Для авторизации на сайте введите имя пользователя и пароль
Дошкольная логопедия: обзор новинок для специалистов в помощь коррекционной работе
Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР 5-7 лет/ З. Е. Агранович. – Санкт-Петербург : Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. — 112 с. : ил.
В сборник включены различные игры и упражнения, направленные на специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР, у детей дошкольного возраста. В соответствии с предложенным планированием занятий с сентября по май включительно специалисты совместно с родителями смогут эффективно корректировать речевые дефекты у детей. Дидактический материал пособия ориентирован на «красные даты» календаря, выполнение типовой программы обучения и воспитания в детском саду, а на также методические рекомендации, используемые в работе с дошкольниками с ОНР. Для воспитателей логопедических групп ДОУ компенсирующего вида, BI массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи, родителей.
В данном пособии представлено примерное планирование коррекционной работы по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников по годам обучения с сентября по май включительно, а также — различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР в дошкольном возрасте.
Целью предложенного дидактического материала является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении — во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т.д., т.е. в повседневной жизни.
Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей-логопатов к выполнению «домашних заданий» логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с диагнозом «общее недоразвитие речи» может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.
Содержание:
Примерное тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе ДОУ (ОНР, ФФНР)
Сентябрь 2, 3-я недели — обследование ребенка специалистом.
4-я неделя — «Осенняя ярмарка. Сад-огород» (овощи, фрукты, ягоды).
Октябрь 1-я неделя — «Откуда хлеб пришел»
2-я неделя — «Осень. Человек, одежда, обувь, головные уборы»
3-я неделя — «Дом. Мебель»
4-я неделя — «Лиственные деревья. Грибы»
Ноябрь 1-я неделя — «Домашние животные»
2-я неделя — «Перелетные птицы»
3-я неделя — «Звери наших лесов»
4-я неделя — «Осень» (обобщение).
Декабрь 1-я неделя — «Библиотека»
2-я неделя — «Зимующие птицы»
3-я неделя — «Хвойные деревья»
4-я неделя — «Новый год»
В основу данного пособия положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста, а также с учетом ведущей деятельности дошкольника — игры. Данный материал ориентирован на «красные даты» календаря, выполнение Программы обучения и воспитания в детском саду и методические рекомендации, которые используются в работе с дошкольниками с ОНР. Дидактический материал также может быть использован воспитателями логопедических групп ДОУ компенсирующего вида и воспитателями массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи.
Основы дошкольной логопедии : учебное пособие / авт.-сост. Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. — Москва : Эксмо, 2019. — 320 с.
Логопедическую работу среди детей с речевой патологией нужно начинать с самого раннего возраста. Заведующие ДОУ, методисты, воспитатели должны знать, не только как формируется речь в норме, но и с какими отклонениями и последствиями им придется столкнуться в процессе развития дошкольника. В пособии даны четкие рекомендации к организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями речи, обозначена важность и необходимость взаимодействия участников образовательного и реабилитационного процессов.
Успех ранней коррекции речевых недостатков во многом зависит от уровня профессиональной подготовки специалистов, работающих в дошкольных образовательных организациях, и участия родителей. Эта книга необходима всем, кто профессионально работает с детьми, — логопедам, дефектологам, воспитателям, а также рекомендована студентам педагогических колледжей, вузов и родителям. Рекомендовано к использованию научно-методическим советом Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.
Эта книга — один из самых актуальных учебников для логопедов. Кроме понятно изложенной теории в книге представлены схемы коррекционной работы по таким часто встречающимся нарушениям, как дефект озвончения и дефект смягчения.
Основы дошкольной логопедии написана такими метрами как Филичева Татьяна Борисовна, Орлова Ольга Святославна, Туманова Татьяна Володаровна. Авторы этого учебного пособия это уже «знак качества»! Написано простым, доступным языком, нет заумных фраз или сложных не понятных терминов. Если все же у вас возникнут затруднения с терминологией в конце есть определения терминов и понятий логопедии. Пособие расскажет вам теоретические основы (не большая часть, так что не устанете), затем виды речевых нарушений и основные направления их коррекции (этой части отведена большая часть книги) и организация психологи-педагогического сопровождения. Очень важно, что есть не только теория, не только описание нарушения, но и как можно диагностировать и в каком направлении (или и как) работать с этим нарушением. Рекомендовала бы эту унику не только студентам, но и практикующим логопедам как настольную книгу логопеда и особенно родителям (можно начинать читать еще при планировании или будучи в положении, так как описание развития речи идет с рождения)!
Целый раздел выделен для описания того, как должно осуществляться психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в России.
