10 февраля 2021

В помощь дефектологу: новые поступления литературы за второе полугодие 2020 г.

В рекомендательный список литературы «В помощь дефектологу» включены библиографические описания статей по дефектологии. В данный список вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых за 2-ое полугодие 2020 года, и содержит следующие разделы: «Общие вопросы», «Логопедия», «НОДА», «ЗПР», «Аутизм», «Нарушение интеллекта», «Нарушение речи», «Нарушение слуха». Предлагаемый список литературы адресован дефектологам, воспитателям детей с  различными нарушениями в развитии, библиотекарям, студентам.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Артамонова, А.  (врач-гигиенист, к. мед. наук). Испытываете боль? Займитесь лепкой [Текст] : арт-терапия / А. Артамонова // Предупреждение плюс. — 2020. — №11. — С. 83-91.

В статье описываются различные виды арт-терапий (лечения искусством), приносящие пользу людям, страдающим самыми хроническими заболеваниями и различными видами нарушения здоровья.

Богатырева, Е. П. Ранняя помощь детям с особенностями развития как актуальная гуманитарная проблема [Текст] / Е. П. Богатырева // Коррекционная педагогика. — 2020. — №3. — С. 13-18.

В статье показано, что система ранней помощи принципиально меняет возможности обучения и социальной адаптации детей с ОВЗ и их семей, проведено сравнение традиционного психолого-педагогического подхода к работе с дошкольниками с ОВЗ и модели ранней коррекционной помощи.

Бутусова, Т.  Организация досуговой деятельности детей с ОВЗ в условиях самоизоляции [Текст] / Т. Бутусова // Дошкольное воспитание. — 2020. — №11. — С. 77-84.

В статье представлены рекомендации для родителей по организации досуговой и игровой деятельности с детьми в режиме самоизоляции. Предложены развивающие игры для детей с трудностями в развитии, формы организации их жизни в условиях карантина, описаны варианты совместной деятельности ребенка и взрослого.

Зарубежный тифломир. Вып. 11 [Текст]. — М. : РГБС, 2020. — 108 с.

Брошюра знакомит с рекомендациями ИФЛА по библиотечному обслуживанию лиц с дислексией. В пособии представлены лучшие практики и идеи из опыта разных стран.

Кинаш, Е.  Ребенок с ОВЗ идет в школу [Текст] : помощь дефектолога семье / Е. Кинаш // Дошкольное воспитание. — 2020. — №9. — С. 79-84.

В статье представлен опыт работы педагога-дефектолога с семьей, раскрываются формы и направления педагогической деятельности по подготовке к школе детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации.

Коваленко, А. Н. Развитие креативного потенциала детей дошкольного возраста с ОВЗ [Текст] / А. Н. Коваленко, С. А. Кострова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №8. — С. 50-52.

В статье даются рекомендации специалистов о том, как развивать креативный потенциал детей, показав ему другой мир – без ограничений, дать возможность ребенку проявить себя.

Кулганов, В. А. Коррекция психоэмоциональных нарушений у детей с использованием методов арт-терапии [Текст] / В. А. Кулганов // Дошкольная педагогика. — 2020. — №8. — С. 4-7.

Специалисты подчеркивают роль арт-терапевтического процесса в повышении адаптационных возможностей ребенка. Коррекционные возможности арт-терапии по отношению к детям имеют огромный потенциал.

Кулганов, В. А. Специфика взаимодействия детей с коммуникативными трудностями [Текст] / В. А. Кулганов // Дошкольная педагогика. — 2020. — №10. — С. 4-6.

Описываются особенности проблемы затрудненного общения и процесс помощи детям с коммуникативными трудностями, заключенный в создании для него специальных условий, приводящих к качественному развитию его коммуникативного потенциала.

Лабиринт души: терапевтические сказки [Электронный ресурс] / читает И. Воробьева. — Электрон. дан. — М. : ИПТК Логосвос, 2020. — 1 ффк. : зв.  (7 час.11 мин.). — На фк. 5 кн. — Общее время звучания 45 час 32 мин.

