09 февраля 2017

В помощь дефектологу: список литературы за 1-ое полугодие 2016 г.

В рекомендательный список литературы «В помощь дефектологу» включены библиографические описания статей по дефектологии. В данный список вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых за 1 полугодие 2016 года, и содержит следующие разделы: «Общие вопросы», «Логопедия», «ОДА», «ЗПР», «Аутизм», «Нарушение интеллекта», «Нарушение речи», «Нарушение слуха». Предлагаемый список литературы адресован дефектологам, воспитателям детей с  различными нарушениями в развитии, библиотекарям, студентам.  

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Баталов, А.С. Деятельность психолого-педагогического консилиума образовательной организации в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ [Текст] / А. С. Баталов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — №5. — С. 9-22.

В статье рассматривается деятельность психолого-педагогического консилиума в образовательной организации: описываются вопросы создания консилиума, направления его работы, деятельность по обеспечению специальных образовательных условий, участие в реализации адаптированных основных общеобразовательных программ. Представлен опыт работы консилиума по разработке индивидуальной программы сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями.

Ваганова, А.В. Театрализованная деятельность как средство развития творческой активности и социализации в обществе [Текст] / А. В. Ваганова, Е. Е. Созина, А. Е. Веснина // Дошкольная педагогика. — 2016. — №2. — С. 32-33.

Включение ребенка с множественными нарушениями развития в игровые формы деятельности, так или иначе способствует коррекции эмоционального дефицита, расширению круга их предметных представлений, способствует развитию коммуникативных навыков, знакомит с новыми социальными ролями.

Вилегжанина, И.В. Формирование музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО [Текст] / И. В. Вилегжанина // Дошкольная педагогика. — 2016. — №2. — С. 46-48.

Музыка оказывает благотворное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную и нервную системы организма, снимает психоэмоциональное напряжение. Именно эти качества музыки и легли в основу коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Гуцал, И.Ю.  Что такое хорошо, что такое плохо? Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. Ю. Гуцал, Г. В. Мищенко. — М. : Сфера, 2015. — 64 с. — (Библиотека логопеда).

В пособии представлены разработанные педагогом-психологом и учителем-логопедом коррекционно-развивающие занятия, которые помогут в игровой форме решить задачи нравственного воспитания, исходя из возможностей старших дошкольников с ОВЗ.

Забелич, Д.Н. Состояние сформированности жизненных компетенций детей с тяжелыми множественными нарушениями развития как основа планирования коррекционной работы [Текст] / Д. Н. Забелич // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — №5. — С. 23-28.

Статья посвящена анализу результатов исследования сформированности жизненных компетенций у детей с ТМНР, обучающихся в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Иденбаум, Е.Л. Диагностика в контексте реализации стандартов образования детей с ОВЗ: проблемы и перспективы [Текст] / Е. Л. Иденбаум // Дефектология. — 2016. — №4. — С. 17-24.

Статья посвящена актуальной проблеме диагностики в ходе сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательных организациях, перешедших на обучение в соответствии с ФГОС. Свои рекомендации автор выстраивает на основе многолетнего опыта практической диагностической работы.

Кучмезова, Н.В. По ступенькам к звуку. Формирование звукопроизношения у ребенка с ОВЗ [Текст] / Н. В. Кучмезова, И. А. Лигостаева. — М. : Сфера, 2015. — 64 с. — (Библиотека логопеда).

В книге предлагаются занятия по формированию звукопроизношения у детей 3-5 лет с ОВЗ. Материал построен с учетом принципа от простого к сложному. Задания представлены в игровой форме.

Левченко, И.Ю. Экспериментальное изучение базовых составляющих изобразительной деятельности старших дошкольников с нарушениями развития [Текст] / И. Ю. Левченко // Дефектология. — 2016. — №4. — С. 36-43.

В статье представлены результаты сравнительного изучения психических процессов, лежащих в основе успешного овладения изодеятельностью старшими дошкольниками с ЗПР, нарушениями зрения, ОДА и их нормально развивающимися сверстниками.

Плахова, Е.И. Формирование сенсомоторных навыков у детей 3-5 лет с нарушениями в развитии [Текст] / Е. И. Плахова // Дошкольная педагогика. — 2016. — №6. — С. 44-47.

Описание коррекционно-развивающих занятий по сенсорному воспитанию детей с ММД. 

Творческое рассказывание : обучение детей 5-7 лет [Текст] / авт.-сост. Л. М. Граб. — 2-е изд. — Волгоград : Учитель, 2013. — 136 с.

