17 октября 2018

В помощь дефектологу: список литературы за 1-ое полугодие 2018 г.

В рекомендательный список литературы «В помощь дефектологу» включены библиографические описания статей по дефектологии. В данный список вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых за 1-е полугодие 2018 года, и содержит следующие разделы: «Общие вопросы», «Логопедия», «ЗПР»,  «Нарушение интеллекта», «Нарушение речи». Предлагаемый список литературы адресован дефектологам, воспитателям детей с  различными нарушениями в развитии, библиотекарям, студентам.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Абколич, А.  Семья в открытом мире [Текст] : интеграционный клуб для семей, воспитывающих детей-инвалидов «Открытый мир» / А. Абколич // Русский инвалид. — 2018. — №5. — С. 15-16.

О примере успешной реализации организационно-методической модели социальной реабилитации и/или абилитации ребенка-инвалида в формате интеграционного клуба для семей, воспитывающих детей-инвалидов «Семья и Мир» в ГБУ Реабилитационный центр «Текстильщики».

Бедердинова, М. В. Использование проектного метода «Storysack» в работе с детьми с ОВЗ, или Как потрогать сказку [Текст] / М. В. Бедердинова, Н. С. Бессонова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №2. — С. 7-9.

Данный проектный метод, может быть эффективно использован в работе с детьми с ОВЗ как один из способов знакомства детей с художественной литературой, а также интересен и применим в работе с детьми разного возраста.

Документационное обеспечение работы специалистов коррекционного профиля [Текст] // Современный детский сад. — 2018. — №1. — С. 32-35.

По запросам читателей журнала экспертным советом подготовлен список основных документов специалистов коррекционного профиля.

Загарских, Д. А. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях инклюзии [Текст] / Д. А. Загарских // Современный детский сад. — 2018. — №1. — С. 53-55.

Зинченко, М. Н. Психолого-педагогическая коррекция элективного мутизма у дошкольников [Текст] / М. Н. Зинченко // Современный детский сад. — 2018. — №3. — С. 37-39.

В статье описывается такое явление, как ребенок-«молчун», и обосновывается необходимость вовремя взять ситуацию под контроль, чтобы исключить такое невротическое проявление, как элективный мутизм, или начать его своевременную коррекцию.

Зотова, Е.  Съезд успешных родителей [Текст] / Е. Зотова // Русский инвалид. — 2018. — №5. — С. 14-15.

Представители 61 региональной организации собрались 7 апреля на Учредительный съезд ВОРДИ — Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающимися в представительстве своих интересов.

Ефремова, Т. И. Служба ранней помощи: специфика реализации индивидуального подхода к ребенку [Текст] / Т. И. Ефремова // Современный детский сад. — 2018. — №1. — С. 24-27.

Опыт создания и работы службы ранней помощи детям с различными отклонении в развитии.

Кандриков, С. В. Юридический практикум для специалистов коррекционного профиля [Текст] / С. В. Кандриков // Современный детский сад. — 2018. — №1. — С. 40-43.

Юридические консультации педагогов-дефектологов.

Кондратьева, С. Ю. Профилактика дискалькулии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. — 2018. — №5. — С. 35-38.

Кулганов, В. А. Арт-терапевтическая программа в системе психокоррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / В. А. Кулганов, Е. В. Раева, А. В. Киселева, Ю. В. Толстикова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №5. — С. 4-7.

Авторы статьи представляют описание арт-терапевтической программы, обеспечивающей коррекцию психоэмоционального состояния ребенка, психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством, способствующей укреплению веры в собственные силы, а также является интересным, значимым и привлекательным занятием для детей.

Кулешова, Ю.  Школа для особого ребенка: как сделать выбор? [Текст] / Ю. Кулешова // Надежда. — 2017. — № 11. — С. 4.

Ответы на самые актуальные вопросы, возникающие у родителей, впервые столкнувшихся с устройством в школу ребенка с ОВЗ. Как правильно выбрать школу для ребенка с ОВЗ, какая из форм обучения наиболее комфортна для будущего первоклассника, нужны ли малышу особые условия и специальная учебная программа и какие организации призваны помочь в подборе правильного учебного маршрута.

