Для авторизации на сайте введите имя пользователя и пароль
В помощь дефектологу: новые поступления литературы за первое полугодие 2024 г.
В рекомендательный список литературы «В помощь дефектологу» включены библиографические описания статей по дефектологии. В данный список вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых за 1-ое полугодие 2024 года, и содержит следующие разделы: «Общие вопросы», «НОДА», «ЗПР», «РАС», «Нарушения интеллекта», «Нарушения речи», «Нарушения слуха», «Слепоглухие». Предлагаемый список литературы адресован дефектологам, воспитателям детей с различными нарушениями в развитии, библиотекарям, студентам.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
Айшервуд, М. Полноценная жизнь инвалида [Электронный ресурс] / М. Айшервуд ; пер. с англ. ; читает Н. Литвинова. — Электрон. дан. — М. : ИПТК «Логосвос», 2014. — 1 ед. : зв. (4 час.34 мин.8 сек.). — Загл. из сопр. документации. — Режим доступа : http : // www.hksbs.ru, свободный доступ. — С изд. : М.: Педагогика, 1991.
Эта книга предназначена, прежде всего, людям с ограниченными возможностями. Её автор, перенесшая в 22 года полиомиелит, очень хорошо знакома с проблемами, волнующими инвалидов. Также книга будет полезна всем тем, кто ухаживает за инвалидами.
Бабанина, А. А. В гостях у бабушек и дедушек [Текст] : воспитательное мероприятие для детей 5-7 лет с ОВЗ / А. А. Бабанина // Логопед. — 2024. — № 3. — С. 92-100.
В статье представлено воспитательное мероприятие, посвященное бабушкам и дедушкам. Детям прививаются нравственно-эстетические ценности посредством игровой деятельности, воспитывается уважение к старшим.
Баландина, Н. В. «Мобильное электронное образование» при организации работы по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ [Текст] / Н. В. Баландина // Логопед. — 2024. — № 5. — С. 23-29.
В статье представлена ранняя профессиональная ориентация дошкольников с ОВЗ с использованием цифровой образовательной среды «МЭО». Дано модульное описание программы по ознакомлению с профессиями в зависимости от возраста детей.
Брушко, И. А. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка [Текст] / И. А. Брушко // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 2. — С. 48-53.
В данной статье рассматривается эффективность индивидуальной и дифференцированной работы на разных этапах урока русского языка для детей с ОВЗ. Статья адресована учителям-предметникам, занимающимся с детьми с ОВЗ.
Ветрова, М. А. Результаты апробирования авторского диагностического инструмента для обследования социально-коммуникативной сферы детей 8-12 лет с ТМНР [Текст] / М. А. Ветрова // Дефектология. — 2024. — № 2. — С. 52-65.
В статье описаны результаты апробации авторского диагностического инструмента, представленного протоколами оценки паттернов социально-коммуникативного поведения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития для следующих диагностических областей: интерес к предметному и социальному миру, понимание и использование средств общения, социальное взаимодействие, соблюдение правил и групповое обучение, эмоциональное развитие, дезадаптивное поведение.
Виталина, О. С. Метод мозжечковой стимуляции в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста [Текст] / О. С. Виталина // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 1. — С. 31-34.
В статье обосновываются актуальность, эффективность и своевременность использования метода мозжечковой стимуляции в коррекционной работе с дошкольниками.
Выродова, И. А. Работа педагога-музыканта системы ранней помощи с родителями [Текст] / И. А. Выродова // Дефектология. — 2024. — № 3. — С. 50-60.
В статье сформулированы задачи педагога-музыканта системы ранней помощи в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ младенческого и раннего возраста. Обозначены условия, необходимые для оказания эффективной коррекционно-развивающей помощи. Раскрыты методы взаимодействия с родителями. Показана роль близких взрослых в развитии и воспитании ребенка первых лет жизни с ОВЗ средствами музыки.
Головчиц, Л. Еще раз о терминологии: «сложные, комплексные, множественные, тяжелые множественные нарушения развития…» [Текст] / Л. Головчиц // Дефектология. — 2024. — № 1. — С. 3-11.
В статье дан ретроспективный анализ терминологии по отношению к лицам, имеющим сочетание нескольких первичных нарушений. Возникновение вариативной терминологии по отношению к лицам с сочетанными нарушениями делает не всегда понятными позиции авторов научных исследований и ориентиры в деятельности практических работников. Неоднозначность терминологии обуславливает трудности выбора адаптированных образовательных программ, в том числе разработку специальных индивидуальных программ развития.
Голубчикова, А. В. Опыт реализации модели психолого-педагогической экспертизы игровой продукции для детей с ОВЗ [Текст] / А. В. Голубчикова // Дефектология. — 2024. — № 2. — С. 66-77.
Цель исследования – апробация модели психолого-педагогической экспертизы игровой продукции для детей с ограниченными возможностями здоровья. Изучено применение игровой продукции в деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ различных нозологических групп. Экспертами выступили специалисты с образованием и опытом работы в области дефектологии. Оценка изделий осуществлялась посредством разработанной нами методики психолого-педагогической экспертизы.
Григорьева, В. Н. Познавательные формы взаимодействия педагога и родителей в процессе подготовки детей с ОВЗ к школе [Текст] / В. Н. Григорьева // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 5. — С. 33-34.
Описание опыта работы.
Григорян, Э. Г. Диагностика внимания детей младшего школьного возраста с ОВЗ [Текст] / Э. Г. Григорян // Логопед. — 2024. — № 4. — С. 98-104.
В статье рассматриваются основные подходы к вниманию как основному условию успешной учебной деятельности, особенно в младшем школьном возрасте. Показаны характерные особенности внимания и его показатели у детей с ЗПР, представлены методики диагностики внимания детей с ОВЗ.
Гусейнова, А. А. Современные подходы к реализации предметной области «Технология» в условиях инклюзивного образования [Текст] / А. А. Гусейнова, Е. А. Салтыкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 1. — С. 12-21.
В статье представлен анализ научных работ, посвященных трудовому обучению обучающихся с ОВЗ в рамках образовательной области «Технология». Автор поднимает вопросы доступности образования для обучающихся данной категории, обсуждает позитивные аспекты инклюзивного образования, рассматривает специфику и особенности преподавания предмета «Технология» для обучающихся с ОВЗ.
Джафар-заде, Дарья Авсаф-кызы. Особенности профориентации с лицами с тяжелыми и множественными нарушениями развития [Текст] / Дарья Авсаф-кызы Джафар-заде // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 1. — С. 22-26.
В данной статье рассматривается вопрос профориентации и социализации лиц с ТМНР. Не всем лицам с ТМНР необходима профориентация, важно брать во внимание тот факт, что классические механизмы профориентации не подходят для данной категории людей. Данная тема недостаточно изучена, однако существуют методические рекомендации, которые и будут освещены в данной работе.
Дерябина, Е. В. Сценарий мероприятия, приуроченного к международному дню инвалидов «Мы разные – мы равные!» [Текст] : концертное выступление обучающихся с ОВЗ / Е. В. Дерябина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 2. — С. 94-100.
Дисграфия: правильный подход [Текст] : лекция учителя-дефектолога на тему «Бесполезные товары при дислексии и дисграфии» // Не будь зависим. — 2024. — № 5. — С. 36-42.
Дубровина, Т. К кому придет соцработник [Текст] : что положено лежачему больному / Т. Дубровина // Предупреждение плюс. — 2024. — № 3. — С. 95-100.
