`
30 марта 2017

В помощь дефектологу: список литературы за 2-ое полугодие 2016 г.

В рекомендательный список литературы «В помощь дефектологу» включены библиографические описания статей по дефектологии.  В данный список вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых за 2 полугодие 2016 года, и содержит следующие разделы: «Общие вопросы», «Логопедия», «ЗПР», «Аутизм», «Нарушение интеллекта», «Нарушение речи», «Нарушение слуха». Предлагаемый список литературы адресован дефектологам, воспитателям детей с  различными нарушениями в развитии, библиотекарям, студентам.

 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Верещагина, Н. В. Проблемы педагогической диагностики в смешанных группах ДОО [Текст] / Н. В. Верещагина // Дошкольная педагогика. — 2016. — №8. — С. 13-17.

 В статье даются категории смешанных групп, направления педагогической работы в таких группах, называются причины недостаточного качества образования в смешанных группах.

Емельянова, И.  Специфика работы с детьми с ОВЗ в группах комбинированной направленности ДОО [Текст] : при реализации примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Успех» / И. Емельянова, С. Маркова // Дошкольное воспитание. — 2016. — №11. — С. 77-81.

В статье описывается специфика работы с детьми с ОВЗ в группах комбинированной направленности по предложенной авторами примерной ООП ДО «Успех».

Кукушкина, О. И. Компьютерные развивающие и обучающие игры для детей с ОВЗ — миссия и особенности [Текст] / О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : научно-методический и практический журнал. — 2016. — №8. — С. 16-18.

В статье дается краткий обзор развивающих и обучающих компьютерных игр, созданных специально для детей с различными нарушениями развития. Названы преимущества компьютерной игры как инструмента развития; области психического развития, где целесообразно использование таких игр.

Коробейников, И. А. Современные задачи и проблемы дифференциальной диагностики нарушений психического развития в детском возрасте [Текст] / И. А. Коробейников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : научно-методический и практический журнал. — 2016. — № 3. — С. 3-9.

Левченко, И. Ю. Экспериментальное изучение базовых составляющих изобразительной деятельности старших дошкольников с нарушениями развития [Текст] / И. Ю. Левченко // Дефектология : научно-методический журнал. — 2016. — №4. — С. 36-43.

В статье представлены результаты сравнительного изучения психических процессов, лежащих в основе успешного овладения изодеятельностью старшими дошкольниками с ЗПР, нарушениями зрения, ОДА и их нормально развивающимися сверстниками.

Новикова, И. М. К вопросу об оценке эффективности модели формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с ОВЗ [Текст] / И. М. Новикова // Дефектология : научно-методический журнал. — 2016. — №5. — С. 21-30.

В статье приведены примеры диагностических заданий для изучения представлений о ЗОЖ дошкольниками с ОВЗ.

Орлова, С. Ю. Мотивация как эффективный способ вовлечения ребенка с ОВЗ в образовательную деятельность [Текст] / С. Ю. Орлова // Дошкольная педагогика. — 2016. — №10. — С. 27-29.

ЛОГОПЕДИЯ

Денисевич, Н. Б. Педагогический проект «Что за прелесть эти сказки» [Текст] / Н. Б. Денисевич, И. В. Филатова // Дошкольная педагогика. — 2016. — №7. — С. 38-46.

Описание проекта по коррекционной работе с детьми, имеющими недостатки развития речи, через использование сказок и сказкотерапии.

Кондратьева, С. Ю. Профилактика дискалькулии у дошкольников с ТНР в условиях образовательной организации [Текст] / С. Ю. Кондратьева, И. В. Рысина // Дошкольная педагогика. — 2016. — №7. — С. 34-37.

Описание конспекта занятия по сказке В. Сутеева «Палочка-выручалочка», в котором использован метод сказкотерапии для лучшего усвоения математического материала.

Ромусик, М.  Развитие предикативной лексики на основе формирования пространственно-временных отношений у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / М. Ромусик, С. Шаховская // Дошкольное воспитание. — 2016. — №9. — С. 74-79.