Куприенко, Н. А. Планирование работы по использованию песочной терапии для детей старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет [Текст] / Н. А. Куприенко // Дошкольная педагогика. — 2018. — №5. — С. 15-21.

Подбор данных занятий и упражнений зависит от индивидуальных особенностей детей. Занятия проводятся как с малой развивающей подгруппой, так и в индивидуальной коррекционной форме.

Мансарлийская, Л. Ф. Модель формирования инклюзивного образовательного пространства в детском саду [Текст] / Л. Ф. Мансарлийская // Современный детский сад. — 2018. — №1. — С. 10-12.

Статья о создании оптимальных условий для адаптации и позитивной социализации детей с ОВЗ в условиях образовательного пространства.

Михайлова, О. Ю. Психолого-педагогическая поддержка игры детей [Текст] / О. Ю. Михайлова // Современный детский сад. — 2018. — №1. — С. 57-58.

Информация о психолого-педагогическом сопровождении игр детей с особенностями в физическом и психологическом развитии.

Мицкевич, И. К. Вечер фокусов в детском саду как нетрадиционная форма организации совместной образовательной деятельности [Текст] / И. К. Мицкевич // Современный детский сад. — 2018. — №1. — С. 70-73.

Описание фокусов, хорошо зарекомендовавших себя, с организационно-методической точки зрения,  для организации совместной образовательной деятельности с воспитанниками, имеющими нарушения слуха и речи, задержку психического развития и расстройства аутистического спектра.

Рейнталь, Г. Н. Программа занятий в сенсорной комнате «Мир внутри нас» [Текст] / Г. Н. Рейнталь // Дошкольная педагогика. — 2018. — №3. — С. 51-54.

Сидельникова, А. А. Сенсорные игры с мешочками для льда [Текст] / А. А. Сидельникова // Современный детский сад. — 2018. — №1. — С. 59-60.

Смирнова, И. М. Песочная терапия для дошкольников [Текст] / И. М. Смирнова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №5. — С. 8-10.

Конспект авторского содержания использования методики песочной терапии для детей младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Тимошенко, Т. В. Особенности эмоционально-нравственного развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Т. В. Тимошенко // Современный  детский сад. — 2018. — №1. — С. 56-57.

Усенко, Т. И. Инклюзивное образование: проблемы кризиса или роста? [Текст] / Т. И. Усенко // Современный детский сад. — 2018. — №1. — С. 13-15.

Обсуждение проблемных вопросов инклюзивного образования.

Учитель-логопед и дефектолог в детском саду: проблемы сопровождения [Текст] : блиц в вопросах и ответах // Современный детский сад. — 2018. — №1. — С. 16-19.

Фрагмент интерактивного форума, связанного с проблемами психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО, проведенного на сайте журнала «Современный детский сад» в 2017 г.

Файнберг, С.  Почему ребенок стал нервным. Записки психоневролога [Электронный ресурс] / С. Файнберг ; читает Г. Попов. — Электрон. дан. — М. : ИПТК Логосвос, 2017. — 1 фк. : зв.  (2 час.14 мин.). — На фк. 8 кн. — Общее время звучания 60 час 13 мин.

Автор книги — детский врач, психиатр. Его многолетний врачебный опыт показывает, что, казалось бы, незначительные ошибки родителей в воспитании детей приводят к серьезным последствиям, вызывая тяжелые расстройства нервной системы ребенка. В книге анализируются причины возникновения различных неврозов у дошкольников, рассматриваются методы предупреждения и лечения детской нервности, приемы искоренения вредных привычек.

Юматова, Д. Б. Нозологический фактор в работе с детьми с ОВЗ. Система занятий по развитию мелкой моторики [Текст] / Д. Б. Юматова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №2. — С. 45-49.

