09 февраля 2017

В помощь дефектологу: список литературы за 2015 г.

В рекомендательный список литературы «В помощь дефектологу» включены библиографические описания статей по дефектологии. В данный список вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых за  2015 г., и содержит следующие разделы: «Общие вопросы», «Логопедия», «ОДА», «ЗПР», «Аутизм», «Нарушение интеллекта», «Нарушение речи», «Нарушение слуха». Предлагаемый список литературы адресован дефектологам, воспитателям детей с  различными нарушениями в развитии, библиотекарям, студентам.

1 полугодие 2015 г.

ОБЩИЕ  ВОПРОСЫ

Абкович, А. Я. Изучение внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А. Я. Абкович // Специальное образование. — 2014. — №4. — С. 5-11.

В статье рассматриваются вопросы диагностики внимания у детей с ОВЗ, описан и проанализирован диагностический инструментарий, который используется в работе психологов. Отмечается необходимость изучения внимания у детей с ОВЗ для решения практических задач их обучения и воспитания.

Абкович, А.Я. К вопросу о психологическом изучении внимания и концентрации за рубежом [Текст] / А. Я. Абкович // Коррекционная педагогика. — 2015. — №1. — С. 34-45.

Статья посвящена проблеме диагностики внимания и использования различных диагностических методик и тестов в России и за рубежом, описаны и приведены в Приложении методы изучения внимания и концентрации, которые активно используются в Германии и других немецкоязычных странах. Отмечается необходимость исследований по проблемам детей с нарушениями развития.

Беликова, Т.А. Использование сказок в коррекционной работе с детьми, имеющими эмоциональные нарушения [Текст] : из опыта спец. дома ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики / Т. А. Беликова, Г. И. Селуянова, М. А. Гераськина // Социальное обслуживание. — 2015. — №1. — С. 71-78.

Терапевтическая ценность сказки, по мнению авторов статьи, заключается в том, что она может способствовать становлению эмоциональной регуляции через развитие самосознания.

Бикбаева, Ж.  Рисуем вместе [Текст] : родительское собрание / Ж. Бикбаева // Дошкольное воспитание. — 2015. — №1. — С. 59-61.

Мероприятие для родителей и воспитанников средней группы компенсирующей направленности.  

Брейдак, Т.А. Роль социального педагога в сопровождении процесса инклюзивного обучения детей с ОВЗ [Текст] / Т. А. Брейдак // Социальная педагогика. — 2015. — №1. — С. 26-29.

Выродова, И.  Вариативные формы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И. Выродова // Дошкольное воспитание . — 2015. — №5. — С. 86-92.

         Описание первичных (диагностических) игровых сеансов психолого-педагогической работы, проводимой специалистами ЦИПР и развивающих игровых сеансов, их организация и содержание.

Дубинская, Е.  Методы арт-терапии в работе с дошкольниками [Текст] / Е. Дубинская // Дошкольное воспитание. — 2015. — №5. — С. 81-85.

         Методы арт-терапии содействуют психопрофилактике и психокоррекции страхов, тревожности, агрессивного поведения, успешной адаптации и социализации. Помогают овладеть коммуникативными навыками, обучают межличностному общению, доверию. Развивают уважение к себе и к окружающим.

Запольских, О.Л. Литотерапия как средство коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. Л. Запольских // Дошкольная педагогика. — 2015. — №1. — С. 69-72.

Использование литотерапии (лечение камнями) в психологической практике, в том числе и применение методов литотерапии в детских садах — это малоизученное направление. Автор статьи описывает свой метод работы.

 

Зотова, Е.С. Занятие по лепке для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития [Текст] / Е. С. Зотова // Логопед. — 2015. — №2. — С. 93-95.

Инновационные формы арт-терапии в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии [Текст] : метод. пособ. / Томск. обл. универс. науч. б-ка им. А.С. Пушкина, Центр библ. обслуживания людей с ограничениями жизнедеятельности ; ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» ; отв. за выпуск А.А. Коваленко. – Томск, 2014. – 34 с. – (В помощь реабилитологу).

Коваленко, Ю.Ю. К вопросу о методах раннего выявления отклонений в развитии детей первых лет жизни [Текст] / Ю. Ю. Коваленко // Дефектология. — 2015. — №2. — С. 45-55.

