. Его отец, Алексей Агафонович работал управляющим земской сельскохозяйственной фермой, а мать Лидия Андреевна – сельской учительницей. Детство Николая Заболоцкого прошло в Кизической слободе вблизи Казани. Когда мальчику исполнилось 7 лет, семья переехала в село Сернур Вятской губернии. В третьем классе сельской школы Николай «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи. С 1913 по 1920 г. он учился в реальном училище. Увлекался историей, химией и рисованием. По его собственным словам, природа Сернура отразилась во многих его стихотворениях.

В ранних стихах поэта смешивались воспоминания и переживания мальчика из деревни, органически связанного с крестьянским трудом и родной природой.

В 1920 г. он приехал в Москву и поступил на медицинский и историко-филологический факультеты. Далее обучался на отделении языка и литературы, которое закончил в 1925 г., имея, по собственному определению, «объёмистую тетрадь плохих стихов». В следующем году его призвали на военную службу.

Служил он в Ленинграде и уже в 1927 г. уволился в запас. Но именно в этих годах он написал первые настоящие поэтические произведения, обрёл собственный, ни на кого не похожий голос.

Заболоцкий увлекался живописью Филонова, Шагала и Брейгеля. Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь.

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.

Демобилизовавшись, поэт попал в обстановку последних лет НЭПа, сатирическое изображение которой стало темой стихов раннего периода, составивших его первую поэтическую книгу — «Столбцы». В 1929 г. она вышла в свет в Ленинграде и сразу вызвала литературный скандал и отрицательные отзывы в прессе, обвинявшей автора в юродствовании над коллективизацией.

Заболоцкий создал многомерные стихи. И первое их измерение – это острый гротеск и сатира на мещанский быт и повседневность, растворяющие в себе личность. Другая грань «Столбцов», их эстетическое восприятие, требует специальной подготовленности читателя.

Со стихотворения «Меркнут знаки зодиака» зарождается главная тема, нерв творческих поисков Заболоцкого, впервые звучит философская лирика. В её основе представление о мироздании как единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи, которые находятся в вечном взаимодействии и взаимопревращении. Поэтому именно Человек призван взять на себя заботу о преобразовании природы, но в своей деятельности он должен видеть в природе не только ученицу, но и учительницу, ибо эта несовершенная и страдающая «вековечная давильня» заключает в себе прекрасный мир будущего и те мудрые законы, которыми следует руководствоваться человеку.

Меркнут знаки Зодиака Над просторами полей.
Спит животное Собака, Дремлет птица Воробей.
Колотушка тук-тук-тук, Спит животное Паук,
Спит Корова, Муха спит, Над землей луна висит.
Над землей большая плошка Опрокинутой воды.
Спит растение Картошка. Засыпай скорей и ты!

Заболоцкий читал много и с увлечением: труды Ф. Энгельса, работы К. Тимирязева о растениях, Вернадского о био- и ноосферах, охватывающих всё живое и разумное на планете и превозносящих и то, и другое как великие преобразовательные силы; читал теорию относительности Эйнштейна.

В 1931 г. Заболоцкий познакомился с работами Циолковского, которые произвели на него неизгладимое впечатление. Циолковский отстаивал идею разнообразия форм жизни во Вселенной, явился первым теоретиком и пропагандистом освоения человеком космического пространства. В письме к нему Заболоцкий писал: «Ваши мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений глубоко волнуют меня, и они очень близки мне. В моих ненапечатанных поэмах и стихах я, как мог, разрешал их».

Публикация новой поэмы «Торжество земледелия», написанной в какой-то степени под впечатлением «Ладомира» Велимира Хлебникова (1933), вызвала новую волну травли Заболоцкого. Угрожающие обвинения в критических статьях (формализм, мистика, примитивизм, физиологизм, идеализм и пр.) всё более убеждали поэта, что ему не дадут утвердиться в поэзии со своим собственным, оригинальным направлением.

Это породило у него разочарование и творческий спад во второй половине 30-х годов. Вот тут и пригодился жизненный принцип поэта: «Надо работать и бороться за самих себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований и сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется — песня его спета. Вера и упорство. Труд и честность».