В книге представлены терапевтические сказки, предназначенные для психологической помощи детям от 3 до 15 лет. Терапевтические сказочные истории, написанные специально для детей и ориентированные на конкретные проблемы, — это разговор с ребенком о психологических трудностях на его собственном языке. Такие истории помогают детям находить выход из сложных ситуаций, выдерживать любые удары судьбы; с их помощью взрослый может лучше понять ребенка, стать ему ближе. Книга будет полезна как для психологов, учителей и воспитателей, так и для родителей.

Лебедева, О. Н. Использование коррекционных (скоростных) лестниц на физкультурных занятиях с детьми с ОВЗ в детском саду [Текст] / О. Н. Лебедева // Коррекционная педагогика. — 2020. — №4. — С. 68-71.

Представлены различные способы и особенности использования координационной лестницы при работе с детьми с ОВЗ.

Митина, А. Н. Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста [Текст] / А. Н. Митина // Дошкольная педагогика. — 2020. — №8. — С. 30-31.

Сосина, А. В. Диагностика и коррекция манипулятивной функции у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Текст] / А. В. Сосина // Коррекционная педагогика. — 2020. — №3. — С. 41-51.

Данная статья посвящена диагностике и коррекции манипулятивной функции рук у детей с ограниченными возможностями здоровья. Авторами представлена карта обследования манипулятивной функции рук.

Степаненко, Н. М. Индивидуальная работа педагога-психолога с гиперактивным ребенком 5-7 лет [Текст] / Н. М. Степаненко // Дошкольная педагогика. — 2020. — №8. — С. 60-63.

Сучкова, В. В. Партнерство различных социальных институтов и сотрудничество всех участников процесса социализации лиц с ОВЗ с семьями, их воспитывающими [Текст] / В. В. Сучкова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №8. — С. 58-59.

Описание опыта работы в ДОУ. В статье рассказывается о том, как важно взаимодействие всех специалистов ДОУ и родителей для организации коррекционно-развивающегося пространства детей с ОВЗ.

Сысуева, Н. В. Конспект ООД в разновозрастной группе детей с ОВЗ «В гости к Маше и медведю» [Текст] / Н. В. Сысуева // Дошкольная педагогика. — 2020. — №6. — С. 52-54.

Тимофеева, М. В. Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эффективное использование психолого-педагогических ресурсов воспитателей при работе в комбинированных группах» [Текст] / М. В. Тимофеева // Дошкольная педагогика. — 2020. — №6. — С. 25-27.

Описание семинара-практикума, целью которого является расширение практического опыта педагогов по организации образовательного пространства, развитие установок терпимости по отношению к детям с ОВЗ.

ЛОГОПЕДИЯ

Алтухова, Т. А. Проектирование индивидуальной программы коррекционной работы учителя-логопеда в структуре АОП обучающегося с тяжелыми нарушениями речи, имеющего логопедическое заключение «нарушение письма» [Текст] / Т. А. Алтухова // Коррекционная педагогика. — 2020. — №3. — С. 62-82.

В статье описывается алгоритм проектирования рабочей программы коррекционной работы учителя-логопеда в структуре адаптированной образовательной программы, предлагаются критерии и показатели ее разработки и оценки, а также приводится примерный вариант рабочей программы коррекционной работы учителя-логопеда с обучающимися с ТНР.

Гурьева, Е. В. Повышение мотивации детей на логопедических занятиях средствами изобразительной деятельности [Текст] / Е. В. Гурьева // Коррекционная педагогика. — 2020. — №4. — С. 92-95.

Статья посвящена повышению интереса детей к коррекционным занятиям. Описаны приемы, оказывающие стимулирующее действие на развитие речи, внимания, памяти, мелкой моторики, профилактики нарушений чтения и письма. Цель данной статьи — помочь воспитателю, учителю, логопеду организовать коррекционные занятия для детей с нарушениями речи.

Киселева, Т. В. Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Снеговик и елка» [Текст] / Т. В. Киселева // Дошкольная педагогика. — 2020. — №9. — С. 49-51.

Кожухова, Ю. В. Логопедический проект «Пластилиновые истории» [Текст] / Ю. В. Кожухова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №9. — С. 47-48.

Цель проекта — усвоение дошкольниками артикуляционных поз звуков, мотивация детей к выполнению артикуляционной гимнастики, повышение эффективности логопедических занятий.

Ларина, Е. А. Опытно-экспериментальное изучение нейропсихологических и лингво-логопедических особенностей детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии [Текст] / Е. А. Ларина // Коррекционная педагогика. — 2020. — №4. — С. 16-24.

