23 сентября 2019

Использование кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ в детском саду: обзор статьи

Наилучшая для ребенка та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для детей наилучшая игрушка — это кучка песка. К. Д. Ушинский

В современном обществе все чаще возникает проблема воспитания и обучения детей, имеющих особенности в развитии.

Для детей с задержкой психического развития, задержкой речевого развития, для детей с РАС, детей с синдромом Дауна, детей, имеющих сложные дефекты характерны снижение познавательной активности, бедность запаса сведений об окружающем мире, повышенная утомляемость, низкая самооценка и отставание всех психических процессов. Это приводит к тому, что дети с трудом приобретают необходимые знания и представления об окружающем мире. Они нуждаются в специальном образовании, подборе нетрадиционных методов психокоррекции. Одним из таких методов является применение песочной терапии. Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции и активно используется педагогами-психологами. Песочная терапия — одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. Одним из методов песочной терапии является использование в коррекционно-развивающей работе кинетического песка.

Кинетический песок (его еще называют живым) — новый и необычный материал. Кинетический песок прекрасно держит форму, при этом легко распадается, а сама структура песка одновременно прочная и пористая. С этим песком можно работать на любой поверхности. Кинетический песок напоминает мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый. При работе с ним руки остаются сухими и чистыми. Этот песок подходит аллергикам. Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. При использовании кинетического песка в коррекционной деятельности с детьми решаются следующие задачи. 1. Развитие познавательно-речевой активности. 2. Коррекция поведения. 3. Расширение знаний и представлений об окружающем мире. 4. Раскрытие творческого потенциала. 5. Развитие всех форм мышления. 6. Улучшение внимания и памяти. 7. Формирование активной жизненной позиции. 8. Повышение самооценки. 9. Развитие коммуникативных способностей.

Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны, игра дает им богатые кинестетические ощущения. При любом взаимодействии с песком используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушарий, а также их взаимодействие. При таком подходе гармонизируется эмоциональное состояние. У детей активно развивается мелкая моторика: каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, маленькие фигуры побуждают детей с ОВЗ задействовать полностью всю кисть руки — и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система. После нескольких песочных занятий дети начинают активнее говорить, становятся более спокойными. Подобные занятия являются очень полезными для детей с ОВЗ, часто имеющими задержку речи, психического развития, когнитивных способностей. Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде.

Использование песочной терапии имеет много положительных моментов: в песочнице активно развивается тактильная чувствительность пальцев рук; в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь; совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры; песок, как и вода, поглощает отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми с ОВЗ.

По материалам статьи.

Арсланова, Е. В. Использование кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ в детском саду [Текст] / Е. В. Арсланова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №1. — С. 49-50.

Описание опыта активного использования песочной терапии в контексте коррекционно-развивающей работы.