В пособии представлены материалы, связанные с изучением анатомо-физиологических процессов, дано описание разных форм проявления речевой патологии у дошкольников, рекомендации не только по исправлению выраженных недостатков, но и предупреждение их появления. Авторы стремились подчеркнуть необходимость ранней логопедической помощи: «В нашу задачу не входило дать подробное описание методики исправления каждого дефекта. Важно было показать, как в условиях образовательного учреждения педагог может помочь ребенку, а главное, своевременно оказать ему необходимую помощь».
Структурно пособие состоит из трех разделов, включающих в себя теоретические основы логопедии, виды речевых нарушений и основные направления их исправления, а также организацию психолого-педагогического и коррекционного сопровождения детей с нарушениями речи и коммуникации в России.
Парамонова, Л. Г. О заикании. Причины. Симптомы. Пути преодоления. Профилактика. 3-7 лет. ФГОС. / Л. Г. Парамонова. — Санкт-Петербург : Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. — 96 с.
Книга адресована неспециалистам, поскольку эффективность преодоления заикания очень во многом зависит именно от них, причем не только от педагогов и родителей, но и от самих заикающихся. Однако все эти люди, более всех других заинтересованные в устранении заикания, в массе своей не имеют необходимого представления ни о самом заикании, ни о причинах его возникновения, ни о путях преодоления. Это неизмеримо затрудняет достижение положительных результатов логопедической работы, поскольку и сами заикающиеся, и окружающие их люди чаще всего невольно противодействуют этому в силу отсутствия у них необходимых знаний. Основной задачей данной книги является восполнение этого пробела путем донесения в доступной для неспециалистов форме необходимых для них сведений о заикании и путях его преодоления. Книга рассчитана на родителей заикающихся детей, на педагогов дошкольных и школьных учреждений и на самих заикающихся, достигших соответствующего возраста. Может быть рекомендована также логопедам и студентам дефектологических факультетов педвузов.
Написать эту книгу, адресованную родителям и педагогам заикающихся детей, а в известной степени и самим заикающимся подросткам и взрослым, меня заставил не только профессиональный, но и чисто человеческий долг.
Случилось так, что самыми первыми пациентами в практике моей логопедической работы оказались взрослые заикающиеся, общение с которыми наложило неизгладимый отпечаток на всю мою дальнейшую профессиональную судьбу и как преподавателя вуза, и как логопеда-практика. Эти очень дорогие мне люди уже с самых первых моих шагов в избранной специальности позволили мне понять и всей душой прочувствовать, что значит для человека патология речи и насколько сильно она ограничивает его в жизни, нередко безжалостно разбивая самые радужные мечты…
Именно понимание этого заставляет меня обратиться к периоду раннего детства — к тому времени, когда у ребенка еще нет заикания или когда оно лишь недавно возникло. В это время его появление еще можно предупредить или уже возникшее заикание сравнительно легко преодолеть. А поскольку и то и другое во многом зависит от сознательных усилий родителей и педагогов дошкольных и школьных учреждений, то в первую очередь именно им и адресована эта книга.
Заикание относится к одному из самых мучительных для человека речевых расстройств, потому что по непонятной для него причине речь вдруг отказывает ему в самый ответственный момент, оставляя полностью беспомощным перед своим собеседником…
Над решением проблемы заикания человечество бьется не одно столетие, однако и сегодня в ней остается еще много неясного. Но это касается в основном, вопроса понимания самой сущности заикания, тогда как практика его преодоления насчитывает существенные достижения, которые помогают людям полностью избавиться от этого недуга или значительно улучшить и облегчить свою речь.
О возможности полного преодоления заикания в любом возрасте свидетельствуют многие факты. Например, еще в V веке до нашей эры путем упорной самостоятельной работы над речью полностью избавился от заикания величайший древнегреческий оратор Демосфен, который, страдая в прошлом тяжелейшим заиканием, впоследствии обрел возможность произносить свои блестящие речи перед многотысячными аудиториями и буквально покорять ими слушателей. Далее.
Многие труды о заикании написаны бывшими заикающимися, тоже полностью преодолевшими этот недуг и посчитавшими своим долгом поделиться опытом обретения здоровой речи с «друзьями по несчастью». И наконец, в нашей сегодняшней жизни мы также постоянно наблюдаем многочисленные примеры полного избавления людей от заикания.
Содержание книги:
Глава 1. Общие сведения о заикании
Невротическое и неврозоподобное заикание
Причины заикания
Симптомы (признаки) заикания
Пути преодоления заикания
Комплексный метод преодоления заикания
Преодоление недавно возникшего заикания
Особенности преодоления заикания у подростков и взрослых
Формы организации работы с заикающимися
Устранимость заикания
Эффективность преодоления заикания и влияющие на его устранимость
Рецидивы заикания и пути их предупреждения
Профилактика заикания в детском возрасте
Дети «группы риска» в отношении заикания
Профилактика невротического заикания
Профилактика неврозоподобного заикания
Ускоренная речь и пути ее преодоления