             В материалах статьи систематизированы и представлены основные методы раннего выявления отклонений в развитии детей первых лет жизни, применяемые в мировой и отечественной практике ранней помощи.

Коноваленко, С.В. Профилактика и коррекция нарушений чтения, письма и счета в играх [Текст] / С. В. Коноваленко // Дошкольная педагогика. — 2015. — №3. — С. 13-16.

         Авторы статьи предлагают упражнения, оказывающие существенную помощь в работе с детьми с дисграфией, дислексией, дискалькулией.

Кукушкин, И.И. Классификации нарушений развития детей в структуре виртуального каталога исследований [Текст] / И. И. Кукушкин // Дефектология. — 2015. — №1. — С. 32-41.

В статье впервые по отношению к каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья представлен весь спектр классификаций, включая клинические, психологические, педагогические.

Кулганов, В.А. Ошибки воспитания и невротизация детей [Текст] / В. А. Кулганов // Дошкольная педагогика. — 2015. — №2. — С. 54-57.

            Статья описывает самый распространенный вид нервно-психической патологии — невроз, выделяет 5 групп факторов, способствующих возникновению неврозов у детей.

Организационные и психолого-педагогические условия реализации индивидуально-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт работы специалистов коррекционной школы № 45 [Текст] : метод. пособ. / Томск. обл. универс. науч. б-ка им. А.С. Пушкина, Центр библ. обслуживания людей с ограничениями жизнедеятельности ; ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» ; отв. за выпуск А.А. Коваленко. – Томск, 2014. – 76 с. – (В помощь реабилитологу).

Осин, Е.К. Синдром гиперактивности [Текст] : как помочь ребенку с СДВГ / Е. К. Осин // Здоровье дошкольника. — 2015. — №3. — С. 44-47.

Приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к истокам народной культуры [Текст] : метод. пособ. / Томск. обл. универс. науч. б-ка им. А.С. Пушкина, Центр библ. обслуживания людей с ограничениями жизнедеятельности ; ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» ; отв. за выпуск А.А. Коваленко. – Томск, 2014. – 52 с. – (В помощь реабилитологу).

Сафронова, Е.М. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и в норме: общее и различное [Текст] / Е. М. Сафронова // Коррекционная педагогика. — 2015. — №1. — С. 6-11.

         В статье представлены результаты проведения сравнительного анализа явления по таким позициям, как целевые ориентиры воспитания, закономерности и принципы воспитания и развития личности, технологии воспитательного влияния, уровень сложности воспитательной деятельности педагога. В целом, материал статьи ориентирован на формирование и коррекцию педагогической позиции в сфере воспитательной деятельности.

Сборник поурочных разработок и внеклассных мероприятий обучения и развития детей с ОВЗ: опыт работы специалистов коррекционной школы № 45 [Текст] : метод. пособ. / Томск. обл. универс. науч. б-ка им. А.С. Пушкина, Центр библ. обслуживания людей с ограничениями жизнедеятельности ; ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» ; отв. за выпуск А.А. Коваленко. – Томск, 2014. – 76 с. – (В помощь реабилитологу).

Татаринцева, С.Е. Организация комплексной реабилитации детей-инвалидов в реабилитационном центре [Текст] / С.Е. Татаринцева // Социальное обслуживание. – 2014. — №9. – С. 113-129.

Хомякова, И.А. Индивидуальное сопровождение ребенка-инвалида в процессе комплексной реабилитации [Текст] / И.А. Хомякова // Социальное обслуживание. – 2014. — №5. – С. 72-80.

Шаповаленко, Л.М. Содержание и организация деятельности реабилитационного центра для детей-инвалидов и детей с ОВЗ [Текст] / Л. М. Шаповаленко // Социальное обслуживание. — 2014. — №11. — С. 83-88.

            Статья о деятельности Бикинского реабилитационного центра для инвалидов и детей с ограниченными возможностями (Хабаровский край).

Шашина, Н.В. Из опыта работы реабилитационного центра по комплексной реабилитации детей – инвалидов [Текст] / Н.В. Шашина // Социальное обслуживание. – 2014. — №7. – С. 70-77.