Советы в помощь ухаживающему за тяжелобольным от патронажной медсестры.
Макарова, Е. М. Адаптирование материалов программы дополнительного общего образования по обучению программированию для старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья (на примере программы «Моделирование игровых миров на Java.Script») [Текст] / Е. М. Макарова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 1. — С. 48-49.
В статье представлена работа коллектива авторов по адаптированию материалов программы дополнительного общего образования «Моделирование игровых миров на Java.Script» с учетом особых образовательных потребностей старшеклассников с ОВЗ, имеющих нарушения слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития. Описаны внесенные изменения в дидактические материалы программы, интерфейс образовательной среды, текстовые, лекционные материалы. Указано на необходимость адаптирования планируемых результатов освоения программы и материалов для аттестации, а также создание специальных условий при организации образовательной деятельности.
Егоренкова, О. А. Особенности формирования самооценки в дошкольном возрасте у детей с хроническими соматическими заболеваниями (на примере детей с атопическим дерматитом и воспалительными заболеваниями кишечника) [Текст] / О. А. Егоренкова, А. Л. Венгер // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 4. — С. 36-47.
В статье представлены особенности самооценки дошкольников с ОВЗ и определены основные направления психолого-педагогической помощи детям и их родителям. В исследовании участвовали 70 детей 5–6 лет и их родители. Использовались методика Т.В. Драгуновой «Самооценка дошкольника», методика «Лесенка», стандартизированная беседа с родителями. Выявлены физические и социальные факторы, влияющие на изменения в становлении самооценки у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, описаны четыре типа самооценки дошкольников в зависимости от эмоционального самопринятия и уровня дифференцированности самооценки; определены направления психолого-педагогической помощи, основанные на этой типологии.
Каврус, Е. Д. Народный фольклор в инклюзивном образовании дошкольников [Текст] / Е. Д. Каврус // Логопед. — 2024. — № 4. — С. 12-19.
В статье представлен опыт использования народного фольклора в инклюзивной среде дошкольного учреждения. Дети с ОВЗ обогащают свои знания о народных традициях, развивают интерес к истории Родины, овладевают различными умениями и навыками.
Левченко, И. Ю. Проблемы реализации учебного предмета «Технология» в условиях инклюзивного начального общего образования [Текст] / И. Ю. Левченко, А. А. Гусейнова, Е. А. Салтыкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 4. — С. 4-12.
Статья подчеркивает, что успешное внедрение инклюзивного подхода к трудовому обучению и воспитанию детей с ОВЗ требует глубокого понимания индивидуальных потребностей каждого обучающегося с учетом специфики самого предмета. С целью выявления проблем реализации учебного предмета «Технология» авторами представлены результаты анкетирования учителей, преподающих данный учебный предмет в условиях начального общего образования, родителей и обучающихся. Описаны специальные образовательные условия, необходимые для успешной реализации данной учебной дисциплины.
Мёдерндорфер В. Кит на пляже [Электронный ресурс] / В. Мёдерндорфер ; читает Л. Луганская. — Электрон. дан. — М. : ИПТК Логосвос, 2023. — 1 ффк. : зв.
Роман привлекает внимание к серьезной проблеме – жизни семей с особенными детьми. Но говорит он и о многом другом: о взрослении и одиночестве, о дружбе и первой любви, о важности диалога и о доверии, которое иногда так непросто, но так необходимо нащупать.
Отрошко, Г. В. Использование визуального стимульного материала «Мнемоквадр» в коррекционной работе с обучающимися с дислексией [Текст] / Г. В. Отрошко // Логопед. — 2024. — № 5. — С. 64-69.
Статья посвящена описанию стимульного материала, применяемого для развития зрительной памяти и оптико-пространственных ориентировок у младших школьников с нарушениями чтения.
Павлова, Н. В. Методы и приемы коррекции и развития речи обучающихся с особыми образ потребностями [Текст] / Н. В. Павлова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 2. — С. 70-74.
Статья адресована специалистам, работающим с детьми с ООП. В данной статье рассматриваются пути коррекции и развития речи у обучающихся данной категории.
Рожкова, Л. А. Особенности функционального состояния центральной нервной системы как нейробиологическая основа когнитивных нарушений у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л. А. Рожкова, А. В. Голубчикова, С. Б. Лазуренко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 2. — С. 67-79.
Данная работа обобщает накопленные результаты электрофизологических исследований функционального состояния ЦНС детей младшего школьного возраста с трудностями обучения различной этиологии.
Рубинская, Н. В. Организация службы ранней помощи детям с ОВЗ в ДОО [Текст] / Н. В. Рубинская // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 1. — С. 7-9.
Описание опыта работы Службы ранней помощи для детей с двух месяцев до трех лет в ДОУ.
Сорокина, Л. И. Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством знакомства с традициями и праздниками русского народа [Текст] / Л. И. Сорокина, С. В. Фролова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 1. — С. 37-38.
Дидактические игры и задания для детей с ОВЗ, направленные на коррекцию и компенсацию имеющихся недостатков развития.
Степанова, Г. В. Состав числа 5 из двух меньших чисел [Текст] : занятие по математике для детей 6-7 лет с особыми образовательными потребностями / Г. В. Степанова // Логопед. — 2024. — № 3. — С. 45-48.
В статье представлено занятие по математике для детей 6–7 лет с особыми образовательными потребностями, выстроенное в игровой форме, что помогает развивать познавательный интерес к математике.
Степина, И. В. Спорт и музыка едины [Текст] : речевое мероприятие по воспитанию нравственности и патриотизма у детей с ОВЗ / И. В. Степина, М. С. Лысова // Логопед. — 2024. — № 3. — С. 60-65.
В статье представлено спортивно-музыкальное развлечение по воспитанию нравственности и патриотизма у детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Стефановская, О. И. Интерактивное мероприятие «Эстафеты-нейроигры для детей и их родителей» [Текст] / О. И. Стефановская // Логопед. — 2024. — № 4. — С. 59-64.
В статье раскрыты приемы сенсомоторной коррекции с использованием нейроигр. Приведены приемы игр, их влияние на развитие ребенка. Нейрогимнастика — это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как ЗПР, СДВГ, РАС, нарушения речи.
Суслова, Ю. И. Технологии обучения альтернативной и дополнительной коммуникации детей с ОВЗ [Текст] / Ю. И. Суслова // Логопед. — 2024. — № 5. — С. 17-22.
Статья посвящена альтернативной и дополнительной коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья. Тема коммуникативных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку среди дошкольников с нарастающей частотой встречаются агрессивное поведение, жестокость и злость. Это побуждает обращаться к коррекции и развитию коммуникативных отношений детей друг с другом.
Тальникова, Н. И. Инклюзивное образование: технологии, методы и приемы в работе педагога-психолога [Текст] / Н. И. Тальникова // Логопед. — 2024. — № 5. — С. 29-36.
В статье представлена работа педагога-психолога в инклюзивном образовании, подробно описаны технологии, игры, направления работы с дошкольниками в инклюзивном пространстве.
Федосеева, А. М. Развитие коммуникативных навыков подростков с ОВЗ в тренажерно-обучающей системе виртуальной и дополненной реальности: модель и функциональные возможности [Текст] / А. М. Федосеева // Дефектология. — 2024. — № 3. — С. 36-49.
