Для авторизации на сайте введите имя пользователя и пароль
В помощь дефектологу: новые поступления литературы за первое полугодие 2023 г.
В рекомендательный список литературы «В помощь дефектологу» включены библиографические описания статей по дефектологии. В данный список вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых за 1 полугодие 2023 года, и содержит следующие разделы: «Общие вопросы», «НОДА», «ЗПР», «РАС», «Нарушения интеллекта», «Нарушения речи», «Нарушения слуха», «Слепоглухие». Предлагаемый список литературы адресован дефектологам, воспитателям детей с различными нарушениями в развитии, библиотекарям, студентам.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
Адамова, М. Н. Коррекционно-развивающее и эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в период внеурочной деятельности в специальной коррекционной школе [Текст] / М. Н. Адамова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 1. — С. 62-68.
В статье показана возможность использования кружковой работы как эффективной формы творческого подхода воспитания детей с ОВЗ. В качестве модели рассматривается организация кружка в формате кукольного театра.
Безуглова, Е. А. О деятельности психолого-медико-педагогической комиссии по консультированию родителей детей с ОВЗ и инвалидностью [Текст] / Е. А. Безуглова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 4. — С. 63-67.
Одним из способов получения качественной профессиональной консультативной помощи психологов, дефектологов и врачей является посещение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Бруцкая, К. А. Сравнительный анализ психологических моделей прародителей, воспитывающих внуков с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / К. А. Бруцкая // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 4. — С. 26-38.
В данной статье впервые представлена попытка эмпирическим путем изучить степень участия прародителей в воспитании внуков с ОВЗ. Выявлены и описаны две группы прародителей: «Бабушка-воспитатель» и «Бабушка выходного дня».
Веревкина, С. А. Развитие исследовательских умений у детей с ОВЗ через программу преемственности в условиях реабилитационного центра [Текст] / С. А. Веревкина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. № 1. — С. 69-72.
В статье представлены направления работы в сфере обучения познанию окружающего мира детей с ОВЗ. Рекомендуется к прочтению студентам и специалистам, работающим в коррекционной педагогике и социальной сферах.
Воронков, С. Покормите птиц зимой [Текст] : исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста со статусом ОВЗ / С. Воронков // Игра и дети. — 2022. — № 6. — С. 20-22.
Воронкова, В. В. Методика обучения русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / В. В. Воронкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 1. — С. 5-10.
Рассматриваются особенности обучения инвалидов с различными нарушениями, кроме умственных нарушений. Отмечается, что данная категория требует особых условий.
Голованова, Н. В. Новая форма семейного отдыха для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей [Текст] / Н. В. Голованова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 1. — С. 85-88.
Статья посвящена изучению проблемы организации семейного отдыха для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Авторами представлена инновационная технология по созданию условий для преодоления изолированности семей. Статья может быть полезна родителям особых детей, специалистам социальной сферы и коррекционной педагогики, студентам.
Горохова, М. С. Междисциплинарная консультативная деятельность в сопровождении детей с ОВЗ и их семей [Текст] / М. С. Горохова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 4. — С. 55-62.
В статье представлены результаты анализа причин обращения родителей детей с ОВЗ за психолого-педагогической помощью. Сделан вывод о значении междисциплинарного подхода к диагностике развития и проектированию индивидуального образовательного маршрута.
Гусейнова, А. А. Профессиональная ориентация лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А. А. Гусейнова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 1. — С. 11-19.
В статье представлены результаты мониторинга деятельности по организации профориентации лиц с ОВЗ. Обозначены существующие проблемы при выборе профессий обучающихся с ОВЗ и пути их решения.
Дорогова, М. В. Инклюзивная практика «Вместе весело шагать» [Текст] / М. В. Дорогова // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 3. — С. 13-15.
Целью данной инклюзивной практики является создание условий для развития социальной адаптации детей с ОВЗ и формирования толерантного отношения нормотипичных детей к сверстникам с особенностями в развитии в процессе совместной детской деятельности.
Дружинина, Е. Ю. Инклюзивное музыкальное образование: роль музыкально-творческих игр в организации музыкальной деятельности для детей с ОВЗ в ДОУ [Текст] / Е. Ю. Дружинина // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 3. — С. 16-18.
Описание и сценарии музыкально-творческих игр.
Емельянова, И. Д. Развитие оптико-пространственной сферы и мелкой моторики рук средствами оригами [Текст] : для дошкольников с ОВЗ / И. Д. Емельянова, О. А. Подольская // Дошкольное воспитание. — 2023. — № 1. — С. 12-16.
Вопросы развития оптико-пространственной сферы и мелкой моторики рук у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Описан поэтапный ход работы с использованием средств оригами.
Ивакина, Л. А. Бассейн — пространство для развития креативности [Текст] : дошкольники с ОВЗ / Л. А. Ивакина, Е. А. Высоцкая // Дошкольное воспитание. — 2023. — № 2. — С. 11-15.
Дан анализ организации занятий в бассейне в аспекте развития креативности дошкольников с ОВЗ. Обобщен и представлен опыт работы инструкторов по плаванию, тренеров и преподавателей вузов, дошкольных образовательных организаций и акваклубов Липецка.
Ключевые ориентиры преемственности дошкольного и школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 2. — С. 4-14.