АУТИЗМ

Браткова, М.  Методические рекомендации для организации и проведения педагогических занятий с детьми дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра в условиях ДОО [Текст] / М. Браткова, О. Караневская // Дошкольное воспитание. — 2015. — №5. — С. 76-80.

         В статье раскрываются особенности проведения индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста, имеющими РАС. Рассматриваются педагогические условия, приемы проведения индивидуальных занятий.

Браткова, М.  Специфика включения ребенка с неярко выраженными отклонениями в развитии в ДОО (на примере детей с расстройствами аутистического спектра) [Текст] / М. Браткова, О. Караневская // Дошкольное воспитание. — 2015. — №2. — С. 76-80.

   Статья посвящена особенностям развития детей с РАС, которые затрудняют процесс их включения в коллектив сверстников в ДОО. Рассматриваются педагогические условия, способствующие эффективному совместному обучению и воспитанию детей изучаемой категории.

Караневская, О.  Особенности проведения основного периода адаптации к ДОО ребенка с расстройством аутистического спектра [Текст] / О. Караневская // Дошкольное воспитание. — 2015. — №4. — С. 78-82.

         В статье определены необходимые условия и содержание адаптационного периода, позволяющие детям с эмоциональными нарушениями наиболее эффективно включаться в общую деятельность взрослых и детей ДОО, что содействует их успешной социализации.

Кафьян, Э.М. Оценочные шкалы для определения уровня психофизического развития дошкольников [Текст] / Э. М. Кафьян // Дефектология. — 2015. — №1. — С. 76-92.

В статье представлены разработанные авторами оценочные шкалы для определения уровня развития дошкольников, которые применялись на различных этапах психологической и педагогической коррекционной работы с детьми с аутизмом в целях диагностики их трудностей и возможностей, динамики их достижений и определения эффективности коррекционного обучения.

Никольская, О.С. Дети с аутизмом: варианты развития [Текст] / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская  // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №1. — С. 25-32.

            В статье дается представление о неоднородности популяции детей с РАС. Приводятся характеристики детей с разными по глубине аутистических проблем вариантами нарушения развития. Анализируются их трудности и возможности обучения и социальной адаптации при своевременной и адекватной коррекционной помощи.

Никольская, О.С. Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра в период начального школьного образования [Текст] / О. С. Никольская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №2. — С. 9-17.

            В статье подробно описаны особые образовательные потребности младших школьников, страдающих РАС. Определена специфика этих потребностей для детей разных групп аутизма.

Рубан, О.В. Развитие коммуникативного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами традиционного детского фольклора [Текст] / О. В. Рубан // Дефектология. — 2015. — №2. — С. 34-44.

         В статье представлена разработка системы методов «Фольклорные игры», позволяющая стимулировать гармоничное развитие общения у дошкольников с РАС. Описаны результаты экспериментальной апробации системы методов «Фольклорные игры» в развитии коммуникативного поведения у детей с РАС.

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Борисенко, Т.Н. Первичная социализация дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях стационара [Текст] / Т. Н. Борисенко // Логопед. — 2015. — №1. — С. 80-90.

   Статья посвящена проблеме социальной адаптации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Рассматриваются особенности развития таких детей, специфика и принципы коррекционной логопедической работы с ними, а также способы первичной социализации в условиях стационара.

Воробьева, С.  Посиделки в кафе [Текст] : занятие с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, и с их родителями / С. Воробьева // Дошкольное воспитание. — 2015. — №3. — С. 67-71.

            Занятие ставит своей задачей повышение интереса родителей к логопедической работе, развитие навыков общения между детьми и взрослыми.

Гулевская, Е.А. Конспект игры-занятия по математическому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующего вида для детей с ТНР [Текст] / Е. А. Гулевская // Дошкольная педагогика. — 2015. — №3. — С. 57-58.

Игнатьева, С.И. Развитие речи с помощью сказок у дошкольников с ОНР 5-6 лет [Текст] : календарно-тематическое планирование / С.И. Игнатьева // Логопед. — 2015. — №2. — С. 31-43.

Килина, И.А. Особенности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения [Текст] / И. А. Килина // Дошкольная педагогика. — 2015. — №2. — С. 38-41.