В пособии представлено разнообразие приемов и видов обучения рассказыванию. Занятия составлены в соответствии с ФГТ и основаны на интеграции образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», направлены на развитие познавательно-речевой и игровой деятельности, практическое овладение нормами речи.

Танцюра, С. Ю. Вместе с малышом. Игры и упражнения для развития речи детей 2-4 лет [Текст] / С. Ю. Танцюра. — М. : Сфера, 2015. — 64 с. — (Библиотека логопеда).

В книге раскрываются особенности общения детей 2-4 лет с различными нарушениями, представлена диагностика, описана коррекционно-развивающая работа, содержатся советы родителям.

Шашина, Н. В. Комплексная реабилитация детей-инвалидов в условиях реабилитационного центра  [Текст] / Н. В. Шашина // Социальное обслуживание. — 2015. — №10. — С. 81-89.

Шишков, В. В. Опыт групповой психокоррекционной работы с детьми, имеющими расстройства поведения астенического и гиперстенического круга [Текст] / В. В. Шишков, О. Ю. Телятникова [и др.] // Дошкольная педагогика. — 2016. — №3. — С. 55-59.

Описание коррекционных мероприятий с детьми, имеющими неврозы.

Юдичева, О. Физкультура и прогулка [Текст] / О. Юдичева // Здоровье дошкольника. — 2016. — №3-4. — С. 31-34.

Специфика проведения спортивных прогулок с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Барсамова, Е. В. Использование технологии «Рисунок на песке» в коррекционно-развивающем обучении дошкольников [Текст] / Е. В. Барсамова // Дошкольная педагогика. — 2016. — №6. — С. 38-40.

Описание метода рисования песком для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития  детей с ОНР.

Кирсанова, Н. А. Конспект совместной деятельности по логоритмике с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) [Текст] / Н. А. Кирсанова, Ю. Н. Суханова // Дошкольная педагогика. — 2016. — №5. — С. 36-38.

Макеенко, Е. В. Планирование образовательной деятельности по теме «Освоение целостной картины мира средствами фольклора» [Текст] : для дошкольников с нарушениями речи / Е. В. Макеенко, Ж. М. Иванова // Дошкольная педагогика. — 2016. — №5. — С. 41-44.

Серебренникова, С.  Психолого-педагогическая коррекция компонентов коммуникативных умений дошкольников с нарушениями речи [Текст] / С. Серебренникова, М. Рууз // Дошкольное воспитание. — 2016. — №1. — С. 91-97.

Авторы статьи систематизировали и апробировали игры и упражнения, которые можно использовать в работе всех педагогов, ориентируясь на рекомендации по коммуникативному и речевому развитию дошкольников.

Смирнова, И. А. Принципы логопедической диагностики нарушений речевого развития дошкольников [Текст] / И. А. Смирнова // Дошкольная педагогика. — 2016. — №5. — С. 16-18.

При проведении диагностики логопеду, помимо общепедагогических принципов, следует придерживаться таких принципов, как функциональный, онтогенетический, принцип квалифицированной оценки проблем в развитии речи, деонтологический.

Сысоева, И. В. Физкультура и речь [Текст] : взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в работе с детьми с общим недоразвитием речи / И. В. Сысоева // Здоровье дошкольника. — 2016. — №1. — С. 20-21.

Шилова, О. В. Использование наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников с ОНР [Текст] / О. В. Шилова // Дошкольная педагогика. — 2016. — №1. — С. 44-49.

Автору статьи представляется важным использовать наглядное моделирование в коррекционном процессе и для развития речи, и для совершенствования общей интеллектуальной способности детей.

Веселова Е. И.  Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР : ч. 2 [Текст]  / Е. И. Веселова, Е. М. Скрябина. — М. : Сфера, 2015. — 64 с. — (Библиотека логопеда).

В книге представлены игры и упражнения на каждый день по лексическим темам, направленные на коррекцию психоречевой недостаточности у детей 4-5 лет с ОНР.  Во второй части представлены занятия с января по май.

Филюшкина, Н.  Физкультурно-игровое оборудование своими руками [Текст] / Н. Филюшкина // Дошкольное воспитание. — 2016. — №4. — С. 87-90.

Описание оборудования для повышения уровня развития речи и укрепления здоровья детей с ОНР, которое обеспечивает тренировку всех систем и функций организма дошкольника.

НАРУШЕНИЯ  ИНТЕЛЛЕКТА

Аскерова, Г. А. Деятельность педагога по формированию сюжетно-ролевой игры у детей с особенностями психофизического развития с целью их ранней социализации [Текст] / Г. А. Аскерова // Дошкольная педагогика. — 2016. — №1. — С. 26-29.