В статье представлены материалы, отражающие результаты теоретико-методологического анализа проблемы преемственности в образовании детей с ОВЗ на разных возрастных этапах и уровнях образования. Рассматриваются аспекты взаимодействия образовательных организаций различного уровня при создании специальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Конончук, Т. И. Формирование инклюзивного образовательного пространства в учреждении дошкольного образования на основе партнерского взаимодействия между педагогами и семьями воспитанников [Текст] / Т. И. Конончук // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 1. — С. 40-51.
В статье представлен практический опыт, включающий эффективные формы работы с участниками образовательного процесса по преодолению стереотипных установок к лицам с особенностями психофизического развития; усилению понимания важности совместного обучения детей с разными образовательными потребностями; формированию толерантных взаимоотношений, способствующих созданию инклюзивного образовательного пространства. Материал будет полезен методистам и педагогам учреждений дошкольного, среднего образования, а также учреждений высшего образования при реализации образовательных программ подготовки специалистов педагогического профиля.
Краткосрочные образовательные практики с детьми 3-4 лет с ОВЗ с применением игр, основанных на методе глобального чтения [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 5. — С. 6-14.
Опыт разработки краткосрочных образовательных практик с применением игр серий «ЗаклАДКа» и «Фетровые рифмы» с целью создания условий для речевого и коммуникативного развития детей 3-4 лет с ОВЗ.
Кроткова, А. В. Особенности профессионально-личностного становления студентов дефектологического факультета. Сообщение 1 [Текст] / А. В. Кроткова // Дефектология. — 2023. — № 1. — С. 72-80.
В статье описываются результаты веб-анкетирования студентов – будущих учителей-дефектологов. Обобщаются особенности, характеризующие типы личности современных студентов, их отношение к учебе, способам деятельности и результатам, сопоставляется динамика формирования образа себя и профессионально-личностного становления обучающихся по программам бакалавриата, магистратуры и выпускников вуза.
Крюкова, И. К. Инновационный подход к использованию сказкотерапии при работе с детьми с ОВЗ [Текст] / И. К. Крюкова // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 4. — С. 36-39.
Кузнецова, М. С. Медико-психолого-педагогическое консультирование: возможности и ограничения. Взгляд родителей и специалистов [Текст] / М. С. Кузнецова // Дефектология. — 2023. — № 1. — С. 44-54.
В статье приводятся результаты опроса специалистов (врачей, дефектологов, психологов) и родителей детей с ОВЗ о разных аспектах медико-психолого-педагогического консультирования. Полученные данные позволяют проанализировать возможности и ограничения, а также наметить точки роста этой традиционной для системы специального образования формы работы. В данной публикации представлено описание проведенного исследования и проанализированы ответы специалистов междисциплинарной команды.
Кузнецова, М. С. Медико-психолого-педагогическое консультирование: возможности и ограничения. Взгляд родителей и специалистов. Сообщение 2 [Текст] / М. С. Кузнецова // Дефектология. — 2023. — № 2. — С. 15-23.
В статье приводятся результаты опроса специалистов (врачей, дефектологов, психологов) и родителей детей с ОВЗ о разных аспектах медико-психолого-педагогического консультирования. Полученные данные позволяют проанализировать возможности и ограничения, а также наметить точки роста этой традиционной для системы специального образования формы работы. В данной публикации представлен анализ ответов родителей детей с ОВЗ и подведены итоги исследования.
Курилина, А. В. Песочная терапия как метод развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ дошкольного возраста [Текст] / А. В. Курилина // Игра и дети. — 2023. — № 3. — С. 6-7.
В статье перечислены специальные программы песочной терапии и их авторы.
Нетрадиционные приемы развития тонких движений пальцев рук в процессе формирования зрительно-пространственных представлений дошкольников журнал [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 2. — С. 35-36.
Приводятся авторские приемы нетрадиционных игр и упражнений, которые способствуют развитию согласованности в работе глаза и руки, ориентировке в пространстве, совершенствованию координации.
Новикова, Д. Э. Комфортность образовательной среды как фактор социально-личностной успешности обучающихся с ОВЗ [Текст] / Д. Э. Новикова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 2. — С. 17-22.
В статье дается анализ проблематики организации психологически безопасной и комфортной образовательной среды в условиях реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ и ставится задача изучить, является ли среда образовательного учреждения психологически комфортной для лиц с ОВЗ.
Приходько, О. Г. Алгоритм психолого-педагогического консультирования родителей детей раннего возраста с нарушениями развития [Текст] / О. Г. Приходько // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 4. — С. 16-25.
В статье представлен алгоритм консультирования, единый для всех нозологических и возрастных категорий детей. Показаны возможности использования современных информационно-компьютерных технологий в процессе консультирования родителей и последующего сопровождения ребенка и его семьи.
Профессиональная ориентация людей с ограниченными возможностями здоровья: опыт работы организаций, результаты, перспективы : материалы межрегиональной научно-практической конференции (Хабаровск, 17 мая 2022 г.). — Хабаровск : Тихоокеан. гос. ун-т, 2022. — 114 с.
В докладах рассмотрены вопросы, раскрывающие особенности организации профессиональной ориентации и самоопределения детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, а также материалы исследований студентов ТОГУ по изучению психологических особенностей детей-инвалидов.
Работа с ребенком, имеющим дисфункцию сенсорной интеграции журнал [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 2. — С. 36-38.