В статье представлена система логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи детей с недостатками познавательного и речевого развития.

Федосеева, Н. Н. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста на логопедических занятиях [Текст] / Н. Н. Федосеева // Дошкольная педагогика. — 2016. — №9. — С. 38-41.

Статья дает понятие о грамматическом строе речи дошкольника, причинах ошибок ГСР у дошкольников, описывает особенности работы по формированию ГСР.

НАРУШЕНИЯ  ИНТЕЛЛЕКТА

Айвазян, Е. Б. Особенности поведения ребенка раннего возраста с синдромом Дауна во взаимодействии с матерью: феномен отказов от общения [Текст] / Е. Б. Айвазян // Дефектология : научно-методический журнал. — 2016. — №6. — С. 65-70.

Статья определяет такие задачи психолого-педагогической работы как создание условий для развития у ребенка потребности в общении и обучение матери умениям создавать эти условия во взаимодействии с ребенком.

Бутусова, Т. Ю. Роль настольно-печатных игр в воспитании самостоятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями [Текст] / Т. Ю. Бутусова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : научно-методический и практический журнал. — 2016. — №8. — С. 54-59.

Представлены педагогические условия, способствующие формированию у дошкольников с разным уровнем познавательного развития положительных способов взаимодействия в процессе игр с правилами.

Данилина, К. К. Социально-психологические особенности детей и подростков с синдромом умственной отсталости, сцепленной с ломкой хромосомой Х [Текст] / К. К. Данилина // Дефектология : научно-методический журнал. — 2016. — №5. — С. 10-20.

В статье представлены результаты изучения, описания и сравнения показателей адаптивного поведения, характерных для детей и подростков с FRAXA.

Кабелка, И. В. Системный подход к изучению плана на уроках географии в школе VIII вида [Текст] / И. В. Кабелка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : научно-методический и практический журнал. — 2016. — № 4. — С. 21-26.

Мартынова, И.  Изучение опыта взаимодействия в ближайшем социальном окружении у детей предшкольного возраста с умственной отсталостью [Текст] / И. Мартынова // Дошкольное воспитание. — 2016. — №9. — С. 116-120.

В статье представлена часть констатирующего эксперимента, посвященного изучению опыта взаимодействия в ближайшем социальном окружении у детей предшкольного возраста с умственной отсталостью.

Одинокова, Г. Ю. Использование игры для развития взаимодействия матери и ребенка раннего возраста с синдромом Дауна [Текст] / Г. Ю. Одинокова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : научно-методический и практический журнал. — 2016. — №8. — С. 50-53.

В статье рассматриваются игры, используемые на занятиях с детьми второго года жизни с синдромом Дауна с целью развития у них активного желания играть и общаться со взрослым.

Стребелёва, Е. А. Выбор варианта адаптированной основной общеобразовательной программы обучения детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е. А. Стребелёва, А. В. Закрепина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : научно-методический и практический журнал. — 2016. — № 4. — С. 3-7.

Царёв, А. М. Специальная индивидуальная программа развития как основа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте ФГОС [Текст] / А. М. Царёв // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : научно-методический и практический журнал. — 2016. — №3. — С. 33-42.

Юсупов, В. З. Исследование представлений педагогов о готовности к реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью [Текст] / В. З. Юсупов // Дефектология : научно-методический журнал. — 2016. — №5. — С. 71-81.

В данной статье обосновывается необходимость содержательного обновления компетенций педагогов, работающих с этой категорией детей.

Шелкунова, О.  Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : универсальный алгоритм построения индивидуальных программ / О. Шелкунова, А. Квасова // Дошкольное воспитание. — 2016. — №11. — С. 110-117.

В статье описаны процедура и результаты обследования социального и познавательного развития умственно-отсталых дошкольников. Представлен универсальный алгоритм построения индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ.

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Афонина, Н.  Детям о профессиях: интерактивные задания SMART TABLE [Текст] / Н. Афонина // Дошкольное воспитание. — 2016. — №8. — С. 12-15.

Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для старших дошкольников с ОНР.

Буслаева, Н. И. Использование игровых технологий при обучении грамоте дошкольников с ТНР [Текст] / Н. И. Буслаева, Н. А. Галанина, Г. С. Мубаракшина // Дошкольная педагогика. — 2016. — №9. — С. 68-69.

Описание методики использование кукол-самоделок при коррекционной работе с дошкольниками с ТНР.

 Вакуленко, Л. С. Развивающая среда «Фиолетовый лес» как средство коррекции речи дошкольников [Текст] / Л. С. Вакуленко // Дошкольная педагогика. — 2016. — №8. — С. 52-57.

Горбунова, Е.  Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Горбунова, В. Юсупов, А. Артамонов // Дошкольное воспитание. — 2016. — №8. — С. 62-67.

В статье представлены авторские методики количественной диагностики нарушений развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста.

Евстигнеева, Е. В. Использование дидактических сказок в коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Евстигнеева // Дошкольная педагогика. — 2016. — №10. — С. 37-40.

Захарова, О.  Развитие оптико-пространственного гнозиса у дошкольников с нарушением восприятия логико-грамматических конструкций речи [Текст] / О. Захарова // Дошкольное воспитание. — 2016. — №8. — С. 68-73.

В статье приводится аргументация целесообразности применения системы адекватных упражнений, которые способствуют преодолению расстройств у ребенка с патологией другого генезиса (нарушение сенсорной интеграции, интеллектуальная недостаточность и т.д.).

Кириллова, Ю. А. Физическое развитие дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Ю. А. Кириллова // Дошкольная педагогика. — 2016. — №8. — С. 27-31.

Комплекс общеразвивающих упражнений и подвижных игр на свежем воздухе в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР).

Перегудова, Т. С. Система игр и упражнений для профилактики и коррекции нарушений речи у детей 5-8 лет [Текст] / Т. С. Перегудова, Е. В. Балакирева // Дошкольная педагогика. — 2016. — №8. — С. 44-47.

Рогулева, И. Н. Интегрированная коррекционно-образовательная деятельность с использованием игровой технологии для детей седьмого года жизни с темпо-ритмическими нарушениями речи [Текст] / И. Н. Рогулева, Т. А. Васильева // Дошкольная педагогика. — 2016. — №10. — С. 41-43.

Чадаева, А. В. НОД в подготовительной к школе группе «Поможем Лунтику и Миле» [Текст] / А. В. Чадаева // Дошкольная педагогика. — 2016. — №9. — С. 47-49.

Для эффективности коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии логопеду нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность и своевременное подключение родителей.

Юматова, Д. Б. Ортобиотическая система комплексной реабилитации и социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Д. Б. Юматова // Дошкольная педагогика. — 2016. — №8. — С. 10-13.

Описание модульной системы комплексной реабилитации и необходимые условия организации деятельности.

ЗПР

Вильшанская, А. Д. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с ЗПР в процессе коррекционной работы с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша» [Текст] / А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : научно-методический и практический журнал. — 2016. — №7. — С. 21-32.

В статье описывается работа по формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с ЗПР, проводимая учителем-дефектологом на развивающих занятиях с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша».

Фатихова, Л.  Диагностика наглядного мышления дошкольников [Текст] / Л. Фатихова // Дошкольное воспитание. — 2016. — №8. — С. 93-99.

В статье предложен диагностический материал, направленный на изучение наглядного мышления дошкольников, приводятся данные дифференциальной диагностики наглядного мышления трех групп детей — нормально развивающихся, с ЗПР, с умственной отсталостью. Выявленные различия позволяют осуществить дифференцированный подход к проведению коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими интеллектуальные нарушения.

Бабкина, Н. В. Использование наглядного материала при формировании жизненных компетенций у детей с задержкой психического развития [Текст] / Н. В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : научно-методический и практический журнал. — 2016. — №3. — С. 1-16.

Бабкина, Н. В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология : научно-методический журнал. — 2016. — № 2. — С. 53-59.