Проблема ранней социализации детей с особенностями психофизического развития — одна из актуальных в современном специальном образовании. Это определяет необходимость и значение коррекционно-педагогической работы по обучению детей с особенностями психофизического развития сюжетно-ролевой игре.

Браткова, М.  Коррекционно-педагогические занятия с ребенком с осложненной формой интеллектуальной недостаточности в условиях группы кратковременного пребывания [Текст] : статья 1 / М. Браткова // Дошкольное воспитание. — 2016. — №5. — С. 85-90.

В статье раскрываются особенности детей с умственной отсталостью осложненной формы (расстройства аутистического спектра — РАС); рассматриваются рекомендации по проведению коррекционно- педагогических занятий с детьми; представлен вариант занятия с ребенком со сложной структурой нарушения.

Браткова, М.  Коррекционно-педагогические занятия с ребенком с осложненной формой интеллектуальной недостаточности в условиях группы кратковременного пребывания [Текст] : статья 2 / М. Браткова // Дошкольное воспитание. — 2016. — №6. — С. 69-75.

В статье представлены варианты коррекционно-педагогических занятий с ребенком с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра.

Бруштейн, И.  Лечебный труд для «особых» людей [Текст] / И. Бруштейн // Надежда. — 2016. — №6. — С. 5.

О работе «Производственно-интеграционных мастерских для инвалидов» (г. Псков) для пациентов с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, а также другими нарушениями интеллектуального и психического развития.

Канануха, Ж. Г. Конспект комбинированной коррекционно-образовательной деятельности по формированию математических представлений в старшей группе для детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / Ж. Г. Канануха // Дошкольная педагогика. — 2016. — №3. — С. 48-50.

Кремнева, Е.А. Изучение коммуникативных проявлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта [Текст] / Е. А. Кремнева // Дефектология. — 2016. — №4. — С. 88-94.

В статье представлены результаты изучения особенностей контактов умственно отсталых детей младшего дошкольного возраста с незнакомым взрослым. Описан диапазон коммуникативных проявлений детей с умеренной умственной отсталостью — от элементарных реакций в ответ на инициативное обращение взрослого к ребенку до совместного общения со сверстниками в предметно-игровых действиях, что определяет возможные направления и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми.

 ЛОГОПЕДИЯ

Воржева, Л. В. Из опыта взаимодействия учителя-логопеда и родителей [Текст] / Л. В. Воржева // Дошкольная педагогика. — 2016. — №3. — С. 42-45.

Сценарий родительского собрания в подготовительной логопедической группе «Журнал для мальчиков, девочек, а также их родителей».

Гавришова, Е.  Квест — игровая форма комплексного решения образовательных задач в коррекционной группе [Текст] / Е. Гавришова, О. Березка, С. Звягинцева, В. Миленко // Дошкольное воспитание. — 2016. — №5. — С. 79-84.

Игры являются наиболее значимой формой, методом обучения и освоения социального опыта для дошкольников. К новым популярным в молодежной среде играм относятся квесты. Характерная черта таких игр – логическое поэтапное решение задач для выполнения поставленной цели.

Жантимирова, Д. К. Мастер-класс для родителей «Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста» [Текст] / Д. К. Жантимирова // Дошкольная педагогика. — 2016. — №2. — С. 63-67.

Описание хода мастер-класса для родителей, с целью привлечения их к совместной работе по коррекции звукопроизношения у детей.

Захарова, Л. В. Календарно-тематическое планирование коррекционно-профилактической работы с детьми второй младшей группы [Текст] / Л. В. Захарова // Дошкольная педагогика. — 2016. — №2. — С. 53-57.

Оглоблина  И. Ю. Логопедический массаж: игры и упражнения для детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / И. Ю. Оглоблина, С. Ю. Танцюра. — М. : Сфера, 2015. — 64 с. — (Библиотека логопеда).

В пособии предлагается методика логопедического массажа, представлены комплексы артикуляционных упражнений и разнообразные их варианты на развитие мелкой моторики с элементами массажа.

Сагитова, А. Ф. Информационно-творческий проект «Ребенок в мире сказок» [Текст] / А. Ф. Сагитова // Дошкольная педагогика. — 2016. — №2. — С. 24-28.

Для детей логопедической группы метод проектов позволяет повысить самооценку, преодолеть робость и застенчивость, проявить свои эмоции.

