30 октября 2017

В помощь дефектологу: список литературы за 1 полугодие 2017 г.

В рекомендательный список литературы «В помощь дефектологу» включены библиографические описания статей по дефектологии. В данный список вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых за 1 полугодие 2017 года, и содержит следующие разделы: «Общие вопросы», «Логопедия», «ЗПР», «Аутизм», «Нарушение интеллекта», «Нарушение речи», «Нарушение слуха». Предлагаемый список литературы адресован дефектологам, воспитателям детей с  различными нарушениями в развитии, библиотекарям, студентам.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Анфимова, С.В. Сценарий семинара-практикума «Индивидуализация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» [Текст] / С. В. Анфимова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №5. — С. 63-69.

Бабинова, Н.В. Брейнсторминг как форма проведения родительского собрания в ДОО [Текст] : сценарий родительского собрания на тему: «Экологическое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» / Н. В. Бабинова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №5. — С. 60-62.

Богачкова, Н.  Гениями не рождаются [Текст] : кинезиотерапия для детей / Н. Богачкова // Предупреждение плюс. — 2017. — №6. — С. 53-60.

Упражнения на развитие мелкой моторики; описание нейрогимнастики П. Дэннисона («Гимнастики мозга»).

Емельянова, И.  Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности ДОО [Текст] / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. — 2016. — №12. — С. 82-88.

Макарова, З.  Обморочные состояния у детей [Текст] / З. Макарова // Дошкольное воспитание. — 2017. — №6. — С. 58-63.

Статья информирует работников дошкольных организаций о причинах возникновения обмороков, мерах их предотвращения и оказании первичной помощи детям при развитии обморочного состояния.

Оганян-Захараш, Т.  Диагностика и результаты социализации дошкольников в группах комбинированной направленности [Текст] / Т. Оганян-Захараш, О. Болдинова // Дошкольное воспитание. — 2017. — №5. — С. 31-37.

В работе представлен комплекс методик диагностики социализации дошкольников в группах комбинированной направленности: цели, описание технологии проведения и обработки полученных результатов по каждой методике. С помощью количественного и качественного анализа результатов диагностики обоснована эффективность программы «Социализация дошкольников в группах комбинированной направленности».

Перегуд, А. И. Формирование у детей с ОВЗ позитивного отношения к миру — основополагающий фактор их дальнейшей  успешной социализации [Текст] / А. И. Перегуд, С. В. Конкевич, Е. М. Долганова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №5. — С. 44-50.

Федорова, С.  Психомоторное развитие дошкольников с учетом функциональной асимметрии мозга [Текст] / С. Федорова // Дошкольное воспитание. — 2017. — №6. — С. 64-69.

В статье раскрываются особенности психомоторного развития в дошкольном возрасте. Автор статьи предлагает комплекс гимнастических упражнений, разработанный с учетом функциональной асимметрии мозга ребенка-дошкольника.

Юматова, Д. Б. Рекомендации для родителей, воспитывающих «особого» ребенка [Текст] / Д. Б. Юматова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №2. — С. 67-68.

Рекомендации, разработанные специалистами социально-реабилитационного центра для родителей, которые позволят помочь сохранить здоровую атмосферу семьи, воспитывающей «особого» ребенка.

ОДА

Волошина, Л.  Профилактика плоскостопия у старших дошкольников [Текст] / Л. Волошина // Дошкольное воспитание. — 2016. — №12. — С. 74-81.

Докукина, Н. Е. Формирование временных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / Н. Е. Докукина // Дошкольная педагогика. — 2017. — №4. — С. 38-40.

Кадырова, А. М. Игры для развития просодических компонентов речи у детей с ДЦП [Текст] / А. М. Кадырова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №2. — С. 47-49.

Автор статьи описывает разработанную им картотеку игр, направленных на развитие просодических компонентов речи у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Кобзарь, Л.  Технологии игр с песком и водой [Текст] : коррекция психомоторного развития / Л. Кобзарь // Дошкольное воспитание. — 2017. — №2. — С. 65-72.