Авторы статьи хотят поделиться опытом, который был получен в работе с детьми, имеющими сенсорную дисфункцию, рассказать о достигнутых результатах.
Симонова, В. Д. Современные информационные технологии в образовании детей с тяжелыми множественными нарушениями развития [Текст] / В. Д. Симонова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 1. — С. 29-32.
В статье представлен опыт работы по применению современных информационных технологий при обучении детей с ТМНР.
Соловьева, Т. А. Организация педагогического взаимодействия педагогов и родителей школьников с дисграфией [Текст] / Т. А. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 4. — С. 4-15.
В статье раскрывается организация работы педагогов и семьи по вопросам коррекции нарушений письма у школьников с дисграфией. Представлены исследования оценки развития родительской рефлексии, проведен качественный анализ и определены направления деятельности, обеспечивающие продуктивное педагогическое взаимодействие.
Среда темной сенсорной комнаты в работе с детьми раннего возраста [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 1. — С. 39-41.
Стационарозамещающие технологии как вспомогательное направление работы с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 4. — С. 68-71.
Учитывая наиболее значимые потребности семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, организация стационарозамещающей формы работы позволила бы решить если не все проблемы, то хотя бы их значительную часть.
Субботина, Е. И. К вопросу об использовании Международной классификации функционирования в психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью [Текст] / Е. И. Субботина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 3. — С. 73-79.
Представленные в статье материалы адресованы педагогам, психологам, логопедам и дефектологам, чьи профессиональные интересы лежат в сфере психолого-педагогической реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Авторы обращают внимание на необходимость профессиональной дискуссии по вопросам использования МКФ в психолого-педагогической реабилитации и абилитации, в том числе в системе образования. К обсуждению предлагается подход, в рамках которого в качестве основы определенных параметров МКФ рассматривается «зона ближайшего развития» ребенка, что позволяет использовать классификацию с опорой на базовые методологические основы дефектологической науки.
Хвастунова, Е. П. Проблемы инклюзивного волонтерства в Российской Федерации [Текст] / Е. П. Хвастунова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 2. — С. 4-9.
Инклюзивное волонтерство — это общая благотворительная работа здорового населения, а также населения с ОВЗ, нацеленная на поддержку обществом, организацию всевозможной деятельности, разрешение социально-значимых трудностей.
Цапина, С. Ю. Дистанционная психологическая поддержка семей, имеющих детей с особенностями развития [Текст] / С. Ю. Цапина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 4. — С. 72-78.
О работе центра дистанционных психологических встреч в групповом формате.
Шаповалова, К. А. Взаимодействие учителя-логопеда педагога-психолога в работе с детьми с ОВЗ. Нейропсихологические методы и подходы [Текст] / К. А. Шаповалова // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 3. — С. 21-22.
Плотное взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при работе с ребенком с ОВЗ, их сотрудничество во всех направлениях работы рассматривается как одно из эффективных условий обеспечения плодотворной работы психолого-логопедической службы в ДОУ.
Шупикова, В. С. Музыкальная деятельность в ДОУ как средство социальной адаптации и интеграции детей со сложным дефектом [Текст] / В. С. Шупикова // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 1. — С. 26-27.
Эргеева, Г. Д. Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Квест-игра «По страницам русских народных сказок» [Текст] / Г. Д. Эргеева // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 4. — С. 33-35.
Югова, О. В. Ресурсные возможности семьи ребенка раннего возраста с нарушениями развития. Сообщение 1 [Текст] / О. В. Югова // Дефектология. — 2023. — № 2. — С. 41-51.
В статье представлены результаты многолетнего исследования, посвященного психолого-педагогическому консультированию и изучению ресурсных возможностей семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями развития. Экспериментально показана возможность применения ресурсного подхода в системе ранней психолого-педагогической помощи такой семье. Описаны три кластера ресурсных возможностей семьи. Выделены четыре группы детей раннего возраста с нарушениями развития в зависимости от вариантов сочетаний нарушений по основным линиям развития.
НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Азбукина, О. Д. Сравнительный анализ оценок родителей и заключений специалистов об особенностях развития детей с системным недоразвитием речи [Текст] / О. Д. Азбукина // Дефектология. — 2023. — № 2. — С. 24-31.
В статье представлены результаты сравнительного анализа оценки родителями особенностей развития детей с системным недоразвитием речи (СНР) и заключений специалистов, полученных в результате первичного комплексного обследования детей в медицинском центре развития речи. Выявлено несоответствие родительских оценок и заключений специалистов о нарушениях развития детей дошкольного возраста с СНР. Показана необходимость просветительской работы с родителями, направленной на уточнение возрастных психологических достижений в развитии ребенка.
Бабина, Г. В. Выводная текстовая информация в читательской деятельности учащихся с дислексией [Текст] / Г. В. Бабина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 3. — С. 31-44.
В публикации определены научные основы исследования возможностей усвоения выводной текстовой информации учащимися с дислексией. Выводная информация рассматривается как результат интерпретации смысла текста. Целью публикации является обсуждение результатов эксперимента, направленного на выявление особенностей интерпретации текста школьниками с дислексией (в связи с установлением выводной информации). Научная новизна заключается в квалификации выявленных показателей интерпретации текстовых сообщений школьниками с дислексией с междисциплинарных позиций. В результате исследования была установлена детерминирующая связь трудностей получения выводного знания с ограниченными возможностями обработки текстовой информации школьниками с нарушением смысловой стороны чтения.
