20 февраля 2018

В помощь дефектологу: список литературы за 2 полугодие 2017 г.

В рекомендательный список литературы «В помощь дефектологу» включены библиографические описания статей по дефектологии. В данный список вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых за 2-е полугодие 2017 года, и содержит следующие разделы: «Общие вопросы», «Логопедия», «ЗПР»,  «Нарушение интеллекта», «Нарушение речи». Предлагаемый список литературы адресован дефектологам, воспитателям детей с  различными нарушениями в развитии, библиотекарям, студентам.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития [Текст] / Э. Дж. Айрес ; пер. с англ. — 4-е изд. — М. : Теревинф, 2016. — 272 с.

Классический труд Э. Джин Айрес, одного из самых известных и уважаемых в западном научном мире специалистов по детскому развитию, впервые публикуется на русском языке. Разработанная автором теория сенсорной интеграции, основанная на системном подходе к функционированию мозга, помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка. Позволяет увидеть, что школьная неуспеваемость, поведенческие трудности и многое другое — в большинстве случаев не результат плохого воспитания или лени ребенка, а реальные проблемы, требующие пристального внимания и планомерных занятий. Методам преодоления такого рода проблем посвящена значительная часть книги. Книга предназначена как самым разным специалистам (неврологам, психологам, педагогам, специалистам по физической и социальной реабилитации, эрготерапевтам), так и родителям, которые смогут по-новому взглянуть на проблемы и трудности своих детей и выработать стратегию их поддержки, используя рекомендации автора.

Головчиц, Л.  Особенности разработки индивидуальной образовательной программы для дошкольников в инклюзивной группе [Текст] / Л. Головчиц, Н. Микляева // Дошкольное воспитание. — 2017. — №12. — С. 4-11.

В статье представлен подход к индивидуализации воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования, обобщены требования к проектированию и разработке индивидуальных образовательных программ в условиях инклюзивной группы.

Казакова, Г. Н. Эбру-терапия — здоровьесберегающая инновационная технология в работе с дошкольниками [Текст] / Г. Н. Казакова, О. Н. Зиновьева // Дошкольная педагогика. — 2017. — №10. — С. 4-5.

Терапевтический эффект эбру-терапии основан на гармонизирующем, развивающем и релаксационном воздействиях. Эбру влияет на психофизическое состояние и личностное развитие человека.

Кулганов, В. А. Использование методов арт-терапии в коррекционных и лечебных целях для детей с ОВЗ [Текст] / В. А. Кулганов, Е. В. Раева, А. В. Киселева // Дошкольная педагогика. — 2017. — №8. — С. 34-37.

В психокоррекционной и лечебной практике арт-терапия — это совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной, символической форме. В статье приводятся цели и формы арт-терапии.

Стреблева, Е.  Инклюзия: риски и перспективы образования детей дошкольного возраста, помощь семье [Текст] / Е. Стреблева // Дошкольное воспитание. — 2017. — №11. — С. 4-10.

В статье представлены материалы, раскрывающие опыт оказания помощи детям с проблемами в развитии. Рассматриваются риски условий инклюзии в ДОО комбинированного вида. Приведены примеры консультирования семьи и ребенка, даны педагогические рекомендации по работе с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

Шабас, С.  Алгоритм профессионального взаимодействия педагогов детского сада с семьей ребенка с ОВЗ [Текст] / С. Шабас // Дошкольное воспитание. — 2017. — №11. — С. 79-84.

В статье рассматриваются результаты совместной деятельности педагогов, специалистов и администрации ДОО г. Екатеринбурга на 10-м форуме руководящих и педагогических работников по созданию алгоритма профессионального взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ. Показаны этапы сотрудничества, позволяющие значительно повысить качество взаимодействия с родителями и эффективно создавать условия реализации прав воспитанников с ОВЗ на полноценное развитие. Определены возможные проблемы каждого этапа.

ЛОГОПЕДИЯ

Акимова, А. Ю. Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в рамках реализации краткосрочных проектов с применением информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе [Текст] / А. Ю. Акимова, Р. Ф. Ситдикова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №7. — С. 47-49.

Практика работы ДОУ свидетельствует о необходимости расширения использования ИКТ в образовательном процессе. Информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Современное общество активно создает информационную культуру и логопеды не должны оставаться в стороне.

Виноградова, Е. А. Вариативный подход к содержанию логопедических занятий в соответствии с ФГОС ДО [Текст] / Е. А. Виноградова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №8. — С. 42-45.

