`
14 октября 2019

В помощь дефектологу: новые поступления литературы за первое полугодие 2019 г.

В рекомендательный список литературы «В помощь дефектологу» включены библиографические описания статей по дефектологии. В данный список вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых за 1 полугодие 2019 года, и содержит следующие разделы: «Общие вопросы», «Логопедия», «НОДА», «Аутизм», «Нарушение интеллекта», «Нарушение речи». Предлагаемый список литературы адресован дефектологам, воспитателям детей с различными нарушениями в развитии, библиотекарям, студентам.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Арсланова, Е. В. Использование кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ в детском саду [Текст] / Е. В. Арсланова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №1. — С. 49-50.
Описание опыта активного использования песочной терапии в контексте коррекционно-развивающей работы.

Горбушина, С. Б. Информационно-образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Путешествие в удивительный мир зоопарка» [Текст] / С. Б. Горбушина // Дошкольная педагогика. — 2019. — №1. — С. 40-43.
Описание информационно-образовательного проекта, целью которого является овладение детьми с ОВЗ основными культурными способами деятельности, проявление самостоятельности, активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности.

Емельянова, О. «Пальчики-зайчики». Пальчиковые игры для детей [Текст] / О. Емельянова // Игра и дети. — 2019. — №1. — С. 10-17.

Квасова, А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях лекотеки [Текст] / А. Квасова, Н. Андронова, О. Яковлева // Дошкольное воспитание. — 2019. — №1. — С. 66-72.
В статье описывается модель комплексного психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих дошкольников с ОВЗ в условиях лекотеки на базе МБДОО. Представлена структура индивидуально-ориентированной программы ребенка. Раскрыты направления и содержание работы специалистов лекотеки.

Лукина, С. С. Сказки из сундучка. Использование сказкотерапевтических технологий для развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста [Текст] / С. С. Лукина // Дошкольная педагогика. — 2019. — №5. — С. 55-56.

Макаренко, С. М. «Тайны зимнего леса» [Текст] : конспект инклюзивной совместной деятельности для детей общеобразовательной группы с детьми со сложным дефектом / С. М. Макаренко // Дошкольная педагогика. — 2019. — №2. — С. 10-12.

Методические рекомендации о применении норм ресурсной обеспеченности для детских садов [Текст] : о количестве детей в группах компенсирующей направленности при различных нарушениях здоровья // Современный детский сад. — 2019. — №1. — С. 26-27.

Мищенко, Г. В. Коррекционно-развивающий подход к проведению досугов для дошкольников [Текст] / Г. В. Мищенко, И. Ю. Гуцал // Современный детский сад. — 2019. — №1. — С. 46-48.

Орлова, С. Ю. Конспект организованной образовательной деятельности по РЭМП для воспитанников седьмого года жизни с ОВЗ [Текст] / С. Ю. Орлова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №2. — С. 34-35.

Сухоручко, С. Н. Возможности применения балансировочного комплекса «Learning Breakthrough Kit» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ [Текст] / С. Н. Сухоручко // Дошкольная педагогика. — 2019. — №4. — С. 9-11.

Сухоручко, С. Н. Рисование на вертикальных поверхностях — эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ [Текст] / С. Н. Сухоручко // Дошкольная педагогика. — 2019. — №5. — С. 47-48.

Фондорка, Е. Музыкальная терапия. Подготовка к школе детей с ОВЗ [Текст] / Е. Фондорка // Дошкольное воспитание. — 2019. — №5. — С. 72-81.
Суть предложенной автором статьи методики заключается в максимальном развитии активности детей с помощью музыки и танца. Основу занятий составляет синтез слова, музыки и движения.

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Воронюк, Е. А. Использование технологии лего-конструирования в практике работы с детьми, имеющими ТНР [Текст] / Е. А. Воронюк, Т. А. Леонтьева, М. А. Чухно // Дошкольная педагогика. — 2019. — №1. — С. 16-18.
Успешному решению задач оптимизации коррекционно-развивающей работы в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, способствует применение технологии лего-конструирования.

