Для авторизации на сайте введите имя пользователя и пароль
В помощь дефектологу: новые поступления литературы за первое полугодие 2020 г.
В рекомендательный список литературы «В помощь дефектологу» включены библиографические описания статей по дефектологии. В данный список вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых за первое полугодие 2020 года, и содержит следующие разделы: «Общие вопросы», «Логопедия», «НОДА», «ЗПР», «Аутизм», «Нарушение интеллекта», «Нарушение речи», «Нарушения слуха». Предлагаемый список литературы адресован дефектологам, воспитателям детей с различными нарушениями в развитии, библиотекарям, студентам.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
Бартенева, Е. «Дай пять» особому ребенку! [Текст] : о программе спортивной реабилитации «Лыжи мечты» / Е. Бартенева // Русский инвалид. — 2020. — №3-4. — С. 28-32.
«Лыжи мечты» — программа спортивной реабилитации для людей с ограниченными возможностями, которую основали Сергей и Наталья Белоголовцевы, собрала на крупнейшие московские соревнования по горным лыжам около 70 детей с инвалидностью. За фразой «ограниченные возможности» — тяжелейшие диагнозы: детский церебральный паралич, аутизм, синдром Дауна, другие генетические синдромы и аутоиммунные заболевания, нарушения зрения и слуха и т.д.
Батмунх Мунхоо. Индивидуальная программа обучения для детей с нарушениями в развитии [Текст] / Батмунх Мунхоо // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2020. — №2. — С. 63-70.
В статье описан опыт сотрудничества педагогов республики Монголия и государства Япония по проблемам оказания помощи детям с проблемами в развитии. Представлены два варианта Индивидуальной программы обучения для детей с нарушениями в развитии. Материал статьи адресован, прежде всего, педагогам-практикам системы специального образования и педагогам, участвующим в реализации инклюзивного образования.
Богатырева, Е. П. Ранняя помощь детям с особенностями в развитии как актуальная гуманитарная проблема [Текст] / Е. П. Богатырева, Л. В. Мясникова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2020. — №2. — С. 28-33.
В статье рассмотрены предпосылки создания системы ранней коррекционной помощи детям с нарушениями развития. Показано, что система ранней помощи принципиально меняет возможности обучения и социальной адаптации детей с ОВЗ и их семей, проведено сравнение традиционного психолого-педагогического подхода к работе с дошкольниками с ОВЗ и модель ранней коррекционной помощи.
Буковцева, Н. И. Проектирование современного урока в условиях инклюзивной практики: содержательный и технологический аспекты [Текст] / Н. И. Буковцева, Л. А. Ремезова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — №4. — С. 27-36.
В статье представлены аспекты, раскрывающие специфику проектирования современного урока в начальной школе в контексте требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Бурдина, В. Г. Нейропсихологический подход к развитию чувства ритма у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / В. Г. Бурдина, В. В. Анфалова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2020. — №2. — С. 71-75.
В статье описан подход к формированию чувства ритма у школьников с ОВЗ, который обеспечивает успешное освоение ими более сложных двигательных навыков. Автор предлагает упражнения с утяжеленными мешочками и мячами в системе выполнения балансировочно-аудиально-визуальных упражнений.
Бучкова, А. Сложные ситуации в вопросах и ответах [Текст] : консультация детского психолога / А. Бучкова // Дошкольное воспитание. — 2020. — №2. — С. 44-52.
В рамках рубрики автор разбирает с психологической точки зрения вопросы, связанные с формированием правильного отношения детей к инвалидам; предлагает психотерапевтическую сказку, которая поможет рассказать детям о людях с особыми потребностями и перечень мультфильмов на эту тему.
Вильданова, Е. В. Интерактивное занятие с педагогами «Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников» [Текст] / Е. В. Вильданова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №2. — С. 50-53.
Тема занятия «Гиперактивные дети» для педагогов, которые работают с детьми с ОВЗ.
Галкина, В.А. Специфика функционирования семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / В.А. Галкина, Е.С. Лыкова-Унковская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития . — 2020. — № 1. — С. 62-67.