Солдатова, Н.  Подбор стихов для благоприятного развития личности дошкольника [Текст] / Н. Солдатова, О. Покровская // Дошкольное воспитание. — 2016. — №4. — С. 48-52.

Стихотворения, используемые специалистом при коррекционной работе в старшей и подготовительной логопедических группах.

Тараканникова, В. В. Дидактическое многофункциональное пособие «Говорушка»  (логопедическая рукавичка) [Текст] / В. В. Тараканникова // Дошкольная педагогика. — 2016. — №5. — С. 67-70.

Описание занятий и игр с самодельной игрушкой-рукавичкой, имеющей открывающийся рот и подвижный язык.

Тараканникова, В. В. Проект недели «В гостях у Веселого Язычка» [Текст] / В. В. Тараканникова // Дошкольная педагогика. — 2016. — №6. — С. 33-38.

Описание и примеры артикуляционных гимнастик для постановки звуков.

АУТИЗМ

Кондратьева, С. Ю. Профилактика дискалькулии у детей с ОВЗ в условиях дошкольного образования [Текст] / С. Ю. Кондратьева, Е. А. Осипова // Дошкольная педагогика. — 2016. — №6. — С. 5-8.

Конспект логопедического занятия с детьми с РАС «Вернуть хвосты».

Крылов, А.  Диета спасет от аутизма [Текст] / А. Крылов // Предупреждение плюс. — 2016. — №5. — С. 86-89.

Плюсы и минусы безглютеновой диеты при лечении детей-аутистов.

Мирзоева, Т. Н. Психологическое сопровождение педагогов, работающих с аутентичными детьми [Текст] / Т. Н. Мирзоева // Дошкольная педагогика. — 2016. — №5. — С. 48-50.

Описание работы по психологическому сопровождению педагогического коллектива.

Мухин, В.  Эпидемия XXI века [Текст] / В. Мухин // Предупреждение плюс. — 2016. — №4. — С. 77-81.

Советы врача-гомеопата для облегчения состояния при аутизме.

ЗПР

Бабкина, Н. В. Формирование саморегуляции у детей с ЗПР: от экспериментального исследования к практике образования [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология. — 2016. — №4. — С. 3-16.

В статье описывается экспериментальное исследование саморегуляции у первоклассников с ЗПР. Представлена комплексная программа формирования регуляторной сферы, эффективность которой подтверждена достоверным улучшением показателей произвольности.

Карачарова, И. А. Театрализованная деятельность в детском саду. От сказки до спектакля [Текст] / И. А. Карачарова // Дошкольная педагогика. — 2016. — №5. — С. 39-40.

Опыт работы по театрализованной деятельности с дошкольниками с ЗПР.

НАРУШЕНИЯ СЛУХА

Белая, Н. А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию речевого общения слабослышащих дошкольников [Текст] / Н. А. Белая // Дефектология. — 2016. — №4. — С. 78-87.

В статье представлены результаты экспериментального исследования речевого общения слабослышащих дошкольников и разработки психолого-педагогических условий его развития.

Кукушкина, О. И. Подход к реабилитации ребенка после кохлеарной имплантации [Текст] / О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова // Дефектология. — 2016. — №4. — С. 44-51.

Представлено теоретическое обоснование смены сложившихся представлений о целях и содержании работы специалиста с ребенком после кохлеарной имплантации. Предметом внимания является точка запуска и логика запуска новых слуховых возможностей и спонтанного развития речи ребенка после многоканальной кохлеарной имплантации.

Сатаева, А. И. Запускающий этап реабилитации: четыре сессии работы сурдопедагога с ребенком с КИ и его семьей [Текст] / А. И. Сатаева // Дефектология. — 2016. — №4. — С. 52-59.

В статье представлена авторская система работы сурдопедагога с ребенком после кохлеарной имплантации на запускающем этапе реабилитации, целью которого является перестройка взаимодействия с ребенком с КИ и его семьей и переход ребенка на путь естественного развития. Представлены показатели завершения каждой сессии, дополненные фрагментами дневниковых записей и писем родителей о развитии детей с КИ. 

Шматко, Н. Д. Реализация образовательных маршрутов для детей с нарушениями слуха: выбор типа класса [Текст] / Н. Д. Шматко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — №5. — С. 3-8.

В статье представлено, как на практике может быть реализован образовательный маршрут, предложенный ПМПК. Рассмотрена его реализация через выбор  типа класса, обучение в котором будет адекватно для конкретного ребенка с нарушенным слухом с учетом уровня его общего и речевого развития.