В статье обсуждается использование технологий виртуальной и дополненной реальности с целью развития коммуникативных навыков подростков с ОВЗ. Формулируются условия, которым должна соответствовать модель тренажерно-обучающей системы: психологическая безопасность виртуальной среды общения, возможность условно свободного экспериментирования с тактикой и содержанием диалога, возможность развития эмоциональной осознанности и рефлексии собственных реакций в коммуникации, возможность получения психологического сопровождения процесса социального экспериментирования как по запросу подростка, так и в режиме коррекционного курса. Описывается модель обучающей системы: ее функции, режимы функционирования, позиции в трудной коммуникативной ситуации. Намечаются направления разработки системы в соответствии с особыми образовательными потребностями подростков с ОВЗ разных нозологий.
Щербак, А. П. Физическое развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ [Текст] / А. П. Щербак // Логопед. — 2024. — № 1. — С. 100-105.
«Движение – это жизнь!» Сегодня в нашей стране много внимания уделяется физическому развитию детей и молодежи. А как быть, если у ребенка есть особенности в развитии? Как правильно простроить работу, чтобы результат был на пользу ребенку? Автором проработана тема физического развития детей с ОВЗ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, которая осуществляется в рамках коррекционной работы и / или инклюзивного образования.
НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Александрова, А. Ю. Авторская игровая логопедическая методика «Веселые запоминалки» [Текст] / А. Ю. Александрова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 1. — С. 50-52.
Игровая логопедическая методика для детей с тяжелыми нарушениями речи, которая основывается на приемах мнемотехники, способствующая активной автоматизации звуков речи в слогах и словах.
Андронова, Т. А. Составление описательного рассказа о лисе по схеме [Текст] : занятие для детей 4-5 лет с ТНР / Т. А. Андронова // Логопед. — 2024. — № 5. — С. 54-58.
В статье представлено занятие на составление описательного рассказа. В игровой форме дети с нарушениями речи смогут закрепить звукопроизношение и развить движения.
Бабина, Г. В. Оценка умений семантизации слов у младших школьников с нарушениями речи [Текст] / Г. В. Бабина, Ю. В. Комарова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 2. — С. 15-29.
В статье описан опыт исследования проблемы семантизации отдельных слов и слов, объединенных в группы носителями языка младшего школьного возраста. Научная новизна исследования обусловлена тем, что здесь раскрывается специфика проявления трудностей описания значений слов у младших школьников с ОНР.
Бабина, Г. В. Пути формирования слогоритмических характеристик слова у дошкольников с нарушениями речевого развития [Текст] / Г. В. Бабина // Логопед. — 2024. — № 2. — С. 100-107.
В статье представлены теоретические аспекты исследования слоговой структуры слова и предпосылок ее становления у детей дошкольного возраста. Приводятся материалы исследования и развития неречевых процессов, имеющих большое значение для овладения структурно-слоговыми признаками слов.
Багно, О. Н. Детская йога как пример использования нетрадиционных методов в ДОУ [Текст] / О. Н. Багно, Е. Г. Ершова, О. Н. Фортанова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 4. — С. 44-46.
Опыт использования детской йоги в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Баканова, Ю. А. Развитие творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в ДОУ [Текст] / Ю. А. Баканова, Е. А. Иванова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 2. — С. 29-31.
Опыт организации занятий по обучению дошкольников с общим нарушением речи творческому рассказыванию в формате кружковой деятельности в ДОУ.
Балакина, А. С. Забавные истории. Авторские речевые упражнения для детей с ОВЗ [Текст] / А. С. Балакина // Логопед. — 2024. — № 3. — С. 75-78.
В статье приведены авторские речевые упражнения для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Опыт работы с детьми с алалией и дизартрией подтверждает актуальность использования данных упражнений для активизации речевой деятельности дошкольников.
Гарат, Е. А. Современные логопедические пособия: обучение речи через движение [Текст] / Е. А. Гарат, А. С. Некрасова, Л. Г. Миронова // Логопед. — 2024. — № 3. — С. 70-75.
В статье представлен опыт внедрения в коррекционно-образовательный процесс новых веяний, современных технологий, повышающих мотивацию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к занятиям и приводящих к желаемому результату коррекционной работы.
Десятова, Н. А. Событийный подход к организации коррекционно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР [Текст] / Н. А. Десятова, Н. Д. Зайченко [и др.] // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 4. — С. 32-35.
Предложен вариант образовательного события, организованного с детьми с тяжелыми нарушениями речи и посвященного изучению родного края.
Дуда, Н. Г. Применение нейропсихологических приемов в коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Г. Дуда // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 3. — С. 44-47.
Описание авторской логопедической программы «Дельфины» — комплексной модели психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами речевого развития.
Гладышева, И. В. Сценарий родительского собрания «Мы – будущие первоклассники» [Текст] / И. В. Гладышева // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 1. — С. 40-42.
Сценарий собрания, которое проходит в форме квест-игры в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ОНР. Участвуют дети, их родители, учитель-логопед и воспитатели.
Егорова, З. Р. Нейропсихологическое исследование дошкольников с разным уровнем эмоционального интеллекта, имеющих нарушения речи [Текст] / З. Р. Егорова, Л. В. Артищева // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 1. — С. 60-77.
Данное исследование показало, что у детей с высоким уровнем эмоционального интеллекта лучше сформированы некоторые психические функции, определяющие нейропсихологический статус. Но при этом отсутствуют значимые различия в сферах социального и когнитивного развития.
Желтикова, А. А. Методика формирования представлений о категории рода у детей с ТНР [Текст] / А. А. Желтикова // Логопед. — 2024. — № 1. — С. 22-29.
Статья посвящена актуальным вопросам методики коррекции ошибок согласования в роде у детей с ТНР. На основе анализа последовательности и механизмов освоения морфологической категории рода в речевом онтогенезе обосновывается идея о необходимости развития у детей с ТНР процессов анализа языковых фактов воспринимаемой речи. Автором предложены последовательность работы по формированию представлений о категории рода и определены задачи коррекционной работы на этапе развития языковых процессов.
Иванова, Э. Б. Конспект логоритмического занятия для детей 3-4 лет с ТНР «По лесной тропинке» [Текст] / Э. Б. Иванова, Д. А. Громова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 4. — С. 42-43.
Исакова, Н. В. Конспект НОД по сказке «Теремок» в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР [Текст] / Н. В. Исакова // Логопед. — 2024. — № 1. — С. 78-87.
В статье представлено занятие по сказке «Теремок». Дети участвуют в подвижных и развивающих играх, отрабатывают проблемный звук, выделяя его в слогах и словах, учатся правильно использовать предлоги и многое другое.
Калмыкова, А. С. Использование мнемотехники в коррекционной работе по формированию навыков составления описательного рассказа у старших дошкольников с системным недоразвитием речи [Текст] / А. С. Калмыкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 2. — С. 24-32.
В статье рассматриваются особенности формирования навыков составления описательного рассказа у старших дошкольников с СНР. Представлены основные направления и этапы коррекционной логопедической работы. Приведены примеры упражнений и заданий, направленных на развитие связной описательной речи.
Канашина, Е. Д. Игры для развития межполушарного взаимодействия в логопедической практике [Текст] / Е. Д. Канашина // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 4. — С. 48-49.
Описаны речевые игры и упражнения по развитию межполушарного взаимодействия. Предложенные кинезиологические упражнения применяются на различных этапах развития речи детей дошкольного и школьного возраста.