Описание программы по развитию мелкой моторики руки у детей с ОВЗ с учетом ограничений по нозологическому фактору. Перечислены ограниченные и рекомендованные виды деятельности при: атопическом дерматите, бронхиальной астме, ДЦП, заболеваниях ЖКТ, энурезе, нарушении осанки.

ЛОГОПЕДИЯ

Багринцева, Н. В. Нетрадиционные методы в работе логопеда. Игры с прищепками [Текст] / Н. В. Багринцева // Дошкольная педагогика. — 2018. — №3. — С. 68-69.

Белехова, Д. В. Использование интерактивной тетради в практике работы учителя-логопеда [Текст] / Д. В. Белехова // Современный детский сад. — 2018. — №1. — С. 46-48.

Бенгардт, О. А. Роль игры в коррекционном процессе в ДОО компенсирующей и комбинированной направленности [Текст] / О. А. Бенгардт // Дошкольная педагогика. — 2018. — №4. — С. 38-41.

Автор статьи предлагает описание некоторых самостоятельных авторских игр, а также в сюжете образовательной деятельности.

Бородкина, Н. А. Инновационные приемы в работе учителя-логопеда [Текст] : из опыта работы / Н. А. Бородкина // Современный детский сад. — 2018. — №1. — С. 74-76.

Бужак, В. В. Коррекционно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» [Текст] / В. В. Бужак // Дошкольная педагогика. — 2018. — №3. — С. 45-46.

Волкова, Л. А. Чистая речь — залог успехов в школе [Текст] : логопедический тренинг для детей 6-7 лет / Л. А. Волкова, С. Ю. Дуболазова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2018. — №4. — С. 33-35.

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности (НОД) в форме квеста для подготовительной компенсирующей группы.

Жиличкина, М.  По сказкам К. И. Чуковского [Текст] : сценарий интегрированного образовательного квеста / М. Жиличкина, О. Голубец // Дошкольное воспитание. — 2018. — №4. — С. 22-26.

Сценарий можно использовать в совместной работе педагога-психолога и учителя-логопеда по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Зимина, Е.  Планета знаек [Текст] : взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в интерактивных играх с детьми подготовительной к школе группы / Е. Зимина // Дошкольное воспитание. — 2018. — №3. — С. 51-55.

Кондратьева, С. Ю. Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в процессе бесед по теме «Мой город» с использованием «листа-помощника» [Текст] / С. Ю. Кондратьева, Н. В. Лебедева // Дошкольная педагогика. — 2018. — №1. — С. 46-49.

Опыт коррекционно-образовательной работы с дошкольниками с ОВЗ.

Крикленко, О. В. Игра-сказка как форма и средство речевого развития детей, или «Жили-были» в помощь логопеду [Текст] / О. В. Крикленко // Дошкольная педагогика. — 2018. — №1. — С. 43-46.

Описание логопедических игр-сказок.

Куликова, Е. В. Заикание у детей дошкольного возраста. Создание благоприятных условий, способствующих преодолению недуга [Текст] / Е. В. Куликова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №3. — С. 40-43.

Максимова, Л. В. Конспект подгруппового занятия логопеда в подготовительной к школе группе по произведениям К. И. Чуковского [Текст] / Л. В. Максимова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №2. — С. 35-37.

Неводничик, Н. И. Игры с мячом: формирование звукопроизношения и развитие фонематических процессов [Текст] / Н. И. Неводничик // Дошкольная педагогика. — 2018. — №4. — С. 54-57.

Родионова, Е. Ю. Игры и пособия для автоматизации и дифференциации звуков, изготовленные своими руками [Текст] / Е. Ю. Родионова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №3. — С. 47-50.

Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям старших и подготовительных групп, воспитателям логопедических групп.

Родионова, Ю. Н. Фонетическая ритмика и логофоноритмика как нетрадиционные методики проведения логопедических занятий [Текст] / Ю. Н. Родионова // Современный детский сад. — 2018. — №1. — С. 44-46.

Суркова, М.  По следам зимы [Текст] : интегрированное занятие с элементами логоритмики для детей 5-6 лет / М. Суркова // Дошкольное воспитание. — 2018. — №1. — С. 51-54.

