Для авторизации на сайте введите имя пользователя и пароль
В помощь дефектологу: список литературы за 2014 г.
В рекомендательный список литературы «В помощь дефектологу» включены библиографические описания статей по дефектологии. В данный список вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых за 2014 г., и содержит следующие разделы: «Общие вопросы», «Логопедия», «ДЦП», «ЗПР», «Аутизм», «Нарушение интеллекта», «Нарушение речи», «Нарушение слуха». Предлагаемый список литературы адресован дефектологам, воспитателям детей с различными нарушениями в развитии, библиотекарям, студентам.
1 полугодие 2014 г.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
Бабикова, С. А. Особый ребенок: из опыта педагога [Текст] / С. А. Бабикова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2014. — №6. — С. 3-7.
Материал по теме «Организация индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ОВЗ в условиях ДОУ». В статье показан опыт детского сада в этом направлении, рассматриваются этапы коррекционной работы специалистов ДОУ, представлен план работы с родителями.
Бусс, О. В. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста в группе дневного пребывания «Ступени» [Текст] / О. В. Бусс // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2014. — №1. — С. 17-22.
В статье дается содержание программы: цели, задачи, методы работы. Программа состоит из четырех блоков: диагностический, оздоровительный, коррекционно-развивающий, блок социальной адаптации.
Выродова, И. А. Музыкальные игры в коррекционной работе с младенцами с органическим поражением ЦНС [Текст] / И. А. Выродова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 2. — С. 28-35.
В статье рассказывается об использовании музыкальных игр в качестве коррекционно-развивающего средства в психолого-педагогической работе с семьей, воспитывающей младенца с органическим поражением ЦНС.
Гагарина, А. Играем со строительным материалом [Текст] : учим воспитанников специализированного Дома ребенка трансформировать постройки из строительного материала с целью умственного и речевого развития / А. Гагарина // Дошкольное воспитание. — 2014. — №2. — С. 75-78.
Статья предлагает авторский метод «Трансформации построек из строительного материала» в обучении конструированию с целью умственного и речевого развития детей.
Дробышева, Е. А. Создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство [Текст] / Е. А. Дробышева // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2013. — №4. — С. 42-45.
Еромыгина, М. В. Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ [Текст] / М. В. Еромыгина // Дошкольная педагогика. — 2014. — №3. — С. 46-49.
В статье приводятся задачи и организация коррекционно-развивающей работы с использованием здоровьесберегающих технологий, дается описание здоровьесберегающих технологий.
Иванец, Е. С. Дышим интересно [Текст] : интеграция дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой с ритмической гимнастикой для ДОУ / Е. С. Иванец // Здоровье дошкольника. — 2014. — №2. — С. 38-43.
Профилактика многих заболеваний и предпатологических состояний может осуществляться средствами физического воспитания. Высоким оздоровительным потенциалом обладает хорошо известная система парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, которая могла бы стать важным компонентом в физкультурно-оздоровительной программе дошкольного учреждения.
Кокорина, Т.Е. Индивидуальная программа развития — механизм комплексной реабилитации ребенка — инвалида [Текст] / Т. Е. Кокорина, Л. В. Салина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2014. — №1. — С. 71-91.
Главная цель составления индивидуальной программы развития — разработка содержания коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований и становление всех видов детской деятельности с учетом рекомендаций, изложенных в этом документе, в зависимости от нозологических показаний определяются пути полноценной реабилитации в разработанной индивидуальной программе развития на каждого ребенка.
Петраченкова, Т. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Т. Петраченкова // Коррекционно-развивающее образование. — 2013. — №4. — С. 25-29.
Пилипенко, О. П. Диагностика предрасположенности к дисграфии детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. П. Пилипенко // Дошкольная педагогика. — 2014. — №2. — С. 29-31.
В статье предложен ряд диагностических заданий: исследование развития мелкой моторики, исследование сформированности графических навыков, исследование сформированности зрительного восприятия.
Полепкина, Д. С. Развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Д. С. Полепкина // Дошкольник. — 2014. — №2. — С. 63-68.
В статье показана важность изучения проблемы эмоциональной сферы особого ребенка. Показаны возможности работы (игры) с такими детьми в условиях ДОУ с целью сглаживания и коррекции имеющихся недостатков.
Разакова, Т. «Мир вокруг нас»: духовно-нравственное воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Т. Разакова // Коррекционно-развивающее образование. — 2013. — № 4. — С. 30-34.
Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс» Ханты-Мансийского АО объединяет усилия многих специалистов. В рамках работы реабилитационного отделения центра эти усилия адресованы, в частности, детям с ОВЗ. Усилия педагогов и специалистов центра направлены на то, чтобы эти дети в полном объеме получили ту социально-педагогическую и коррекционную помощь, которая им необходима, научились радоваться жизни, выросли достойными гражданами своей страны и смогли сполна реализовать тот потенциал, которым каждого из них наделила природа.
Соколенко, Г. В. Информационные технологии в образовании учащихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Г. В. Соколенко // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2013. — №4. — С. 83-87.
Сошинская, Л. Г. Игра с песком в работе педагога-психолога ДОУ [Текст] / Л. Г. Сошинская, Е. П. Акифьева // Дошкольная педагогика. — 2014. — №2. — С. 50-52.
Статья предлагает конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста «В гости к песочному человечку».
Строгая, О. Э. Использование песочной анимации в профилактике нарушений психоэмоционального и психофизического состояния детей [Текст] / О. Э. Строгая // Дошкольная педагогика. — 2014. — №3. — С. 50-52.
Описание технологии, рекомендации по изготовлению оборудования.
Хлыстенкова, Н. А. Интегрированная организованная образовательная деятельность «Божья коровка» с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н. А. Хлыстенкова // Дошкольная педагогика. — 2014. — №1. — С. 39-40.
Описание занятия для дошкольников с ОВЗ по образовательной деятельности.
Шаповалова, О.Е. Инновационный подход к организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях индивидуального обучения [Текст] / О. Е. Шаповалова, Т. К. Жулич // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2014. — №1. — С. 24-30.
ЗПР
Афонина, Н. Ю. Прощание с зимой [Текст] : коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Н. Ю. Афонина // Здоровье дошкольника. — 2014. — №1. — С. 36-45.
Белошенко, М. А. Театрализованная деятельность в коррекции психоэмоционального и психофизического состояния ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / М. А. Белошенко // Дошкольная педагогика. — 2014. — №6. — С. 54-57.
Опыт работы по театрализованной деятельности с дошкольниками с ЗПР.
Волокитина, Л.П. Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоциональной сферы детей с ЗПР средствами театрализованной деятельности [Текст] / Л. П. Волокитина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2014. — №2. — С. 71-73.