Кириллова, Ю. А. Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе инструктором по физической культуре с детьми с ТНР в группах компенсирующей направленности ДОО [Текст] / Ю. А. Кириллова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 3. — С. 37-41.
Кожихова, С. Н. Дидактические игры по формированию звукослогового состава слова для старших дошкольников с ОНР [Текст] / С. Н. Кожихова // Логопед. — 2024. — № 2. — С. 72-76.
В статье представлены авторские речевые игры на коррекцию и автоматизацию звуков с использованием наглядно-иллюстративного материала.
Кравчик, Г. Н. В гости к нам пришла Царапка [Текст] : занятие на автоматизацию звука [ц] в подготовительной к школе группе с ОНР / Г. Н. Кравчик // Логопед. — 2024. — № 2. — С. 55-60.
В статье представлено занятие по автоматизации звука [ц], направленное на закрепление звука в словах, предложениях, развитие фонематических процессов, высших психических функций, грамматического строя речи, закрепление навыка деления слов на слоги.
Кондратенко, Ю. Е. Использование нейроигр в работе с детьми с ТМНР [Текст] / Ю. Е. Кондратенко, В. Н. Кипишева // Логопед. — 2024. — № 3. — С. 66-70.
В статье представлены нейроигры для работы с детьми с ТМНР, создающие условия для интеллектуального и психомоторного развития. Также приводятся наблюдения педагогов, доказывающие эффективность игр данного вида.
Коноваленко, С. В. Профилактика и коррекция нарушений чтения, письма и счета в играх [Текст] / С. В. Коноваленко // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 2. — С. 6-9.
Описание упражнений для работы с детьми с дисграфией, дислексией, дискалькулией.
Костырина, О. Г. Занятие по обучению грамоте «Школа волшебников» [Текст] / О. Г. Костырина // Логопед. — 2024. — № 5. — С. 100-105.
В статье представлено занятие по обучению грамоте для детей с тяжелыми нарушениями речи. Представлены разнообразные игровые задания.
Крикленко, О. В. Квест-игра «Здравствуй, ситцевое лето!» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР с участием родителей [Текст] / О. В. Крикленко // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 5. — С. 29.
Лактионова, А. В. Метод мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми с ТНР. На примере произведения С. Я. Маршака «Круглый год» [Текст] / А. В. Лактионова // Логопед. — 2024. — № 3. — С. 26-34.
В статье приводится метод мнемотехники для заучивания стихотворений. Детям предлагаются красочные изображения предметов и символов в таблице. Такие задания максимально приближены к речевому материалу, значительно облегчают детям поиск и запоминание слов, а процесс заучивания становится более простым, интересным, творческим.
Мазурова, С. Г. В гостях у медвежонка Умки [Текст] : логопедический досуг для детей 5-6 лет с ОНР / С. Г. Мазурова, Е. Ю. Пахомова // Логопед. — 2024. — № 3. — С. 52-59.
В статье представлен сценарий занятия в форме игровой деятельности, в которой у детей развивается умение составлять простые и сложноподчиненные предложения, формируется грамматический строй речи и закрепляется умение активно использовать словарь в самостоятельной речи.
Мельникова, Е. А. Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) через использование современных технологий [Текст] / Е. А. Мельникова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 5. — С. 50-52.
Рассказ об опыте использования сотрудниками ДОУ современных методик — кинезиологии, применения ментальных карт и эйдетики в работе по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР).
Мягкова, Л. П. Особенности восприятия цвета детьми с ТНР [Текст] / Л. П. Мягкова // Логопед. — 2024. — № 5. — С. 14-17.
В статье представлены особенности восприятия цвета детьми, которые имеют нарушения речи, показано взаимодействие психических процессов.
Нищева, Н. В. Конспект занятия воспитателя в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «Мы читаем. Сказки А. С. Пушкина» [Текст] / Н. В. Нищева // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 2. — С. 28-29.
Новикова, О. В. Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с ОНР [Текст] / О. В. Новикова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 3. — С. 54-55.
Описание игрового пособия «Пробки-звуки», которое будет интересно учителям-логопедам, воспитателям и родителям для индивидуальных занятий с дошкольниками 5-7 лет.
Ноздрачева, О. В. Тематический принцип в логопедической практике при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР [Текст] / О. В. Ноздрачева // Логопед. — 2024. — № 3. — С. 19-25.
В статье представлен тематический принцип организации материала при работе с дошкольниками с ОНР, раскрыты приемы и упражнения по формированию словаря, даны игры и задания при работе с грамматическим строем речи. Показаны лексический и грамматический подходы к подбору речевого материала.
Нятина, С. И. Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ТНР [Текст] / С. И. Нятина // Логопед. — 2024. — № 3. — С. 106-108.
В статье рассматриваются недостатки грамматического строя речи и пространственных отношений у старших дошкольников с нарушениями речи.
Петухова, Ю. И. Кинезиологические упражнения как средство здоровьесбережения детей с ТНР [Текст] / Ю. И. Петухова, Л. В. Кравченко // Логопед. — 2024. — № 3. — С. 6-10.
В статье представлены кинезиологические упражнения для детей с ТНР, способствующие развитию головного мозга через движения.
Пилосян, Г. С. Особенности применения предметной лепки на занятиях с детьми с ТМНР [Текст] / Г. С. Пилосян // Логопед. — 2024. — № 5. — С. 58-63.
В статье рассматриваются научные основы, особенности и перспективы применения предметной лепки на занятиях с детьми с ТМНР. Внимание уделяется использованию данного вида деятельности на практике в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Покалина, В. П. Особенности формирования пространственных предлогов у старших дошкольников с ОНР [Текст] / В. П. Покалина // Логопед. — 2024. — № 2. — С. 14-19.
В статье на примере исследований раскрывается специфика овладения предложно-падежными конструкциями пространственного значения у детей с ОНР.
Савинова, А. В. Проект «Забавные филимоновские игрушки» для детей средней группы с ОВЗ (ТНР) [Текст] / А. В. Савинова, Е. И. Ермохина, И. Ю. Саломатова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 5. — С. 17-23.
Цель проекта — формирование основ нравственно-патриотического воспитания детей с ОВЗ (ТНР) посредством ознакомления с народным промыслом (филимоновской игрушкой).
Салтанова, Л. Г. Аудиовизуальные тренировки «Томатис» как метод коррекции когнитивных и речевых нарушений [Текст] / Л. Г. Салтанова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 1. — С. 34-36.
Метод «Томатис» заключается в сенсорно-звуковом стимулировании с обязательным использованием специализированного оборудования Талксап, так называемое «Электронное ухо».
Сковородник, Е. П. Предупреждение фонематической дисграфии у детей с ТНР в условиях ДОУ [Текст] / Е. П. Сковородник // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 1. — С. 29-30.
Опыт работы логопеда в ДОУ. Описание игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха и восприятия.
Скребец, Т. В. Изучение творческих письменных работ учащихся начальных классов [Текст] / Т. В. Скребец // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 1. — С. 27-36.
В статье описано исследование, целью которого стало проанализировать и изучить творческие работы младших школьников по критериям и показателям сформированности письменной речи. Анализ результатов исследования носил качественно-количественный характер и позволяет определить направления коррекционно-педагогического воздействия учителей и специалистов сопровождения, работающих в 4 классе.
Смирнова, И. П. Капризная кошка [Текст] : мероприятие для детей с ТНР 6-8 лет / И. П. Смирнова // Дошкольное воспитание. — 2024. — № 1. — С. 41-45.