Бочкарева, Т. А. К вопросу о подходах к оценке качества состояния связной монологической речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи: проблема единиц и диагностических критериев [Текст] / Т. А. Бочкарева // Дефектология. — 2023. — № 3. — С. 25-36.
В статье анализируются подходы к оценке качества состояния связной монологической речи дошкольников с ТНР. Рассматривается проблема отсутствия единообразия в выделении как единиц анализа речевой продукции детей, так и диагностических критериев. Результатом анализа являются выделение типизированных диагностических моделей, классификация и унификация диагностических критериев с целью использования их для теоретического осмысления проблемы в учебном процессе при подготовке логопедов и осознанного практического применения диагностического инструментария в ходе работы начинающими специалистами.
Браткова, М. В. Ранний возраст: пропедевтика психоречевых нарушений [Текст] : из опыта психолого-педагогического консультирования / М. В. Браткова // Дошкольное воспитание. — 2023. — № 5. — С. 7-13.
В статье раскрываются особенности психоречевого развития детей первых лет жизни и причины, вызывающие задержку их становления; рассматриваются педагогические рекомендации, способствующие своевременному развитию речи и познавательной активности у детей раннего возраста в условиях семьи.
Валявко, С. М. Антиципационная состоятельность и ее влияние на формирование агрессивного поведения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Сообщение 3 [Текст] / С. М. Валявко // Дефектология. — 2023. — № 1. — С. 3-11.
В целях ранней профилактики агрессивного реагирования у детей необходимы подходы, ориентированные на развитие, в которых способностям к прогнозированию уделяется должное внимание. Изучение антиципационной состоятельности у дошкольников с ОНР относится к числу особенно актуальных и важных проблем, поскольку у этих детей ограниченность в речевом взаимодействии обуславливает затруднения в накоплении коммуникативного опыта. Исходя из этого, обсуждалась роль способности к прогнозированию как защитного фактора, снижающего риск развития и закрепления агрессивного поведения на последующих этапах жизни ребенка с ОНР.
Волковская, Т. Н. Интегративное взаимодействие логопеда и психолога в комплексном сопровождении детей с недостатками речевого развития [Текст] / Т. Н. Волковская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 1. — С. 4-11.
В статье раскрываются особенности профессионального сотрудничества логопеда и психолога в контексте методологии междисциплинарного подхода в специальном образовании. Определены сферы профессиональной ответственности каждого из специалистов, содержание и формы взаимодействия на каждом из этапов комплексного сопровождения детей с НРР.
Грибова, О. Е. Сопоставительный анализ динамики формирования предпосылок готовности к школьному обучению дошкольников с ОНР и с нормальным речевым развитием [Текст] / О. Е. Грибова // Дефектология. — 2023. — № 2. — С. 52-61.
Целью статьи является исследование готовности к школьному обучению у дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием с использованием материалов дидактических игр. Достоверность полученных показателей была обеспечена различными методами исследования фактического материала, одним из которых является метод кластерного анализа. По результатам исследования определены различия в динамике формирования предпосылок готовности к школьному обучению у данного контингента дошкольников.
Деятельность педагога-психолога по коррекции и развитию познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 2. — С. 44-45.
Описание конспекта коррекционно-развивающего занятия «Вкусный обед».
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 2. — С. 39-41.
Калюта, В. И. Работа с родителями как важная составляющая деятельность службы психолого-педагогического сопровождения образовательной организации [Текст] / В. И. Калюта // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 1. — С. 80-85.
В статье рассматриваются проблемы, возникающие в процессе взаимодействия образовательной организации с родителями детей с трудностями в обучении (с ОВЗ).
Клевцова, С. В. Дифференцированный подход к изучению детей с алалией [Текст] / С. В. Клевцова // Дефектология. — 2023. — № 3. — С. 69-80.
В статье кратко представлены результаты изучения неговорящих детей с разными вариантами алалии (ОНР I уровня). Выделено 4 подгруппы детей: три варианта с сенсорной (агностической) алалией и один вариант с моторной (апраксической) алалией. Осуществлен дифференциальный подход к коррекционной работе с изучаемыми детьми. Использованы основные положения инновационной концепции коннективности, рассчитанной на выработку и закрепление специфических для каждого варианта алалии межанализаторных связей. Настоящее исследование может представить интерес для исследователей, а также для специалистов-практиков, работающих с детьми с алалией.
Коломийцева, О. В. Коррекция заикания у младших школьников: направления и содержание работы в условиях частного центра [Текст] / О. В. Коломийцева // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 2. — С. 50-54.
В статье приводится перечень используемых подходов и технологий в коррекционной работе заикания. В особой поддержке в психологическом и консультативном плане нуждается семья ребенка с тяжелыми нарушениями речи.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой речевого развития в условиях ДОУ [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 1. — С. 28.
Лисовская, Т. В. Механизмы дифференцированного дидактического сопровождения учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках математики в условиях совместного обучения [Текст] / Т. В. Лисовская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 1. — С. 12-21.