            Во многих детских садах коррекционная работа осуществляется во взаимодействии с психологом учреждения в едином коррекционном пространстве. Как показывает опыт, педагоги-психологи осуществляют коррекционно-развивающую работу с детьми, в основном направленную на развитие психических процессов, познавательных способностей.

Киреева, О.Н. Учим стихи с удовольствием [Текст] / О. Н. Киреева // Дошкольная педагогика. — 2015. — №4. — С. 32-36.

         Описание методического пособия «Учим стихи с удовольствием». Пособие многофункциональное: может быть использовано при работе с текстами цепной структуры, при пересказе описательных рассказов, при составлении рассказов по серии картинок.

Кузнецова, М.Б. Использование моделей в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / М. Б. Кузнецова // Дошкольная педагогика. — 2015. — №1. — С. 57-64.

Нищева, Н.В. Комплексно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (седьмой год жизни) [Текст] / Н. В. Нищева // Дошкольная педагогика. — 2015. — №5. — С. 19-21.

В настоящей статье по просьбе читателей представлено комплексно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Первый период работы: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Серебренникова, М.В. Развитие образного строя речи детей дошкольного возраста [Текст] / М. В. Серебренникова // Дошкольная педагогика. — 2015. — №2. — С. 44-48.

         Статья показывает, как развивается словарь прилагательных в речевом онтогенезе дошкольников, имеющих нарушения речи, приводятся игры и упражнения на развитие словаря.

Тараканникова, В.В. Проект «Гласные — прекрасные» [Текст] / В. В. Тараканникова // Дошкольная педагогика. — 2015. — №1. — С. 46-49.

            Описание проекта по обучению детей с тяжелыми нарушениями речи. Определены цели проекта, его задачи.

Томме, Л.Е. Методические аспекты формирования математической терминологии у учащихся с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Л. Е. Томме // Дефектология. — 2015. — №1. — С. 51-58.

            В статье анализируются трудности, возникающие в начальных классах у учащихся с ТНР при усвоении математической терминологии, рассматриваются методические условия формирования математической лексики.

Тихонова, Е.С. Формирование речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста с ОНР в условиях ППМС-центров [Текст] / Е. С. Тихонова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №1. — С. 39-49.

            В статье представлена рабочая программа формирования речевой деятельности, составленная в соответствии с ФГОС ДО. Программа адресована учителям-логопедам, работающим в условиях ППМС-центров.

Чумакова, И.  Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / И. Чумакова, Е. Горбунова // Дошкольное воспитание. — 2015. — №1. — С. 69-83.

Для реализации задач по преодолению фонетико-фонематического недоразвития и общего недоразвития речи авторами был подобран, разработан и апробирован на практике дидактический материал, построенный на основе метода программированного обучения.

Шилова, О.В. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников с ОНР [Текст] / О. В. Шилова // Дошкольная педагогика. — 2015. — №1. — С. 50-54.

            Наглядное моделирование как инструмент речемыслительной деятельности в последнее время приобрело широкую популярность. В статье описывается опыт работы по использованию метода наглядного моделирования в коррекционном процессе.

Щелконогова, Е.Н. День открытых дверей [Текст] : взаимодействие специалистов в коррекционной работе / Е. Н. Щелконогова, Н. Р. Иванова // Логопед. — 2015. — №2. — С. 20-30.

         Описание «Дня открытых дверей» для родителей и интегрированного коррекционного занятия «Домашние животные и их детеныши» для дошкольников с нарушениями речи.

ЗПР

 

Благодатских, Е.П. Метод моделирования при разучивании песен и стихотворений детьми 5-7 лет с ЗПР [Текст] / Е. П. Благодатских // Логопед. — 2015. — №1. — С. 13-15.

Вараксина, М. Л. Использование русской народной игрушки в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР и с общим недоразвитием речи [Текст] / М. Л. Вараксина // Коррекционная педагогика. — 2015. — №1. — С. 59-61.

Евстифеева, И.В. Использование фигурных дыроколов в формировании количественных представлений у старших дошкольников с ЗПР [Текст] / И. В. Евстифеева // Дошкольная педагогика. — 2015. — №2. — С. 48-50.

