09 февраля 2017

Социальная реабилитация: список литературы за 2015 г.

Обзор литературы, полученной Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых в 2015 г. Материал расположен в алфавитном порядке авторов и заглавий. Предлагаемая литература может быть использована специалистами, воспитателями специальных школ, родителями детей-инвалидов, студентами.

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями — одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Она направлена на восстановление здоровья, трудоспособности, социального статуса личности, его правового положения, морально-психологического равновесия, уверенности в себе.

Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них — независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, — все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.

Основная цель социальной реабилитации – восстановление способностей инвалида к самостоятельной семейно-бытовой и общественной деятельности, обеспечение ему оптимального режима общественной и семейно-бытовой деятельности в конкретных социально-средовых условиях, восстановление социального статуса (восстановление человека как личности,  включая физиологические, физические, психологические и социальные его функции).

Социальная реабилитация инвалидов рассматривается как комплекс мероприятий. Он направлен, в первую очередь, на оказание помощи данной категории граждан в достижении и поддержки оптимальной степени их участия во взаимодействии и коммуникации с обществом. Это наиболее полно интегрирует инвалидов в общество, обеспечивая, тем самым, позитивные изменения в их образе жизни. Одним из востребованных направлений социокультурной реабилитации инвалидов является туризм. Туризм стал реальной возможностью для людей с ограниченными возможностями здоровья выразить и проявить себя. Инвалидный туризм является весьма эффективным методом социальной и психологической реабилитации данных категорий граждан.

Отделения социальной реабилитации организуют поэтапное выполнение индивидуальных программ комплексной реабилитации людей с ограниченными возможностями, обучает навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения, осуществляет патронаж семей, предоставляет услуги транспортного обслуживания маломобильных категорий инвалидов. Предоставление всесторонней помощи особым людям, в том числе детям и членам их семей, внедрение современных технологий и реализация программ комплексной реабилитации является основной целью деятельности таких учреждений.

Реабилитация инвалидов с помощью физической культуры, спорта, приобщение к различным видам искусства, раскрытие творческого потенциала являются самыми перспективными и наглядными направлениями, поскольку позволяют сформировать потребность в физическом совершенствовании, духовном и культурном развитии, что в итоге становится важным средством их всесторонней реабилитации и социальной адаптации.

Уважаемые читатели! КГБУК «ХКСБС» предлагает вашему вниманию библиографический список литературы по данной теме.

Барышева, А.Н. Реабилитация детей с ОВЗ в трудной жизненной ситуации [Текст] / А.Н. Барышева // Социальная педагогика. – 2014. — №5. – С. 61-66.

Статья посвящена каникулярному отдыху воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типов, их социально-педагогической и психологической реабилитации. Приводится программа летнего отдыха.

Борисенко, Т.Н. Первичная социализация дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях стационара [Текст] / Т. Н. Борисенко // Логопед. — 2015. — №1. — С. 80-90.

Статья посвящена проблеме социальной адаптации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Рассматриваются особенности развития таких детей, специфика и принципы коррекционной логопедической работы с ними, а также способы первичной социализации в условиях стационара.

Бруштейн, И.  «Всегда спеши к своей звезде!» [Текст] : будни и праздники Курского музыкального коллежда — интерната для слепых / И. Бруштейн // Социальное обслуживание. — 2015. — №2. — С. 10-19.

Быкова, О.Г. Опыт работы комплексного центра социального обслуживания по социальной адаптации слабовидящих граждан [Текст] / О.Г. Быкова // Социальное обслуживание. – 2014. — №5. – С. 54-56.

Описание методов социально-психологической и социально-бытовой реабилитации инвалидов по зрению.

Варлакова, Н.И Социальный туризм как эффективная технология социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов [Текст] / Н.И Варлакова // Социальное обслуживание. — 2015. — №2. — С. 45-49.

Дерюжева, И.Т.  Куклотерапия в реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов [Текст] / И. Т. Дерюжева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2014. — №1. — С. 22-30.

В статье говорится о применении на практике метода куклотерапии в реабилитации. Описываются этапы работы с куклой-марионеткой: изготовление куклы и вождение куклы.