В силу специфики математики как учебного предмета наблюдаются существенные различия в усвоении ее разными учащимися. Одним из наиболее сложных разделов в 1 классе на уроках математики является решение текстовых арифметических задач. Для учета индивидуальных особенностей детей с ТНР и включения их в совместную коллективную работу необходимо дифференцированное дидактическое сопровождение каждого ученика. В данной статье рассматривается понятие «дифференцированное дидактическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи» и приводятся примеры его реализации на уроках математики в условиях совместного обучения с позиций учета уровней обучаемости, дифференциации учебного материала, видов педагогической помощи, раскрываются некоторые способы отбора содержания обучения данному учебному предмету.
Мартынова, Е. В. Нейропсихологический подход к изучению особых образовательных потребностей дошкольников с недостатками речевого развития [Текст] / Е. В. Мартынова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 1. — С. 50-55.
Автором представлены методика обследования и результаты исследования речи детей дошкольного возраста.
Морозовская, Е. Н. Использование технологии коллажирования в работе с детьми с ТНР [Текст] / Е. Н. Морозовская // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 3. — С. 18-20.
Цель данного проекта — повышение потенциальных возможностей речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством применения технологии коллажирования.
Насекина, А. Л. Конспект интегрированного занятия с элементами логоритмики и применения информационно-компьютерных технологий для детей с ОНР подготовительной группы [Текст] / А. Л. Насекина // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 4. — С. 40-41.
Нищева, Н. В. Конспект тематического интегрированного занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «Идет Бессмертный полк» [Текст] / Н. В. Нищева // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 3. — С. 26-27.
Пименова, М. М. Значение развития художественно-творческих способностей у детей с ОНР [Текст] / М. М. Пименова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 2. — С. 85-90.
В статье определяются этапы работы по формированию умений и навыков в изобразительной деятельности. Описываются способы речевого развития детей посредством развития творческих способностей.
Пособие «Колобок» [Текст] : для развития речевого дыхания и просодических компонентов речи у детей с заиканием и другими тяжелыми нарушениями речи // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 1. — С. 43-46.
Предлагаемое многофункциональное пособие можно использовать для формирования речевого дыхания на разных этапах коррекционно-развивающей работы с заикающимися дошкольниками, а также с дошкольниками, которые имеют такие тяжелые нарушения речи, как дизартрия и ринолалия.
Початкова, Ю. А. Использование мини-робота Bee-Bot в коррекции речевого развития детей с ТНР [Текст] / Ю. А. Початкова // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 3. — С. 6-8.
Предлагаемые игры разработаны для детей подготовительной к школе группы с ТНР, прошедших обучение по работе с программируемым мини-ротботом Bee-Bot.
Рау, Е. Ю. Развитие фонематического восприятия в системе устранения заикания у дошкольников с использованием технологий ритма [Текст] / Е. Ю. Рау // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 2. — С. 32-42.
В статье отражены вопросы влияния технологий ритма на развитие фонематического восприятия в системе устранения заикания у детей. Обосновано применение технологий, направленных на синхронизацию ритма со зрительными, слуховыми, двигательными упражнениями.
Ротермель, Е. В. Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР «А у нас игрушек много» [Текст] / Е. В. Ротермель // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 5. — С. 34-35.
Скребец, Т. В. Некоторые особенности моторного развития младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. В. Скребец // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 3. — С. 53-60.
В статье приведены результаты сравнительного исследования моторного развития учащихся начальных классов с нарушениями речи и с нормативным речевым развитием. В группу детей с нарушениями речи вошли первоклассники с общим недоразвитием речи (ОНР, III уровень речевого развития). Анализ результатов исследования показал, что уровень развития мелкой моторики у учеников с общим недоразвитием речи ниже, чем у учащихся с нормативным речевым развитием. Результаты исследования указывают на недостатки моторного развития у учащихся начальных классов как с ОНР, так и без речевых нарушений, что негативно сказывается на овладении навыками письма. Результаты исследования нацеливают логопедов, специалистов сопровождения, учителей начальных классов на коррекционно-развивающую работу по совершенствованию моторного развития обучающихся.
Станишич, Я. Ж. Сравнительный анализ уровня сформированности словообразовательных навыков у дошкольников с нарушенным и нормальным речевым развитием [Текст] / Я. Ж. Станишич // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 1. — С. 88-96.
Одной из важных задач речевого развития в дошкольном возрасте является овладение детьми навыков словообразования. На основе экспериментального изучения проведен сравнительный анализ уровня сформированности словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным и нормальным речевым развитием.
Шулекина, Ю. А. Понимание учебного текста младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи: специфика формирования системы смысловой обработки текстовой информации. Часть 2 [Текст] / Ю. А. Шулекина // Дефектология. — № 3. — С. 48-57.
В статье раскрывается авторский взгляд на организацию образовательного процесса, расширяющий возможности восприятия и понимания учебного текста детьми с ТНР, овладения ими учебными компетенциями нового поколения. Утверждается необходимость системной оптимизации современных взглядов на проблему осмысленного восприятия и обработки информации из учебного текста учащимися массовой школы, что является крайне важным для улучшения образовательных результатов детей с ТНР. Системность реализуется посредством механизмов регуляции и управления образовательным процессом через развитие когнитивного и личностного потенциала каждого учащегося.
ЗПР
Акулич, А. А. Технология проектной деятельности в коррекционно-педагогическом процессе [Текст] / А. А. Акулич // Игра и дети. — 2023. — № 2. — С. 10-11.
