18 июня 2019

Абитуриентам 2019 года: обзор интервью запреда Комитета по образованию и науке ГД О. Н. Смолина

Совсем скоро у абитуриентов и их родителей начнётся горячая пора. От того, насколько хорошо вчерашний выпускник знаком со всеми правилами и нюансами поступления в вуз, зависит его дальнейшая судьба. В 2019 году в них появятся несколько нововведений. Слово депутату Госдумы семи созывов, первому запреду Комитета по образованию и науке ГД Олегу Николаевичу Смолину.

Какие нововведения появились в общих правилах приёма в вузы в 2019 году? — Принципиальные нововведения мне не известны. По-прежнему приём осуществляется в основном на основе Единого государственного экзамена, в некоторых вузах существуют дополнительные испытания. Предложения, в том числе министра просвещения Ольги Васильевой, поменять процедуру приёма в вузы не приняты. С другой стороны, не продвигается идея, в своё время озвученная руководителем Рособрнадзора Сергеем Кравцовым, ввести элементы устных экзаменов по гуманитарным предметам, включая историю и обществознание.

Какие льготы существуют у абитуриентов инвалидов по зрению?

— Закон не выделяет инвалидов по зрению в отдельную категорию, поэтому льготы прежние, а именно: инвалиды I и II группы, инвалиды с детства имеют право, во-первых, выбирать форму итоговой аттестации — классический экзамен либо ЕГЭ, и во-вторых, в пределах установленной квоты в 10% поступать в высшие учебные заведения вне конкурса. Напоминаю, что двумя недавно принятыми законами (ФЗ от 01.05.2017 № 93-ФЗ «О внесении изменений в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФЗ «О внесении изменения в статью 71 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 27.06.2018 № 162-ФЗ) возможности поступления в высшие учебные заведения расширились. Отменено обязательное представление Индивидуальной программы реабилитации и разрешено, как и всем остальным абитуриентам, подавать документы в пять вузов на три специальности в каждом. Долгое время такие законы не принимались, но при министре образования и науки Ольге Васильевой их удалось провести. Однако пока не удаётся продвинуть законопроект о том, чтобы, при необходимости, люди с инвалидностью могли получать бесплатно второе профессиональное или второе высшее образование.

— Какие изменения в системе итоговой аттестации девятиклассников произойдут в 2019 году?

— Изменения уже произошли. Их два. Первое — в девятом классе можно выбирать либо два обязательных экзамена, либо четыре. Почему как прежде нельзя выбирать, например, три, никому не известно. Недавно в московской школе «Технологии обучения» был проведён круглый стол, посвящённый государственной 3 итоговой аттестации. Этот вопрос был задан руководителю Рособрнадзора Сергею Кравцову, он обещал разобраться с этой проблемой. Второе изменение — устное собеседование по русскому языку. На мой взгляд, идея правильная, но условия слишком жёсткие. В частности, на подготовку к ответу даётся 15 минут. На том же круглом столе я обратил на это внимание Сергея Кравцова. Надеюсь, что времени ребятам на подготовку будет дано больше и стрессов у них окажется меньше.

— Что на, ваш взгляд, следует изменить в системе среднего образования незрячих и слабовидящих детей?

— Начну с того, что незрячие и слабовидящие дети учатся по тем же программам, что и дети обычные. Поэтому к ним относится общая формула успеха образовательной системы, а именно: лучшие отечественные традиции плюс новейшие технологии. Недавно я проанализировал базисные учебные планы советского периода и современные. И вот что оказалось. Первое. Резко сокращены все учебные предметы, которые, необходимы для модернизации страны. А именно математика, физика, химия, биология, технологии — от 15% до полутора раз. Второе. Сокращены практически все курсы, которые необходимы для формирования гражданина и российской гражданской идентичности. А именно русский язык, литература, история, география от 15% до полутора раз. При этом программы остались прежними или даже усложнились. В итоге очень многие современные дети «проходят» материал, что называется, «галопом по Европам» и в головах ничего не остаётся. Третье. Резко увеличено преподавание иностранных языков. Я, конечно, не разделяю мнение тех, кто говорит, что учебный план построен по принципу «раб должен быть здоров и знать язык своего хозяина», но не могу не сказать: да, иностранный язык весьма полезен, но русский язык и русская литература важнее. Это что касается проблем, общих для незрячих детей и всех остальных. Вторая специфическая тема — это псевдоинклюзия и падение качества подготовки педагогов для обучения ребят с ограниченными возможностями здоровья. Мы учились в коррекционной школе. Все наши педагоги или закончили Герценовский институт по специальности тифлопедагогика, или прошли в нём курсы повышения квалификации. Все знали систему Брайля и психологию детей с нарушением зрения. Сейчас ситуация другая. Даже в коррекционных школах далеко не все учителя знают систему специальных обозначений. В итоге падает качество подготовки по математике, физике, химии. Это необходимо исправлять. Вообще даже в наиболее продвинутых странах ребятам с нарушением зрения рекомендуют учиться не в любой школе, а в школе, где созданы специальные условия, коррекционные либо ресурсные. Мы уже псевдоинклюзии наглотались. В итоге не редко в коррекционные школы приходят из школ обычных ребята, которые ничего не умеют и сильно отстали в развитии от своих сверстников, которые учатся в специальных школах. Когда-то ученик знаменитого профессора В.П. Филатова профессор С.В. Кальфа рекомендовал моим родителям отдать меня в специальную школу и был прав. И я, несмотря на прошедшие десятилетия, рискну повторить эту рекомендацию.

— Почему сейчас молодёжь неохотно вступает в ВОС?

— Главных причин две. Одна со стороны молодёжи, другая со стороны ВОС. Начнём с молодёжи. Многие современные ребята достаточно прагматичны и понимают, что дополнительных материальных благ вступление в ВОС, как правило, не сулит. Поэтому часть остаётся вне организации, а некоторые пытаются создать собственную. Что же касается ВОС, то его материальные возможности сейчас совершенно другие. В советский период благодаря системе госзаказов на предприятиях Всероссийского общества слепых работали примерно 52 тысячи инвалидов по зрению. Они получали зарплату и пенсии, которые в сумме были заметно выше средней зарплаты по стране. Сверх того, за счёт наших предприятий оборудовались и строились больницы и школы, развивались спорт и культура слепых. Не говорю уже о том, что ежегодно десятки миллионов тех рублей, то есть сейчас это многие миллиарды, безвозмездно перечислялись в бюджет РСФСР. Другими словами, общество слепых было спонсором государства Российского. Сейчас ситуация другая, нам приходится постоянно просить поддержки у государства, а зарплата на предприятиях ВОС много ниже средней по стране. Возможностей для материальной поддержки членов у организации стало много меньше.

— Что даёт молодому человеку членство в ВОС?

— Прежде всего позволяет расширить круг общения. В восовских организациях существуют художественные и спортивные коллективы, обучение компьютерной грамотности, проводятся конкурсы и вечера. Появляются друзья, и возникают новые семьи. И вообще человек жив «не хлебом единым». В заключение хочу повторить то, что не раз говорил на встречах со старшеклассниками и студентами. Помните: к нам будут относиться как к равным только в том случае, если мы будем иметь уровень подготовки выше среднего.

По материалам прессы.