Тихомирова, Е.  Многофункциональные комплекты по развитию речи [Текст] / Е. Тихомирова // Дошкольное воспитание. — 2018. — №2. — С. 44-47.

Описание авторских многофункциональных логопедических комплектов, предназначенных для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми 4-8 лет.

Федорченко, Е. Н. Сенсомоторный уголок в логопедическом кабинете [Текст] / Е. Н. Федорченко // Игра и дети. — 2017. — №5-6. — С. 36-38.

Чистова, О. А. Использование ребусов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / О. А. Чистова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №1. — С. 41-43.

Шарапова, Е. В. Рекомендации учителя-логопеда инструктору по физической культуре для работы с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Шарапова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №5. — С. 41-51.

Шолмова, Е. В. Формирование фонематического анализа и синтеза как предпосылки к овладению грамотой у детей с ОВЗ [Текст] / Е. В. Шолмова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №1. — С. 38-40.

Описание последовательности проведения логопедической работы по формированию фонематического слуха.

Чигарина, Т. Д. Использование лэпбука в логопедической работе со старшими дошкольниками с ОВЗ [Текст] / Т. Д. Чигарина // Дошкольная педагогика. — 2018. — №2. — С. 49-50.

Дидактическое пособие «Звуковой домик» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ помогает разнообразить работу с детьми по коррекции звукопроизношения, способствует решению задачи сотрудничества всех участников образовательного процесса: логопед — воспитанники — родители.

Чепурина, Л. В. Циклограмма рабочей недели учителя-логопеда: рекомендации к составлению [Текст] / Л. В. Чепурина // Современный детский сад. — 2018. — №1. — С. 36-39.

Эрбист, Л. Л. Сказка с элементами артикуляционной гимнастики «Как паучок себе дом искал» [Текст] / Л. Л. Эрбист // Дошкольная педагогика. — 2018. — №3. — С. 44.

АУТИЗМ

Вести ребенка к психиатру или нет, решают родители [Текст] // Предупреждение плюс. — 2018. — №1. — С. 91-96.

О том, что такое аутизм, каковы механизмы его возникновения и как жить с таким диагнозом, рассказывает детский психиатр, д.м.н. Наталья Симашкова.

Кондратьева, С. Ю. Особый музей для «особенных» детей [Текст] / С. Ю. Кондратьева, С. А. Музыкина // Дошкольная педагогика. — 2018. — №1. — С. 50-55.

Конспект открытого занятия для детей с РАС «Мокрое валяние из шерсти «Снеговик» по сказке «Снежинка».

Кондратьева, С. Ю. Сказка в жизни особенных детей [Текст] / С. Ю. Кондратьева, С. А. Музыкина // Дошкольная педагогика. — 2018. — №5. — С. 10-14.

Вариант конспекта занятия по «Сказке о весеннем ручейке» для дошкольников с ОВЗ и РАС с текстом авторской сказки.

Михайлова, Л.  Индивидуальный подход к детям с аутистическими чертами [Текст] / Л. Михайлова, С. Лепкович, Л. Коптева // Дошкольное воспитание. — 2018. — №5. — С. 57-61.

Опыт коррекционной работы специалистов Дома ребенка (г. Северодвинск).

Петренко, С.  Игры с аутичным ребенком [Текст] / С. Петренко, Е. Сорокина // Дошкольное воспитание. — 2018. — №5. — С. 62-70.

В статье описаны игры и специальные методы и приемы, которые позволяют наладить контакт с аутичными детьми, выявить у них подавленные негативные эмоции, скрытые страхи и начать работу по их преодолению.

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Афонькина, Ю. А. Подготовка детей с общим недоразвитием речи к обучению грамоте как условие профилактики школьной дезадаптации [Текст] / Ю. А. Афонькина // Современный детский сад. — 2018. — №2. — С. 28-33.