Бабкина, Н. В. Формирование саморегуляции у детей с ЗПР: от экспериментального исследования к практике образования [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология : научно-методический журнал. — 2016. — №5. — С. 3-9.

В статье обсуждаются современные подходы к обучению детей с ЗПР и вопросы, связанные с их реализацией в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Горбачева, А. Д. Развитие синтаксической стороны речи дошкольников с ЗПР в условиях логопедического пункта [Текст] / А. Д. Горбачева // Дошкольная педагогика. — 2016. — №8. — С. 48-51.

Дубровская, Н. В. Игры с цветом: развитие и коррекция ассоциативно-образного восприятия цвета у дошкольников [Текст] / Н. В. Дубровская // Дошкольная педагогика. — 2016. — №8. — С. 24-27.

Описание использования парциальной программы художественно-эстетического развития дошкольников «Цвет творчества»  в работе с детьми с ЗПР.

 НАРУШЕНИЯ СЛУХА

Бруштейн, И.  Между отчаянием и надеждой [Текст] : опыт работы со слепоглухими в Германии / И. Бруштейн // В едином строю. — 2016. — №2. — С. 12-13.

В католическом монастыре св. Франциска (Хайлигенброн, ФРГ) располагается «Фонд Святого Франциска», занимающийся реабилитационной работой с различными группами людей с ОВЗ. Одно из структурных подразделений фонда – «Центр по работе со слепоглухими». Его деятельность распространяется на учебно-производственные мастерские и школу для незрячих и слабовидящих детей, где учится 20 слепоглухих мальчиков и девочек.

Бубарева, В. Е. Выбор образовательной среды для имплантированных дошкольников с разным уровнем готовности к школьному обучению [Текст] / В. Е. Бубарева, Е. Л. Иденбаум // Дефектология : научно-методический журнал. — 2016. — №5. — С. 54-63.

В статье описаны результаты сравнительного экспериментально-психологического исследования компонентов психологической готовности к школьному обучению имплантированных старших дошкольников, завершивших или не завершивших «запускающий» этап реабилитации.

Капустина, Т. В. Понимание эмоций слабослышащими детьми, обучающимися в коррекционном учреждении II вида [Текст] / Т. В. Капустина, Д. В. Андреева, Г. А. Королёва // Дефектология : научно-методический журнал. — 2016. — №3. — С. 10-18.

Кукушкина, Ольга. Выбор индивидуального образовательного маршрута для школьников с нарушенным слухом, поступающих в 1 класс [Текст] / О. И. Кукушкина, Н. Д. Шматко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : научно-методический и практический журнал. — 2016. — №3. — С. 10-18.

Люкина, А. С. Развитие коммуникативных умений у младших школьников с кохлеарными имплантами, обучающихся в школе для слабослышащих и позднооглохших [Текст] / А. С. Люкина // Дефектология : научно-методический журнал. — 2016. — №6. — С. 54-64.

Представлены результаты, доказывающие возможность существенного улучшения коммуникативных умений детей с КИ в условиях обучения в среде слабослышащих.

Шатова, И. А. Организация взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья в группах совместного обучения и воспитания в условиях ДОО [Текст] / И. А. Шатова, Н. А. Изергина // Дошкольная педагогика. — 2016. — №8. — С. 18-21.

Опыт функционирования интегрированной группы, в состав которой вошли дети с ТНР, нарушением слуха разной степени и дети после КИ.

Шматко, Н. Д. Реализация образовательных маршрутов для детей с нарушениями слуха: выбор типа школы [Текст] / Н. Д. Шматко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : научно-методический и практический журнал. — 2016. — №6. — С. 40-48.

В статье описаны особенности организации обучения и воспитания детей с нарушенным слухом с разным уровнем общего и речевого развития в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы. Показаны преимущества в реализации общеобразовательных маршрутов, которые имеет школа комбинированного вида.

АУТИЗМ

Баенская , Е. Р. Возможности сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми [Текст] / Е. Р. Баенская  // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : научно-методический и практический журнал. — 2016. — №8. — С. 27-32.