Автор делится опытом работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. Для этих детей характерны трудности, связанные с установлением коммуникативных контактов и осуществлением сотрудничества со сверстниками и окружающими. Важно вовлекать детей в социально значимую деятельность, которая бы активизировала процесс познания, стимулировала инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальные статус, а так же содействовала бы развитию коммуникативных навыков.
Из опыта применения нейропсихологического подхода в подготовке к обучению в школе детей с ЗПР [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 2. — С. 32-34.
В статье анализируются трудности, с которыми сталкиваются дети с задержкой психического развития на этапе подготовки к школе, выявляются основные компоненты школьной зрелости, изучаются особенности и содержание нейропсихологического подхода, делается вывод об эффективности такого подхода с целью повышения сформированности каждого из компонентов школьной зрелости. Предлагается алгоритм нейропсихологического исследования и направления коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития, в случае выявления у них недостаточного уровня готовности к обучению в школе.
Интеграция инновационных методов в театрализованной деятельности по сказке «Заюшкина избушка» для детей с ЗПР [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 1. — С. 34-35.
Муканова, А. А. Конспект интегрированного комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на тему «Весна» [Текст] / А. А. Муканова // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 5. — С. 28-30.
Рябова, Т. Ю. Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ЗПР на тему «Космос» [Текст] / Т. Ю. Рябова // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 4. — С. 30-32.
Федосеева, А. М. Родительская компетентность и самоэффективность как целевые ориентиры в консультировании родителей детей с ЗПР [Текст] / А. М. Федосеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 4. — С. 46-54.
В статье обсуждается проблема психологической поддержки самоэффективности родителя, раскрыто содержание навыка организации посреднического действия как базовой педагогической компетенции. Материал будет интересен социальным педагогам, и родителям детей с ЗПР.
Шутова, И. Ю. Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в рамках организации коррекционно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР [Текст] / И. Ю. Шутова // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 5. — С. 30-33.
НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
Алышева, Т. В. Особенности организации образовательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках математики в 5-6 классах [Текст] / Т. В. Алышева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 3. — С. 4-19.
В статье основное внимание уделено рассмотрению вопросов обновленного содержания курса математики в 5–6 классах, особенностей реализации образовательных, коррекционных, воспитательных задач при обучении детей с легкой умственной отсталостью в целях достижения планируемых личностных и предметных результатов. Даны рекомендации по организации образовательной деятельности на уроках математики на основе использования новых учебников для 5-6 классов (авторы Т.В. Алышева, Т.В. Амосова, М.А. Мочалина). Показаны возможности применения специальных методов и приемов, направленных на личностное развитие обучающихся, формирование у них базовых учебных действий и жизненных компетенций.
Афанасьева, Р. А. Робототехника в развитии конструктивной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта [Текст] / Р. А. Афанасьева, А. Г. Логинова // Дошкольное воспитание. — 2023. — № 2. — С. 7-10.
Статья посвящена изучению особенностей конструктивной деятельности дошкольников 4-5 лет с нарушением интеллекта и путей ее развития с помощью робототехнического конструктора. Было проведено экспериментальное исследование по выявлению уровня развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта, которое подтвердило целесообразность работы по ее развитию средствами робототехники. Обозначены этапы по введению образовательной робототехники в работу ДОУ компенсирующей направленности – сенсорный, технический и динамический.
Багина, Л. А. Подходы к разработке примерных рабочих программ по профилю трудовой подготовки «Ручное и машинное изготовление кружева» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 6–9 классов [Текст] / Л. А. Багина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 2. — С. 54-64.
В статье представлено обоснование основных подходов к отбору содержания обучения детей с легкой умственной отсталостью техникам изготовления кружева в 6–9 классах, приведены примеры разделов программы и варианты определения учителем тем и распределения объема часов на их изучение в рамках одного из разделов программы. На основе обоснования содержания обучения техникам изготовления кружева авторами раскрыты личностные и предметные результаты освоения профиля трудового обучения.
Кучергина, О. В. Современные подходы к реализации предметной области «Технология» при обучении школьников с интеллектуальными нарушениями в Иркутской области [Текст] / О. В. Кучергина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 2. — С. 65-77.
В материалах статьи содержатся рекомендации для руководителей специальных (коррекционных) школ по обновлению предметной области «Технология» в части выбора профиля трудовой подготовки обучающихся в рамках реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ посредством обновления материально-технической базы. Теоретико-методологической базой представленных материалов выступают научные исследования отечественных олигофренопедагогов в области трудового обучения школьников с интеллектуальными нарушениями.
Максимова, М. О. Проектирование примерных рабочих программ по профилю трудовой подготовки «штукатур, маляр» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 6-9 классов [Текст] / М. О. Максимова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 1. — С. 52-67.
Особое внимание при проектировании рабочих программ обращено на согласование содержания образования по профилю трудовой подготовки с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); обновление содержания с учетом современных материалов, инструментов, технологий штукатурных и малярных работ.
Миронова, Т. В. Проектирование примерных рабочих программ по профилю трудовой подготовки «картонажно-переплетное дело» для обучения детей с легкой умственной отсталостью в 6-9 классах [Текст] / Т. В. Миронова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 1. — С. 68-77.
В статье раскрыты возможности профиля трудовой подготовки в формировании у обучающихся базовых учебных действий, показана связь содержания обучения и планируемых результатов освоения картонажно-переплетного дела. Приведен вариант определения учебных тем и распределения часов в рамках раздела примерной рабочей программы 9 класса.
