29 мая 2019

Л. Н. Ростомашвили – автор методики адаптивного физического воспитания слепых и слабовидящих детей

Ростомашвили, Людмила Николаевна (25 октября 1950, Зугдиди, Грузия – 7 декабря 2016, Санкт-Петербург) – российский тифлопедагог, доктор педагогических наук, профессор, основатель нового направления в области адаптивного физического воспитания детей с множественными нарушениями развития. Родилась в простой, рабочей семье, воспитывалась одной мамой.

В 1967 году, окончив 4-ю русскую школу, став единственной женщиной города — мастером спорта СССР по спортивной гимнастике, поступила в Тбилисский институт физической культуры. В том же году в составе сборной Грузии была участницей Спартакиады народов СССР, где отличилась в вольных упражнениях, завоевав малую золотую медаль.

В 1973-1978 годы, выйдя замуж за морского врача, жила и работала в городе Североморске. За это время впервые в истории города подготовила из отобранных ею девочек команду по спортивной гимнастике, победившую всех в Мурманской области. В 1972 году родилась слепая дочь и Л. Н. Ростомашвили всю себя посвятила ей.

1987-1990 годы закончила с отличием Педагогический Университет им. А. И. Герцена, специальность – тифлопедагогика.

1985-2001 годы работа в школе-интернате слепых и слабовидящих детей им. К. Грота. Создает первую в стране Программу интеграции детей-инвалидов в общество зрячих сверстников. Это была первая в России комплексная оздоровительная программа по коррекции двигательных нарушений средствами адаптивного физического воспитания. Программа утверждена Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга и признана авторской. 10-летние слепые ученики Л. Н. Ростомашвили могли пройти весь маршрут по памяти. Использовались подошвенные ощущения, мышечные чувства, осязание, слух, температурная чувствительность и обоняние. Защитила кандидатскую диссертацию. Присвоено звание «Почетный работник общего образования»

2001-2016 годы — работа в Институте специальной педагогики и психологии. Людмила Николаевна с сотрудниками создает один из первых факультетов в стране, где работает над проблемами адаптивной физической культуры. Бессменно возглавляет одноименную кафедру и Факультет. Член Президиума Паралимпийского комитета города Санкт-Петербурга; член редколлегии журнала «Адаптивная физическая культура». Награждена золотой медалью и специальным Олимпийским орденом «Честь и Благородство» .

1996-2016 годы – сотрудничает с Университетом им. П. Ф. Лесгафта. За заслуги в спортивной науке и образовании награждена медалью Петра Лесгафта, присвоено почетное звание «Почетный Лесгафтовец».

2006-2016 годы – сотрудничество с детским домом-интернатом для детей с множественными нарушениями в Сергиевом Посаде. Здесь разработано новое направление не только в России, но и во всем мире, в адаптивном физическом воспитании детей со сложными нарушениями развития. Основные идеи нового направления:

1.Концентрировать внимание, прежде всего на способностях ребенка, а не на его недостатках.

2.Л.Н.Ростомашвили призывала своих последователей выработать в себе безоценочное восприятие подобного ребенка, толерантное отношение к имеющимся у него проблемам.

Впервые в отношении, признанных во всем мире «необучаемыми», детей сделан вывод: пошаговое, семиэтапное формирование двигательного действия дает принципиальное доказательство возможности освоения двигательных умений детьми со сложными нарушениями.

Проведенное исследование Л. Н. Ростомашвили и ее учениками открыло перспективы для разработки коррекционно-развивающих, коррекционно-оздоровительных, рекреативных и индивидуальных программ абилитации «особых» детей во всем мире.

Похоронена Л. Н. Ростомашвили в городе Санкт-Петербурге на Большеохтинском кладбище, Тобольская дорожка.

Уважаемые читатели! Предлагаем материал по данной теме, имеющийся в фонде библиотеки.

Ростомашвили, Л. Н. Адаптация образовательного процесса в высшем учебном заведении в соответствии со стандартом по направлению подготовки 49.03.02 — физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Избранные статьи Л.Н. Ростомашвили. — 2011-2016. — С. 23.

В статье рассматриваются возможность и перспективность создания адаптированных программ, обеспечивающих успешность получения образования обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС высшего образования.

Ростомашвили, Л. Н. Дидактические средства адаптивного физического воспитания детей со сложными нарушениями развития [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Избранные статьи Л.Н. Ростомашвили.