В настоящее время арттерапия и артпедагогика разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях в различных направлениях медицины, а в последние годы все больше включается в коррекционно-развивающий процесс специальных учреждений для детей с ЗПР. И это дает положительные результаты.
Карачарова, И. А. Изобразительная деятельность как средство коррекции развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / И. А. Карачарова, А. А. Акулич // Дошкольная педагогика. — 2014. — №2. — С. 34-38.
Авторы статьи описывают разработанный ими цикл специальных занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник, решая, таким образом, ряд коррекционных задач.
Киреева, Е. П. Комплексное занятие «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» для детей с ОВЗ (старшая группа) [Текст] / Е. П. Киреева, И. Б. Устинова // Современный детский сад. — 2014. — №5. — С. 55-57.
Пример комплексного занятия по коммуникативно-речевому развитию и познавательно-исследовательской деятельности для воспитанников с ЗПР.
Лебедева, Т.В. Формирование психомоторики детей с задержкой психического развития средствами фольклорных подвижных игр [Текст] / Т. В. Лебедева // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2014. — №2. — С. 39-44.
Разработанный диагностический комплекс дает возможность всестороннего изучения психомоторики детей с ЗПР и позволяет оценить его в сравнении с нормой.
Сидоренко, Т. Формирование пространственно-временных представлений [Текст] : дети с задержкой психического развития / Т. Сидоренко // Дошкольное воспитание. — 2014. — №1. — С. 63-68.
В статье предлагаются занятия на формирование и уточнение временных представлений, описывается ход занятия учителя-дефектолога.
Сорокоумова, С.Н. Особенности сотрудничества старших дошкольников с ЗПР со взрослым и сверстниками в учебно-познавательной деятельности [Текст] / С. Н. Сорокоумова, В. В. Кисова // Дефектология . — 2014. — №1. — С. 29-38.
В статье изложены результаты экспериментального исследования старших дошкольников с ЗПР.
Суслова, О. И. Особенности интеллектуальной готовности к обучению в школе у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / О. И. Суслова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2013. — №4. — С. 7-10.
Фатихова, Л. Методическое обеспечение процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Л. Фатихова // Дошкольное воспитание. — 2014. — №3. — С. 106-112.
В статье обобщены результаты экспериментального исследования, направленного на поиск эффективных путей формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР, представлена авторская методика коррекционно-педагогической работы соответствующей направленности.
ЛОГОПЕДИЯ
Агранович, З. Е. Наглядно-дидактическое пособие «Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов у детей» [Текст] / З. Е. Агранович // Дошкольная педагогика. — 2013. — №10. — С. 31-33.
Босова, Я. М. Использование цифрового образовательного ресурса в логопедической работе с детьми [Текст] / Я. М. Босова // Дошкольная педагогика. — 2014. — №4. — С. 49-51.
Статья о практическом опыте применения новых информационных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР. Авторы создали собственный дидактический материал в виде цифрового образовательного ресурса.
Бурмистрова, Е. Д. Клиническая и психолого-педагогическая работа с заикающимися дошкольниками в условиях детской больницы [Текст] / Е. Д. Бурмистрова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2013. — №4. — С. 21-23.
Гасюк, Н. Н. Мячик я держу в руке [Текст] : использование массажных мячей в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста / Н. Н. Гасюк // Здоровье дошкольника. — 2014. — №1. — С. 46-49.
В работе по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста очень важным является использование различных методов и приемов — как традиционных, так и нетрадиционных. Одним из таких методов, благоприятно влияющих на формирование мелкой моторики, развитие психики и интеллекта, является использование массажных мячей — прекрасного инструмента для коррекционной практики. В статье описывается опыт работы с такими мячами.
Горлова, Н. Проблема профилактики возможных отклонений в коммуникативно-речевом развитии современных детей в раннем возрасте [Текст] / Н. Горлова // Коррекционно-развивающее образование. — 2013. — №4. — С. 43-49.
Гуськова, А. А. Воспитание читательского интереса у детей с речевыми нарушениями [Текст] / А. А. Гуськова // Современный детский сад. — 2014. — №1. — С. 29-33.
Статья дает описание форм образовательной деятельности, методы знакомства детей с художественным произведением, методические приемы, развивающие навыки слушания, запоминания, понимания.
Захаренкова, В. Заикающиеся дети [Текст] : коррекционное занятие по развитию речи с использованием компьютерного игрового задания для детей старшего дошкольного возраста / В. Захаренкова // Дошкольное воспитание. — 2014. — №5. — С. 76-79.
В статье обозначены коррекционные задачи, которые можно решить в процессе выполнения данного игрового задания: сформулированы коррекционные, образовательные и воспитательные задачи; раскрыты структурные компоненты занятия; описаны используемые игры; даны указания по проведению некоторых игровых моментов.
Ивченко, Е. П. Игры в коррекционной работе логопеда [Текст] / Е. П. Ивченко // Дошкольная педагогика. — 2014. — №1. — С. 46-50.
В статье говорится о необходимости проведения коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру. Сформулированы основные задачи, стоящие перед логопедом, приводятся описания игровых приемов.
Крохина, О. В. Многофункциональное развивающее пособие «Разноцветная семейка» [Текст] / О. В. Крохина // Дошкольная педагогика. — 2014. — №1. — С. 63-66.
Представленное пособие могут использовать родители, учителя-логопеды, педагоги-психологи и воспитатели для групповой и индивидуальной работы с детьми 4-7 лет.
Лескина, И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников [Текст] / И. Лескина, Н. Станкевич, Л. Соколова // Дошкольное воспитание. — 2014. — №2. — С. 79-86.
Статья описывает воспитательную работу в направлении духовно-нравственного развития дошкольников, предлагает формы работы с детьми, с семьей, дается описание конспекта интегрированного досуга для детей 6-7 лет с диагнозом «общее недоразвитие речи» и их родителей с использованием информационно-коммуникационных и мнемотехнических технологий.
Максимовская, С. В. Познавательно-речевой досуг «Задания Старухи Шапокляк» для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С. В. Максимовская // Дошкольная педагогика. — 2014. — №1. — С. 37-38.
В статье дается описание целей и задач досуга, ход мероприятия.
Мамаева, Н. Л. Использование здоровьесберегающих технологий в совершенствовании просодической стороны речи дошкольников [Текст] / Н. Л. Мамаева // Дошкольная педагогика. — 2013. — №10. — С. 44-47.
Меркулова, О. Н. Использование элементов ТРИЗ в логопедической работе [Текст] / О. Н. Меркулова // Дошкольная педагогика. — 2014. — №3. — С. 37-40.
Описание методов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) в работе с детьми с ОНР подготовительной к школе группы.
Моисеенко, Л. Развиваем грамотную речь [Текст] : взаимодействие специалистов ДОО и родителей / Л. Моисеенко // Дошкольное воспитание. — 2014. — №7. — С. 62-66.