В статье представлен междисциплинарный подход в изучении структуры дефекта у дошкольников со стертой формой дизартрии, обобщены типологические речевые и неречевые нарушения.

Молькова, Н. В. Зачем логопеду пуговицы? [Текст] / Н. В. Молькова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №9. — С. 55-59.

Опыт использования пуговиц как нетрадиционной логопедической технологии.

Почивалина, И. Ю. Нетрадиционный метод в коррекции звукопроизношения: биоэнергопластика с использованием авторской сказки [Текст] / И. Ю. Почивалина // Дошкольная педагогика. — 2020. — №8. — С. 34-36.

Описание опыта логопедической работы.

Солодова, О. А. Конспект коррекционного логопедического занятия с элементами логоритмики для детей старшего дошкольного возраста с ТНР [Текст] / О. А. Солодова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №7. — С. 48-49.

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Аралбаева, Г. Х. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста с ТНР на тему «Винни-Пух в гостях у юных пешеходов» [Текст] / Г. Х. Аралбаева, Н. Р. Гринько, О. А. Никифорова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №8. — С. 45-47.

Белова, А.  Мультипликация в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / А. Белова, А. Замыслова, Е. Кашкина, А. Сыщикова // Дошкольное воспитание. — 2020. — №9. — С. 85-90.

Работа над созданием мультфильмов является эффективным средством речевого развития дошкольников.

Волковская Т.Н. Современные векторы развития коррекционного обучения детей с недостатками речи [Текст] / Волковская Т.Н. // Коррекционная педагогика. — 2020. — №4. — С. 5-10.

В статье рассматриваются современные тенденции развития коррекционного обучения детей с недостатками речи в рамках  реализации личностно-ориентированной парадигмы специального образования.

Гринько, Н. Р. Конспект НОД «Лиса — лесная краса» в старшей группе для детей с ТНР [Текст] / Н. Р. Гринько, О. А. Никифорова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №7. — С. 33-35.

Давидович, Л.  Дифференцированный подход к коррекции системных нарушений речи на этапе безречия [Текст] / Л. Давидович, М. Ромусик // Дошкольное воспитание. — 2020. — №7. — С. 71-76.

В статье раскрыто современное состояние проблемы дифференцированного подхода к коррекции системных нарушений речи на этапе безречия. Большое значение уделяется коммуникативному подходу к активизации речи неговорящих детей. Раскрыты приемы работы логопеда по развитию понимания речи при различных вариантах дизоногенеза.

Ежова, Т. Г. Современные образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗРР [Текст] / Т. Г. Ежова, А. М. Сибагатулина // Дошкольная педагогика. — 2020. — №8. — С. 32-33.

В статье рассмотрены педагогические технологии, используемые в работе с детьми с задержкой речевого развития в соответствии с ФГОС.

Коваленко, О. М. Актуализация знаний и представлений об окружающей действительности у учащихся вторых классов с тяжелыми нарушениями речи с помощью модифицированного варианта методики «Несуществующее животное» [Текст] / О. М. Коваленко // Коррекционная педагогика. — 2020. — №3. — С. 26-40.

Настоящее исследование посвящено изучению возможностей использования нерегламентируемого и регламентируемого конструирования воображаемых предметных изображений для актуализации знаний и представлений об окружающей действительности у учащихся у вторых классов с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Комарова, С.  Специализированная клавиатура Clevy. Активация экспрессивной речи [Текст] / С. Комарова, А. Твардовская // Дошкольное воспитание. — 2020. — №11. — С. 52-61.

В статье представлен инновационный подход к решению проблемы отбора содержания и образования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Раскрываются пути развития экспрессивной речи данной группы детей посредством использования специализированной клавиатуры для компьютера Clevy.

Крикленко, О. В. Конспект экскурсии в зоомагазин с детьми старшей группы компенсирующей направленности (ТНР) [Текст] / О. В. Крикленко // Дошкольная педагогика. — 2020. — №7. — С. 46-47.

Крикленко, О. В. Проект взаимодействия ДОО с семьей «Я дарю тебе словечко» в старшей группе для детей с ТНР [Текст] / О. В. Крикленко // Дошкольная педагогика. — 2020. — №8. — С. 64-65.