В статье рассматриваются некоторые особенности семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, обусловленными нарушениями интеллекта и РАС; психологический портрет родителей и модели их поведения. В психолого-педагогическом аспекте рассматриваются проблемы семьи детей с ООП.
Добрецова, О. А. Ковролинография как одна из современных игровых технологий в обучении детей с ОВЗ [Текст] / О. А. Добрецова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №1. — С. 18-20.
Еремина, А.А. К проблеме повышения родительской компетентности в вопросах профессионального образования подростков с тяжелыми множественными нарушениями развития [Текст] / А.А. Еремина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — № 1. — С. 68-72.
Статья посвящена вопросу изучения отношения родителей подростков с тяжелыми множественными нарушениями и самих подростков к получению профессионального образования, освоению специальности, а также выявлению ожиданий от обучения профессии.
Жиличкина, М. Ю. Квест для дошкольников «Георгиевская ленточка» [Текст] : нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с ОВЗ / М. Ю. Жиличкина, О. О. Юдичева // Дошкольная педагогика. — 2020. — №5. — С. 30-32.
Кинаш, Е. Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению дошкольника с ОВЗ [Текст] / Е. Кинаш // Дошкольное воспитание. — 2020. — №1. — С. 48-54.
В статье освещается личностно-ориентированный подход в системе специального дошкольного образования на основе положения ФГОС ДО. Представлены особенности развития детей с ОВЗ, направления коррекционно-педагогической работы по образовательным областям с учетом личностно-ориентированного подхода к детям с проблемами в развитии.
Кулакова, Е.В. Организация класса родительского мастерства в консультативно-диагностическом центре института детства МПГУ [Текст] / Е.В. Кулакова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. — №1. – С. 55-61.
В коррекционном центре была разработана дополнительная общеразвивающая программа «Раз ступенька, два ступенька…», цель которой – организация коррекционно-развивающей работы с особыми детьми и формирование у родителей нового понимания своей роли в образовании и жизни ребенка через включение семьи в различные виды совместной деятельности.
Лютая, Н.Н. «Детский сад для всех». Проект инклюзивной социализации [Текст] / Н.Н. Лютая // Дошкольное воспитание. — 2020. — №6. — С. 79-82.
Перед педагогами ДОО встал вопрос: как правильно организовать работу с детьми с РАС и с ЗПР. На основании анализа полученных данных было принято решение о внедрении инклюзивного социального проекта «Детский сад для всех». Основной задачей проекта стало изменение организации пространства учреждения и образовательного процесса таким образом, чтобы максимально вовлечь ребенка с ОВЗ в социум.
Микляева, Н. В. Мониторинг социально-коммуникативного развития детей с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья: из опыта работы российских детских садов (часть 2) [Текст] / Н. В. Микляева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — №3. — С. 58-66.
В статье обобщаются результаты экспертной оценки социально-коммуникативных компетенций дошкольников с ОВЗ, даются методические рекомендации для педагогов-практиков.
Михайлова, А. Особенный ребенок. Синдром Дозе [Текст] / А. Михайлова // Предупреждение плюс. — 2020. — №2. — С. 46-47.
Синдром Дозе — редкая форма эпилепсии.
Морозова, Э. Возможности оценки предметно-игровых действий у детей раннего возраста с ОВЗ [Текст] / Э. Морозова // Дошкольное воспитание. — 2020. — №2. — С. 65-72.
Статья посвящена вопросу раннего выявления отклонений в психическом развитии у детей путем оценки одного из ведущих психических показателей — предметно-игровых действий. Настоящий аналитический обзор поможет специалистам, оказывающим коррекционно-педагогическую помощь детям раннего возраста, выбрать методику, наиболее подходящую для обследования предметно-игровых действий.
Никитина, О. Тематический досуг как форма успешной социализации детей с ОВЗ [Текст] / О. Никитина // Дошкольное воспитание. — 2020. — №5. — С. 72-75.
В статье даются фрагменты конспектов индивидуальных коррекционных курсов по развитию речи у детей с ОВЗ.