Для решения данной задачи авторами статьи была разработана система игр и упражнений на основе «Веселой азбуки» Г. Виеру с учетом особенностей развития дошкольников с ОНР, которая получила название «Букваренок». Приводится фрагмент перспективного плана занятий с дошкольниками.

Богданова, Н. А. Дидактический комплекс «Путешествие в грамматику» [Текст] / Н. А. Богданова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №2. — С. 63-70.

Описание авторского пособия для формирования лексико-грамматических представлений у дошкольников.

Виноградова, Е. А. Нетрадиционный подход в использовании кинезиологических упражнений на занятиях по коррекции звукопроизношения [Текст] / Е. А. Виноградова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №5. — С. 39-41.

Описание игр, объединяющих задания по автоматизации и дифференциации звуков с кинезиологическими упражнениями Пола Деннисона.

Еромыгина, М. В. Авторское игровое пособие «Артикуляционная мнемотаблица» [Текст] / М. В. Еромыгина // Дошкольная педагогика. — 2018. — №4. — С. 70-71.

Автор предлагает к использованию в логопедической практике мнемотаблицу для сопровождения артикуляционной гимнастики. Пособие предназначено для детей с нарушениями звукопроизношения в возрасте 5-7 лет. Схема разработана на основе методики «не отвлекающих образов-знаков», предложенной Л. Вагуриной.

Захаренкова, С. Н. Взаимодействие специалистов при формировании пространственных представлений у детей с нарушениями речи [Текст] / С. Н. Захаренкова // Современный детский сад. — 2018. — №1. — С. 61-63.

Кириллова, Ю. А. Конспект интегрированной физкультурно-музыкальной НОД для детей подготовительной группы с ТНР [Текст] / Ю. А. Кириллова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №3. — С. 36-40.

Крикленко, О. В. Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе с ОНР [Текст] / О. В. Крикленко // Дошкольная педагогика. — 2018. — №2. — С. 42-44.

Лебедева, С. Е. Музейная педагогика как средство формирования единого образовательного пространства детского сада и семьи [Текст] / С. Е. Лебедева // Дошкольная педагогика. — 2018. — №2. — С. 57-58.

Опыт музейной педагогики в работе с детьми с речевой патологией в д/с компенсирующего типа.

Назарова, Е. В. Логоритмическое занятие «Путешествие в зимний лес» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР [Текст] / Е. В. Назарова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №2. — С. 40-42.

Тихонова, О. А. Роль эмоционального интеллекта в комплексном сопровождении детей с общим недоразвитием речи [Текст] / О. А. Тихонова // Современный детский сад. — 2018. — №2. — С. 51-53.

ЗПР

Земляникина, С. И. Симплексный подход к развитию зрительно-пространственной ориентации как профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников с ОВЗ [Текст] / С. И. Земляникина, Л. Г. Салтанова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №5. — С. 52-54.

Описание игр по развитию зрительно-пространственной ориентировки у детей с ЗПР и речевого развития дошкольного возраста.

Микляева, Н. В. Конструктор индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с задержкой психического развития [Текст] / Н. В. Микляева // Современный детский сад. — 2018. — №2. — С. 34-44.

Разработка ИАОП осуществляется на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ЗПР. Специфика программы заключается в поддержке образовательной среды информационно-компьютерными технологиями. В качестве примера для создания такой интерактивной среды выступают компьютерные игры и упражнения «Мерситеки» портала Мерибо. В статье представлена структура такой программы и обобщены нюансы, касающиеся ее наполнения.

Мурашова, И.  Проблема постановки логопедических заключений у дошкольников с ОВЗ с вторичными тяжелыми нарушениями речи  [Текст] / И. Мурашова // Дошкольное воспитание. — 2018. — №6. — С. 67-73.

В статье приводятся характерные особенности речевых нарушений детей с ОВЗ при разном психическом статусе. Рассматривается проблема постановки логопедических заключений у дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи в качестве вторичного дефекта при задержке психического развития и легкой умственной отсталости. Даются варианты логопедических заключений у дошкольников этих категорий ОВЗ.

