25 февраля 2020

В помощь дефектологу: новые поступления литературы за второе полугодие 2019 г.

В рекомендательный список литературы «В помощь дефектологу» включены библиографические описания статей по дефектологии. В данный список вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых за второе полугодие 2019 года, и содержит следующие разделы: «Общие вопросы», «Логопедия», «НОДА», «ЗПР», «Аутизм», «Нарушение интеллекта», «Нарушение речи», «Слепоглухие». Предлагаемый список литературы адресован дефектологам, воспитателям детей с  различными нарушениями в развитии, библиотекарям, студентам.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Агаджакова, С. Н. Значение дошкольных образовательных учреждений в оздоровлении детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / С. Н. Агаджакова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №10. — С. 4-6.

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья должен иметь такие же шансы на социализацию и получение полноценного образования, как и его здоровые сверстники. Для реализации этой задачи необходимы специальные учреждения дошкольного образования и образовательная программа, которая адаптирована для детей с ОВЗ, где осуществляется комплекс оздоровительных и коррекционных мероприятий. В статье приводится схема оздоровительной работы в дошкольных учреждениях компенсирующего вида.

Гречухина, Т. Н. Конспект совместной образовательной деятельности по теме «Путешествие на ферму» для детей с ОВЗ с 5 до 7 лет [Текст] / Т. Н. Гречухина, Е. А. Смирнова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №8. — С. 42-43.

Жукова, Е. И. Сценарии интерактивных спектаклей с участием детей с ОВЗ [Текст] / Е. И. Жукова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №9. — С. 47-49.

Квасова, А.  Изучение личностных особенностей родителей, воспитывающих дошкольников с ОВЗ [Текст] / А. Квасова // Дошкольное воспитание. — 2019. — №9. — С. 84-89.

В статье представлены результаты исследования педагогической компетентности родителей в воспитании своих детей, смысложизненных ориентаций, ценностно-смыслового общения с другими людьми. Показано влияние личностных особенностей родителей и их педагогической компетентности на развитие ребенка.

Красникова, И. Н. Возьмемся за руки, друзья, или Как не пропасть в инклюзии [Текст] : опыт работы ДОО в реализации инклюзивного подхода / И. Н. Красникова, Н. Н. Неклеса // Дошкольная педагогика. — 2019. — №10. — С. 42-45.

Кондратьева, С. Ю. Музыкальные коррекционно-игровые занятия с дошкольниками с ОВЗ [Текст] / С. Ю. Кондратьева, А. В. Зябкина [и др.] // Дошкольная педагогика. — 2019. — №7. — С. 9-12.

Липатова, В. С. «Всем смеяться и шутить строго… разрешается!» [Текст] : реабилитационное развивающее мероприятие для детей 6-7 лет / В. С. Липатова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2019. — №6. — С. 66-68.

Данное мероприятие направлено на формирование реабилитационных навыков у детей с ограничениями зрения (развитие слуховых и тактильных навыков), способствует налаживанию общения между ребятами в небольшом коллективе, не имеет возрастных ограничений.

Пуртова, Ю.  Проект «Театр и мы» [Текст] : реабилитация и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через развитие творческих способностей средствами театрального искусства / Ю. Пуртова // Дошкольное воспитание. — 2019. — №12. — С. 29-31.

Чижова, О. Н. Как организовать коммуникацию в инклюзивной группе [Текст] / О. Н. Чижова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №9. — С. 41-43.

В статье представлено описание коммуникативных игр для успешной адаптации детей дошкольного возраста в социуме.

Шураева, Е. В. Использование здоровьесберегающих технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / Е. В. Шураева // Дошкольная педагогика. — 2019. — №7. — С. 58-61.

В статье рассматриваются вопросы содержания работы педагогов ДОО с детьми с особыми образовательными потребностями. Педагогам предлагаются к использованию ряд технологий, носящих выраженную коррекционную направленность. Большинство  коррекционных педагогических технологий, перечисленных в данной статье, доступны родителям особого ребенка для использования их в домашних условиях. Применение этих технологий не требует специальной дефектологической подготовки.

ЗПР

Марудова, Е. В. Непосредственно образовательная деятельность педагогов с детьми с ЗПР старшей группы с применением здоровьесберегающих технологий «Прогулка по зоопарку» [Текст] / Е. В. Марудова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №6. — С. 4-5.

Пашинова, О.  Дифференциация коррекционно-логопедической работы. Дошкольники с ЗПР [Текст] / О. Пашинова, С. Серебренникова, А. Лушова // Дошкольное воспитание. — 2019. — №12. — С. 53-60.

В статье представлено содержание коррекционно-логопедической работы с дошкольниками пятого года жизни при задержке психического развития. Описаны процедура и результаты обследования речевого развития детей с ЗПР.

СЛЕПОГЛУХИЕ

Домбровская, И. В. Деятельность досугового центра для слепоглухих в социокультурной реабилитации инвалидов города Хабаровска [Текст] / И. В. Домбровская // Роль и место специальной библиотеки для слепых в современном обществе: по материалам заседания Секции библиотек, обслуживающих инвалидов (24 Ежегодная конференция РБА, Тула, 11-17 мая 2019 г.). — М. : РГБС, 2019. — С. 60-66.

Назаренко, Д.  «Обмен жизнями». Что это даёт? [Текст] / Д. Назаренко // Русский инвалид. — 2019. — №11-12. — С. 23.

О спецпроекте фонда поддержки слепоглухих «Со-единение», главными героями которого станут известные блогеры и подопечные фонда. Цель проекта «Обмен жизнями» — дать возможность аудитории познакомиться с особенностями жизни людей с одновременным нарушением слуха и зрения.