Разнообразие речевого материала и его реализации продемонстрировано на примере двух вариантов логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук ц».

Гладковская, Л. М. Санки Деда Мороза. Сказка, сочиненная учителем-логопедом вместе с детьми средней группы [Текст] / Л. М. Гладковская // Дошкольная педагогика. — 2017. — №10. — С. 49-50.

Жукова, М. А. Логопедический букварь [Текст] / М. А. Жукова. — М. : С-Трейд, 2017. — 96 с. : ил.

Как выбрать правильную азбуку среди многообразия различных методик? Правило простое: пособие должно быть составлено логопедом и одобрено дошкольными педагогами. Этот логопедический букварь составлен М. А. Жуковой, логопедом с многолетним стажем работы в дошкольных образовательных учреждениях и опытом преподавания грамоты будущим первоклассникам. Материал в ней подобран так, что все трудные звуки изучают тогда, когда уже освоены остальные, а тексты и задания апробированы на занятиях. Выполняя игровые упражнения по развитию общих способностей (памяти, внимания, мышления, пространственного восприятия), ребёнок не будет путать, пропускать, переставлять буквы. Логобукварь является не только книгой для обучения чтению, но и хрестоматией, в которой собраны тексты познавательного и воспитательного характера. Рекомендуется широкому кругу специалистов-дошкольников, гувернёрам, родителям для занятий с детьми на дому.

Косова, О. В. Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях логопункта ДОО [Текст] / О. В. Косова, Е. В. Валабугина // Дошкольная педагогика. — 2017. — №6. — С. 52-56.

Объединение усилий психолога и логопеда позволяет более качественного отслеживать процесс развития ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием, выстраивать комплексную коррекционно-развивающую работу в режиме логопункта.

Лабузнова, Т. М. Развитие просодических компонентов речи у дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Т. М. Лабузнова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №7. — С. 50-52.

Автор статьи делится своими наработками в данном направлении коррекционной работы.

Сагитова, А. Ф. Логопедический проект для старших дошкольников «Весело играем — звук «р» закрепляем» [Текст] / А. Ф. Сагитова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №8. — С. 53-58.

Описание проекта, конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «День рождения буквы Р».

Татаренцева, Е. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с заиканием как фактор снижения школьной дезадаптации [Текст] / Е. В. Татаренцева, Ж. В. Зайцева // Дошкольная педагогика. — 2017. — №6. — С. 38-40.

Школьная дезадаптация — это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребёнка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребёнка с собой и с другим миром. В последнее время сложилась тенденция к увеличению числа детей попадающих в группу риска по школьной дезадаптации.

Тихомирова, Е.  Лэпбук — эффективная технология логопедической работы [Текст] / Е. Тихомирова // Дошкольное воспитание. — 2017. — №12. — С. 57-61.

Описание занятий по коррекции звукопроизношения с использованием лэпбука.

Фалева, А. С. Логопедический поход как инновационная форма взаимодействия с родителями дошкольников с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС ДО [Текст] / А. С. Фалева // Дошкольная педагогика. — 2017. — №7. — С. 45-46.

Взаимодействие логопеда с родителями становится обязательным. Именно родители являются первыми педагогами, и, следовательно, должны стать полноценными и полноправными участниками образовательного процесса.

Шаховская, С.  Знакомство с книгой [Текст] : оптимизация коррекционно-педагогической работы / С. Шаховская, Т. Ковалева // Дошкольное воспитание. — 2017. — №11. — С. 64-68.

Статья посвящена актуальной для современной коррекционной педагогики проблеме ознакомления дошкольников с художественной литературой. Рассмотрены инновационные приемы логопедической работы.

 ЗПР

Сергеева, Е. В. Инклюзивное образование: практика сопровождения детей с ЗПР в ДОО [Текст] / Е. В. Сергеева, Н. Ю. Ожогова, С. Е. Поварова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №6. — С. 41-42.

Опыт работы по организации образовательного процесса для детей с задержкой психического развития в ДОО.

Шинкарева, Н. З. Фрукты [Текст] / Н. З. Шинкарева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2017. — №10. — С. 36-38.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ЗПР.

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Баканова, Ю. А. Использование элементов песочной терапии в профилактике дисграфии у детей с ТНР в соответствии с ФГОС ДО [Текст] / Ю. А. Баканова, Н. В. Урбонавичене // Дошкольная педагогика. — 2017. — №9. — С. 45-47.

Использование песочной терапии в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снижать напряжение эмоционального характера, а также для непосредственной речевой коррекции, является весьма эффективным методом работы.