Вострикова, М. С. Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями речи. Сравнительно-описательный рассказ с использованием кругов Эйлера про зайца и кролика [Текст] / М. С. Вострикова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №1. — С. 47-48.

Гаткер, М. Л. Развитие мимики старших дошкольников с ОНР [Текст] / М. Л. Гаткер // Дошкольная педагогика. — 2019. — №3. — С. 57-58.
Описание авторского комплекса мимической гимнастики для детей 5-7 лет с ОНР.

Голубец, О. Д. Серия игр «Звуковые маршруты» [Текст] / О. Д. Голубец // Дошкольная педагогика. — 2019. — №1. — С. 65-71.

Корниенко, Ж. А. Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР по сказке В. Сутеева «Под грибом» [Текст] / Ж. А. Корниенко // Дошкольная педагогика. — 2019. — №2. — С. 42-45.

Кучма, Е. В. Ресурсы досуговой деятельности в организации инклюзивного образования детей [Текст] : об организации детского театра в инклюзивной группе с дошкольниками с нарушениями речи / Е. В. Кучма, Е. Н. Ходюкова, Е. А. Хасанова, Н. А. Пономаренко // Современный детский сад. — 2019. — №1. — С. 44-45.

Матросова, Т. А. Зимующие птицы [Текст] : конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе детей с ОНР / Т. А. Матросова // Игра и дети. — 2019. — №1. — С. 4-6.

Мурашова, И. Сюжетно-ролевая игра и социальное развитие старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / И. Мурашова, Ю. Менькова // Дошкольное воспитание. — 2019. — №5. — С. 88-96.
В стране представлены сравнительные результаты исследования сюжетно-ролевой игры и социализации детей шестого года жизни с ТНР и с нормальным речевым развитием. Полученные данные следует учитывать в коррекционно-развивающей работе.

Павлова, О. В. Дидактические игры в логопедической работе [Текст] / О. В. Павлова, Н. С. Игнатьева, А. Н. Ильина // Дошкольная педагогика. — 2019. — №5. — С. 53-54.

Рахимкулова, А. Ф. Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Морское путешествие» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР во взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя [Текст] / А. Ф. Рахимкулова, Н. Р. Гринько // Дошкольная педагогика. — 2019. — №5. — С. 36-40.

Салтыкова, И. В. Проект совместной деятельности учителя-логопеда и музыкального руководителя «Звук-волшебник» для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. В. Салтыкова, Е. Н. Банникова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №5. — С. 49-52.

Селякова, И. М. Играем — речь развиваем! Подвижные игры на физкультурных занятиях с детьми с ТНР [Текст] / И. М. Селякова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №2. — С. 31-33.
Автор статьи предлагает подвижные игры, которые использует на физкультурных занятиях с детьми с ОНР. Они учат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, развивают грамматический строй, внимание, память, закрепят представления об окружающем мире.

Телепень, Т. С. Повышение двигательной активности детей 3-5 лет на занятиях учителя-дефектолога в группе для детей с ТНР [Текст] / Т. С. Телепень // Дошкольная педагогика. — 2019. — №3. — С. 62-64.

Трифонова, С. С. Использование инновационного модифицированного метода «логопедический синквейн» в работе с детьми, имеющими ТНР [Текст] / С. С. Трифонова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №4. — С. 50-53.

Шкицкая, Г. В. Детское экспериментирование — средство познавательного развития дошкольников с ОНР [Текст] / Г. В. Шкицкая // Дошкольная педагогика. — 2019. — №4. — С. 43-49.

Шкуратова, Н. А. Экономический квест для подготовительной к школе группы для детей с ТНР «Подарки для друзей» [Текст] / Н. А. Шкуратова, О. В. Можаева, Ю. А. Початкова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №3. — С. 59-61.
Конспект квеста, разработанный педагогами детского сада, направленный на формирование основ финансовой грамотности.