Мероприятие с игровыми заданиями, направленными на развитие связной речи; закрепление употребления слов-обобщений; совершенствование звуко-слогового анализа слов; развитие мелкой и общей моторики; формирование умений ориентироваться на плоскости листа.
Чапурина, В. Г. Мастер-класс для педагогов. «Нетрадиционное средство развития речи: Су-Джок терапия» [Текст] / В. Г. Чапурина // Логопед. — 2024. — № 1. — С. 39-47.
В статье представлен мастер-класс, формирующий и расширяющий представление о Су-Джок терапии, важности и простоте ее применения для развития речи детей всех возрастов в рамках учебно-воспитательного процесса. Рекомендован педагогам и воспитателям ДОО.
Чигридова, Н. В. Кинезиология как форма комплексного подхода по устранению и коррекции речевых дефектов у дошкольников с ТНР [Текст] / Н. В. Чигридова, С. Ю. Круглова, Н. В. Зинченко // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 2. — С. 26-28.
Описание опыта работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Чувашова, А. В. Использование конструктора LEGO в коррекционной работе педагога [Текст] / А. В. Чувашова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 4. — С. 36-37.
Применение Лего-технологий на логопедических занятиях показывает позитивную динамику, которая отражается на качестве коррекции и обучения.
Шабалина, Н. Н. Игры для развития ручного праксиса в логопедической работе с детьми с ОНР [Текст] / Н. Н. Шабалина, Ю. Л. Тряпицына, Ю. В. Лебедева // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 3. — С. 48-50.
Предлагаемые игры и упражнения нацелены на формирование точности, слаженности, переключаемости движений кистей и пальцев рук.
Шакирова, Е. В. Особенности игрового поведения дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Е. В. Шакирова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 2. — С. 48-50.
Данное исследование было призвано выявить особенности игрового поведения детей с нарушениями речи. На основе полученных результатов можно сделать выводы о важности развития у дошкольников с нарушениями речи не только коммуникативных способностей, но и координации движений, внимания и воображения, способствующих успешности в играх и повышению интереса к совместной игровой деятельности как условия для общения детей между собой.
Яркина, Е. Н. «Кубики и столбики» [Текст] : дидактическое пособие для детей 4-8 лет / Е. Н. Яркина // Дошкольное воспитание. — 2024. — № 3. — С. 53-56.
Дидактическое многофункциональное пособие для решения задач речевого развития детей: описание и перечень игр.
ЗПР
Акулина, А. В. Педагогическая характеристика вариантов развития детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте [Текст] / А. В. Акулина // Дефектология. — 2024. — № 3. — С. 61-68.
В статье обосновывается необходимость дифференцированного подхода к проектированию специальных образовательных условий для дошкольников с ЗПР. На основе принципов психолого-педагогической дифференциации задержки психического развития приводится развернутое педагогическое описание трех типологических вариантов ЗПР в старшем дошкольном возрасте. Обозначены основные направления использования предложенной характеристики дошкольников с ЗПР в образовательной практике.
Алпатова, О. Б. Формирование социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития методом сказкотерапии [Текст] / О. Б. Алпатова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — № 3. — С. 45-53.
В статье актуализирована необходимость применения метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР. Рассмотрены отечественные исследования разных авторов. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию социально-коммуникативных навыков у детей данной категории.
Ашихин, Д. О. Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Д. О. Ашихин // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 2. — С. 54-62.
Статья посвящена особенностям общения старших дошкольников с ЗПР со сверстниками. Представлен анализ научно-исследовательской литературы по проблеме изучения межличностных отношений дошкольников.
Витман, Ю. А. Педагогические условия развития пространственной ориентировки детей младшего школьного возраста с ЗПР в ходе кинезиологических упражнений [Текст] / Ю. А. Витман // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 2. — С. 75-80.
В данной статье описаны педагогические условия и методы для развития пространственной ориентировки младших школьников с ЗПР. Применение данных приемов способствует улучшению качества речи, развитию познавательных процессов и мелкой моторики рук детей.
Выродова, И. А. Модель повышения квалификации воспитателей младенческих групп Дома ребенка [Текст] / И. А. Выродова // Дефектология. — 2024. — № 1. — С. 44-55.
В статье представлена модель повышения профессиональной квалификации воспитателей дома ребенка, ориентированная на изменение представлений воспитателей о детях и своей профессиональной деятельности; формирование навыков и умений взрослых налаживать и развивать личностно-ориентированное взаимодействие с младенцами-сиротами с нарушениями психического развития.
Закоморная, О. П. Специфика применения нейроупражнений учителем-логопедом в коррекции звукопрозношения у детей с ЗПР [Текст] / О. П. Закоморная // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 5. — С. 38-39.
Опыт применения специалистами ДОУ таких инновационных средств, как нейроупражнения.
Ильина, С. Ю. Особенности пространственных представлений детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / С. Ю. Ильина // Дефектология. — 2024. — № 1. — С. 68-76.
В статье отражены результаты экспериментального исследования представлений детей с ЗПР в возрасте 3,5-4 лет о схеме тела и расположении предметов с точкой отсчета от себя. Установлено, что у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР четвертого года жизни диапазон сформированности пространственных представлений достаточно широк – от крайне низких показателей до относительно высоких; отмечается недостаточное понимание пространственных отношений и значительные трудности в обозначении их словом. Выявленные качественные особенности пространственных представлений дошкольников с ЗПР четвертого года жизни, следует учитывать при построении программ целенаправленной коррекционно-образовательной работы.
Кретнева, Е. В. Формирование графомоторных навыков детей с ЗПР с учетом рекомендаций ФАОП [Текст] / Е. В. Кретнева // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 3. — С. 42-43.
Описание особенностей детей с задержкой психического развития и определение направлений работы с детьми данной категории.
Пономарева, Л. М. Использование инструментария для экспертной оценки качества адаптации первоклассников с задержкой психического развития в работе школьного психолога [Текст] / Л. М. Пономарева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 3. — С. 35-44.
В статье описаны возможности использования опросников для педагогов и родителей по оценке качества школьной адаптации первоклассников с ЗПР в практической деятельности педагога-психолога. Представлены варианты стратегии адресного психолого-педагогического сопровождения школьников с ЗПР на начальном этапе обучения.
Романова, О. В. Коррекционная работа по развитию внимания у детей с ЗПР [Текст] / О. В. Романова, Ю. Н. Павкина // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 2. — С. 32-35.
Статья посвящена особенностям работы по коррекции внимания детей с задержкой психического развития.
Микляева, Н. В. Развитие социального интеллекта у детей с задержкой психического развития: формирование установок на взаимодействие и обучение способам ориентировки в социальных явлениях [Текст] / Н. В. Микляева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 1. — С. 7-19.
В статье обобщается опыт коррекционно-развивающей работы по развитию социального интеллекта дошкольников с ОВЗ. Раскрываются особенности формирования социальных установок и обучения способам ориентировки в социальных явлениях у детей с ЗПР.
Микляева, Н. В. Развитие социального интеллекта у детей с задержкой психического развития: методические аспекты [Текст] / Н. В. Микляева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 3. — С. 70-79.
Описание специфики работы по развитию социального интеллекта у дошкольников с ЗПР, которая заключается в формировании навыков участия в совместных действиях в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей, развитии интеллектуальных операций с приобретением опыта переживания, сострадания и содействия, формирования элементов социального поведения.