Нурлыгаянов, И. Н. Психолого-педагогические трудности в организации дистанционного обучения школьников с умственной отсталостью. Сообщение 2 [Текст] / И. Н. Нурлыгаянов // Дефектология. — 2023. — № 3. — С. 58-68.
Работа направлена на изучение психолого-педагогических затруднений учителей-олигофренопедагогов в образовательном процессе с применением дистанционных технологий. Результаты исследования выявляют структуру психических состояний у учителей, включающую такие интегральные факторы, как «сниженная психическая активность», «когнитивная направленность состояния», «оппозиция между враждебностью и самоконтролем», «психологическая слабость». Анализ ответов показывает важность оказания помощи (технической, психологической, методической) учителям в организации образовательного процесса, а также специфику взаимодействия с родителями школьников.
Пищулина, О. В. Организация внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната [Текст] / О. В. Пищулина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 1. — С. 77-79.
Опыт работы педагога-библиотекаря специальной школы-интерната.
Ревякина, Е. Г. Сайт и блог педагога как инструмент цифровизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) [Текст] / Е. Г. Ревякина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 1. — С. 73-76.
В данной статье описан опыт использования сайта и блога учителя географии школы-интерната в учебно-воспитательном процессе детей с нарушениями интеллекта.
Фатихова, Л. Ф. Механизмы регуляции безопасного поведения младших школьников с сохранным и нарушенным интеллектом [Текст] / Л. Ф. Фатихова // Дефектология. — 2023. — № 1. — С. 12-19.
Безопасное поведение личности представлено тремя компонентами – эмоциональным, когнитивным, поведенческим, которые, в свою очередь, включают механизмы, регулирующие безопасное поведение личности: эмоциональное отношение к опасным ситуациям, распознавание опасных ситуаций, реагирование в опасных ситуациях. В статье описываются уровень сформированности и проявления этих механизмов у младших школьников с нарушенным интеллектом в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.
Фролова, Ю. А. Изучение словаря младших школьников с системными нарушениями речи, обусловленными умственной отсталостью [Текст] / Ю. А. Фролова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 2. — С. 78-84.
В статье раскрываются особенности исследования развития словаря младших школьников с системными нарушениями речи, обусловленными умственной отсталостью, дается определение учебно-терминологической лексики.
Шаповалова, О. Е. Коррекция и развитие памяти школьников с нарушением интеллекта [Текст] / О. Е. Шаповалова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 2. — С. 10-16.
В статье обобщаются имеющиеся в науке данные, характеризующие память умственно отсталых младших школьников и приводятся практически апробированные задания, направленные на её коррекцию и развитие.
РАС
Боголюбова-Кузнецова, Д. В. Особенности формирования коммуникативных возможностей у детей с РАС [Текст] / Д. В. Боголюбова-Кузнецова // Дефектология. — 2023. — № 1. — С. 20-30.
В статье представлены взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему коммуникации и её развития у детей с расстройствами аутистического спектра. Рассмотрены подходы к анализу развития коммуникации при нормотипичном развитии и при РАС. Представлены теории развития коммуникации в онтогенезе ребенка, выделяются различные аспекты этого процесса, а также влияющие на него факторы. Выделены вербальные и невербальные составляющие, отличающие коммуникацию ребенка с РАС.
Боголюбова-Кузнецова, Д. В. Возможности психолого-педагогического вмешательства для развития коммуникативных способностей ребенка с РАС: обзор литературы [Текст] / Д. В. Боголюбова-Кузнецова // Дефектология. — 2023. — № 2. — С. 32-40.
Статья представляет обзор современных источников литературы, посвященных различным подходам к помощи в развитии коммуникации у детей с РАС. Предлагаются подходы, основанные на развитии отношений ребенка с миром, на теории прикладного анализа поведения, а также совмещающие оба направления. Прослеживается динамика развития самого поведенческого подхода к помощи ребенку с РАС, его эволюция от использования преимущественно метода дискретных проб к более прагматичному подходу, приближенному к реальной жизни, предполагающему обучение функциональной коммуникации в естественной среде. Отдельно рассмотрены подходы, ставящие основной задачей развитие речи ребенка, имеющего сложности коммуникации.
Колягина, В. Г. Игра как способ коррекции коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с РАС [Текст] / В. Г. Колягина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 1. — С. 56-61.
В статье рассмотрена специфика игровой деятельности у детей с РАС, перечислены упражнения, способствующие развитию игровой деятельности, раскрыта сущность игротерапии как средства коррекции детей дошкольного возраста с РАС.
Шамрикова, Г. А. Развитие мелкой моторики рук детей с РАС посредством использования нетрадиционных методов [Текст] / Г. А. Шамрикова // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 1. — С. 11-13.
Упражнения для пальцев рук с крупной морской солью.
НАРУШЕНИЯ СЛУХА И СЛЕПОГЛУХИЕ
Королева, И. В. Слухоречевая реабилитация детей с кохлеарными имплантами в условиях билингвальной среды [Текст] / И. В. Королева // Дефектология. — 2023. — № 3. — С. 3-14.
