`
30 мая 2023

Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» № 1, 2023 г.: обзор журнала

Уважаемые читатели! Предлагаем вам познакомиться с периодическими изданиями из фонда нашей библиотеки.

Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» основан в 2008 г В настоящее время журнал издается с периодичностью 4 номера в год.

Целью этого издания является пропаганда научных достижений в области организации учебного и воспитательного процесса для людей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, в том числе олигофренопедагогики, медико-психолого-педагогического сопровождения самих детей с различными нарушениями развития, а также создания образовательных траекторий для одаренных детей. В центре внимания различные формы дошкольного и школьного образования, в том числе семейного.

Все публикуемые в журнале материалы проходят обязательное рецензирование членами редколлегии.

В состав редколлегии журнала «Коррекционная педагогика: теория и практика» входят 12 ведущих специалистов, представляющих передовые научные центры Москвы и Уфы, занимающиеся проблемами специального образования. Среди них 10 докторов наук, признанных отечественных специалистов в области инклюзивного образования и коррекционно-развивающего обучения, логопедии, дефектологии и комплексной реабилитации.

В каждом выпуске журнал отдает дань знаменитым юбилярам-экспертам в области коррекционно-развивающей помощи, авторам практических методик и учебно-методических работ по проблемам комплексной реабилитации и специального образования детей.

Традиционными разделами являются оригинальные статьи по актуальным проблемам коррекционной педагогики, инновационным технологиям обучения и воспитания лиц с ОВЗ, случаи из опыта деятельности и рекомендации практикующих логопедов, дефектологов, методистов центров реабилитации инвалидов и специальных учебных заведений для детей с особенностями развития и т.д.

На страницах журнала рассматриваются такие вопросы:

— технологии работы с детьми с нарушениями в развитии;

— особенности работы с дошкольниками;

— возможности специальных образовательных учреждений в коррекции развития образования особых детей;

— обмен опытом лучших педагогов и дефектологов страны.

Журнал адресован специалистам, работающим в области специальной педагогики: логопедам, сурдо-, тифло-, олигофренпедагогам, учителям-дефектологам, воспитателям и методистам детских садов, родителям, воспитывающим особенного ребенка.

Содержание журнала «Коррекционная педагогика: теория и практика» № 1-2023.

Воронкова, В. В. Методика обучения русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / В. В. Воронкова  // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 1. — С. 5-10.

Рассматриваются особенности обучения инвалидов с различными нарушениями, кроме умственных нарушений. Отмечается, что данная категория требует особых условий.

Гусейнова, А. А. Профессиональная ориентация лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А. А. Гусейнова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 1. — С. 11-19.

В статье представлены результаты мониторинга деятельности по организации профориентации лиц с ОВЗ. Обозначены существующие проблемы при выборе профессий обучающихся с ОВЗ и пути из решения.

Меднова, М. Е. Разработка индивидуальных программ обучения для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития [Текст] / М. Е. Меднова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 1. — С. 20-28.

В статье освещены вопросы организации образовательного процесса детей с РАС в сочетании с интеллектуальными нарушениями. Представлены рекомендации для педагогов по составлению специальной индивидуальной программы развития (СИПР).

Симонова, В. Д. Современные информационные технологии в  образовании детей с тяжелыми множественными нарушениями развития [Текст] / В. Д. Симонова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 1. — С. 29-32.

В статье представлен опыт работы применения современных информационных технологий в обучении детей с ТМНР.

Ларина, Е. А. Использование учителем-логопедом нейрофизиологических методов обследования при дифференциальной диагностике речевых нарушений [Текст] / Е. А. Ларина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 1. — С. 33-41.

В статье представлен анализ нейрофизиологических исследований, которые расширяют представления о структуре дефекта при нарушениях речи, позволяют провести более точную дифференциальную диагностику.

Мартынова, Е. В. Нейропсихологический подход к изучению особых образовательных потребностей дошкольников с недостатками речевого развития [Текст] / Е. В. Мартынова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 1. — С. 50-55.

Автором представлены методика обследования и результаты исследования речи детей дошкольного возраста.

Колягина, В. Г. Игра как способ коррекции коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с РАС [Текст] / В. Г. Колягина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 1. — С. 56-61.

В статье рассмотрена специфика игровой деятельности у детей с РАС, перечислены упражнения, способствующие развитию игровой деятельности, раскрыта сущность игротерапии как средства коррекции детей дошкольного возраста с РАС.

Адамова, М. Н. Коррекционно-развивающее и эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в период внеурочной деятельности в специальной коррекционной школе [Текст] / М. Н. Адамова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 1. — С. 62-68.

В статье рассматривается возможность использования кружковой работы как эффективную форму творческого подхода воспитания детей с ОВЗ. В качестве модели рассматривается организация кружка в формате кукольного театра.

Веревкина, С. А. Развитие исследовательских умений у детей с ОВЗ через программу преемственности в условиях реабилитационного центра [Текст] / С. А. Веревкина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. № 1. — С. 69-72.

В статье представлены направления работы в сфере обучения познанию окружающего мира детей с ОВЗ. Рекомендуется к прочтению студентам и специалистам, работающим в коррекционной педагогике и социальной сферах.

Ревякина, Е. Г. Сайт и блог педагога как инструмент цифровизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) [Текст] / Е. Г. Ревякина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 1. — С. 73-76.

В данной статье описан опыт использования сайта и блога учителя географии школы-интерната в учебно-воспитательном процессе детей с нарушениями интеллекта.

Пищулина, О. В. Организация внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната [Текст] / О. В. Пищулина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 1. — С. 77-79.

Опыт работы педагога-библиотекаря специальной школы-интерната.

Калюта, В. И. Работа с родителями как важная составляющая деятельность службы психолого-педагогического сопровождения образовательной организации [Текст] / В. И. Калюта // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 1. — С. 80-85.

В статье рассматриваются проблемы, возникающие в процессе взаимодействия образовательной организации с родителями детей с трудностями в обучении (с ОВЗ).

Голованова, Н. В. Новая форма семейного отдыха для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей [Текст] / Н. В. Голованова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 1. — С. 85-88.

Статья посвящена изучению проблемы организации семейного отдыха для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Авторами представлена инновационная технология по созданию условий для преодоления изолированности семей. Статья может быть полезна родителям особых детей, специалистам социальной сферы и коррекционной педагогики, студентам.

Станишич, Я. Ж. Сравнительный анализ уровня сформированности словообразовательных навыков у дошкольников с нарушенным  нормальным речевым развитием [Текст] / Я. Ж. Станишич // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 1. — С. 88-96.

Одной из важных задач речевого развития в дошкольном возрасте является овладение детьми навыков словообразования. На основе экспериментального изучения проведен сравнительный анализ уровня сформированности словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным и нормальным речевым развитием.