Шипилова, А. В. Сравнительное изучение словаря антонимов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития [Текст] / А. В. Шипилова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 2. — С. 63-69.
В статье представлены результаты сравнительного исследования словаря антонимов у старших дошкольников с ОНР и ЗПР.
Шувалова, В. А. Квест-игра для детей среднего возраста с ЗПР «Путешествие в сказку «Под грибом» [Текст] / В. А. Шувалова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 5. — С. 27-28.
Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме квест-игры для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
Богданова, А. С. Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями [Текст] / А. С. Богданова // Логопед. — 2024. — № 2. — С. 50-54.
В статье дано представление о пиктограммах, показана значимость их использования для детей с интеллектуальными нарушениями и приведены образцы детских пиктограмм к стихотворению.
Воронцова, А. С. Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста с УО [Текст] / А. С. Воронцова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 4. — С. 50-52.
Несмотря на важность развития физических качеств у дошкольников с нарушениями интеллекта, есть недостаток в теоретическом обосновании данной проблемы — недостаточно проработано содержание психолого-педагогического сопровождения и создание условий для физического развития дошкольников с интеллектуальным недоразвитием.
Выродова, И. А. Обучение школьников с умеренной умственной отсталостью в детских школах искусств: проблемы и перспективы [Текст] / И. А. Выродова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 1. — С. 69-77.
Написанию статьи послужили материалы, полученные в ходе анализа результатов опроса родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
Гвоздева, А. Ю. Преемственность направлений профильного труда выпускников с интеллектуальными нарушениями и их выбор будущих профессий [Текст] / А. Ю. Гвоздева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 2. — С. 46-51.
В результате данного исследования установлено, что преемственность между направлениями профильного труда в школе и профильной подготовкой в колледже является довольно низкой. В статье обозначена важность дополнительного образования для профессионального самоопределения обучающихся с нарушениями интеллекта.
Екжанова, Е. А. Особенности проведения групповых занятий в рамках досуговой деятельности детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, находящихся в паллиативном отделении центра содействия семейному воспитанию [Текст] / Е. А. Екжанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 2. — С. 37-45.
Авторы статьи сообщают о разработанных и проведенных групповых занятиях в паллиативном отделении Центра содействия семейному воспитанию (ЦССВ). Приоритетное значение при организации психолого-педагогической абилитации детей с ТМНР имеют игровые методы обучения.
Коханова, С. К. Зима в лесу. Речевое мероприятие для детей с интеллектуальными нарушениями [Текст] / С. К. Коханова // Логопед. — 2024. — № 1. — С. 60-66.
В статье представлено занятие на расширение словарного запаса, представлений об окружающем мире для детей 4–5 лет с интеллектуальными нарушениями. Дети совершат увлекательное путешествие в лес и познакомятся с животными.
Ларина, Е. А. Специфические письменные ошибки у учащихся с нарушениями интеллекта [Текст] / Е. А. Ларина, П. Е. Кириленко // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 1. — С. 42-50.
В статье анализируются специфические письменные ошибки у учащихся с нарушением интеллекта на фоне системного недоразвития речи.
Пичугина, И. Н. Проектирование программно-методического обеспечения образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями по профилю трудовой подготовки «Оператор профессиональной уборки (клининг)» [Текст] / И. Н. Пичугина, Т. М. Захарова, Е. И. Ломакина, С. В. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 2. — С. 53-65.
Основное внимание уделено содержанию обучения и указанию видов деятельности обучающихся с умственной отсталостью по указанному профилю подготовки в период обучения с 6 по 9 классы. Представлены примерные варианты тематического планирования по отдельным разделам рабочих программ, которые апробированы в практике работы коррекционной школы.
Скира, Е. В. Состояние умений учащихся третьего класса с легкой умственной отсталостью решать составные арифметические задачи [Текст] / Е. В. Скира // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 1. — С. 37-41.
В статье представлены результаты исследования, направленные на выявление особенностей решения арифметических задач обучающимися с легкой умственной отсталостью. Выявленные в ходе эксперимента типичные ошибки при решении задач позволили определить наиболее эффективные педагогические условия, способствующие лучшему решению составных арифметических задач.
Степанищева, Н. И. Роль цифровых технологий и дистанционной формы обучения в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР [Текст] / Н. И. Степанищева, И. Е. Полякова, О. В. Пищулина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 1. — С. 95-98.
В статье рассмотрены основные особенности дистанционного обучения детей с тяжелой умственной отсталостью. Представлены формы организации дистанционного обучения, методы и приемы, применяемые педагогами во время проведения онлайн-уроков.
Тимофеева, М. Н. Практика использования сенсорных дидактических игр для развития общей и мелкой моторики у детей с интеллектуальными нарушениями [Текст] / М. Н. Тимофеева, А. Г. Айдабекова, Ю. Ю. Грамотнева // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 5. — С. 54-58.
Цель исследования — использование дидактических материалов, изготовленных из предметов, употребляемых в повседневной жизни, для развития общей и мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта.
Ткачева, В. В. Особенности самооценки и уровня притязаний молодых лиц с умственной отсталостью и комплексными нарушениями в условиях трудовой деятельности [Текст] / В. В. Ткачева, С. А. Груцкая // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 3. — С. 10-22.
В статье представлены результаты изучения особенностей самооценки и уровня притязаний у молодых людей с умственной отсталостью и комплексными нарушениями с помощью методики исследования самоотношения Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан (адаптированный вариант).
Фатихова, Л. Ф. Способности к безопасному поведению и качества личности безопасного типа поведения подростков с сохранным и нарушенным интеллектом [Текст] / Л. Ф. Фатихова // Дефектология. — 2024. — № 1. — С. 34-43.
Статья посвящена сравнительному анализу способностей подростков с сохранным и нарушенным интеллектом к распознаванию, прогнозированию последствий и избеганию опасных для жизни, здоровья и социального благополучия ситуаций, а также качеств личности безопасного типа поведения этих групп подростков. Результаты исследования могут быть использованы для организации дифференцированного подхода к формированию безопасного поведения у подростков в зависимости от наличия/отсутствия у них интеллектуальных нарушений.
Хвастунова, Е. П. Применение дидактических игр на занятиях по развитию изобразительной деятельности для дошкольников с нарушением интеллекта [Текст] / Е. П. Хвастунова, Я. С. Демиденко // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 1. — С. 87-94.
В статье представлены результаты обобщения современных научных исследований, диагностического обследования, коррекционной работы по проблеме изучения особенностей применения дидактических игр в процессе развития предметной, декоративной, сюжетной изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта. Даны методические рекомендации при организации занятий по изобразительной деятельности в условиях ДОУ компенсирующей направленности.
Чумакова, И. В. Формирование количественных представлений у дошкольников с интеллектуальными нарушениями с использованием сюжетно-дидактических игр [Текст] / И. В. Чумакова // Дошкольное воспитание. — 2024. — № 1. — С. 13-17.
В статье акцентируется внимание на важности сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у дошкольников с интеллектуальными нарушениями. Отмечается необходимость применения полученных математических знаний в различных видах деятельности с целью закрепления материала и понимания его практической значимости.
РАС
Архипова, О. В. Развитие коммуникативных навыков детей с РАС [Текст] / О. В. Архипова, М. Ю. Жиличкина // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 5. — С. 41-43.