Новикова, О. В. Игры с песком как одно из средств успешной социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ [Текст] / О. В. Новикова, С. Н. Солдатова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №5. — С. 62-65.
Петрова, Т. Ю. Сценарий спортивного развлечения «Гонки на самокатах» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ [Текст] / Т. Ю. Петрова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №3. — С. 44-46.
Петросян, М. Дом, в котором … [Электронный ресурс] : роман / М. Петросян ; читает И. Ерисанова. — Электрон. дан. — М. : ИПТК «Логосвос», 2012. — 1 ед. : зв. — Загл. из сопр. документации. — Режим доступа : http : // www.hksbs.ru, свободный доступ. — С изд. : М. : Гаятри, 2010.
Роман Мариам Петросян «Дом, в котором…», представляет собой яркое и своеобразное описание замкнутого социума, его характерных особенностей, нюансов адаптации новичка в сложившемся коллективе на примере интерната для детей-инвалидов. Место и время действия намеренно абстрагированы, а в сюжете значимую роль играют фантастические мотивы.
Петрушина, С. А. Использование образовательной кинезиологии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / С. А. Петрушина // Дошкольная педагогика. — 2020. — №1. — С. 61-63.
Пивоварчик, Т.Б. Экспериментальное изучение сформированности навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями [Текст] / Т. Б. Пивоварчик // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — № 1. — С. 20-29.
Автор статьи рассказывает о том, как повысит качество жизни у детей с тяжелыми множественными нарушениями и перечисляет условия по формированию жизненных навыков у детей с ТМНР.
Селищева, Т. В. Психологическая поддержка семей обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития [Текст] / Т. В. Селищева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — №3. — С. 35-42.
В статье рассматриваются вопросы организации и содержания психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ТМНР.
Смирнова, Е. А. Конспект НОД с использованием песочной терапии «Путешествие по лесным тропинкам» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ [Текст] / Е. А. Смирнова, Ж. Н. Костюкова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №4. — С. 61-62.
Суслина, А. Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. Особенности коррекционной работы в условиях стационара [Текст] / А. Суслина // Дошкольное воспитание. — 2020. — №2. — С. 53-61.
Данная статья посвящена описанию случая коррекционной работы с ребенком, имеющим тяжелые множественные отклонения в развитии. Делается акцент на серии игровых заданий, направленных на стимуляцию познавательного интереса ребенка к ближнему окружению.
Тихомирова, Л. Ф. Изучение готовности педагогов к работе в условиях инклюзии [Текст] / Л. Ф. Тихомирова, Е. А. Нежданова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2020. — №2. — С. 4-14.
В статье раскрыто содержание понятия «профессиональная готовность педагога к инклюзивной практике в образовательной среде» как уровень его знаний и профессионализма, позволяющий принимать оптимальные решения в конкретной педагогической ситуации. Описаны виды профессиональной готовности: операционально-практическая, мотивационно-ценностная, эмоционально-волевая, рефлексивная.
Хабарова, Т. В. Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации [Текст] / Т. В. Хабарова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №1. — С. 7-13.
НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Алексеева, А. А. Конспект сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная клиника «Дружок» для детей подготовительной группы с ОНР [Текст] / А. А. Алексеева // Дошкольная педагогика. — 2020. — №2. — С. 65-66.
Борисова, Т. Н. Формирование умений взаимодействовать со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством лего-конструирования [Текст] / Т. Н. Борисова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №1. — С. 49-54.
Волковская, Т.Н. Формирование пространственной ориентировки у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к школе [Текст] / Т.Н. Волковская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. — №1. – С. 14-19.
Автор статьи поднимает вопрос о взаимовлиянии формирования пространственных представлений и речи у детей с ОНР.
Ворошилова, Е. Л. Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию потенциальных понятий у младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. Л. Ворошилова, А. Ю. Дымкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — №4. — С. 14-26.
В статье представлено содержание работы по развитию словарного запаса обучающихся с ОНР на начальной ступени обучения в части формирования потенциальных понятий — базового звена при формировании истинных понятий.