Крикленко, О. В. Речевые праздники как форма взаимодействия специалистов ДОО с родителями [Текст] / О. В. Крикленко // Дошкольная педагогика. — 2020. — №6. — С. 58-59.

Кузенцова, М. Б. Артикуляционные упражнения и речь с движением по лексическим темам [Текст] / М. Б. Кузенцова, Е. Н. Грибовская // Дошкольная педагогика. — 2020. — №8. — С. 53-57.

Подборка стихов разных авторов и артикуляционных упражнений к ним, а также упражнения на координацию речи с движением с учетом лексических тем, изучаемых в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Лапп, Е. А. Аппарат ДЭНАС как инструмент в коррекции миофункциональных нарушений речи [Текст] / Е. А. Лапп // Коррекционная педагогика. — 2020. — №4. — С. 56-62.

В статье описан современный инструмент коррекционного воздействия — метод динамической электронейростимуляции (ДЭНС-терапии). Описаны общие целевые установки для работы с аппаратом ДЭНАС при нарушениях речи и возможные эффекты.

Мазина, М. Е. Некоторые подходы к совершенствованию связной речи у дошкольников с недостатками речевого развития [Текст] / М. Е. Мазина // Коррекционная педагогика. — 2020. — №3. — С. 52-56.

В статье представлены этапы диагностики состояния связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Ромашко, Е. В. Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда для детей 6-7 лет с ТНР «В поисках добра» [Текст] / Е. В. Ромашко, Р. Ф. Колпакова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №6. — С. 65-66.

Самольянова, Н. В. Конспект занятия «Письмо от Деда Мороза» [Текст] / Н. В. Самольянова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №8. — С. 42-44.

Использование инновационных технологий в деятельности воспитателя становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Солдатова, Л. Р. Формирование средств альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми множественными нарушениями речи дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Л. Р. Солдатова // Коррекционная педагогика. — 2020. — №3. — С. 4-12.

В данной работе речь пойдет о детях, у которых отсутствует речь или она недостаточна для полноценной коммуникации. При работе с людьми, имеющими коммуникативные нарушения, часто возникает ряд проблем дефектологического и психологического характера, знание которых убережет специалистов от важных ошибок в работе.

Телепень, Т. С. Использование метода проектов в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений у детей с ТНР 5-7 лет на примере реализации проекта «Слова-наоборот желают познакомиться» [Текст] / Т. С. Телепень // Дошкольная педагогика. — 2020. — №6. — С. 55-57.

Цель данного проекта — формирование семантического компонента речи у детей 5-7 лет с ТНР посредством развития навыка подбора и употребления в речи антонимов в процессе познавательно-исследовательской, игровой деятельности.

Филаткина, Е. В. Мотивационный аспект в организации коррекционно-образовательной деятельности с детьми по развитию речи [Текст] / Е. В. Филаткина // Дошкольная педагогика. — 2020. — №9. — С. 45-46.

Шляхтенко, Е. Г. Пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Речевые кубики» [Текст] / Е. Г. Шляхтенко // Дошкольная педагогика. — 2020. — №8. — С. 70-72.

Якушева, А. И. Организация развивающей предметно-пространственной среды группы как средства познавательно-речевого развития дошкольников с ОНР [Текст] / А. И. Якушева // Коррекционная педагогика. — 2020. — №4. — С. 100-104.

В статье представлен опыт педагогов по построению РППС группы как средства познавательно-речевого развития детей с ОНР.

ЗПР

Федотова, М. В. Тренировка памяти на уроках химии у школьников, обучающихся по АООП детей с ЗПР [Текст] : мастер-класс / М. В. Федотова // Коррекционная педагогика. — 2020. — №4. — С. 72-78.

Мастер-класс приёмов обучения детей с ЗПР с недостатками памяти и сниженной прочностью запоминания.

Цапко, Е. А. Экспериментальная работа по формированию глагольного словообразования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Е. А. Цапко // Коррекционная педагогика. — 2020. — №4. — С. 25-41.

Автором статьи проведено исследование уровня сформированности глагольного словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

НАРУШЕНИЯ  ИНТЕЛЛЕКТА

Даниленко, Л. В. Индивидуальное логопедическое занятие с элементами биоэнергопластики для обучающихся младших классов с интеллектуальными нарушениями [Текст] / Л. В. Даниленко // Коррекционная педагогика. — 2020. — №3. — С. 83-87.