Рассказ об опыте работы специалистов ДОУ по формированию коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра на начальных этапах.
Богданова, Т. Г. Развитие связной речи у детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста с использованием мобильного приложения [Текст] / Т. Г. Богданова // Дефектология. — 2024. — № 3. — С. 26-35.
Цель исследования – обоснование целесообразности использования мобильного приложения в коррекционной работе по развитию связной речи детей с РАС младшего школьного возраста. В рамках исследования, на основе анализа эмпирических результатов, описаны особенности связной речи детей с РАС: импрессивной, диалогической и монологической. Разработана методика развития связной речи у детей указанной категории на основе использования мобильного приложения, выделены уровни ее развития, описана методика педагогической работы, определены перспективы дальнейших исследований в данном направлении.
Нигматуллина, И. А. Динамика развития социально-коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в коррекционном детском саду [Текст] / И. А. Нигматуллина, В. В. Васина, А. Ю. Сазонова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 4. — С. 48-57.
Целью исследования является оценка динамики социально-коммуникативных навыков дошкольников с РАС с использованием программы VB-MAPP в коррекционном детском саду до и после «прикладного анализа поведения». В исследовании в течение 1 года принимали участие 43 ребенка дошкольного возраста (4–6 лет). Выяснено, что реализация программы психолого-педагогической коррекции, основанной на принципах и методах «прикладного анализа поведения», помогает детям с аутизмом развивать их социальные и коммуникативные навыки, но существует необходимость в упрощении процесса диагностики и в составлении программ развития с помощью информационных технологий.
Никольская, О. С. О некоторых общих требованиях к определению особых образовательных потребностей (на примере детей с РАС) [Текст] / О. С. Никольская // Дефектология. — 2024. — № 2. — С. 12-27.
Рассмотрены основные требования к определению особых образовательных потребностей на примере ребенка с аутизмом. Представлено ключевое значение этого понятия для достижения взаимопонимания и взаимодействия психолога и педагога, где понимание своеобразия структуры и механизмов нарушения психического развития ребенка «переводится» на язык коррекционной педагогики и описывается как система условий обучения, необходимых для благополучия его дальнейшего развития. Показано, что создание социальной ситуации, благоприятной для дальнейшего развития ребенка, подразумевает специальную поддержку его близких, воспитателей и учителей.
Нурмухаметова, Л. Р. Рабочая тетрадь по формированию коммуникативно-речевых навыков у старших дошкольников с РАС [Текст] / Л. Р. Нурмухаметова // Логопед. — 2024. — № 1. — С. 30-38.
В статье представлена разработка в виде рабочей тетради по формированию коммуникативно-речевых навыков у детей с РАС. Рекомендуется к применению в работе с детьми, поскольку содержит практический материал, готовый к использованию для занятий с детьми с РАС. Упражнения продуманы и лаконичны, разработаны по принципу от простого к сложному. У ребенка обогащается словарь и закрепляются слова и фразы, формируются понятия «хорошо – плохо», представление о совместной деятельности, развиваются вербальные и невербальные средства общения.
Обучение детей с РАС [Текст] // Не будь зависим. — 2024. — № 3. — С. 45-48.
Выступление логопеда И. Леоновой на портале ИД «Первое сентября» на вебинаре по теме «Особенности обучения детей с РАС».
Помощь детям с аутизмом [Текст] // Не будь зависим. — 2024. — № 1. — С. 13-16.
В рамках психологического онлайн-марафона МГППУ, посвященного Дню психолога, слушатели узнали о возможностях университета в помощи детям с расстройствами аутистического спектра.
Рябухина, Н. Н. Организация образовательной среды в дошкольном учреждении для детей с РАС в условиях инклюзии [Текст] / Н. Н. Рябухина // Логопед. — 2024. — № 5. — С. 40-43.
В статье представлено описание детей с РАС, даны возможности выстраивания образовательной среды в инклюзивном пространстве при обучении.
Соколова, Н. Н. Дети с РАС [Текст] / Н. Н. Соколова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 1. — С. 39-40.
Описание ряда проблем, наблюдающихся при обучении детей с расстройствами аутистического спектра.
НОДА
Абкович, А. Я. Представления педагогов о формировании социально-бытовых навыков как части сферы жизненной компетенции обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / А. Я. Абкович // Дефектология. — 2024. — № 2. — С. 41-51.
Статья посвящена результатам изучения представлений педагогов о формировании сферы жизненной компетенции обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Исследование проводилось методом анкетирования с использованием онлайн-инструмента Google Forms. Вопросы анкеты касались особенностей формирования социально значимых бытовых навыков детей и подростков с двигательными нарушениями как части жизненной компетенции, запроса специалистов на методические и дидактические материалы в этой области.
Ерахтина, Г. В. Влияние мотивации родителей на социально-бытовую адаптацию детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / Г. В. Ерахтина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 1. — С. 22-29.
В статье излагаются результаты исследования взаимосвязи мотивационных факторов родителей и показателей сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Выявлено, что родительская активность в адаптации бытовых условий семьи к потребностям детей с ограничением функций жизнедеятельности влияет на социально-бытовую адаптацию таких детей в домашних условиях.
Каратеева, И. В. Сценарий внеклассного мероприятия «День чая» для школьников с НОДА [Текст] / И. В. Каратеева // Логопед. — 2024. — № 2. — С. 61-67.
В статье приводится внеклассное мероприятие для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. На данном мероприятии дети знакомятся с традициями чая и расширяют свой кругозор.
Каратеева, И. В. Вежливость и доброта [Текст] : внеклассное мероприятие в начальной школе для детей с нарушениями ОДА / И. В. Каратеева // Логопед. — 2024. — № 3. — С. 84-91.
В статье представлено внеклассное мероприятие для младших школьников с НОДА о правилах поведения и этикетных ситуациях, организованное в форме литературной гостиной.
Крутякова, Е. Н. Изучение коммуникативной деятельности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уровне основного общего образования [Текст] / Е. Н. Крутякова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 2. — С. 4-14.
В статье содержится авторский материал для изучения степени сформированности и нозологически обусловленных особенностей коммуникативной деятельности школьников с НОДА, осваивающих программу основного общего образования по вариантам 6.1 и 6.2.
Максюкова, С. А. Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых логопедических занятий для школьников с нарушением ОДА [Текст] / С. А. Максюкова // Логопед. — 2024. — № 2. — С. 86-99.
В статье представлена рабочая программа обучения школьников 5–7 классов (3-й уровень) с нарушением ОДА: организация и содержание логопедической работы, календарно-тематическое планирование для каждого года с анализом динамики и результативности обучения. Программа может частично применяться для обучения детей с речевыми нарушениями.
Орлова, С. Ю. Квест-игра «В поисках профессий» для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / С. Ю. Орлова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 5. — С. 43-45.
Представленная разработка «В поисках профессий» ориентирована на воспитанников с НОДА старшего дошкольного возраста и учитывает их особые образовательные потребности, связанные с состоянием их здоровья.
Парамонова, Г. В. Диагностика и коррекция сенсорного развития детей с двигательной церебральной патологией [Текст] / Г. В. Парамонова, Е. А. Полосухина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 1. — С. 51-59.
В статье представлен авторский инструментарий психолого-педагогической диагностики и коррекции сенсорного развития детей с ДЦП. Освещены полученные результаты комплексного обследования детей дошкольного возраста с различными формами церебрального паралича. Даны рекомендации по использованию комплекта диагностических и коррекционных пособий по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с нарушениями двигательного развития.