Грошенкова, В.А. День рождения Тучки. Занятие-путешествие с героями мультфильмов для детей с ОНР 5-6 лет [Текст] / В. А. Грошенкова, Н. Д. Ханькова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №5. — С. 13-14.
Давидович, Л. Дифференцированный подход к коррекции системных нарушений речи на этапе безречия [Текст] / Л. Давидович, М. Ромусик // Дошкольное воспитание. — 2020. — №7. — С. 71-76.
В статье раскрыто современное состояние проблемы дифференцированного подхода к коррекции системных нарушений речи на этапе безречия. Большое значение уделяется коммуникативному подходу к активизации речи неговорящих детей. Раскрыты приемы работы логопеда по развитию понимания речи при различных вариантах дизоногенеза.
Иванова, М. М. Система коррекционно-развивающих занятий для детей пятого года жизни «Речевая радуга» [Текст] / М. М. Иванова, Я. С. Исакова, Т. В. Нечаева // Дошкольная педагогика. — 2020. — №3. — С. 47-48.
Карелина, И. Б. Выявление дизартрии у детей раннего возраста [Текст] / И. Б. Карелина // Дошкольная педагогика. — 2020. — №1. — С. 4-6.
Карелина, И. Б. Комплексная помощь детям с нарушениями речи и интеллекта в условиях частного реабилитационного центра [Текст] / И. Б. Карелина, А. И. Зябликова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №1. — С. 14-17.
Моторная, Т. Н. Развитие сенсорного восприятия у детей с ТНР в условиях инклюзивного образования [Текст] / Т. Н. Моторная // Дошкольная педагогика. — 2020. — №1. — С. 55-56.
Мурашова, И. Недостатки повествовательных навыков у детей с речевой патологией [Текст] / И. Мурашова // Дошкольное воспитание. — 2020. — №1. — С. 79-86.
Высказывания разных типов у детей с речевой патологией в старшем дошкольном возрасте проявляются в различной выраженности недостатков повествовательных навыков по лексическому разнообразию, качеству построения предложений, количеству смысловых единиц, качеству произношения. Установлены достоверные различия в средних показателях успешности повествовательных навыков у этих детей. Выявленные особенности повествовательных навыков следует учитывать в процессе коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Никитина, О. Тематический досуг как форма успешной социализации детей с ОВЗ [Текст] / О. Никитина // Дошкольное воспитание. — 2020. — №4. — С. 60-66.
Описание проекта «Тематический досуг как одна из форм работы логопеда для успешной социализации и развития связной и грамматически правильной речи детей с ОВЗ».
Новикова, Л. В. Использование методов интерактивной технологии в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи [Текст] / Л. В. Новикова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №5. — С. 38-39.
Панфилова, А. А. Конспект бинарного занятия по социально-коммуникативному развитию детей 5-6 лет с ТНР «Азбука безопасности в природе» [Текст] / А. А. Панфилова, А. Я. Новикова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №3. — С. 52-54.
Пискарева, А. В. К вопросу об агрессивном поведении младших школьников с моторной алалией [Текст] / А. В. Пискарева // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2020. — №2. — С. 20-27.
На основании собственных наблюдений автор описывает клинические примеры, иллюстрирующие проявления агрессии у детей с алалическим синдромом. По мнению автора, основным в генезисе агрессивного поведения является отсутствие у детей возможности выражать свои эмоции и потребности вербальными средствами с самого раннего возраста. Делается вывод о необходимости специальной психологической работы по профилактике и коррекции.
Попкова, С. В. Прогулка с использованием разных форм двигательной активности для детей старшей группы с ОНР [Текст] / С. В. Попкова, Н. И. Лебедева // Дошкольная педагогика. — 2020. — №2. — С. 16-17.
Салкова, Л. Г. Устранение фонематического недоразвития у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через использование нетрадиционного игрового оборудования [Текст] / Л. Г. Салкова, С. М. Харитонова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №3. — С. 55-57.