Описание логопедической спартакиады «Ловкий грамотей», включающей специально организованную двигательную активность детей, что способствует эффективной коррекции устной речи и профилактике нарушений письма.
Нищева, Н. В. Конспект интегрированного логоритмического занятия в подготовительной к школе группе [Текст] / Н. В. Нищева // Дошкольная педагогика. — 2014. — №2. — С. 46-49.
Статья описывает занятие по устранению неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, ход занятия, цель и задачи.
Нищева, Н. В. Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ [Текст] / Н. В. Нищева // Дошкольная педагогика. — 2014. — №6. — С. 36-49.
Составляющими рабочей программы учителя-логопеда ДОУ являются комплексно-тематическое или тематическое и перспективное планирование подгрупповых занятий учителя-логопеда.
Рахимкулова, А. Ф. Логосказка как форма проведения логопедических упражнений [Текст] / А. Ф. Рахимкулова // Дошкольная педагогика. — 2014. — №3. — С. 36-37.
Статья об одном из видов инноваций в логопедической практике — логосказках. Предлагается текст сказки с логопедическими упражнениями.
Семенкова, Т. В. Организация единого речевого режима «Живое слово» в детском саду и семье дошкольника [Текст] / Т. В. Семенкова // Дошкольная педагогика. — 2014. — №1. — С. 34-37.
В статье дается описание проекта коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими дефекты речи. Ведущей целью проекта является актуализация интегрированных форм коррекционной детско-родительской деятельности, направленной на формирование педагогических компетентностей у родителей и коррекцию речевых нарушений старших дошкольников.
Снегирева, О. Ф. Как «Р» и «Рь» по России путешествовали [Текст] : логопедическое занятие для детей старшей группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / О. Ф. Снегирева // Здоровье дошкольника. — 2014. — №2. — С. 24-31.
Филатова, Ю.О. Психолого-педагогическая модель развития ритмических процессов у детей с речевыми расстройствами [Текст] / Ю. О. Филатова // Дефектология. — 2014. — №2. — С. 14-20.
В статье представлено теоретическое обоснование новой педагогической практики по модели двигательного обучения для детей с речевыми нарушениями.
НАРУШЕНИЯ СЛУХА
Базыма, Л. Н. Использование произведений изобразительного искусства при изучении русского языка и литературы в школе для детей с нарушениями слуха [Текст] / Л. Н. Базыма // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2013. — №4. — С. 70-75.
Гончарова, Е. Л. Задачи сурдопедагога на разных этапах помощи детям с кохлеарными имплантантами [Текст] / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина // Дефектология. — 2013. — №6. — С. 23-32.
В статье последовательно представлены этапы кохлеарной имплантации от отбора кандидатов на операцию до сопровождения ребенка в образовательном учреждении, описаны роль и место сурдопедагога на каждом этапе в системе комплексной помощи ребенку и его семье.
Гончарова, Е.Л. Изменение статуса ребенка в процессе кохлеарной имплантации и реабилитации — новое явление в сурдопедагогике [Текст] : сообщение 2 / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина // Дефектология. — 2014. — №1. — С. 14-16.
Статья продолжает цикл публикаций, раскрывающих собственно педагогические аспекты реабилитации ребенка с кохлеарными имплантантами.
Кукушкина, О. И. Динамическая классификация детей с кохлеарными имплантантами — новый инструмент сурдопедагога [Текст] / О. И. Кукушкина, Е. А. Гончарова // Дефектология. — 2014. — №2. — С. 29-35.
В статье представлена динамическая педагогическая классификация имплантированных детей, отражающая процесс смены статуса ребенка, задач сурдопедагога и ориентиров, необходимых для дифференциации педагогической работы на каждом этапе реабилитации.
Сироткина, Т. Ю. О некоторых особенностях развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха [Текст] / Т. Ю. Сироткина // Дефектология. — 2014. — №1. — С. 52-60.
В статье представлены результаты изучения особенностей развития эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха. Описаны методики, позволяющие исследовать особенности выражения собственных эмоций, а также возможности понимания детьми эмоций других людей.
Хохлова, А. Ю. Психологическое сопровождение детей с множественными нарушениями развития в условиях индивидуального обучения в школе глухих [Текст] / А. Ю. Хохлова, И. В. Моисеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 44-52.
В статье рассматривается проблема организации психологического сопровождения детей с множественными нарушениями развития в системе школьного образования на примере московской школы для глухих. Приведены примеры диагностического обследования, психокоррекционной работы, организации взаимодействия с родителями, воспитывающими глухих детей с дополнительными нарушениями.
АУТИЗМ
Баенская, Е. Р. Приемы психологической коррекционной помощи в преодолении страхов у детей с аутизмом [Текст] / Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, И. Е. Гусева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 2. — С. 11-18.
В статье описаны конкретные коррекционные приемы, помогающие в преодолении страхов у детей с разными типами аутистического дизонтогенеза, приводятся примеры коррекционной работы.
Зайцева, М.К. Речевое взаимодействие педагога и ребенка с аутизмом на занятиях по развитию изобразительной деятельности [Текст] / М. К. Зайцева, Е. А. Кричевец // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 2. — С. 19-27.
В статье анализируется стиль речевого общения педагога с ребенком во время индивидуальных занятий творческой деятельностью. Особое значение на занятиях рисованием с аутичными детьми придается эмоциональной составляющей. Приводятся рекомендации по речевому взаимодействию, способствующему развития самовыражения и коммуникации в изобразительной деятельности.
Либлинг, М.М. Десять аргументов против АВА-терапии [Текст] / М. М. Либлинг // Дефектология. — 2014. — №2. — С. 3-13.
В статье, адресованной не только специалистам, но и родителям детей с расстройством аутистического спектра, обосновывается мнение о неадекватности применения АВА-терапии в качестве основного метода коррекции детского аутизма.
Селиванова, Ю. В. Куклотерапия как средство коррекции проявлений раннего детского аутизма [Текст] / Ю. В. Селиванова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2013. — №4. — С. 79-83.
ДЦП
Выродова, И. А. Музыка в системе ранней помощи детям с органическим поражением ЦНС [Текст] / И. А. Выродова // Дефектология. — 2013. — №6. — С. 51-59.
Карева, В. Н. Использование дидактических игр при формировании природоведческих представлений у старших дошкольников с церебральным параличом [Текст] / В. Н. Карева // Коррекционная педагогика: теория и практика (приложение «Специальная психология»). — 2013. — №4. — С. 28-30.
Кузнецова, Г. В. Подготовительный период в системе формирования изобразительной деятельности дошкольников с детским церебральным параличом [Текст] / Г. В. Кузнецова // Коррекционная педагогика: теория и практика (приложение «Специальная психология»). — 2013. — №4. — С. 20-24.
