06 августа 2018

Фильмы про людей, а не про их особенности

Именно так можно определить суть лент, показанных на VIII Международном кинофестивале о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров». В программе фестиваля нет фильмов про «плохих и хороших ребят», про  мировые катаклизмы и супергероев. Зато в каждом рассказывается об обычной жизни не совсем обычных людей — тех, кому ежедневно приходится преодолевать либо собственные «особенности развития», либо предубеждение окружающих, а часто — и то, и другое сразу. Да, таких фильмов снимается на порядок меньше, чем киношного ширпотреба, но они есть. В 2017 году 72 фильма из 25 стран вошло в программу форума. Фильмы очень разные — художественные, документальные и анимационные, длинные и короткие, подробно анализирующие проблему, рассказывающие «историю человека» — и фиксирующие одно-единственное событие, меняющее жизнь героя. Например, пронизанный нежным лиризмом фильм Алены Штумф «Слушай сердцем» (Россия), который длится меньше трех минут. Но этого времени хватает, чтобы веселая молодежная компания на пляже научила танцевать одинокую девушку с проблемами слуха. Лента, как, впрочем, и множество других, не получила никакого приза, но то, что практически каждый фильм, показанный на трех площадках фестиваля, достоин премии, говорили все члены жюри. И тут же добавляли: главная награда — выход к зрителю, на большой экран. Большинство лент, представленных на фестивале «Кино без барьеров», не показывают ни в кинотеатрах, ни на телевидении. Если позволяют условия контракта, то их могут выложить в Интернет. Именно это произошло с испанским мультфильмом «Веревки» («Сuerdas»), который за два года собрал на Ютубе почти 60 тысяч просмотров. Кстати, на «Кино без барьеров» этот немного наивный, но добрый мультик про дружбу девочки с мальчиком на коляске был назван лучшим анимационным фильмом. Одна из причин отсутствия картин в свободном доступе — требование многих кинофестивалей, не принимающих фильмы, которые запущены в прокат. На успешную фестивальную историю не без оснований надеется и режиссер фильма «Ананас» Владимир Рудак, живущий в Петрозаводске. Передвигаясь на коляске, он умудрился на народные (!) деньги снять полнометражный художественный фильм о молодом человеке, который после травмы сел в коляску и внезапно почувствовал себя в центре внимания. Это ощущение так понравилось герою, что, даже научившись ходить, он не хочет расставаться с новым образом жизни. Смешной и мудрый одновременно, «Ананас» вместе с фильмом Дарьи Хреновой «Кто будет моим мужем?» заслуженно получил Специальный приз-упоминание председателя жюри, режиссера Александра Велединского. Поздравляя конкурсантов с победой, он отметил: «Эти картины остроумны, откровенны, искренни и очень кинематографичны. Они не заставляют жалеть, они заставляют задуматься». Заставляют задуматься и многие другие ленты. Проблема взрослой жизни людей с синдромом Дауна была затронута сразу в нескольких фильмах. Приз за лучший полнометражный игровой фильм получила лента «Мое дикое сердце» (Великобритания), которая рассказывает о том, как сложно стать самостоятельным молодому человеку, который родился с синдромом Дауна и пороком сердца. Главного героя в ней играет актер с синдромом Дауна Стивен Брэндон, получивший на фестивале еще один приз — как лучший актер. Его он разделил с Диланом Харманом Ливаджей, исполнившим главную роль в не менее драматичном и посвященном той же теме фильме «Малыш-радуга» (Канада). Лучшими актрисами стали Марго Каргил и Алекс Балмер, сыгравшие подруг в фильме «Пробуждение» (Великобритания). Обе актрисы — незрячие. В фильме веселая и жизнерадостная незрячая негритянка средних лет помогает избавиться от одиночества своей соседке, у которой, кроме слепоты, есть еще и сложности с передвижением. Ничего не видит и герой фильма «Ион» (Бельгия), получившего приз как лучший документальный полнометражный фильм. Это — история человека, который родился в Румынии во времена режима Чаушеску. Сейчас он работает в Федеральной полиции Бельгии, занимаясь прослушкой телефонных разговоров. Но мало кто знает, какой долгий путь пришлось пройти Иону с семьей, прежде чем их жизнь вошла в мирное русло. Сразу несколько лент подняли проблему того, как человек с особенностями развития приспосабливается к жизни в мире, полном барьеров. У героя лучшего документального короткометражного фильма «Устойчивость» (Швеция), Мейя Луа, который живет в Бразилии, из-за врачебной ошибки с раннего детства парализованы ноги. Он долго стеснялся этого, но в какой-то момент понял: суть проблемы — не в ногах, а в отношении к себе. И тогда Мейя начинает новую жизнь. Он ходит на ногах и руках — так удобнее