В статье анализируются проблемы организации слухоречевой реабилитации детей с кохлеарными имплантами в условиях билингвальной среды. Приводятся результаты анкетирования сурдопедагогов из разных учреждений и родителей-инофонов по данной проблеме. Рассматриваются 4 группы факторов, которые важно учитывать при выборе тактики (ре)абилитации и языка общения с ребенком: связанные с ребенком, семьей ребенка, сурдопедагогом/логопедом и образовательным учреждением. Обсуждается необходимость создания материалов на национальных языках народов РФ для использования их родителями при самостоятельных занятиях с ребенком и дефектологами, владеющими этим языком.
Четверикова, Т. Ю. Обучение школьников с нарушениями слуха русскому языку на уровне основного общего образования [Текст] / Т. Ю. Четверикова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 3. — С. 20-30.
В статье сообщается о содержании учебного предмета «Русский язык» и организации его изучения по разным вариантам федеральных адаптированных образовательных программ основного общего образования обучающихся с нарушениями слуха. Представлены сведения о количестве часов, выделяемых на данную дисциплину, отражены программные темы, подвергнутые адаптации. Особое внимание уделено характеристике специального сквозного раздела «Развитие речевой деятельности», интегрированного в курс русского языка, осваиваемого в пролонгированные сроки. В статье отражена также информация о подходах к организации контрольных мероприятий в связи с осуществлением стартовой, текущей и промежуточной диагностики знаний обучающихся по русскому языку.
Бруштейн, И. Постигая мир без слуха и зрения [Текст] / И. Бруштейн // Школьный вестник. — 2023. — № 4. — С. 23-32.
Беседа об особенностях жизни человека со сложной структурой дефекта (слепоглухая женщина).
Воссо-единение: лучшие практики по работе с людьми с одновременным нарушением слуха и зрения. — М. : ЛитГОСТ, 2021. — 196 с.
В сборнике представлены статьи, связанные с практическим опытом работы со слепоглухими людьми в России. Авторы книги — сотрудники Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение», досуговых центров, активисты из числа слепоглухих людей и др.
НОДА
Абкович, А. Я. Клинико-психолого-педагогические особенности детей с двигательной патологией в структуре тяжелых множественных нарушений развития [Текст] / А. Я. Абкович // Дефектология. — 2023. — № 1. — С. 31-43.
Представленная работа является частью широкомасштабного исследования клинико-психолого-педагогических особенностей современной популяции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Была исследована одна из наименее изученных групп детей указанной категории – детей с двигательной патологией в структуре тяжелых множественных нарушений развития, работа с которыми вызывает наибольшие трудности в педагогической практике. Выявлены особенности психического и физического развития детей изучаемой группы, установлены некоторые общие для них характеристики (выраженные сенсорные нарушения, ограничение коммуникативных возможностей на фоне грубого недоразвития речи и познавательной деятельности); обозначены факторы, предположительно обусловливающие описанный вариант развития (генетическая патология, глубокая недоношенность, последствия нейроинфекции).
Богданова, О. В. Опыт применения средств альтернативной и дополнительной коммуникации в обучении школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата: результаты многолетнего наблюдения [Текст] / О. В. Богданова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 2. — С. 43-53.
В статье представлены некоторые подходы к подбору средств альтернативной и дополнительной коммуникации и ассистивных технологий, позволяющих включить «безречевого» ребенка с двигательными нарушениями в учебный процесс, реализовать его особые образовательные потребности, сформировать коммуникативные компетенции. Автором выделены группы школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата исходя из прогноза возможности освоения устной речи как основного средства коммуникации, предложены направления дальнейшего развития и расширения использования методов и средств АДК в образовании детей с НОДА.
Волковская, Т. Н. Особенности изучения двигательно-координационных нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Т. Н. Волковская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 3. — С. 61-72.
В статье представлена методика диагностики нарушений моторного развития у дошкольников с ОВЗ, встречающихся в качестве коморбидных состояний (при тяжелых нарушениях речи, задержке психического развития, расстройствах аутистического спектра, первичных сенсорных дефектах). Полученные данные позволили выделить и качественно описать четыре группы дошкольников с ОВЗ в зависимости от наличия и степени выраженности двигательно-координационных нарушений. Выявленные вариативные особенности двигательно-координационных нарушений дошкольников с ОВЗ, могут выступать информационной основой для разработки системы сопровождения в процессе обучения и воспитания таких детей. Учет уровневых характеристик, основанных на степени выраженности двигательно-координационных нарушений, обеспечивает возможность реализации дифференцированного подхода к выбору средств коррекционного воздействия по преодолению данных нарушений у дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной практики.
Крутякова, Е. Н. Особенности формирования коммуникативной деятельности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / Е. Н. Крутякова // Дефектология. — 2023. — № 1. — С. 63-71.
В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей коммуникативной деятельности обучающихся младшего школьного возраста с двигательными нарушениями. Выявлены и описаны состояние и особенности формирования мотивов коммуникации и коммуникативных действий (умений), значимых для обеспечения качества обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в силу имеющихся у них ограничений; представлена уровневая дифференциация коммуникативной деятельности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Сальникова, А. В. Особенности формирования социально значимых бытовых навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / А. В. Сальникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 3. — С. 45-52.
В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на выявление специфики формирования социально значимых бытовых навыков детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к концу обучения в начальной школе. Исследование проводилось в сравнении с группой детей с нарушениями зрения. Выявлены и описаны особенности формирования социально значимых бытовых навыков детей описываемых категорий, определены основные направления работы по формированию социально значимых бытовых навыков детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.