            Необходимость индивидуального подхода, учет особенностей детей данной категории требуют постоянного поиска новых приемов подачи материала, нестандартного оборудования для успешного решения коррекционных задач. Автор статьи описывает свой опыт использования такого пособия, приводит примеры математических упражнений.

Ильиных, А.В. Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / А. В. Ильиных, Н. К. Новоселова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2015. — №1. — С. 53-76.

   Авторы статьи предлагают календарно-тематические планы на учебный год непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с ЗПР и нарушениями речи.

Кондратьева, С.Ю. Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. — 2015. — №1. — С. 43-45.

Описание разработанных комплексных коррекционно-игровых занятий по развитию эмоций у данной категории детей.

Лонская, Д.  Пути формирования предпосылок изобразительной деятельности у детей с замедленным темпом психического развития [Текст] / Д. Лонская // Дошкольное воспитание. — 2015. — №2. — С. 110-117.

            Результаты исследования свидетельствуют о том, что формирование изобразительной деятельности у дошкольников с ЗПР станет эффективным только в результате целенаправленной коррекционно-развивающей работы, включающей развитие не только графических навыков и продуктивного воображения, но и психологического базиса изобразительной деятельности.

Флерко, Н.В. Формирование пространственных представлений у учащихся с ЗПР в пропедевтический период обучения математике в 1 классе [Текст] / Н. В. Флерко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №3. — С. 38-48.

         Статья предлагает комплекс заданий для формирования пространственных представлений у учащихся с ЗПР, который может быть использован для проведения уроков в пропедевтическом периоде обучения математике. Задания систематизированы в соответствии с тремя направлениями их применения: в предметно-практической деятельности, с использованием презентации, в рабочей тетради.

Фуреева, Е.П. Влияние речевого развития детей с ЗПР на их коммуникативные возможности [Текст] / Е. П. Фуреева // Коррекционная педагогика. — 2015. — №1. — С. 21-26.

         В статье раскрываются особенности речевого развития детей с ЗПР. Характеризуются особенности нарушений речи у дошкольников этой группы. Показано влияние речевого развития на формирование речевой коммуникации.

ЛОГОПЕДИЯ

Алферова, Ю.С. Семинар-практикум для родителей «Предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста» [Текст] / Ю. С. Алферова // Дошкольная педагогика. — 2015. — №2. — С. 35-38.

            Семинар-практикум знакомит родителей с оптической дисграфией и ее предпосылками, с приемами работы логопеда, показывает значение выполнения заданий на предупреждение оптической дисграфии. Дается описание хода семинара-практикума и заданий, направленных на предупреждение оптической дисграфии.

Антонова, О.А. Конспект подгруппового логопедического занятия с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста на этапе ограничения речи [Текст] / О. А. Антонова, А. В. Силина  // Дошкольная педагогика. — 2015. — №1. — С. 54-56.

Волкова, Т. А. Рабочая программа для логопедического пункта ДОО [Текст] / Т. А. Волкова // Дошкольная педагогика. — 2015. — №5. — С. 48-52.

 Описание программы, цель, задача, основные принципы.

Горюнова, Н.Ю. Театр теней в работе логопеда со старшими дошкольниками [Текст] / Н. Ю. Горюнова // Логопед. — 2015. — №1. — С. 106-111.

Десятых, М.  Кружок «Русские узоры» [Текст] / М. Десятых // Дошкольное воспитание. — 2015. — №1. — С. 103-106.

О специфике работы кружка «Русские узоры» для детей с логопедическими проблемами в ДОО.

Дьяченко, Л.Б. Использование нетрадиционных средств коммуникации с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л. Б. Дьяченко // Дошкольная педагогика. — 2015. — №4. — С. 43-47.

         Жесты в логопедической работе не способны самостоятельно развивать речь ребенка, однако, как вспомогательное средство имеют большое значение. Они стимулируют речевую активность и помогают сформировать основные навыки и умения у дошкольников.

Кучмезова, Н.В. Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребенка с ОВЗ [Текст] : методические рекомендации / Н.В. Кучмезова, И.А. Лигостаева. – М.: Сфера, 2015. – 64 с. – (Библиотека логопеда).

Нартова, И.  Развиваем мелкую моторику [Текст] / И. Нартова // Дошкольное воспитание. — 2015. — №4. — С. 83-86.