Виноградова, Р. И. Система работы по экологическому воспитанию детей с ОНР [Текст] / Р. И. Виноградова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №10. — С. 45-48.

Маврина, Е. А. Лошадь с жеребенком [Текст] : план НОД по развитию речи для детей 6-7 лет / Е. А. Маврина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2017. — №8. — С. 47-48.

Мурашова, И.  Дифференциация видов логопедической диагностики [Текст] / И. Мурашова // Дошкольное воспитание. — 2017. — №7. — С. 64-70.

В статье рассматривается проблема определения четких критериев ТНР дошкольников и дифференциации разных видов диагностики нарушений речевого развития обучающихся в дошкольной организации в соответствии с современными запросами. Описываются линии логопедического обследования по возрастам, дается алгоритм индивидуальной оценки качества результатов логопедической работы.

Сермеева, Т. Ф. Проектная деятельность как форма реализации культурных практик в работе учителя-логопеда ДОО [Текст] / Т. Ф. Сермеева // Дошкольная педагогика. — 2017. — №10. — С. 42-44.

Одной из важнейших задач в качественной подготовке ребенка с ТНР к школе является формирование связной речи, а одной из форм развития связной речи является сочинение сказок, рассказов, историй детьми.

Фалева, А. С. «Планета правильной речи». Викторина по развитию речи детей подготовительной группы с ТНР [Текст] / А. С. Фалева, Е. М. Казакова, Л. И. Ким // Дошкольная педагогика. — 2017. — №9. — С. 32-37.

Фалева, А. С. Природный материал для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи [Текст] : долгосрочный проект / А. С. Фалева // Дошкольная педагогика. — 2017. — №6. — С. 43-51.

Чухно, С. В. Лэпбук как нетрадиционная форма взаимодействия специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ [Текст] / С. В. Чухно // Дошкольная педагогика. — 2017. — №6. — С. 11-16.

Возможности использования лэпбука — самодельной книги, в которой собраны материалы по изучаемой лексической теме в виде игр и развивающих занятий.

Шаховская, С.  Знакомство с книгой [Текст] : оптимизация коррекционно-педагогической работы / С. Шаховская, Т. Ковалева // Дошкольное воспитание. — 2017. — №11. — С. 64-68.

Статья посвящена актуальной для современной коррекционной педагогики проблеме ознакомления дошкольников с художественной литературой. Рассмотрены инновационные приемы логопедической работы.

Щепилина, С. С. Использование камешков марблс с целью повышения мотивации дошкольников с речевыми нарушениями при автоматизации звуков [Текст] / С. С. Щепилина // Дошкольная педагогика. — 2017. — №9. — С. 42-44.

Автор статьи рассказывает, как использует камешки марблс в работе над автоматизацией звуков.

НАРУШЕНИЯ  ИНТЕЛЛЕКТА

Вешнякова, Л. В. Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии [Текст] / Л. В. Вешнякова, С. В. Соломонова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №7. — С. 10-12.

Логопеды д/с №282 г. Красноярска на своих занятиях широко используют оборудование для мозжечковой стимуляции.

Кремнева, Е.  Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью: влияние коррекционного обучения [Текст] / Е. Кремнева // Дошкольное воспитание. — 2017. — №10. — С. 86-91.

В статье представлены результаты экспериментального исследования с описанием диапазона коммуникативных проявлений у детей в ответ на инициативное обращение к ним взрослого: от элементарных реакций до общения со сверстниками в предметно игровых действиях. Выявленные особенности коммуникации определяют стратегию коррекционно-педагогической работы с детьми с умеренной умственной отсталостью. Раскрываются педагогические условия, задачи, содержание и приемы работы. Показано влияние педагогического воздействия на становление коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.

Кулганов, В. А. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / В. А. Кулганов, Е. В. Раева, А. В. Киселева // Дошкольная педагогика. — 2017. — №10. — С. 51-53.

Недоразвитие личности у умственно отсталого ребенка наиболее явно выражено в игровой деятельности. Изучение чувств и эмоций такого ребенка, правильное их формирование и воспитание способствуют формированию его характера, новых положительных свойств личности и, в конечном итоге, коррекции основного психического дефекта.

Юминова, П. А. Конструктивный способ лепки из пластилина как средство развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна [Текст] / П. А. Юминова, И. Л. Пушина // Дошкольная педагогика. — 2017 . — №6. — С. 31-35.

Статья включает конспект занятий для детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.