Сюжетное рисование рассматривается как направление психологической коррекционной работы с аутичными детьми; раскрываются его задачи, возможности, основное содержание, условия и этапы вовлечения ребенка в разделенное переживание в процессе совместного рисования и развития его аффективного опыта.

Гращенкова, Н. С. Игровая развивающая программа для дошкольников с РАС и другими нарушениями развития (работа с малыми группами в ДОУ) [Текст] / Н. С. Гращенкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : научно-методический и практический журнал. — 2016. — №8. — С. 39-45.

Статья знакомит со специальной развивающей игровой программой, разработанной для детей с ОВЗ (детским аутизмом, синдромом Дауна, УО). Программа предназначена для занятий с малыми группами детей. Описаны этапы занятий, нацеленных на развитие эмоционального контакта, подражания, игровой инициативы, самостоятельности.

Зенченко, И. В. Особенности коррекционной работы по подготовке к школе детей с нарушениями аутистического спектра [Текст] / И. В. Зенченко // Дошкольная педагогика. — 2016. — №8. — С. 36-38.

Особенностью коррекционной работы по подготовке детей с РАС к школе является в первую очередь выработка стереотипа учебной деятельности.

Кондратьева, С. Ю. Альтернативные и дополнительные средства коммуникации в социализации детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. — 2016. — №8. — С. 34-36.

Идея зарубежного междисциплинарного подхода оказания помощи детям с существенными ограничениями устной речи. Дополнительная коммуникация, как правило, востребована лицами с недостаточно сформированной устной речью или с временным запаздыванием речевого развития.

Лаврентьева, Н. Б. Создание «личного букваря» как метод коррекционно-развивающего обучения детей с РАС [Текст] / Н. Б. Лаврентьева, М. М. Либлинг // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : научно-методический и практический журнал. — 2016. — №3.

Либлинг, М. М. Игра в коррекции детского аутизма [Текст] : сообщение первое / М. М. Либлинг // Дефектология : научно-методический журнал. — 2016. — №6. — С. 23-41.

Игра рассматривается как базовая форма работы с аутичным ребенком дошкольного возраста, первичная по отношению к другим занятиям.

Либлинг, М. М. Игровые коррекционные занятия с дошкольниками, имеющими расстройства аутистического спектра [Текст] / М. М. Либлинг // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : научно-методический и практический журнал. — 2016. — №8. — С. 19-26.

В статье представлена классификация детских игр, характерных для нормального онтогенеза. Описаны особенности игры детей с РАС, выделены цели и описана логика игровой коррекционной работы с аутичными дошкольниками, дано представление о ее возможных результатах.

Никольская, О. С. Игра в пространстве современной культуры: взгляд дефектолога [Текст] / О. С. Никольская , Н. Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : научно-методический и практический журнал. — 2016. — №8. — С. 11-15.

Статья посвящена специфике игровой деятельности у современных детей. Проводятся параллели с нарушениями игровой деятельности у аутичных детей.

Никольская, О. С. Специфические образовательные потребности младших школьников с расстройствами аутистического спектра [Текст] / О. С. Никольская, И. А. Костин // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : научно-методический и практический журнал. — 2016. — №3. — С. 43-49.

Рослякова, В. Н. Методические особенности обучения письму детей с РАС в первом классе массовой школы [Текст] / В. Н. Рослякова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : научно-методический и практический журнал. — 2016. — №6. — С. 49-59.

В статье представлен опыт обучения письму детей с РАС. Изложены специальные методические приемы, логика и последовательность проведения занятий в инклюзивном классе. Описан вариант адаптации традиционных прописей к работе с аутичными детьми.

Шаргородская, Л. В. Создание специальных образовательных условий в динамической модели обучения детей с РАС [Текст] / Л. В. Шаргородская // Дефектология : научно-методический журнал. — 2016. — №5. — С. 47-53.

В статье конкретизированы методы и технологии, используемые для удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся с РАС на начальном этапе обучения.