Саломатова, И. Ю. План-конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе для детей с ТНР. Звуки а, у, и, о [Текст] / И. Ю. Саломатова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №2. — С. 34-35.
Тихомирова, И. И. Творческий проект «Буквотворчество» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР [Текст] / И. И. Тихомирова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №4. — С. 53-56.
Описание проекта, формирующего у детей старшего дошкольного возраста с ТНР четкие визуальные и тактильные представления о буквах русского алфавита через развитие творческих способностей.
Федорченко, Е. Н. Мнемотехника, как инновационная технология, применяемая в коррекционной работе у детей с ТНР [Текст] / Е. Н. Федорченко // Игра и дети. — 2020. — №1. — С. 24-31.
АУТИЗМ
Для тех, кто не может говорить [Текст] : о новой версии уникального бесплатного приложения-коммуникатора для мобильных платформ «Аутизм: Общение» // Надежда. — 2020. — №17. — С. 10.
Приложение помогает детям с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития учиться и общаться с людьми. Обновленный функционал также позволяет использовать приложение как средство общения с неговорящими людьми с церебральным параличом, после инсультов и в других состояниях, сопровождающихся нарушениями функции речи.
Кириллов, В. Ребенок в скорлупе [Текст] / В. Кириллов // Будь здоров. — 2020. — №2. — С. 46-53.
Аутизм и его разновидность — ранний детский аутизм (РДА). Статья рассказывает о диагностике и лечении этого заболевания.
Кондратьева, С. Ю. Профилактика дискалькулии у старших дошкольников, имеющих интеллектуальные нарушения и расстройства аутистического спектра в структуре комплексной деятельности учителя-дефектолога и воспитателя группы [Текст] / С. Ю. Кондратьева, М. О. Паньшина // Дошкольная педагогика. — 2020. — №1. — С. 43-45.
Описание и характеристика направлений коррекционно-воспитательного воздействия по профилактике дискалькулии.
Морозов, С. А. Аутизм в России: история научных исследований и практической помощи [Текст] / С. А. Морозов, Т. И. Морозова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — №3. — С. 4-16.
В статье рассмотрены основные этапы изучения аутизма в России, становления комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра, возможные направления будущих научных исследований.
НОДА
Абкович, А. Я. К проблеме школьного обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на современном этапе [Текст] / А. Я. Абкович // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — №4. — С. 37-43.
Автор затрагивает вопросы создания специальных условий для детей с НОДА при инклюзивном обучении, освещает основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми этой категории.
Бартенева, Е. Дети с особенностями развития не должны сидеть дома! [Текст] / Е. Бартенева // Русский инвалид. — 2020. — №5-6. — С. 31.
Программа «Лыжи мечты», которая занимается спортивной реабилитацией людей с инвалидностью предлагает обратить внимание на тех детей, которые не в состоянии выходить из дома.
Воробьева, С. «Звери зимой». Занятие для детей 3-4 лет с ДЦП [Текст] / С. Воробьева // Дошкольное воспитание. — 2020. — №2. — С. 62-64.
Шубина, К. А. Развитие тактильного восприятия у дошкольников с ДЦП [Текст] : игры и упражнения для повышения способности к различению на ощупь / К. А. Шубина // Дошкольная педагогика. — 2020. — №5. — С. 40-41.
ЛОГОПЕДИЯ
Белова, М. П. Создание игровой мотивации на логопедических занятиях [Текст] : игровые упражнения и приемы, способствующие поддержанию интереса к занятию / М. П. Белова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №5. — С. 44-48.
Болотова, Н. В. Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста [Текст] : авторский банк данных по пальчиковым играм с привязкой к лексическим темам / Н. В. Болотова // Игра и дети. — 2019. — №5. — С. 5-13.
Леонова, С. В. Формирование навыков речевой коммуникации у младших школьников с заиканием [Текст] / С. В. Леонова, А. Э. Зайнитова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — №4. — С. 70-77.
Авторами статьи даны основные направления повышения уровня готовности к коммуникативному взаимодействию, являющиеся перспективой для дальнейших разработок и решения проблемы психолого-педагогической помощи заикающимся.