преодолевать лестницы, зарабатывает на жизнь пением в автобусах и благодарит Бога за все, что тот ему посылает. Непросто живется и герою ленты «На уровне глаз» (Германия), признанной самым жизнеутверждающим фильмом фестиваля. Вдобавок ко всем испытаниям, обычным для человека маленького роста, судьба добавляет ему еще одно. У него есть сын Михаэль, который после смерти мамы находит своего отца. Мальчик не знал, что отец — карлик, и не был готов к такой встрече. Путь к взаимопониманию двух родных людей оказался очень не прост. Но, пожалуй, ничьи проблемы не сравнятся с теми, которые ежедневно решает героиня ленты «Без преград» (Ирландия), ставшей лучшим фильмом о правах людей с инвалидностью. В оригинале лента названа «Без конечностей, без пределов», и это — не преувеличение. Пятый ребенок в семье, Джоанна О’Риордан родилась без обеих рук и ног. Вокруг малышки объединилась вся небогатая, но дружная родня. Благодаря фонду, созданному специально для помощи Джоанне, уже в 2 года у девочки появилась первая электроколяска. В 15 лет она добилась отмены решения о сокращении в Ирландии выплат по инвалидности. А накануне своего 16-летия выступила с трибуны ООН, призвав программистов всего мира поставить информационные технологии на службу людям с тяжелыми формами инвалидности. В Москву девушка приехала вместе с братом Стивеном — режиссером фильма. Удивительно живая и обаятельная, она, без преувеличения, стала звездой фестиваля. Лучшим фильмом, ломающим стереотипы, была названа художественная лента «Возьми меня» (Канада). Ее герои — молодые люди, муж и жена, из-за тяжелых физических нарушений практически ничего не могут делать самостоятельно. Их обслуживают сиделки, и однажды ребята просят нового сотрудника центра помощи людям с инвалидностью помочь им заняться любовью. Но к такому повороту событий мужчина оказывается не готов. А вот героиня фильма «Влюбленный аутист» (США) смогла оценить человеческие качества влюбленного в нее юноши с аутизмом. И — осталась с ним на всю жизнь. Чтобы понять сложность этого поступка, нужно хотя бы раз увидеть, как элегантный, чуть застенчивый 50-летний интеллектуал вдруг начинает бегать по комнате, гримасничая и выкрикивая бессвязные слова — так он сбрасывает накопившееся напряжение от необходимости «быть, как все». Герой фильма, Р. В. Кьюзер, признается, что только поддержка жены позволила ему побороть депрессию и примириться с самим собой… О праве каждого на любовь размышляет и ирландский режиссер Терри Маккмахон в своем фильме «День Патрика», который получил Гран-при фестиваля. Эта провокационная и одновременно печальная романтическая картина рассказывает, как чувство перевернуло упорядоченную жизнь юноши с психическим расстройством. Вручая приз, Александр Велединский особо отметил, что это решение жюри приняло в каком-то внезапном единодушном порыве. Выступая с ответным словом, режиссер признался: «В моей жизни было множество фестивалей, но из них — особенные. Один в Нью- Йорке, второй — в Стокгольме и третий, самый особенный — в Москве. Все их в мире, раздираемом противоречиями, объединила одна идея — показать, что значит быть человеком с инвалидностью в любой точке земного шара. Я каждый раз убеждался, что вокруг много людей без инвалидности, которые живут предрассудками, чтобы оправдать собственную трусость, и немало людей с инвалидностью, которые каждый день доказывают, что герои существуют. Это я и показал в своем фильме». Завершая церемонию закрытия, директор кинофестиваля «Без барьеров» и РООИ «Перспектива» Денис Роза подчеркнула: «VIII кинофестиваль стал очередным этапом развития для нашей организации. Мы вышли на новый уровень, и это не может не радовать. У нас все больше зрителей, мы охватываем все больше площадок для показа фильмов и проведения дискуссий, мы проводим детскую программу и привлекаем аудиторию разного возраста, класса, рода занятий. Фестиваль становится связующим звеном между разными слоями общества, между людьми с инвалидностью и без нее. Он все популярнее, и это неудивительно, ведь все любят смотреть кино. Это — искусство, которое позволяет легко включиться, начать сопереживать и проникаться историями других людей. Когда зритель смотрит фильмы нашего фестиваля, он визуализирует все то, о чем раньше только слышал и о чем строил догадки. И героям наших документальных фильмов сопереживают так же, как героям проникновенных художественных картин. Помимо фильмов, мы предлагаем обсуждения и встречи с режиссерами, актерами, героями картин, и в этом наш фестиваль уникален. Он предполагает полное погружение и подробное знакомство с миром интересных, неординарных и ярких людей с инвалидностью». Сказано точно и справедливо.

По материалам прессы.