Левченко, И.Ю. Современные проблемы организации обучения детей с церебральным параличом [Текст] / И. Ю. Левченко // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2014. — №1. — С. 15-18.
Статья об особенностях обучения детей с ДЦП, а также с другими сопутствующими нарушениями здоровья.
Солдатова, Л. Р. Новые технологии работы с детьми дошкольного возраста с детским церебральным параличом [Текст] / Л. Р. Солдатова // Коррекционная педагогика: теория и практика (приложение «Специальная психология»). — 2013. — №4. — С. 16-19.
Щепилова, Е. Формирование двигательных навыков у детей раннего возраста со сложными двигательными нарушениями [Текст] / Е. Щепилова, А. Беркун // Дошкольное воспитание. — 2014. — №6. — С. 57-61.
Статья знакомит родителей и начинающих специалистов с играми и комплексами упражнений для развития двигательных навыков у детей с тяжелыми двигательными нарушениями.
НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Алексеева, Е.А. Понимание эмоционального содержания текста детьми с нарушениями речи [Текст] / Е. А. Алексеева // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2014. — №1. — С. 41-45.
Статья предлагает примерный перспективный план занятий по формированию представлений о средствах выразительности и коррекции нарушений просодической стороны речи. Представленный план использовался авторами статьи при работе с детьми младшего школьного возраста.
Валявко, С.М. Проект программы по формированию ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / С. М. Валявко, Е. В. Аверьянова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2014. — №1. — С. 66-70.
Гуськова, А. А. План мероприятий по воспитанию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. [Текст] / А. А. Гуськова // Современный детский сад. — 2014. — №1. — С. 12-14.
В статье предлагается примерное планирование работы на год по привитию интереса к чтению у детей с ОНР.
Есина, О.В. Приемы формирования самоконтроля за звукопроизношением дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / О. В. Есина // Дошкольная педагогика. — 2014. — №5. — С. 49-50.
Автор статьи предлагает приемы, позволяющие педагогу организовать фронтальные и индивидуальные занятия так, чтобы дети формировали навык самоконтроля. Эти приемы будут способствовать формированию ответственности за свои действия, а в конечном счете сформируется привычка самоконтроля.
Ефремова, Ю. В. Использование занимательного геометрического материала в формировании сенсорных умений у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Ю. В. Ефремова // Дошкольная педагогика. — 2014. — №2. — С. 39-42.
Автор статьи описывает свой опыт работы с детьми с ОНР, новые интересные формы и методы подачи материала.
Заиграева, Н. Формирование у старших дошкольников с нарушениями речи способности к вербализации гендерных представлений [Текст] / Н. Заиграева, С. Гончарова // Дошкольное воспитание. — 2014. — №4. — С. 56-64.
В статье рассматривается научно-практическая проблема формирования на материале сказок у дошкольников с ОНР способности вербализировать гендерные представления. Представлен психолого-педагогический эксперимент, имеющий положительные результаты; показаны разные методы и приемы работы со сказкой.
Кирсанова, Н. А. Коррекция тяжелого нарушения речи через выразительное (художественное) чтение [Текст] / Н. А. Кирсанова // Дошкольная педагогика. — 2014. — №2. — С. 43-46.
Автор статьи рассказывает о том, какое большое влияние выразительное чтение оказывает на развитие речи, когнитивных функций, позитивное отношение к миру, прививает любовь к книге.
Корягина, Е. О связи моторного, психического и речевого развития ребенка с ОНР [Текст] / Е. Корягина, И. Парфененкова // Дошкольное воспитание. — 2014. — №7. — С. 54-60.
Для организации двигательного режима детей, направленного на речевое и познавательное развитие, а также на поднятие эмоционального и мышечного тонуса, авторами статьи разработаны комплексы утренней гимнастики. Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, разученные предварительно на физкультурном занятии и хорошо знакомые детям.
Кулакова, Л. Развиваем речь детей-дошкольников [Текст] / Л. Кулакова // Коррекционно-развивающее образование. — 2014. — № 1. — С. 20-35.
Заявленный стандартом дошкольного образования новый подход к организации образовательного процесса предполагает переход на качественно новый уровень деятельности дошкольной образовательной организации, поиск новых форм взаимодействия в триадном общении «педагог — родитель — ребенок». В статье опытом организации такого взаимодействия делится педагог-логопед группы компенсирующего вида.
Марченко, Т.М. Детско-родительские группы как одна из форм психологической помощи семье, воспитывающей детей с нарушениями речи [Текст] / Т. М. Марченко // Дефектология. — 2014. — №1. — С. 45-52.
Динамика психологических особенностей у детей с нарушениями речи и их родителей, участвующих в специальной программе психологической помощи семье, показывает, что непосредственное взаимодействие участников способствует положительным изменениям в системе детско-родительских отношений.
Нищева, Н. В. Актуальность выявления и коррекции речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Нищева // Дошкольная педагогика. — 2014. — №1. — С. 29-30.
По данным мировой статистики, число речевых расстройств у детей дошкольного возраста неуклонно растет, поэтому становится неоспоримой актуальность проблемы раннего выявления и коррекции таких расстройств. Автор статьи пишет о разработанной ею Программе коррекционно-развивающей работы, допущенной к использованию в дошкольных образовательных учреждениях.
Павлова,Н. В. Коррекционно-развивающая работа над звукопроизношением и лексикой на музыкальных занятиях с дошкольниками с ОНР [Текст] / Павлова Н. В., Пальнова В. А. // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2013. — № 4. — С. 59-65.
Рогалева, Н. А. Психокоррекционная и профилактическая помощь детям старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и вероятным диагнозом минимальная мозговая дисфункция при подготовке к школе [Текст] / Н. А. Рогалева // Дошкольная педагогика. — 2014. — №3. — С. 4-5.
Автор статьи описывает свой опыт работы, целью которого является оказание комплексной помощи детям дошкольного возраста с вероятным диагнозом ММД, имеющим разнообразные нарушения речи.
Савицкая, Н. М. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при помощи техники квиллинг [Текст] / Н. М. Савицкая, Л. О. Сафонова, О. И. Лаврентьева // Дошкольная педагогика. — 2014. — №2. — С. 32-34.
Статья описывает этапы работы над лексической темой специалистами ДОУ в течение недели.
Чиркина, Г. В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции [Текст] / Г. В. Чиркина // Дефектология. — 2013. — №6. — С. 3-22.
НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
Аникушина, Е.А. Проблемы использования альтернативной коммуникации в социализации детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями [Текст] / Е. А. Аникушина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2014. — №2. — С. 48-50.
Бирюкова, Н.Ю. Состояние представлений о неживой природе у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида [Текст] / Н. Ю. Бирюкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2014. — №1. — С. 46-50.