         Автор статьи, логопед, предлагает некоторые игры и упражнения, которые развивают мелкую моторику дошкольников. Задания имеют свое название, обязательно сопровождаются проговариванием текстов, которые автор придумала сама. Систематическое использование этих упражнений помогает повысить речевую активность, концентрировать внимание, развивать память, воображение, воспитывают усидчивость, повышают интерес к обучению.

Пономарева, Т.И. Формы работы с детьми на дошкольном логопедическом пункте. Логопедическая сказка-спектакль «Приключения поросят» [Текст] / Т. И. Пономарева // Дошкольная педагогика. — 2015. — №5. — С. 53-54.

Ратникова, О. А. Дидактическое пособие «Фишки-звуки, или Умные фишки» [Текст] / О. А. Ратникова, Л. Н. Славина-Бурнина // Дошкольная педагогика. — 2015. — №3. — С. 68-69.

Описание логопедических игр и упражнений с использованием авторских дидактических пособий.

Сергоманова, З.  Дидактическое пособие «Цветок» [Текст] / З. Сергоманова // Дошкольное воспитание. — 2015. — №4. — С. 88-89.

         Дидактическое пособие «Цветок» необходимо в работе по развитию фонематического слуха ребенка перед поступлением в школу.

Слободчикова, Л. А. Скрапбукинг в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР [Текст] / Л. А. Слободчикова // Логопед. — 2015. — №1. — С. 42-49.

         Скрапбукинг — особый вид рукоделия, при помощи которого красиво оформляются фотоальбомы, открытки и рамки. Автор статьи описывает свой опыт по применению скрапбукинга в логопедической работе.

Сухонина, Н. И. Использование «умной парты» на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. И. Сухонина // Дошкольная педагогика. — 2015. — №2. — С. 42-44.

Чудесникова, Т.А. Как сделать для ребенка с ринолалией интересным занятие?  [Текст] / Т. А. Чудесникова // Современный детский сад. — 2015. — №4. — С. 37-40.

         Автор статьи предлагает свои разработки дидактических пособий для дошкольников с ринолалией.

НАРУШЕНИЯ   ИНТЕЛЛЕКТА

Беликова, Т.А. Использование сказок в коррекционной работе с детьми, имеющими эмоциональные нарушения [Текст] : из опыта спец. дома ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики / Т. А. Беликова, Г. И. Селуянова, М. А. Гераськина // Социальное обслуживание. — 2015. — №1. — С. 71-78.

Терапевтическая ценность сказки, по мнению авторов статьи, заключается в том, что она может способствовать становлению эмоциональной регуляции через развитие самосознания.

Бутусова, Т.Ю. Изучение самостоятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в играх с правилами [Текст] / Т. Ю. Бутусова // Дефектология. — 2015. — №1. — С. 59-67.

            В статье сделан вывод о возможности использования игр с правилами как одного из педагогических средств формирования самостоятельных умений у старших дошкольников с нарушением интеллекта.

Бутусова, Т.Ю. Коррекционная направленность воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в процессе игр с правилами [Текст] / Т. Ю. Бутусова // Дефектология. — 2015. — №3. — С. 8-17.

         В статье раскрываются педагогические условия, задачи, этапы, содержание и приемы работы, направленные на активизацию самостоятельной детской деятельности у данной категории детей.

Евтушенко, Г.Н. Ознакомление с окружающим миром детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Г. Н. Евтушенко, С. К. Коханова // Логопед. — 2015. — №2. — С. 59-61.

         Первый путь в обогащении словаря детей с интеллектуальной недостаточностью — это расширение знаний об окружающем мире на основе народных сказок. Предлагается инсценировка сказки «Репка».

Иванова, М.М. Варианты речевого развития детей с синдромом Дауна [Текст] / М. М. Иванова // Дефектология. — 2015. — №3. — С. 37-45.

В статье описаны общие трудности, влияющие на речевые возможности детей с синдромом Дауна. Представлены и проанализированы результаты исследования с описанием общих и вариативных характеристик речевого развития детей с синдромом Дауна в возрасте от 3 до 7 лет.