В статье представлен опыт работы по коррекции психомоторного развития у дошкольников с ДЦП и умственной отсталостью в условиях группы кратковременного пребывания ДОО.

Маталыгина, О. А. Нарушения опорно-двигательного аппарата в дошкольном возрасте [Текст] / О. А. Маталыгина // Дошкольная педагогика. — 2017. — №1. — С. 4-9.

Описание мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений осанки, сколиоза и плоскостопия. Даются рекомендации по организации правильного питания дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

АУТИЗМ

Аксенова, Т. В. Логопедическая диагностика и критерии оценки речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Т. В. Аксенова, О. В. Бухарина, Е. А. Осипова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №1. — С. 42-43.

Описание опыта работы учителей-логопедов с аутичными детьми в «Центре реабилитации ребенка».

Тонконог, Ю. А. Методика формирования вокально-речевых навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Ю. А. Тонконог // Дошкольная педагогика. — 2017. — №1. — С. 49-56.

Статья предлагает следующие сценарии, разработанные для работы с детьми с учетом их нарушений здоровья: осенний праздник «Как Капельки Тучу искали»; новогодний утренник «Как дети с Вьюгой подружились», выпускной утренник.

Яраева, В.  Аутизм: новое в диагностике и лечении [Текст] / В. Яраева // Будь здоров. — 2017. — №3. — С. 67-72.

Доктор медицинских наук, врач травматолог-ортопед и невролог А. П. Ефимов разработал новые методы диагностики и лечения  аутизма у детей.

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Афонина, Н.  «Русская весна» [Текст] : интегрированное коррекционно-развивающее занятие для детей 5-8 лет с общим недоразвитием речи / Н. Афонина // Дошкольное воспитание. — 2017. — №3. — С. 68-71.

Виноградова, Е. А. Формирование пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. А. Виноградова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №2. — С. 41-43.

В данной работе представлены игры по каждому направлению в развитии ориентировки в пространстве, с помощью которых можно успешно проводить коррекцию звукопроизношения.  Игры подбираются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, а также с учетом этапа логопедической работы по формированию правильного произношения конкретного звука.

Гладышева, И. В. Проект по взаимодействию учителя-логопеда с семьями воспитанников подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «Вместе весело шагать» [Текст] / И. В. Гладышева // Дошкольная педагогика. — 2017. — №4. — С. 31-33.

Данный проект направлен на оптимизацию коррекционно-образовательного процесса развития детей с общими нарушениями речи через выстраивание стратегии активного сотрудничества учителя-логопеда и семьи в условиях ФГОС ДО.

Максименко, О. П. Мой веселый звонкий мяч [Текст] / О. П. Максименко // Дошкольная педагогика. — 2017. — №1. — С. 47-49.

Описание вариантов игр с использованием мяча в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями речи.

Плаксина, И. О. Конспект образовательной деятельности «Лес волшебных слов» для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / И. О. Плаксина // Дошкольная педагогика. — 2017. — №4. — С. 41-43.

Сережкина, Н. Г. Интеграция в системе работы группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Н. Г. Сережкина, Е. А. Шестакова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №1. — С. 44-46.

Статья предлагает в качестве примера конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности.

Смелова, Н. А. Использование приемов самомассажа с детьми во взаимодействии с родителями [Текст] / Н. А. Смелова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №3. — С. 42-44.

Автор статьи описывает свою работу по преодолению нарушений звукопроизношения у детей: различные виды массажа — активизирующий и расслабляющий. Целью логопедического самомассажа являются стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Фалева, А. С. Природный материал для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи [Текст] / А. С. Фалева // Дошкольная педагогика. — 2017. — №5. — С. 37-43.

Исходя из проблемы, что дети с плохо развитой ручной моторикой испытывают трудности и в быту, и в образовательной деятельности, у автора статьи возникла идея создания проекта «Природные материалы для самомассажа детей с нарушениями речи».

ЛОГОПЕДИЯ

Антонова, О. А. Актуальные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О. А. Антонова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №5. — С. 51-53.

Давлетшина, Т. И. Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста: проект «Тропинками грамоты» [Текст] / Т. И. Давлетшина // Дошкольная педагогика. — 2017. — №2. — С. 20-27.