ЛОГОПЕДИЯ

Виноградова, Е. А. Коррекция звукопроизношения с помощью игровых модулей [Текст] / Е. А. Виноградова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №4. — С. 6-8.
Примеры применения игровых модулей в логопедической работе по формированию правильного произношения звуков.

Зиганшина, Г. К. Проект познавательно-исследовательской деятельности «День за днем играем, речь развиваем» [Текст] / Г. К. Зиганшина, Н. М. Савельева // Дошкольная педагогика. — 2019. — №3. — С. 20-29.
Опыт работы по внедрению Монтессори-метода на логопедических занятиях.

Мусихина, Т. Ю. Дидактическое пособие «Волшебные клавиши» [Текст] / Т. Ю. Мусихина // Дошкольная педагогика. — 2019. — №2. — С. 69-71.
Описание использования компьютерной клавиатуры в качестве дидактического пособия.

Тараканникова, В. В. Игры и игровые упражнения для автоматизации звука на уровне слога [Текст] / В. В. Тараканникова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №3. — С. 72.

Шабалина, Н. Игровое оборудование в коррекции моторной алалии [Текст] / Н. Шабалина // Дошкольное воспитание. — 2019. — №4. — С. 61-65.
В статье представлены игры и игровое оборудование, вызывающее интерес у детей-алаликов, позволяющее вовлечь их в процесс обучения.

Шарапова, Е. В. Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей в условиях разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР [Текст] / Е. В. Шарапова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №3. — С. 39-56.
Таблицы перспективного планирования работы воспитателей на текущий период во всех образовательных областях.

НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

Деникеева, Ф. Г. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по формированию математических представлений в коррекционной группе для детей с нарушением интеллекта (первый год обучения) [Текст] / Ф. Г. Деникеева // Дошкольная педагогика. — 2019. — №2. — С. 36-41.

Как общаться с солнечными детьми? [Текст] / сост. М. Комлев. — М. : Издательство АСТ, 2016. — 288 с.
Что значит родиться «другим»? Значит ли это быть «особенным» или же быть «ненормальным»? В России проблема нетерпимости к детям с особенностями развития нашла свое освещение совсем недавно. В этой книге собраны истории родителей, которые столкнулись с массой общественных и социальных барьеров в процессе обучения своих детей, но нашли способ воспитать их здоровыми и умными: «Мешало то, что вокруг не было других детей с синдромом Дауна, мне казалось, что это мы одни такие, на нас все оборачиваются и шушукаются. — Рамзия Зарипова». Сегодня о них знают, но далеко не все научились с ними общаться. Впервые на личном примере их родителей глубоко исследуются вопросы способностей и развития детей с синдромом Дауна. Эта книга рушит стереотипы и заражает оптимизмом.

Карелина, И. Б. Комплексная помощь детям с нарушениями речи и интеллекта в условиях частного абилитационного центра [Текст] / И. Б. Карелина, А. И. Зябликова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №2. — С. 7-10.
О работе частного абилитационного Центра коррекции речи «Возрождение».

НОДА

Зинченко, Е. И. Конспект занятия по лепке «Листопад». Пластилиновая живопись для детей с НОДА [Текст] / Е. И. Зинченко // Дошкольная педагогика. — 2019. — №2. — С. 17-19.

Молотов, М. Дом для особенных [Текст] : родители детей с диагнозом ДЦП создали спеццентр / М. Молотов // Тихоокеанская звезда. — 2019. — №18-19. -С.2 (прил. «Дальинформ»).

Салтанова, Л. Г. Организация образовательной деятельности по развитию речи у детей раннего дошкольного возраста с детским церебральным параличом [Текст] / Л. Г. Салтанова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №5. — С. 41-43.

РАС

Отмашкина, А. О. Развитие коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в процессе конструирования [Текст] / А. О. Отмашкина // Современный детский сад. — 2019. — №2. — С. 48-52.

Хайретдинов, О. Особенный ребенок. Как распознать аутизм? [Текст] : какие признаки должны насторожить родителей / О. Хайретдинов // Лиза. — 2019. — №10. — С. 18-19.