В представленных дидактических средствах значительное место отводится тем средствам, которые наилучшим способом способствуют формированию у «особых» детей двигательных действий, входящих в разряд жизненно необходимых.

Ростомашвили, Л. Н. Интерпретация результатов комплексного исследования проявлений тревожности у детей со сложными нарушениями развития [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Избранные статьи Л.Н. Ростомашвили. — 2011-2016. — С. 47.

В статье рассматриваются результаты исследования диагностики проявления тревожности, их взаимосвязь между признаками различных психических образований у детей младшего школьного возраста со сложными нарушениями развития с целью последующего уточнения направлений и объема коррекционно-педагогического воздействия на этих детей.

Ростомашвили, Л. Н. Использование элементов спортивного рок-н-ролла в адаптивной физической культуре детей с депривацией зрения [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Избранные статьи Л.Н. Ростомашвили. — 2011-2016. — С. 12.

В статье представлена информация о специфике и содержании танцевальных занятий с использованием элементов спортивного рок-н ролла в работе с детьми младшего школьного возраста с депривацией зрения. Подробно рассматриваются особенности организации и методики проведения танцевальных занятий, обосновывается возможность включения их в образовательный процесс специальных (коррекционных) школ III-IV вида с целью развития координационных способностей у детей с депривацией зрения.

Ростомашвили, Л. Н. Коррекция явлений вегетативной дисфункции у младших школьников с общим недоразвитием речи средствами адаптивного физического воспитания [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Избранные статьи Л.Н. Ростомашвили. — 2011-2016. — С. 12.

Применение разработанной коррекционно-развивающей методики адаптивного физического воспитания у младших школьников с ОНР явилось эффективным средством оптимизации регуляции вегетативных функций организма.

Ростомашвили, Л. Н. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением зрения [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Избранные труды. — 2018.

Ростомашвили, Л. Н. (к.п.н., доцент). Методические рекомендации и требования к организации процесса адаптивного физического воспитания детей со сложными нарушениями развития [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Избранные статьи Л.Н. Ростомашвили.

В статье раскрывается краткая характеристика особенностей развития детей младшего школьного возраста со сложными нарушениями развития. Представлены методические рекомендации и некоторые требования к организации процесса адаптативного физического воспитания детей со сложными нарушениями развития.

Ростомашвили, Л. Н. Программно-методическое обеспечение адаптивного физического воспитания детей со сложными нарушениями развития [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Избранные статьи Л.Н. Ростомашвили. — 2011-2016. — С. 52.

Рассматриваются особенности психофизического развития, своеобразие психомоторного развития детей со сложными нарушениями, методическое обеспечение адаптивного физического воспитания, включающее в себя коррекционно-развивающую программу и инновационную методику обучения двигательным действиям детей со сложными нарушениями развития.

Ростомашвили, Л. Н. Психическое развитие детей со сложным нарушением развития [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Избранные труды. — 2018.

Ростомашвили, Л. Н. Своеобразие сенсорной интеграции детей со сложными нарушениями развития [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Избранные статьи Л.Н. Ростомашвили. — 2011-2016. — С. 8.

В статье представлена краткая характеристика сенсорной системы и своеобразие сенсорной интеграции детей со сложными нарушениями развития.

Ростомашвили, Л. Н. Современное состояние образования слепоглухих детей в Российской Федерации [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Избранные статьи Л.Н. Ростомашвили. — 2011-2016. — С. 26.

В статье представлено своеобразие психофизического развития слепоглухих детей, стратегические направления физкультурного образования, современное состояние обучения и воспитания слепоглухих, анализ работы конференции, организованной Фондом поддержки слепоглухих.

Ростомашвили, Л. Н. Технология коррекционно-развивающего обучения детей со сложными нарушениями развития [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Избранные статьи. — 2011-2016. — С. 18.

В статье представлено краткое содержание отдельных компонентов технологии коррекционно-развивающего обучения двигательным действиям детей со сложными нарушениями развития.

Заходякина, К. Ю. Коррекция двигательных нарушений у младших школьников с общим недоразвитием речи средствами адаптивного физического воспитания [Текст] / К. Ю. Заходякина, Л. Н. Ростомашвили // Избранные статьи Л.Н. Ростомашвили. — 2011-2016. — С. 14.

Применение программы адаптивного физвоспитания у младших школьников с ОНР явилось эффективным средством коррекции двигательных нарушений, повышения физической подготовленности, а также оптимизации психоэмоционального состояния и стимулирования речевого развития.