Савельева, М. Н. Бинарное занятие учителя-логопеда и музыкального руководителя «Здравствуй, весна!» [Текст] / М. Н. Савельева, Н. Н. Барбосова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №5. — С. 40-41.
Смирнова, И. А. Логопедическая работа по коррекции произношения у детей [Текст] / И. А. Смирнова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №2. — С. 10-15.
В данной статье выделены те позиции, которые обязательно должны присутствовать в коррекции звукопроизношения.
НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
Божева, Т. М. Занятие по речевому развитию с использованием игровых технологий в подготовительной к школе группе для детей с нарушением интеллекта по сказке «Рукавичка» [Текст] / Т. М. Божева // Дошкольная педагогика. — 2020. — №2. — С. 30-33.
Грошенкова, В. А. Обучение грамоте младших школьников с ментальными нарушениями [Текст] / В. А. Грошенкова, И. И. Мельникова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2020. — №2. — С. 76-84.
Авторы статьи анализируют существующие методы обучения грамоте младших школьников, раскрывают их суть в свете преломления через обучение грамоте детей с нарушениями интеллекта; обращают внимание на отдельные аспекты обучения первоначальному чтению и письму, предлагают упражнения на определенном этапе работы.
Жарова, В. А. Исследование коммуникативных навыков школьников с умеренной степенью нарушения интеллекта [Текст] / В. А. Жарова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2020. — №2. — С. 14-20.
Представлены результаты эмпирического исследования особенностей коммуникативных навыков у школьников с нарушениями интеллекта. Данные получены на основе использования следующих методов: психолого-педагогического, беседы, биографического метода, сравнительного анализа.
Жарова, В. А. Особенности общения школьников с нарушением интеллекта умеренной степени [Текст] / В. А. Жарова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2020. — №2. — С. 112-119.
В статье описаны особенности общения как деятельности, представлены разные определения данного понятия с точки зрения теории коммуникации, психологии и психолингвистики, раскрыты условия осуществления коммуникации обучающимися с нарушениями интеллекта умеренной степени, выявлены особенности становления навыка общения у данной категории школьников.
Злобина, Д. А. Интегрированное занятие «Весна» для детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет с нарушением интеллекта [Текст] / Д. А. Злобина // Дошкольная педагогика. — 2020. — №2. — С. 40-43.
Ильина, С. Ю. Дифференцированный подход в формировании социальной компетентности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / С. Ю. Ильина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — №4. — С. 4-13.
В статье дана краткая характеристика четырех уровней сформированности социальной компетентности у детей с интеллектуальной недостаточностью; определены условия, обеспечивающие эффективность формирования и развития социальной компетентности.
Карзунина, О. С. Развитие мелкой моторики руки и речи у обучающихся с глубокой умственной отсталостью средствами изобразительной деятельности [Текст] / О. С. Карзунина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2020. — №2. — С. 104-107.
На уроке обучающиеся 5-7 классов с глубокой умственной отсталостью уточняют, расширяют и активизируют словарь по теме «Осень», развивают мелкую моторику рук, выполнением приклеивания элементов, обогащают сенсорный и познавательный опыт. На занятии используются элементы цветотерапии и музыкотерапии.
Каримова, Н. Д. Формирование навыка списывания у обучающихся с нарушением интеллекта [Текст] / Н. Д. Каримова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2020. — №2. — С. 120-125.
В статье представлена система упражнений по формированию навыка списывания у учащихся младших и старших классов с нарушениями интеллекта, направленные на преодоление недостатков, препятствующих активному развитию навыков грамотного письма. Система упражнений по формированию навыка списывания построена на методических принципах, включает определенные этапы работы и упражнения для развития фонематического анализа и синтеза, зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза, пространственной ориентировки и речедвигательного контроля.
Поселенов, А.В. Проблема формирования теоретических знаний у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках трудового обучения [Текст] / А. В. Поселенов // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2020. — №2. — С. 34-44.
В статье описаны предпосылки и условия для успешного формирования у обучающихся с умственной отсталостью теоретических знаний в предметной области «Технология».