Статья включает описание этапов проекта, мастер-класс для родителей «Как помочь ребенку в подготовке к школе», конспект НОД в подготовительной группе «По тропинкам в страну Грамоту».

Гладковская, Л. М. Часы с кукушкой [Текст] : сказка для детей с общими нарушениями речи и заиканием / Л. М. Гладковская // Дошкольная педагогика. — 2017. — №5. — С. 71-72.

Еромыгина, М. В. Авторское игровое пособие «Артикуляционная мнемотаблица» [Текст] / М. В. Еромыгина // Дошкольная педагогика. — 2017. — №1. — С. 70-71.

Предлагаемый автором подход показал эффективность применения в логопедической практике, так как позволяет ребенку самостоятельно развивать артикуляционный аппарат с опорой на зрительный анализатор. С пособием легко и удобно работать логопеду, а для ребенка логопедическое занятие превращается в увлекательную игру.

Краева, Е. А. Роль игры в коррекционной работе с дошкольниками [Текст] / Е. А. Краева // Дошкольная педагогика. — 2017. — №5. — С. 70.

Описание многофункционального игрового логопедического пособия «Знай-ка», разработанного автором статьи.

Лавренова, Е. И. Использование авторских электронных образовательных ресурсов в логопедической работе с дошкольниками [Текст] / Е. И. Лавренова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №4. — С. 64-66.

Описание игр на закрепление правильного произношения изолированного звука и игр на развитие фонематического слуха.

Максименко, О.  Лягушка Клава [Текст] : логопедическая игрушка / О. Максименко // Дошкольное воспитание. — 2017. — №1. — С. 74-76.

Описание авторской логопедической игрушки-пособия, предназначенной для использования на занятиях по коррекции звукопроизношения у дошкольников.

Тихоненкова, Е. П. Развивающие игры в работе учителя-логопеда [Текст] / Е. П. Тихоненкова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №3. — С. 33-35.

Автор статьи дает описание дидактических игр («Говорящие ладошки», «Пальцеходы», камешки «марблс», массажный мяч су-джок), использующихся в работе логопеда и являющихся уникальным средством для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Тычинская, А. Ю. Дырокол как помощник в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками [Текст] / А. Ю. Тычинская // Современный детский сад. — 2017. — №3. — С. 48-49.

Описание вариантов дидактических игр с использованием нетрадиционного для логопедической и дефектологической практики инструмента — фигурного дырокола.

НАРУШЕНИЯ  ИНТЕЛЛЕКТА

Власенко, Ю. И. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с особыми образовательными потребностями [Текст] / Ю. И. Власенко, В. В. Игумнова, А. Н. Кирюшина, Е. Р. Железнова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №4. — С. 49-57.

Адаптированная образовательная программа для ребенка с умеренной степенью умственной отсталости, составленная с опорой на первый год обучения  по адаптированной основной образовательной программе дошкольного учреждения.

Круглова, Л. Г. Конспект занятия по аппликации «В ожидании весны» для детей среднего дошкольного возраста с нарушением интеллекта [Текст] / Л. Г. Круглова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №3. — С. 41-42.

У детей с нарушением интеллекта слабая любознательность,  плохая восприимчивость нового, поэтому данное занятие построено на часто сменяющихся видах детской деятельности.

ЗПР

Нуянзина, С. П. Конспект мероприятия для детей общеобразовательной группы и группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития [Текст] : старший дошкольный возраст / С. П. Нуянзина, В. Л. Куликова, К. В. Иваненко // Дошкольная педагогика. — 2017. — №4. — С. 28-31.

Тихонова, О. А. Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников с ЗПР как диагностическая и коррекционно-педагогическая технология [Текст] / О. А. Тихонова // Современный детский сад. — 2017. — №3. — С. 27-31.

Описание разработанного автором статьи комплекса, способствующего росту гибкости ориентировки в социальных ситуациях и развитию понимания взаимосвязи между эмоциями и мыслями. Данный комплекс может быть рекомендован к включению в коммуникативные тренинги педагога-психолога для детей с задержкой психического развития.