НОДА

Салтанова, Л. Г. Организация образовательной деятельности по развитию речи у детей раннего дошкольного возраста с детским церебральным параличом [Текст] / Л. Г. Салтанова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №5. — С. 41-43.

Ходить научит экзоскелет [Текст] // 60 лет не возраст. — 2019. — №11. — С. 37.

В Приморском крае проводятся испытания уникального медицинского устройства, предназначенного для адаптации людей, потерявших возможность ходит из-за тяжелых заболеваний или серьезных травм.

НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

Сиротюк, Ал.  Дети с синдромом Дауна в условиях инклюзивной образовательной среды ДОО [Текст] / Ал. Сиротюк, Ан. Сиротюк // Дошкольное воспитание. — 2019. — №11. — С. 76-83.

В статье проводится обзор коррекционно-развивающих методик, которые можно использовать для работы с детьми с синдромом Дауна. Также представлен опыт работы с детьми с синдромом Дауна по методике замещающего онтогенеза.

ОНР

Аралбаева, Г. Х. Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Чему нас учит сказка «Репка» — для детей средней группы с ОНР [Текст] / Г. Х. Аралбаева, О. А. Никифорова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №7. — С. 14-16.

Иванова, Л. Н. Конспект занятия по формированию математических представлений в старшей группе для детей с ТНР [Текст] / Л. Н. Иванова, Н. Б. Балдесова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №9. — С. 44-46.

Кириллова, Ю. А. Конспект занятия по физической культуре для детей раннего дошкольного возраста с расстройствами речевого развития [Текст] / Ю. А. Кириллова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №7. — С. 55-57.

Ларькова, Т. С. Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Пересказ рассказа «Воробей на крыше [Текст] / Т. С. Ларькова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №10. — С. 40-41.

Максимовская, С. В. Совместная деятельность с элементами экспериментирования на участке детского сада в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР [Текст] / С. В. Максимовская // Дошкольная педагогика. — 2019. — №10. — С. 38-39.

Мякшина, А. В. Использование коммуникативных ситуаций при формировании лексикона дошкольников 6-7 лет с ОНР (на примере многозначных слов) [Текст] / А. В. Мякшина, О. Н. Борисова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №8. — С. 35-38.

Назарова, Р. Р. Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей логопедической группе для детей с ОНР [Текст] / Р. Р. Назарова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №7. — С. 47-50.

Телепень, Т. С. Эффективность взаимодействия с организациями города в работе по формированию коммуникативного и социального опыта у детей 5-7 лет с ТНР [Текст] / Т. С. Телепень // Дошкольная педагогика. — 2019. — №10. — С. 46-48.

ЛОГОПЕДИЯ

Багринцева, Н. В. Нетрадиционные методы в работе логопеда. Игры с прищепками [Текст] / Н. В. Багринцева // Дошкольная педагогика. — 2019. — №7. — С. 67-68.

Богаткина, Н. Ю. «Путешествие капельки» [Текст] : интегрированное занятие с элементами развлечения в подготовительной логопедической группе // Игра и дети. — 2019. — №3. — С. 10-12.

Карпова, Л. А. Использование сказок на занятиях по автоматизации звуков [Текст] / Л. А. Карпова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №7. — С. 44-46.

Кафарова, Ю. Р. Сказка-сочинялка в работе учителя-логопеда как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Ю. Р. Кафарова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №8. — С. 44-45.

Куликова, Е. В. Образовательная деятельность в старшей логопедической группе «Мы рисуем листопад» [Текст] / Е. В. Куликова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №9. — С. 50-51.

Куликова, И.  «Зимние забавы» [Текст] : физкультурно-речевой досуг в логопедической группе / И. Куликова, Е. Ватагина, В. Власенко // Дошкольное воспитание. — 2019. — №12. — С. 40-44.

Меншикова, Е. С. Использование интерактивных игр в работе учителя-логопеда [Текст] / Е. С. Меншикова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №10. — С. 63-65.

Раздобудина, И. В. Логопедическая работа по коррекции нарушений словообразования глаголов у старших дошкольников с ОНР [Текст] / И. В. Раздобудина // Дошкольная педагогика. — 2019. — №9. — С. 52-55.

Смирнова, Т.  «В гостях у Василисы Премудрой» [Текст] : физкультурно-логопедический досуг для старших дошкольников / Т. Смирнова, Л. Панова // Дошкольное воспитание. — 2019. — №12. — С. 12-15.

РАС

Гречухина, Т. Н. Конспект совместной образовательной деятельности по теме «Путешествие на ферму» для детей с ОВЗ с 5 до 7 лет [Текст] / Т. Н. Гречухина, Е. А. Смирнова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №8. — С. 42-43.

Зуева, Л. В. Тренинг «Играем вместе» для семей, имеющих детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Л. В. Зуева // Дошкольная педагогика. — 2019. — №10. — С. 51-53.

Кондратьева, С. Ю. Особенности работы с семьей воспитанника с расстройствами аутистического спектра (РАС) [Текст] / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. — 2019. — №10. — С. 55-57.

Воспитание детей в семье и в детском саду должны преследовать единые цели и задачи, с которыми родители и педагоги должны быть ознакомлены вовремя и одновременно. В статье рассматривается ряд важных моментов, которые необходимо учитывать в работе с родителями детей с РАС. С учетом опыта работы выделяется несколько вариантов отношения родителей к нарушению психического развития своего ребенка и возможностям коррекции. Описываются основные задачи работы с родителями детей с РАС.