 

И Николай Алексеевич продолжал трудиться. Средства к существованию давала работа в детской литературе. В 1930-х годах он сотрудничал с журналами «Ёж» и «Чиж», писал стихи и прозу для детей (в том числе пересказал для детей «Гаргантюа и Пантагрюэля» Ф. Рабле).

Постепенно положение Заболоцкого в литературных кругах Ленинграда укреплялось. В 1937 г. вышла его книга, включающая в себя семнадцать стихотворений («Вторая книга»).

Заболоцкий начал работу над переводом древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве». Но наступившее благополучие было обманчивым.

19 марта 1938 г. Заболоцкий был арестован и затем осуждён по делу об антисоветской пропаганде. В качестве обвинительного материала в его деле фигурировали критические статьи, тенденциозно искажавшие идейную направленность его творчества, указывающие что «творчество Заболоцкого является активной контрреволюционной борьбой против советского строя, против советского народа, против социализма».

На допросах Н. А. Заболоцкий не признал обвинения в создании контрреволюционной организации, куда якобы должны были входить Николай Тихонов, Борис Корнилов и другие.

«Первые дни меня не били, стараясь разложить морально и физически. Мне не давали пищи. Не разрешали спать. Следователи сменяли друг друга, я же неподвижно сидел на стуле перед следовательским столом – сутки за сутками. Сознание стало затуманиваться, и я все силы напрягал для того, чтобы отвечать разумно и не допустить какой-либо несправедливости в отношении тех людей, о которых меня спрашивали». Это строки из мемуаров «История моего заключения» (опубликованы за рубежом на английском языке в 1981 г., в последние годы советской власти напечатаны и в СССР, в 1988 г.).

Срок он отбывал с февраля 1939 г. до мая 1943 г. в районе Комсомольска-на-Амуре, затем в Кулундинских степях. Частичное представление о его лагерной жизни даёт подготовленная им подборка «Сто писем 1938-44 г.», выдержки из писем к жене и детям.

С марта 1944 г. после освобождения из лагеря жил в Караганде. Там он закончил переложение «Слова о полку Игореве» (начатое в 1937), ставшее лучшим в ряду опытов многих русских поэтов. Это помогло ему в 1946 г. добиться разрешения жить в Москве.

В 1946 г. Заболоцкого восстановили в Союзе писателей. Начался новый московский период его творчества. Несмотря на удары судьбы, он сумел вернуться к неосуществлённым замыслам.

В написанных тогда стихотворениях «Слепой» и «Гроза» звучит тема творчества и вдохновения. Большинство стихотворений 1946-1948 г. получили высокую оценку сегодняшних историков литературы. Именно в этот период было написано «В этой роще берёзовой». Внешне построенное на простом и выразительном контрасте картины мирной берёзовой рощи, поющей иволги-жизни и всеобщей смерти, оно несёт в себе грусть, отзвук пережитого, намёк на личную судьбу и трагическое предчувствие общих бед. В 1948 г. выходит третий сборник стихов поэта.

В 1949-1952 годах крайнего ужесточения идеологического гнёта, творческий подъём, проявившийся в первые годы после возвращения, сменился творческим спадом и почти полным переключением на художественные переводы. Опасаясь, что его слова снова будут использованы против него, Заболоцкий сдерживал себя и не писал. Положение изменилось только после ХХ съезда КПСС, с началом хрущевской оттепели, ознаменовавшей ослабление идеологической цензуры в литературе и искусстве.

На новые веяния в жизни страны он откликнулся стихотворениями «Где-то в поле возле Магадана», «Противостояние Марса», «Казбек». За последние три года жизни Заболоцкий создал около половины всех произведений московского периода. Некоторые из них появились в печати. В 1957 г. вышел четвёртый, наиболее полный его прижизненный сборник стихотворений.

Цикл лирических стихов «Последняя любовь» вышел в 1957 г., «единственный в творчестве Заболоцкого, один из самых щемящих и мучительных в русской поэзии». Именно в этом сборнике помещено стихотворение «Признание», позже переработанное ленинградским бардом Александром Лобановским.

Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!

Хотя перед смертью поэт успел получить и широкое читательское внимание, и материальный достаток, это не могло компенсировать слабость его здоровья, подорванного тюрьмой и лагерем. 14 октября 1958 года он умер. Похоронили поэта на Новодевичьем кладбище.

Уступи мне, скворец, уголок,
Посели меня в старом скворешнике.
Отдаю тебе душу в залог
За твои голубые подснежники.

И такой на полях кавардак,
И такая ручьев околесица,
Что попробуй, покинув чердак,
Сломя голову в рощу не броситься!

После его смерти его поэзия стала широко издаваться, переводиться на иностранные языки, изучаться литературоведами.

Николай Заболоцкий является крупнейшим переводчиком грузинских поэтов.

Перу Заболоцкого принадлежит перевод поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре». О выполненном Заболоцким переводе «Слова о полку Игореве» Чуковский писал, что он «точнее всех наиболее точных подстрочников, так как в нём передано самое главное: поэтическое своеобразие подлинника, его очарование, его прелесть».

Заболоцкий писал: «Сейчас, когда я вошёл в дух памятника, я преисполнен величайшего благоговения, удивления и благодарности судьбе за то, что из глубины веков донесла она до нас это чудо. В пустыне веков, где камня на камне не осталось после войн, пожаров и лютого истребления, стоит этот одинокий, ни на что не похожий, собор нашей древней славы. Страшно, жутко подходить к нему. Невольно хочется глазу найти в нём знакомые пропорции, золотые сечения наших привычных мировых памятников. Напрасный труд! Нет в нём этих сечений, всё в нём полно особой нежной дикости, иной, не нашей мерой измерил его художник. И как трогательно осыпались углы, сидят на них вороны, волки рыщут, а оно стоит – это загадочное здание, не зная равных себе, и будет стоять вовеки, доколе будет жива культура русская».

Николай Заболоцкий был реабилитирован посмертно 24 апреля 1963 г. по заявлению жены.

Уважаемые читатели! КГБУК «ХКСБС» предлагает вашему вниманию  книги, имеющиеся в фонде библиотеки.

Книги  по  Брайлю

Заболоцкий, Н.  Стихотворения [Шрифт Брайля] / Н. Заболоцкий. — Изд. по Брайлю 1-е. — М. : МИПО Репро, 2018. — 1 кн. — (Библиотека всемирной литературы). — Перепеч. : М. : Эксмо, 2008.

Красота и трагизм природы, человек, его отношения с природой, его душа и творческий труд, любовь, социальные мотивы — все это мы находим в стихах интереснейшего поэта прошедшего века Н.А. Заболоцкого. Его поэзия продолжает великую традицию русской философской лирики и занимает достойное место в сокровищнице классической литературы.

Плоскопечатные книги

Заболоцкий, Н.  Столбцы [Текст] : стихотворения, поэмы / Н. Заболоцкий. — СПб. : Амфора, 2012. — 239 с. — (Серия «Великие поэты»).

Н. Заболоцкий — выдающийся русский поэт-философ. Его стихотворения напоминают части одного большого произведения — о месте человека во вселенской безграничности.

Заболоцкий, Н.  Жизнь Н. А. Заболоцкого [Электронный ресурс] / Н. Заболоцкий ; читает Е. Терновский. — Электрон. дан. — М. : ИПТК «Логосвос», 2013. — 1 ед. : зв. — Загл. из сопр. документации. — Режим доступа : http : // www.hksbs.ru, свободный доступ. — С изд. : М.: Согласие, 1998.

Фундаментальная биография великого русского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого создана его сыном Никитой Заболоцким на основе документов, писем, воспоминаний современников.

09 октября 2024

Знакомство с системой письма по Брайлю

Мастер-класс "Волшебные шесть точек" для студентов дневного и заочного отделений факультета "Стоматология" медицинского университета
Читать далее
08 октября 2024

Знакомство с библиотекой

студенты 2-го курса стоматологического факультета медицинского университета в рамках учебного процесса посетили библиотеку
Читать далее