`
20 апреля 2018

«Научи, сказка!»: эффективное направление реабилитации детей с ОВЗ по зрению

В апреле 2018 г. наша библиотека получила подарок от коллег из Красноярской краевой специальной библиотеки — центра социокультурной реабилитации инвалидов по зрению. Это комплект из 5 дисков с озвученными обучающими сказками для дошкольников «Научи, сказка!».  Ведь именно сказка является для любого ребенка первым учебником, по которому маленький человек начинает учиться жить.

Автор сказок — детская писательница Ирина Гурина (г. Санкт-Петербург). Методические рекомендации разработаны практикующим психологом Лилией Булавкиной, магистрантом Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. В озвучивании сказок по ролям участвовали: сотрудники красноярской краевой спецбиблиотеки, волонтеры-учащиеся красноярских школ и диктор-волонтер Лариса Булавкина.

Аудио-издания дополняет методическое пособие «Обучающие сказки как эффективное направление реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению» с рекомендациями для родителей, сотрудников специализированных детских учреждений и специальных библиотек, разработанное практикующим психологом, магистрантом Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева Лилией Булавкиной.

Обучающие сказки, представленные на данных дисках, предназначены для помощи слабовидящим и незрячим детям. Использование обучающих сказок, усиливает педагогическое воздействие, направляет ребенка в его индивидуальном и социальном развитии. Очень многие базовые понятия и навыки, важные для развития, закладываются в период раннего и дошкольного детства. Сознание ребенка учится слышать наставления, и происходит это легко и естественно, поскольку сказочный язык прост и доступен для восприятия. Обучающая сказка в доходчивой форме подскажет, как поступать в различных ситуациях, не быть жадным, хитрым, лживым, не брать чужие вещи без спроса, оказывать помощь близким, то есть наглядно объяснит, что такое хорошо и что такое плохо.

Детям с нормальным зрением озвученные сказки также будут очень полезны, поскольку у современных детей чрезвычайно перегружен зрительный канал восприятия информации, а это ведет к ослаблению образного мышления и воображения, приводит к преобладанию пассивных форм восприятия. Для них также необходима активизация слухового канала восприятия.

Каждый диск посвящен определенной теме: «Гигиенические навыки», «Навыки самостоятельности и приучения к порядку», «Развитие души: нравственные основы поведения»,  «Развитие навыков общения и сотрудничества», «Правила безопасности ребенка».

Каждый раздел сопровождается методическими рекомендациями, которые помогают организовывать групповые и индивидуальные занятия с детьми. Регулярные занятия будут закреплять в сознании ребенка те или иные нормы поведения, и развивать необходимые навыки.

Первым идет раздел «Гигиенические навыки», поскольку овладение этими навыками является первой ступенькой в освоении ребенком окружающего мира. В обучении самых маленьких детей, с одного до двух лет, лучше всего подходят короткие рифмованные строчки. Складная ритмичная речь воспринимается ребенком легко, с положительными эмоциями, и через определенное количество повторений запоминается. Важно прослушивать те или иные стихи непосредственно перед теми действиями, о которых там идет речь. Стихотворные строчки предлагаются: для начала дня («Мы проснулись, потянулись», «Снует зубная щетка»); для процедуры подстригания ногтей («Покажи-ка ноготок»); для вечернего купания («Зайкино купание»). Начиная с двух лет можно переходить на прослушивание сказок и уже ими иллюстрировать те же режимные моменты.

Заключительная сказка первого раздела «Про Витю-грязнулю» представляет собой достаточно большой текст с целой системой образов. Тему приучения к самостоятельности продолжает и второй диск. Это тексты, которые сопровождают все дневные действия ребенка: «Застилание кроватки», «За столом», «Завтрак», «Обед», «Ужин», «Учимся одеваться», «Уборка», «Сказка про ночные страхи». Шуточное стихотворение «Застольные страдания» и сказка «Почему нужно кушать» настраивают ребенка есть с желанием, с аппетитом. В целом, освоение основных гигиенических навыков должно завершиться к четырем годам.

В третьем и четверном разделах, охватывается следующий важный этап в развитии ребенка – это формирование принципов построения отношений с другими людьми. Здесь предложены стихи и сказки для преодоления инстинкта собственности, жадности, проявлений агрессии. Продолжается развитие таких качеств, как вежливость и дружелюбие, взаимопомощь.

Пятый раздел, посвящен безопасности детей. Ребенок обязательно должен осознать суть запрета, ведь без объяснений и доказательств он не сможет усвоить запрет и быстро забудет его. Если же доступно объяснить, чем именно ему грозит нарушение конкретного запрета, то можно добиться необходимого результата. И здесь сказочные герои помогают усвоить основные правила безопасного поведения. Для закрепления обучающих тем, методичка предлагает ряд вопросов по прослушанным сказкам.

Этот комплект был выпущен в рамках одноимённого проекта, получившего грантовую поддержку  Фонда Михаила Прохорова и призван способствовать социокультурной адаптации детей-инвалидов по зрению дошкольного возраста посредством обучающих сказок.

В ХКСБС комплект «Научи сказка» с успехом использует в своей работе с детьми наш педагог-психолог Е. А. Сосновская.

Благодарим коллег за подарок и надеемся, что наши читатели оценят этот педагогический труд.

Научи, сказка! [Электронный ресурс] : обучающие сказки И. Гуриной / Красноярская краевая специальная библиотека — центр социокультурной реабилитации инвалидов по зрению. — Электрон. дан. — Красноярск : КСБ, 2016. — 5 эл. опт. дисков (CD-ROM) : зв.  (4 час.22 мин.30 сек.), моно. — Систем. требования: CD плеер mp3. — Загл. с контейнера.

0+