С целью изучения состояния представлений о неживой природе у умственно отсталых школьников младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида был проведен эксперимент, целью которого было: определить умение опознавать учащимися 4-х классов объекты неживой природы; выявить представления детей о назначении объектов и явлений неживой природы в жизни и деятельности человека.
Борисова, Н.А. Исследование процессов замещения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Н. А. Борисова // Дефектология. — 2014. — №1. — С. 38-44.
Статья посвящена изучению возможностей использования различных видов знака дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью. Полученные результаты демонстрируют существенное недоразвитие символической способности у детей данной категории, что отрицательно сказывается на овладении всеми видами детской деятельности и ограничивает возможности социализации.
Жиянова, П. Л. Системный подход к сопровождению ребенка раннего и дошкольного возраста с синдромом Дауна [Текст] : (опыт Центра ранней помощи «Даунсайд Ап») / П. Л. Жиянова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 1. — С. 5-13.
Иденбаум, Е. Л. Об информативности проективных и идеографических техник в диагностике личности и психосоциального развития испытуемых с легкими формами интеллектуальной недостаточности [Текст] / Е. Л. Иденбаум // Дефектология. — 2013. — №6. — С. 33-42.
В статье рассматриваются сведения о проективных и идеографических техниках, доказывается вариабельность результатов их выполнения, зависящая от психологического типа, к которому относится испытуемый, предлагаются конкретные рекомендации по использованию методик.
Лисовская, Т.В. Компетентностный подход к формированию элементарных арифметических представлений у учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Т. В. Лисовская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 23-28.
В статье рассматриваются вопросы формирования базовой математической компетенции у школьников с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, основанного на компетентностном подходе к обучению. Обсуждается содержание обучения предмету «Элементы арифметики», его роль в расширении кругозора детей и их дальнейшей подготовке к жизни в обществе.
Организация коррекционно-развивающей среды в образовательном учреждении VIII вида : из опыта работы Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №45 VIII вида (г. Томск) [Текст] : методическое пособие / ТОУНБ им. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»; отв. за выпуск А.А. Коваленко. – Томск, 2013. – 40 с. – (В помощь реабилитологу).
В сборнике предлагается опыт комплексного подхода в организации коррекционно-развивающего пространства в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида. Представленный материал содержит разработки уроков, методическое сопровождение воспитательного процесса, конспекты занятий. Содержание методических разработок направлено на организацию и создание комфортной развивающей среды в коррекционной школе. Сборник предназначен для педагогов коррекционных образовательных учреждений, может быть полезен для учителей коррекции и классов ЗПР, педагогов-воспитателей специальных образовательных учреждений. Материал адресован учителям, логопедам, воспитателям, родителям, воспитывающим и обучающим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Пасечник, Л. Особенности психофизической тренировки для детей с умственной отсталостью на занятиях адаптивной физической культурой [Текст] / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. — 2014. — №8. — С. 55-66.
Клинические наблюдения и практический опыт отечественных врачей и дефектологов свидетельствуют: старшие дошкольники с ОВЗ VIII вида особенно нуждаются в повышении двигательной активности, а значит, важное значение приобретает разработка эффективных методов их реабилитации и социальной интеграции.
Сладкова, Е. А. Мультисенсорный подход к формированию математических представлений у детей с синдромом Дауна. Использование методики «Нумикон» [Текст] / Е. А. Сладкова, К. Ю. Терентьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — №1. – С. 1-16. («Мы вместе» : странички для занятий с детьми).
2 полугодие 2014 г.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
Болдыш, Н. В. Использование сенсорной комнаты в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями [Текст] / Н. В. Болдыш // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2014. — №3. — С. 40-54.
Володина, Н. А. Инновационные технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ [Текст] / Н. А. Володина // Коррекционная педагогика. — 2014. — №3. — С. 35-38.
Гаврилова, А. В. Зоотерапия [Текст] / А. В. Гаврилова // Жизнь с ДЦП. — 2014. — №4. — С. 30-32.
Опыт работы Егорьевского реабилитационного центра для детей и подростков с ОВЗ.
Дмитриева, Е. Е. Коммуникативные детерминанты социально-личностного развития детей с ОВЗ [Текст] / Е. Е. Дмитриева // Коррекционная педагогика. — 2014. — №4. — С. 11-16.
В статье представлены результаты теоретико-экспериментального исследования социально-личностного и коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ, обоснованы пути оптимизации процесса их социализации.
Калиновская, Н. А. Психолого-логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях школы-интерната [Текст] / Н. А. Калиновская // Логопед. — 2014. — №6. — С. 77-84.
Ляпина, И. С. Особенности становления циркулярных реакций как базовых составляющих элементарной ритмической способности у детей раннего возраста, перенесших перинатальное поражение ЦНС [Текст] / И. С. Ляпина // Дефектология. — 2014. — №6. — С. 11-18.
В статье освещаются результаты экспериментального изучения специфики становления циркулярных реакций у детей третьего года жизни, имеющих в анамнезе перинатальное поражение ЦНС.
Чижова, О. Н. Психологическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной группе детского сада [Текст] / О. Н. Чижова // Дошкольная педагогика. — 2014. — №10. — С. 58-61.
В данном материале рассматривается проведение психокоррекционной работы с родителями детей с ОВЗ. Работа направлена на обучение родителей построению системы взаимодействия и проживания с ребенком, позволяющей обеспечить интегративную адаптацию его в социум.
Чижова, О. Н. Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Текст] / О. Н. Чижова // Дошкольная педагогика. — 2014. — №9. — С. 57-59.
Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы «особых» детей. Сказкотерапия — один из наименее «травмоопасных» и безболезненных способов психотерапии. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с особыми нуждами к жизни и труду.
Шалиманова, С. В. Опыт организации надомного обучения детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии [Текст] / С. В. Шалиманова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — №7. — С. 39-46.
ЛОГОПЕДИЯ
Бабушкина, Л. М. Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения у дошкольников [Текст] / Л. М. Бабушкина, О. А. Никифорова // Дошкольная педагогика. — 2014. — №10. — С. 36-39.
Статья описывает методы и приемы, направленные на развитие мелкой моторики в режимных моментах в течение дня используемые воспитателями и логопедами ДОУ.
Бондаренко, О. Н. Оформление звукового экрана в старшей логопедической группе [Текст] / О. Н. Бондаренко // Логопед. — 2014. — №6. — С. 105-107.
Гайдарова, С. С. Современный подход в развитии тактильных ощущений дошкольника [Текст] / С. С. Гайдарова, Я. Г. Вертехина // Дошкольная педагогика. — 2014. — №8. — С. 57-60.
В статье говорится о необходимости развивать мелкую моторику пальцев рук. Автор предлагает использовать для этого новые и интересные методы: биоэенргопластику, суджоктерапию, песочную терапию, семянотерапию.