Смирнов С. В небо на сломанных крыльях. Как мы на костылях и каталках спасали Вселенную [Электронный ресурс] / С. Смирнов ; читает К. Петров. — Электрон. дан. — М. : ИПТК Логосвос, 2023. — 1 ффк. : зв.
Повесть о подростках с диагнозом ДЦП, оказавшихся в эпицентре невероятных событий вселенского масштаба, которые разыгрались в детском лечебном санатории на берегу Чёрного моря.
НАРУШЕНИЯ СЛУХА
Зыкова, М. А. Проектирование адаптированных программ по математике для обеспечения качественного начального образования обучающихся с нарушением слуха. Часть 1. Научно-методические основы разработки рабочих программ [Текст] / М. А. Зыкова, Е. А. Жеребятьева, И. Л. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 3. — С. 63-69.
В первой части статьи раскрываются научно-методические основы разработки рабочих программ в аспектах специфики получения математического образования обучающимися с нарушением слуха на этапе начального образования, преемственности при проектировании содержания образования, предпосылок для разработки единых рабочих программ по предмету «Математика» для этапа начального общего образования по вариантам 1.2 и 2.2.
Зыкова, М. А. Проектирование адаптированных программ по математике для обеспечения качественного начального образования обучающихся с нарушением слуха. Часть 2. Особенности тематического планирования для пролонгированных сроков обучения и использование специальных учебников [Текст] / М. А. Зыкова, Е. А. Жеребятьева, И. Л. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 4. — С. 23-35.
Во второй части статьи рассмотрены особенности образовательной деятельности по освоению отдельных разделов курса математики обучающимися с нарушением слуха. Определены особенности тематического планирования в части сроков изучения отдельных тем курса математики глухими и слабослышащими обучающимися с учетом специфики каждой категории детей с нарушением слуха, темпов их познавательной деятельности, должной преемственности в обучении. Даны рекомендации по использованию специальных учебников в математическом образовании глухих и слабослышащих обучающихся.
Карпова, М. С. Сердце тоже слышит [Текст] / М. С. Карпова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2024. — № 4. — С. 54-56.
Беседа о том, как общаться с глухими людьми для детей 8-11 лет.
Королева, Е. П. Адаптация детей с нарушением слуха [Текст] / Е. П. Королева // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 1. — С. 78-86.
Автором статьи подробно представлен опыт работы с детьми с нарушениями слуха в Луганской специальной (коррекционной) школе.
Королева, И. В. Оценка сформированности процессов слухового анализа у детей, использующих слуховые аппараты и кохлеарные импланты [Текст] / И. В. Королева // Дефектология. — 2024. — № 3. — С. 14-25.
В данной работе рассматривается авторский подход к сурдопедагогической диагностике сформированности процессов слухоречевого анализа у детей, использующих слуховые аппараты и кохлеарные импланты. Диагностика включает оценку адекватности и эффективности слухопротезирования, сформированности процессов слухового анализа и использования слуховых навыков в ежедневных ситуациях, выявление центральных нарушений слуха. Описывается процедура оценки эффективности слухопротезирования, определены основные процессы слухового анализа, необходимые для спонтанного развития речи у ребенка, критерии их сформированности.
Набокова, Л. А. Обучение глухих детей языку в начальной школе Китая в сравнении с российской системой. Часть 1. Анализ нормативных документов [Текст] / Л. А. Набокова, С. А. Шустова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 2. — С. 30-36.
Авторы статьи проводят сравнение обучения языку глухих, обучающихся на уровне начального общего образования, в Российской Федерации и Китайской Народной Республике. В первой части статьи проводится сравнение нормативных документов, которые регламентируют соответствующий образовательный процесс в двух странах.
Набокова, Л. А. Обучение глухих детей языку в начальной школе Китая в сравнении с российской системой. Часть 2. Анализ учебников [Текст] / Л. А. Набокова, С. А. Шустова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 3. — С. 54-62.
В статье проводится сравнение учебников, реализующих положения и требования соответствующих нормативных документов и используемых в реальной практике обучения глухих детей языку в Росси и КНР. Рассмотрены отличительные аспекты содержания зарубежных пособий, разделы и темы, не встречающиеся в отечественных учебниках.
Николаева, Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха [Текст] / Т. В. Николаева // Дефектология. — 2024. — № 1. — С. 12-23.
Представлены материалы экспериментального сравнительного исследования детей 4-го года жизни с нарушенным и нормальным слухом, проведенного с использованием специально разработанного набора заданий. Комплект заданий для психолого-педагогического обследования включал изучение социально-коммуникативного, физического, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития ребенка, определение уровня развития игровой деятельности. Показано, что предлагаемый набор заданий позволяет выявить возрастные и индивидуальные возможности детей с нарушением слуха младшего дошкольного возраста в изучаемых областях развития. Уровень развития дошкольников каждой из выделенных групп оценивался по степени отставания от детей четвертого года жизни с нормальным слухом. Обобщены и систематизированы полученные данные по каждой выделенной группе.
Яхнина, Е. З. Развитие у глухих обучающихся восприятия и воспроизведения устной речи учебно-научного характера [Текст] / Е. З. Яхнина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 4. — С. 14-22.
В статье представлены результаты изучения возможностей глухих обучающихся в слухозрительном восприятии (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) знакомого речевого материала учебно-научного характера, используемого при изучении предметов «Русский язык» и «Математика». Показаны навыки в выполнении ответных коммуникативно-речевых действий, оформлении собственных устных высказываний (на начало обучения на уровне основного общего образования), а также научно-методические подходы к планированию и проведению коррекционной работы в данном направлении с учетом полученных данных.
СЛЕПОГЛУХИЕ
Бруштейн, И. Грани реабилитации. «Дом слепоглухих» в Пучково [Текст] / И. Бруштейн // Школьный вестник. — 2024. — № 3. — С. 33-45.
Статьи рассказывает о работе благотворительного фонда «Дом слепоглухих» – реабилитационного центра, где помогают взрослым слепоглухим, незрячим и глухим людям. Интервью с руководителем и реабилитологом Центра Федосеевой Еленой Валерьевной.
Павлюченкова, А. «Единство» слепоглухих [Текст] / А. Павлюченкова // Наша жизнь. — 2024. — № 1. — С. 54.
Статья о некоммерческой организации «Единство», являющейся социально-реабилитационным центром для инвалидов по зрению и слуху, созданной предпринимателем из Нижнего Новгорода Ильёй Ленковым.
«Импульсом для создания организации послужил тот печальный факт, что в России практически нет никакой инфраструктуры для слепоглухих. Да, в некоторых регионах работают досуговые центры для этой категории инвалидов, и досуг — это, конечно, хорошо, но у людей существуют и гораздо более серьёзные проблемы, и базовые потребности. Например, сходить на почту или в магазин, вынести мусор, посетить банк, пенсионный фонд, поликлинику или иное государственное учреждение, заполнить документы, выучить маршрут до места учёбы или работы, сделать косметический ремонт и так далее. Вот для таких людей и задумывалась наша организация».
Экимашев, И. Приезжайте в «Хилово» [Текст] / И. Экимашев // Наша жизнь. — 2024. — № 5. — С. 73-74.
Заметки слепоглухого автора И. Экимашева из рубрики «Личный опыт» об опыте прохождения лечения опорно-двигательной системы в санатории.