Жукова, Т.Н. Организация межведомственного взаимодействия учреждений социальной сферы в комплексной реабилитации инвалидов [Текст] / Т.Н. Жукова // Социальное обслуживание. – 2014. — №5. – С. 57-60.

Журавлева, Г.В. Поддержка позитивного настроя семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Г.В. Журавлева // Социальное обслуживание. – 2014. — №11. – С. 69-77.

Опыт работы по созданию клуба социальной поддержки родителей детей с ОВЗ, описание коммуникативных тренингов, сценарии занятий.

Зайфиди, П.К. Внедрение современных технологий в деятельность учреждений социального обслуживания [Текст] / П.К. Зайфиди // Социальное обслуживание. – 2014. — №7. – С. 16-21.

Из практики работы центра реабилитации инвалидов.

Кайгородова, В.И. Карта социальной реабилитации как форма отслеживания динамики коррекции и развития ребенка [Текст] / В.И. Кайгородова // Социальная педагогика. – 2014. — №5. – С. 67-79.

Карта социальной реабилитации воспитанников детского приюта (г. Белов).

Кроткова, А. В. Организация и основные положения, определяющие содержание коррекционной работы по социальному развитию и воспитанию дошкольников с церебральным параличом [Текст] / А. В. Кроткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №2. — С. 33-42.

В статье представлены основные методические подходы к определению содержания и выбору организационных форм работы по социальному развитию и воспитанию детей с ДЦП.

Лапшина, Е.В. Комплексный подход к социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях детского дома-интерната [Текст] / Е. В. Лапшина // Социальное обслуживание. — 2015. — №2. — С. 78-81.

Лижник, А.  Искусство фото доступно незрячим [Текст] / А. Лижник // Наша жизнь. — 2014. — №6. — С. 68-71.

Автор статьи утверждает, что фотодело является не только увлекательным видом творчества, но и отличным методом реабилитации данной категории людей с ограниченными возможностями здоровья.

Логинова, Н.В. Предоставление реабилитационной помощи людям с ограниченными возможностями здоровья в центре реабилитации инвалидов [Текст] / Н.В. Логинова // Социальное обслуживание. – 2014. — №7. – С. 33-37.

О деятельности отделений социальной и медико-социальной реабилитации.

Малофеев, Н.Н. Значение Церкви в формировании отношения к инвалидам в обществе (по материалам XXIII Международных Рождественских образовательных чтений) [Текст] / Н. Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №3. — С. 20-24.

В статье представлена информация о работе тематической секции, посвященной роли Церкви в помощи детям и взрослым людям с инвалидностью. Кратко изложены сообщения о различных социальных проектах, направленных на интеграцию детей и молодых людей с ОВЗ в общество.

Махмудова, А. Реабилитация спортом [Текст] / А. Махмудова // Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения. – 2014. — №4. – С. 38-41.

Под влиянием занятий спортом у инвалидов расширяется круг общения и социальной активности, меняются интересы, мотивы, ценностные ориентации. Это, в свою очередь, создает предпосылки к обретению социальной, психической, бытовой независимости, самоактуализации и интеграции в обществе.

Морозова, В.А. Опыт работы педиатрического бюро по социально-педагогической реабилитации детей с инвалидностью / В.А. Морозова // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2014. — №4. – С. 10-15.

Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский. Вступительное слово к книге «Инвалид в храме: помощь людям с проблемами слуха и зрения» [Текст] / Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №3. — С. 25-26.

В предисловии к книге, написанной главой Синодального отдела по благотворительности епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном, говорится о необходимости преодоления барьера, изменения отношения к людям с инвалидностью.

Поникарова, Л. А. Моя первая книга [Текст] : детско-родительский проект социализации школьников с речевыми нарушениями / Л. А. Поникарова // Логопед. — 2015. — №2. — С. 44-50.

Порохина, Ж.В. Применение методов когнитивно-поведенческой психотерапии в психологической реабилитации клиентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / Ж.В. Порохина // Социальное обслуживание. – 2014. — №8. – С. 49-57.

Практика работы детского дома-интерната для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии по лечебно-профилактической деятельности и социализации воспитанников [Текст] // Социальное обслуживание. — 2015. — №3. — С. 56-62.