Долбинина, Н. Ю. Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Ю. Долбинина // Дошкольная педагогика. — 2014. — №9. — С. 49-53.
В статье приводятся описание занятий по темам «Дифференциация и различение неречевых звуков» с играми для профилактики и устранения дисграфии.
Исайчева, Н. Я. Развитие коммуникации для старших дошкольников с заиканием [Текст] : цикл занятий / Н. Я. Исайчева // Логопед. — 2014. — №8. — С. 36-44.
Кривец, М. Г. Пальчиковый театр в работе логопеда [Текст] / М. Г. Кривец // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2014. — №4. — С.55-62.
Автор статьи описывает свой опыт работы по созданию пальчикового театра.
Матущевская, А. А. Комплексный подход к преодолению заикания у дошкольников 3-7 лет [Текст] / А. А. Матущевская // Логопед. — 2014. — №8. — С. 10-22.
Музлаева, Е. В. Путешествие в страну Семиляндию [Текст] : логоритмическое развлечение для старших дошкольников / Е. В. Музлаева // Логопед. — 2014. — №6. — С. 47-52.
Ниськова, Ю. В. Песочная терапия как средство развития дошкольников [Текст] / Ю. В. Ниськова // Дошкольная педагогика. — 2014. — №8. — С. 54-57.
Статья о применении песочной терапии (игр с песком) в развивающих и обучающих занятиях по познавательному и речевому развитию дошкольников.
Пазухина, И. А. Занятия психолога с детьми раннего возраста, имеющими речевые нарушения [Текст] / И. А. Пазухина // Дошкольная педагогика. — 2014. — №9. — С. 60-63.
В статье описываются занятия психолога с детьми раннего возраста, дается тематический план занятий, структура занятий, приводится пример развивающего занятия с детьми.
Пилипенко, О. П. Диагностика предрасположенности к дисграфии учащихся первого класса [Текст] / О. П. Пилипенко // Логопед. — 2014. — №6. — С. 74-76.
Потапова, Т. Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях [Текст] / Т. Потапова // Коррекционно-развивающее образование . — 2014. — №2. — С. 44-45.
Сотникова, В. Н. Автоматизация звука «с» [Текст] : НОД компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с ТНР / В. Н. Сотникова // Логопед. — 2014. — №6. — С. 19-22.
Ухабова, С. Куклы в работе учителя-логопеда [Текст] / С. Ухабова, А. Беркун // Дошкольное воспитание. — 2014. — №9. — С. 82-88.
Статья о том, как использовать логопедических кукол в процессе взаимодействия с детьми раннего и дошкольного возраста и как смастерить их в домашних условиях.
Федосова, Т. Сложные звуки? Стихи помогут! [Текст] / Т. Федосова // Дошкольное воспитание. — 2014. — №12. — С. 72-75.
При планировании логопедических занятий становится ясно, что методического материала никогда не будет много. И чем он разнообразнее, тем больше возможностей у профессионала для индивидуальной работы с ребенком, имеющим проблемы произношения. Автор статьи предлагает стихотворные тексты для постановки звуков.
АУТИЗМ
Козырева, В.П. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ранним детским аутизмом в условиях летнего инклюзивного лагеря [Текст] / В. П. Козырева // Специальное образование. — 2014. — №2. — С. 14-20.
Описывается организация работы в детском летнем инклюзивном лагере. Рассматриваются принципы организации предметно-развивающей среды, педагогические условия для инклюзивного воспитания и обучения детей с аутизмом в условиях летнего лагеря.
Кондратьева, С. Ю. Особенности психологической работы с семьями, воспитывающими аутичных детей [Текст] / С. Ю. Кондратьева, Т. Н. Высотина // Дошкольная педагогика. — 2014. — №10. — С. 43-45.
В статье описывается опыт практической работы с семьями аутичных детей. Отдельного внимания заслуживает такая форма работы с родителями, как «Родительская группа», где каждое занятие имеет четкую структуру. Для иллюстрации приводятся конспекты таких занятий.
Либлинг, М. М. Коррекция детского аутизма с помощью игровой холдинг терапии [Текст] / М. М. Либлинг // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — №7. — С. 6-12.
Одним из методов психологической помощи аутичному ребенку и его семье является холдинг терапия. Авторами разработана модификация этого метода — игровая холдинг терапия. Данный метод сформировался в результате адаптации холдинг терапии (М.Велч), к отечественной системе коррекционно-развивающей работы при аутизме.
Никольская, О. С. Изучение проблемы детского аутизма [Текст] / О. С. Никольская // Дефектология. — 2014. — №4. — С. 14-21.
В статье анализируется история клинического и психолого-педагогического изучения аутизма в нашей стране за последние 45 лет. Кратко изложена модель аустического развития как глубокого первазивного расстройства, связанного с нарушением активности и снижением порога аффективного дискомфорта в контактах аутичного ребенка со средой.
Работникова, Т. П. Первичное логопедическое обследование детей с нарушениями аустического спектра в условиях детской поликлиники [Текст] / Т. П. Работникова // Логопед. — 2014. — №10. — С. 23-27.
НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
Демидова, Л. К. Проект «Солнышкина школа» в коррекционном ДОУ [Текст] / Л. К. Демидова // Дошкольная педагогика. — 2014. — №8. — С. 46-53.
Описание проекта по созданию эмоционально положительного фона для ребенка с нарушениями интеллекта в условиях круглосуточного пребывания в детском саду.
Зак, Г. Г. Методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Г. Г. Зак // Специальное образование. — 2014. — №1. — С. 52-59.
Описана методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Иванова, М. М. Советы родителям по организации речевого диалога с ребенком в повседневной жизни [Текст] : из опыта консультирования семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с синдромом Дауна / М. М. Иванова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — №4. — С. 20-28.
В статье представлены и проанализированы распространенные вопросы родителей о речевом развитии детей дошкольного возраста с синдромом Дауна в повседневной жизни семьи.
Кадырова, А. М. Обучение грамоте старших дошкольников в условиях специального образовательного учреждения VIII вида [Текст] / А. М. Кадырова // Логопед. — 2014. — №8. — С. 90-93.
Кучмезова, Н. В. Пиктограммы в развитии речи умственно отсталых школьников [Текст] / Н. В. Кучмезова // Логопед. — 2014. — №10. — С. 84-90.
Михеева, Е. А. Формирование диалогической речи у дошкольников с нарушением интеллекта [Текст] / Е. А. Михеева // Дошкольная педагогика. — 2014. — №10. — С. 53-54.
Автор статьи описывает свой опыт работы по развитию навыков диалогической речи у дошкольников с нарушением интеллекта и предлагает конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Маша идет в школу».