Зуева, М. А. Интерактивные пособия на логопедическом занятии для обучающихся первого класса с интеллектуальными нарушениями [Текст] / М. А. Зуева // Коррекционная педагогика. — 2020. — №3. — С. 88-92.

Тверская, О. Н. Серия развивающих игр «Закладка» [Текст] / О. Н. Тверская, Н. Н. Калинина // Дошкольная педагогика. — 2020. — №10. — С. 43-46.

Одним из мощных средств развития речи и коммуникации у детей с ОВЗ и с умственной отсталостью являются средства альтернативной коммуникации и глобального чтения.

АУТИЗМ

Бондаренко, Н. П. Организация работы с детьми с РАС в период адаптации в ДОУ компенсирующего вида [Текст] / Н. П. Бондаренко // Коррекционная педагогика. — 2020. — №4. — С. 96-99.

В статье обозначены основные принципы и подходы в работе с дошкольниками с РАС.

Веретенникова, А. П. Дистанционные образовательные технологии в коррекционной деятельности с детьми с РАС [Текст] / А. П. Веретенникова, Н. В. Лебедева, В. А. Новикова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №8. — С. 48-49.

При переходе к обучению с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), которые подразумевают по большей части самостоятельное выполнение заданий в электронном виде, предлагается учитывать особенности не только познавательной деятельности обучающихся с РАС, но и социального взаимодействия.

Дракина, Т.  Если ребенок — аутист [Текст] / Т. Дракина // Будь здоров. — 2021. — №1. — С. 60-68.

Автор статьи рассказывает о своем опыте работы консультантом семейных групп с детьми с РАС.

Тютюгина, С. Е. Арт-терапия в системе психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / С. Е. Тютюгина // Коррекционная педагогика. — 2020. — №3. — С. 57-61.

В статье описываются практические наработки различных методов рисования для коррекции эмоционально-личностных трудностей детей с РАС.

Филимонова, Е.А. Использование методов визуализации и аудиотонизирования в логопедической работе с детьми с РАС [Текст] / Е.А. Филимонова // Коррекционная педагогика. — 2020. — №4. — С. 47-55.

Статья посвящена изучению проблем коммуникативной сферы у детей с РАС и рассмотрению возможных путей её развития. Кратко представлены особенности психофизического развития аутентичных детей, дан обзор коррекционных методик.

НОДА

Кузнецова, Г. В. Изобразительная деятельность детей с ДЦП в семье в процессе подготовки к обучению в школе [Текст] / Г. В. Кузнецова // Коррекционная педагогика. — 2020. — №4. — С. 79-87.

В данной статье представлен опыт работы семьи по подготовке детей с ДЦП к обучению в школе.

НАРУШЕНИЯ СЛУХА

Емельянова, И. Ф. Урок грамоты в первом классе для детей с нарушениями слуха [Текст] / И. Ф. Емельянова // Коррекционная педагогика. — 2020. — №3. — С. 93-96.

Киселева, Л. А. Условия оказания логопедической помощи школьникам с нарушениями слуха в системе инклюзивного образования [Текст] / Л. А. Киселева // Коррекционная педагогика. — 2020. — №3. — С. 19-25.

В статье рассмотрены условия успешного оказания логопедической помощи школьникам, имеющим нарушения слуха, в условиях инклюзивного образования. Авторы делают акцент на особенностях речевого развития детей школьного возраста, которые смогут обучаться в общеообразовательной школе.

Костенко, М. А. Использование специализированных компьютерных программ в работе с детьми с нарушенным слухом [Текст] / М. А. Костенко // Коррекционная педагогика. — 2020. — №4. — С. 63-67.

Статья посвящена внедрению компьютерных программ в работу с детьми с нарушениями слуха, как средства эффективного воздействия коррекционного обучения.

Подходы к обучению и воспитанию глухих детей [Текст]. — М. : РГБС, 2020. — 56 с.

Брошюра содержит обзор статей, опубликованных в журнале о жизни глухих Odyssey, который издается в США. Большинство подходов к воспитанию и обучению разработано не специалистами. Их авторы — родители детей с врожденной глухотой, слепоглухотой и другими нарушениями здоровья. Они делятся опытом преодоления проблем, рассказывают о поисках программ развития своих детей.