Фатихова, Л.  Формирование безопасного поведения у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Л. Фатихова // Дошкольное воспитание. — 2018. — №4. — С. 49-57.

Статья посвящена проблеме изучения и формирования безопасного поведения дошкольников с ЗПР. Представлен диагностический инструментарий для выявления у них уровня сформированности представлений об опасных ситуациях, способности придерживаться правил безопасного поведения. Описаны некоторые особенности коррекционно-развивающей работы по формированию у детей с ЗПР безопасного поведения.

Федорова, Л. И. Решение математических задач ребенком с задержкой психического развития в повседневной жизни [Текст] / Л. И. Федорова // Современный детский сад. — 2018. — №1. — С. 64-66.

НАРУШЕНИЯ  ИНТЕЛЛЕКТА

Евстифеева, И. В. Народная игрушка как мотивация для формирования и развития коммуникации у неговорящих детей 3-5 лет с ОВЗ [Текст] / И. В. Евстифеева // Дошкольная педагогика. — 2018. — №4. — С. 42-44.

Автор статьи делится опытом применения игровых приемов, игр на коррекционных занятиях с детьми с синдромом Дауна и множественными нарушениями развития (синдром Дюшена Беккера, интеллектуальная недостаточность).

Козлова, Анна. F20 [Текст] : роман / А. Козлова. — М. : РИПОЛ классик, 2017. — 240 с.

Юля — с виду обычная девочка, каких тысячи в спальных районах. Она живет с диагнозом F20 с рождения. Ей точно так же, как другим детям, хочется мечтать, нравиться мальчикам, учиться и получать от жизни приятные подарки. Только вот F20 мешает, заставляя постоянно бороться за право быть полноценной. Что такое F20? То, чего не увидишь и не почувствуешь, пока близкий человек не изменится необратимо. Роман Анны Козловой с небывалой для современной литературы остротой и иронией ставит вопрос о том, как людям с психическими расстройствами жить в обществе и при этом не быть изгоями.

Мамедова, Ю. И. Инновационный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии [Текст] / Ю. И. Мамедова, Е. Р. Железнова, А. Н. Кирюшина // Дошкольная педагогика. — 2018. — №5. — С. 54-63.

Предложенные в статье материалы используются при организации комплексных коррекционно-развивающих занятий в разновозрастной группе дошкольников с диагнозом «легкая умственная отсталость».

Маришина, И. В. Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие на остров» в подготовительной к школе группе для детей с нарушением интеллекта [Текст] / И. В. Маришина // Дошкольная педагогика. — 2018. — №2. — С. 38-39.

НАРУШЕНИЯ СЛУХА, СЛЕПОГЛУХИЕ

Выход из темноты: история одного эксперимента [Текст] / авт. сост. Мария Митасова. — М. : Эксмо, 2016. — 256 с. — (Психология. Мир особенных людей).

Эта книга — отчет об уникальном эксперименте. Три мальчика и одна девочка из Загорского дома для слепоглухих детей должны были получить высшее образование. Каково это — жить и стремиться, казалось бы, к невозможному, когда ты почти не видишь и не слышишь? Прочитайте о поразительных людях, которые смогли преодолеть условности и предрассудки нашего общества, об их чувствах и мыслях по поводу окружающего их мира и людей.

Зотова, Е.  Лаборатория путешествий, полигон инклюзии [Текст] : проекты клуба «Приключение» / Е. Зотова // Русский инвалид. — 2018. — №3-4. — С. 20-21.

О работе клуба путешественников для слабослышащих детей.

Зотова, Е.  Слепоглухие — на свету и в тени [Текст] / Е. Зотова // Русский инвалид. — 2018. — №1-2. — С. 14-15.

О презентации книги слепоглухого автора Александра Суворова «Встреча вселенных, или Слепоглухие пришельцы в мире зрячеслышащих».

Рябинина, Е.  Учреждена ассоциация слепоглухих «Со-гласие» [Текст] / Е. Рябинина // Русский инвалид. — 2018. — №3-4. — С. 25.