Михеева, Е. А. Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта «Зимующие птицы» [Текст] / Е. А. Михеева // Дошкольная педагогика. — 2014. — №9. — С. 48.
Конспект занятия, обучающего рассказывать на тему из личного опыта, формирующего речевое общение, корректирующего внимание, память, мышление. Воспитывает бережное отношение к пернатым, приучает выражать свою заботу о них в полезной деятельности.
Пепик, Л.А. Использование знаково-символических средств в формировании ориентировки в пространстве у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии Текст / Л.А. Пепик // Дефектология. – 2014. — №5. – С. 68-75.
В статье представлен комплексный подход к формированию ориентировки в пространстве у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии, основанный на обучении доступным способам восприятия, моделирования пространственных отношений с использованием различных знаково-символических средств. Выявлены существенные потенциальные возможности данной категории детей в овладении различными формами восприятия и преобразования пространства как основы культурного развития человека.
Полякова, Е. М. Опыт работы с детьми, имеющими выраженные интеллектуальные нарушения [Текст] / Е. М. Полякова // Дефектология. — 2014. — №4. — С. 16-19.
В статье рассказывается о работе волонтеров с детьми с ТМНР, находящимися в детском доме-интернате. Подробно описаны как негативные последствия пребывания в интернатской среде для психического развития детей, так и специфика работы сестер милосердия и добровольцев в условиях интерната.
Рау, М. Ю. Традиционные подходы и современные тенденции обучения в новой линии учебных пособий по изобразительному искусству для детей с нарушениями интеллектуального развития [Текст] / М. Ю. Рау // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — №4. — С. 29-36.
В статье сообщается о создании новой линии учебных пособий по изобразительному искусству для детей с нарушением интеллектуального развития.
Ржевская, Л. А. Опыт использования элементов технологии развития критического мышления на уроках чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе [Текст] / Л. А. Ржевская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — №7. — С. 28-38.
Статья об обучении детей с легкой степенью умственной отсталости, с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Цветкова, М. В. Сказка о котенке [Текст] / М. В. Цветкова // Логопед. — 2014. — №6. — С. 22-29.
Спектакль для детей 8-10 лет с выраженными нарушениями интеллекта.
НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Барсукова, Н. А. Волшебные слова [Текст] : инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Н. А. Барсукова // Логопед. — 2014. — №7. — С. 38-45.
В проекте деятельность детей объединена проблемой формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения.
Захарова, Т.В. Создание модели изучения и формирования социальных эмоций как условия успешной социализации детей с речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования [Текст] / Т.В. Захарова, А.А. Моисеева // Дефектология. – 2014. — №5. – С. 51-60.
В статье на основе системного подхода рассматривается структурно- функциональная модель процессов изучения и формирования социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования. Дается анализ диагностического инструментария для изучения социальных эмоций и направлений их формирования у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Касицына, М. А. Сравнительное исследование наглядного мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития [Текст] / М. А. Касицына // Коррекционная педагогика. — 2014. — №3. — С. 24-34.
Кибатьярова, А. А. Наш дом — Россия! [Текст] : проект для детей 5-6 лет с ОНР / А. А. Кибатьярова // Логопед. — 2014. — №6. — С. 29-37.
Колягина, В. Г. Использование средств искусства в психокоррекционной работе по нормализации эмоционально-личностной сферы дошкольников с речевым дизонтогенезом [Текст] / В. Г. Колягина // Коррекционная педагогика. — 2014. — №3. — С. 55-61.
Корягина, Е. О связи моторного, психического и речевого развития ребенка с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. Корягина, И. Парфененкова // Дошкольное воспитание. — 2014. — №10 (Окончание. Начало в №7-2014г.). — С. 76-82.
Статья предлагает помесячный план занятий для детей с ОНР: гимнастические комплексы, пальчиковые игры, подвижные игры.
Левченко, И.Ю. Вариативные особенности памяти у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / И.Ю. Левченко // Дефектология. – 2014. — №5. – С. 46-50.
В статье представлены результаты сопоставительного анализа мнестических процессов у старших дошкольников с ОНР и нормальным речевым развитием, описаны специфические особенности слухоречевой памяти, присущие только дошкольникам с ОНР. В зависимости от уровня развития мнестических процессов рекомендуется реализация дифференцированного подхода к организации и содержанию коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей.
Низовская, В. С. Домашние животные [Текст] : занятие по развитию речи детей 4-5 лет с ОНР / В. С. Низовская // Логопед. — 2014. — №7. — С. 46-49.
Орлова, Л.В. Дети с «трещинками» [Текст] / Л.В. Орлова // Современный детский сад. – 2014. — №6. – С. 45-50.
Описание направлений работы с детьми с ОНР. Приводится пример игрового тренинга-занятия «Олимпийские игры».
Починская, Е. А. Сказка на новый лад [Текст] : занятие для старших дошкольников с нарушениями речи / Е. А. Починская // Логопед. — 2014. — №7. — С. 22-26.
Сивалоб, О. И. Предметно-развивающая среда для старших дошкольников с нарушениями речи [Текст] / О. И. Сивалоб // Логопед. — 2014. — №6. — С. 92-95.
ЗПР
Борякова, Н. Ю. Особенности построения синтаксических конструкций дошкольниками с ЗПР [Текст] / Н. Ю. Борякова // Коррекционная педагогика. — 2014. — №4. — С. 49-53.
Вильшанская, А. Д. Специфика формирования приема понимания скрытого смысла пословиц и поговорок у детей с трудностями в обучении [Текст] / А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — №5. — С. 13-26.
В статье описана коррекционная работа учителя-дефектолога, направленная на преодоление у младших школьников с ЗПР затруднений в понимании пословиц и поговорок, формирование умения видеть и объяснять скрытый смысл народных изречений, использовать их в речи, приводится тематическое планирование занятий.
Выродова, И.А. Восприятие музыки детьми раннего возраста с отклонениями в психофизическом развитии [Текст] / И.А. Выродова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. — №8. – С.21-27.
Статья о применении музыки в коррекционной практике системы ранней помощи. В качестве образца приводятся некоторые примеры использования классической музыки в коррекционных целях.
Кисова, В. В. Исследование взаимосвязи уровня развития саморегуляции и сотрудничества в учебно-познавательной деятельности у старших дошкольников с ЗПР [Текст] / В. В. Кисова // Коррекционная педагогика. — 2014. — №4. — С. 39-49.
В статье представлены результаты экспериментального исследования взаимосвязи уровня развития саморегуляции и сотрудничества в учебно-познавательной деятельности у старших дошкольников с нормальным и задержанным темпом развития. На основе корреляционного анализа экспериментальных данных выявлены значимые связи между развитием саморегуляции и сотрудничества у дошкольников исследуемых категорий в учебно-познавательной деятельности.