Рабина, Е. Ф. Полисенсорный подход к развитию речи школьников с умеренной умственной отсталостью [Текст] / Е. Ф. Рабина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2020. — №2. — С. 108-111.
В статье описана система логопедической работы на основе полисенсорного подхода, основанного на связи слухового, вестибулярного, зрительного, тактильного, проприоцептивного чувств. Автор раскрывает содержание логопедической работы с неговорящими школьниками с умственной отсталостью умеренной степени, предполагающей развитие психических функций, общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентации, дыхания, голоса и артикуляционной моторики, импрессивной и экспрессивной речи.
Стребелева, Е. А. Мониторинг результатов обучения первоклассников с выраженными интеллектуальными нарушениями: методика промежуточного контроля [Текст] / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — №3. — С. 44-57.
В статье представлена методика промежуточной аттестации первоклассников на первом году обучения в школе по адаптированной основной общеобразовательной программе. Результаты аттестации позволяют своевременно оценивать динамику обучения ученика и на этой основе корректировать и уточнять образовательные задачи.
Феклистова, И.В. Формирования жизненных компетенций у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях взаимодействия учителя-логопеда и учителя трудового обучения [Текст] / И. В. Феклистова, А. Х. Мусалов // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2020. — №2. — С. 85-91.
Работая над проектом по созданию коррекционно-развивающих пособий для логопедического кабинета, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей, что способствует формированию жизненных компетенций.
ЗПР
Вильшанская, А. Д. Проектирование психокоррекционного курса педагога-психолога для обучающихся начальных классов с задержкой психического развития [Текст] / А. Д. Вильшанская, Л. М. Пономарева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — №4. — С. 44-54.
Показаны основные структурные компоненты программы, описано их содержательное наполнение по годам обучения. В качестве примера приведено тематическое планирование психокоррекционного модуля по развитию коммуникативных компетенций детей с ЗПР первого года обучения.
Гайфуллина, Л.К. Организационно-методические условия обучения детей с задержкой психического развития на этапе основного общего образования [Текст] / Л.К. Гайфуллина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — №1. — С. 8-13.
Представлена адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с ЗПР с учётом их особых образовательных потребностей.
Карпова, Т. Э. Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР «Домашние животные» [Текст] / Т. Э. Карпова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №2. — С. 38-39.
Козырева, О. А. Исследование сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у первоклассников с ЗПР [Текст] / О. А. Козырева, Е. В. Косолапова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2020. — №2. — С. 45-62.
Проведенный анализ теоретической и методической литературы по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий позволил установить, что их сформированность играет огромную роль в становлении личности младшего школьника и является актуальной потребностью общества в образовательной сфере.
Поздеева, Е. В. Организация работы с родителями в группе специальной компенсирующей направленности для детей с ЗПР [Текст] / Е. В. Поздеева, А. В. Свешникова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №3. — С. 49-51.
НАРУШЕНИЯ СЛУХА
Волкова, Е. Э. Формирование устной речи у обучающихся с нарушениями слуха [Текст] / Е. Э. Волкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2020. — №2. — С. 92-98.
В статье представлен аналитический подход к развитию устной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха, описаны подходы к работе по формированию звукопроизношения, развитию слухового внимания, подготовке органов артикуляционного аппарата к работе у разных категорий детей в зависимости от степени нарушения слуха.
Головчиц, Л.А. Отношение родителей детей с тяжелыми нарушениями слуха к кохлеарной имплантации [Текст] / Л.А. Головчиц // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. — №1. – С. 48-54.
В статье рассматриваются вопросы включения родителей в процесс психолого-педагогической реабилитации детей с тугоухостью.
Назарова, Н.М. Музей как пространство личностного развития глухого человека [Текст] / Н.М. Назарова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. — №1. – С. 36-47.
В статье представлен отечественный и зарубежный опыт использования музейной педагогики в работе с людьми с особыми образовательными потребностями, рассматриваются программы доступности, предложена методика проведения экскурсии по музею для глухих людей.