Савва, архиепископ Тираспольский и Дубоссарский. Проблемы социализации инвалидов и помощь Церкви в их решении [Текст] / Савва, архиепископ Тираспольский и Дубоссарский // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №3. — С. 27-32.

Статья содержит размышления о необходимости формирования в обществе принимающего, уважительного и милосердного отношения к людям с особыми нуждами. Огромное значение для всех — «больных» и «здоровых» — имеет общение  друг с другом, участие прихожан в делах милосердия.

Савин, А.Ю. Социальная реабилитация пожилых людей и инвалидов в геронтологическом центре [Текст] / А.Ю. Савин, Н.В. Щербинина // Социальное обслуживание. – 2014. — №5. – С.19-31.

Сальников, В.И. Социальная адаптация и реабилитация граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях [Текст] / В.И. Сальников // Социальное обслуживание. – 2014. — №6. – С.19-26.

Саркисян, Л. И. Социализация и интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития [Текст] / Л. И. Саркисян // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №1. — С. 20-24.

Статья посвящена развитию инклюзивного образования в Армении. Описан опыт школы в которой работает автор, обсуждается участие общественных организаций в развитии интегративных процессов в образовательной системе страны.

Сетракова, Д.  Творческая реабилитация [Текст] / Д. Сетракова // Наша жизнь. — 2014. — №6. — С. 71-73.

Статья об одном из способов социокультурной реабилитации для незрячих — бисероплетении.

Сушкова, Г.М. Туризм — действенное средство реабилитации инвалидов с психоневрологическими заболеваниями [Текст] / Г.М. Сушкова // Социальное обслуживание. — 2015. — №1. — С. 34-40.

Тимошенко, Е.И. Технология социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов в центре социального обслуживания [Текст] / Е.И. Тимошенко // Социальное обслуживание. – 2014. — №11. – С. 47-52.

Описание форм, направлений и новых технологий социальной реабилитации.

Тюрина, О.П. Реабилитация инвалидов посредством творчества, физической культуры и спорта в деятельности реабилитационного центра для лиц с умственной отсталостью [Текст] / О.П. Тюрина // Социальное обслуживание. – 2014. — №10. – С. 51-61.

Фоминых, Т.А. Реализация социального проекта «Связь поколений» на примере социально-реабилитационного центра для детей с ОВЗ [Текст] / Т. А. Фоминых // Социальное обслуживание. — 2015. — №3. — С. 76-84.

Фомичева, Л.В. К вопросу о социализации ребенка раннего возраста с нарушением зрения [Текст] / Л. В. Фомичева // Специальное образование. — 2014. — №2. — С. 57-64.

В статье актуализируется проблема личностного развития ребенка с нарушением зрения в ранние годы жизни. Обозначены и раскрыты необходимые условия успешного социального развития таких детей.

Хомякова, И.А. Индивидуальное сопровождение ребенка-инвалида в процессе комплексной реабилитации [Текст] / И.А. Хомякова // Социальное обслуживание. – 2014. — №5. – С.72-80.

Чепурышкин, И.П. Социализация воспитанников интернатных учреждений с ОВЗ [Текст] / И.П. Чепурышкин // Социальная педагогика. – 2014. — №4. – С.75-83.

Опыт работы педагогического коллектива «Починковской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VII-VIII видов», направленный на социализацию воспитанников. Приводится сценарий семейного праздника «Я, мой брат, моя сестра».

Шаповаленко, Л.М. Содержание и организация деятельности реабилитационного центра для детей-инвалидов и детей с ОВЗ [Текст] / Л. М. Шаповаленко // Социальное обслуживание. — 2014. — №12. — С. 83-88.

Статья о деятельности Бикинского реабилитационного центра для инвалидов и детей с ограниченными возможностями (Хабаровский край).

Шашина, Н.В. Из опыта работы реабилитационного центра по комплексной реабилитации детей – инвалидов [Текст] / Н.В. Шашина // Социальное обслуживание. – 2014. — №7. – С. 70-77.

Юбилейный год — интересные проекты [Текст] // Наша жизнь. — 2015. — №2. — С. 16-25.

На вопросы журналиста отвечает ведущий специалист по социокультурной реабилитации МГО ВОС Мария Хамонина.