Конева, И. А. К проблеме интеграции подростков с ЗПР в среду нормально развивающихся сверстников [Текст] / И. А. Конева // Коррекционная педагогика. — 2014. — №4. — С. 34-39.
В статье приводятся результаты исследования особенностей самопознания подростков с ЗПР, указываются направления работы по интеграции этой категории подростков в среду нормально развивающихся сверстников.
Майорова, Ю. В. Логопедическая сказка как эффективный метод работы с детьми с ЗПР [Текст] / Ю. В. Майорова // Дошкольная педагогика. — 2014. — №10. — С. 55-57.
Автор статьи в коррекционной работе использует один из методов исправления речевых нарушений — логопедическую сказку. Описываемая сказка предлагается для детей 6-7 лет с ЗПР по лексической теме «Животные наших лесов и зимующие птицы».
Рыжикова, Д. С. Формирование системы временных представлений у старших дошкольников с ЗПР [Текст] / Д. С. Рыжикова // Логопед. — 2014. — №6. — С. 107-112.
Семенова, Л.Э. Гендерная специфика идеального и антиидеального Я детей 7 лет с задержкой психического развития [Текст] / Л.Э. Семенова // Дефектология. – 2014. — №5. – С. 34-45.
В статье представлены результаты сравнительного исследования содержательных аспектов двух модальностей Я-концепции 7-летних детей с нормальным и задержанным темпом психического развития – идеального и антиидеального Я, выполненного в логике авторской концепции становления и проявления гендерной субъектности личности на этапах раннего онто- и дизантегенеза.
Шипицына, Л. М. Психологические факторы склонности к воровству детей с ЗПР [Текст] / Л. М. Шипицына // Дефектология. — 2014. — №6. — С. 19-27.
В статье представлены результаты исследования сформированности понятия «воровства» у детей с ЗПР, их отношению к этому понятию, описана психодиагностика факторов предрасположенности к воровству.
Шутова, Н. В. Теоретические и организационные подходы к оптимизации психического развития детей с ЗПР средствами музыкального воздействия [Текст] / Н. В. Шутова // Коррекционная педагогика. — 2014. — №4. — С. 17-24.
ОДА
Бассейн для ДЦП [Текст] : отрывок из книги К.А. Семеновой «Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и ДЦП» // Жизнь с ДЦП. — 2014. — №4. — С. 22-28.
Одним из методов становления моторики у детей с ПП ЦНС и детей с ДЦП, в его ранней стадии, является лечебная гидротерапия.
Иванова, О. И. Особенности организации досуговой деятельности дошкольников с двигательными нарушениями [Текст] / О. И. Иванова // Коррекционная педагогика. — 2014. — №3. — С. 65-67.
Калашникова, М. В. Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата воспитанников ДОУ с помощью элементов гидрокинезотерапии [Текст] / М. В. Калашникова, Т. В. Мурзина // Дошкольная педагогика. — 2014. — №8. — С. 14-20.
Статья описывает работу ДОУ по профилактике нарушений ОДА у детей с использованием элементов гидрокинезотерапии в сочетании с занятиями в сенсорной комнате («сухое плавание»). Предлагаются комплексы упражнений в сенсорной комнате и в бассейне для предупреждения и коррекции сколиоза.
Калашникова, М. В. Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата воспитанников ДОО с помощью элементов гидрокинезотерапии [Текст] / М. В. Калашникова // Дошкольная педагогика. — 2014. — №9. — С. 17-21.
Статья предлагает упражнения для физкультминуток и динамических перемен, составленных в виде игр и сказок с учетом возраста детей, оказывающих благоприятное влияние на организм детей, способствующих тренировке подвижности центральной нервной системы. Упражнения развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой.
Кроткова, А. В. Организация доступной среды и учебного пространства для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / А. В. Кроткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — №5. — С. 3-12.
В статье рассматриваются практические вопросы организации среды, обеспечивающей возможности обучения и воспитания детей с нарушениями ОДА в образовательных и других видах учреждений. Представлены требования к обустройству зданий и помещений разного назначения, включая пространство учебной комнаты.
Махмудова, А. Реабилитация спортом [Текст] / А. Махмудова // Жизнь с ДЦП. — 2014. — №4. — С. 38-41.
Занятия спортом сегодня начинают все шире использоваться для реабилитации людей, имеющих нарушения ОДА.
Ощепкова, М. Нескучное развитие вместе с мамой [Текст] / М. Ощепкова // Жизнь с ДЦП. — 2014. — №4. — С. 50-54.
Советы по развитию ребенка с ДЦП в семье.
Поволяева, И. В. Правильная осанка. Вместе играем — спину выпрямляем! [Текст] / И. В. Поволяева // Дошкольная педагогика. — 2014. — №8. — С. 41-44.
Описание игр и физических упражнений для коррекции нарушений осанки.
Субботина, Е. И. Изучение сенсорно-перцептивных функций у дошкольников с комплексными нарушениями развития [Текст] / Е. И. Субботина // Коррекционная педагогика. — 2014. — №4. — С. 54-57.
Для выявления возможностей детей с ДЦП , с последующей оценкой уровня выполняемых заданий, был проведен предварительный поисковый эксперимент, по результатам которого разработана методика констатирующего эксперимента, состоящая из трех блоков по двенадцать заданий в каждом.
НАРУШЕНИЯ СЛУХА
Карапетян, К. Г. Дидактическая игра как средство формирования словарного запаса дошкольников с нарушениями слуха [Текст] / К. Г. Карапетян // Коррекционная педагогика. — 2014. — №3. — С. 39-41.
Предлагаемые в статье дидактические игры предполагают широкое использование наглядного материала в виде иллюстраций, предметов окружающего мира, табличек с речевым материалом.
Коробова, Н. М. Формирование пространственных представлений у детей с нарушением слуха средствами игры [Текст] / Н. М. Коробова // Коррекционная педагогика. — 2014. — №3. — С. 42-47.
Кукушкина, О.И. Новый инструмент сурдопедагога – динамическая педагогическая классификация детей с кохлеарными имплантантами [Текст] / О.И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. -№8. – С.3-9.
Такая классификация помогает сурдопедагогу дифференцировать содержание и методы привычной коррекционной работы, которая актуальна в нашем случае до момента подключения речевого процессора, т.е. до начала запускающего этапа реабилитации.
Николаева, Т. В. Компьютерный инструмент обучения студентов-сурдопедагогов умениям в области психолого-педагогической диагностики развития детей с нарушениями слуха: учимся определять уровень развития ребенка [Текст] / Т. В. Николаева // Дефектология. — 2014. — №6. — С. 66-76.
Предметами рассмотрения статьи являются содержание и функциональные возможности блока виртуальной практики, направленного на обучение студентов умению проводить полное обследование конструктивной деятельности и определять уровень ее развития у детей раннего возраста с нарушенным слухом.