Иденбаум, Е.Л. Устная речь умственно отсталых младших школьников: детерминанты индивидуальных различий и пути улучшения [Текст] / Е. Л. Иденбаум // Дефектология. — 2015. — №1. — С. 3-10.

            В статье охарактеризовано качество устной речи умственно отсталых младших школьников, зависящее от мотивационных факторов, когнитивных и индивидуально-типических особенностей обследованных детей. Перечислен ряд условий, способствующих совершенствованию качества высказываний, повышению речевой активности умственно отсталых младших школьников.

Одинокова, Г.Ю. Феномены общения ребенка раннего возраста с синдромом Дауна [Текст] / Г. Ю. Одинокова // Дефектология. — 2015. — №2. — С. 56-63.

В статье освещается один из аспектов исследования общения в паре «мать — ребенок раннего возраста с синдромом Дауна». Определяются цель и направления коррекционной работы по преодолению неблагополучия в развитии общения в указанной диаде.

Шошина, И.В. О работе реабилитационного центра по музыкально-ритмическому развитию детей с синдромом Дауна [Текст] / И.В. Шошина // Социальное обслуживание. – 2014. — №10. – С.72-75.

НАРУШЕНИЯ СЛУХА

Боровикова, Г.А. Рабочая программа как инструмент проектирования учебного курса в школе [Текст] / Г. А. Боровикова // Коррекционная педагогика. — 2015. — №1. — С. 46-50.

         В данной статье рассмотрена проблема формирования элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением слуха. Проанализированы особенности развития мышления дошкольников с нарушениями слуха. На основе проведенного исследования автором предлагается использовать презентацию Power Point при организации образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением слуха.

Буданцев, А.В. Изучение взаимодействия в диаде «слышащая мать — неслышащий ребенок раннего возраста» (сообщение 1) [Текст] / А. В. Буданцев // Дефектология. — 2015. — №1. — С. 19-31.

            В статье отражены данные, накопленные в зарубежной психологии за последние 30 лет. Рассматриваются особенности влияния выраженных нарушений слуха у ребенка на формирование материнского стресса.

Буданцев, А.В. Изучение взаимодействия в диаде «слышащая мать — неслышащий ребенок раннего возраста» (сообщение 2) [Текст] / А. В. Буданцев // Дефектология. — 2015. — №2. — С. 21-33.

В настоящей публикации описаны ключевые особенности вербальной коммуникации, характеристики совместного внимания и тактильной стимуляции в диаде с различающимся слуховым статусом партнеров.

Николаева, Т.В. Экспериментальная апробация виртуальной практики «Учимся выявлять варианты развития детей с нарушениями слуха» в процессе профессиональной подготовки специалистов сурдопедагогов и логопедов (сообщение 1)  [Текст] / Т. В. Николаева // Дефектология. — 2015. — №1. — С. 42-50.

            В статье описывается экспериментальная работа по формированию у студентов-сурдопедагогов и логопедов профессиональных умений в области психолого-педагогической диагностики развития детей с нарушенным слухом.

Сатаева, А. И. Взаимодействие сурдопедагога и родителей на запускающем этапе реабилитации после кохлеарной имплантации [Текст] / А. И. Сатаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №2. — С. 20-32.

         В статье представлены основные направления и содержание работы с детьми, не вступающими в вербальную коммуникацию, на запускающем этапе реабилитации. Описаны основные задачи работы сурдопедагога с этими детьми, предложены показатели завершения запускающего этапа. Особое внимание авторы уделяют значению работы родителей с ребенком.

Сатаева, А. И. Показатели завершения запускающего этапа реабилитации при кохлеарной имплантации [Текст] / А. И. Сатаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №3. — С. 3-9.

         В данной статье предметом внимания становятся показатели завершения запускающего этапа для разных групп имплантированных детей и их конкретизация применительно к разным группам детей с имплантами: глухим детям, не вступающим в коммуникацию и глухим детям, вступающим в устную коммуникацию к моменту проведения операции.

Сидорова, К.Ю. Использование календарей для организации режима дня у детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / К. Ю. Сидорова // Современный детский сад. — 2015. — №4. — С. 47-50.

         Календари являются существенной частью обучения и развития, как слепоглухих, так и детей с множественными нарушениями и проблемами общения.

Шаламыгина, Д.П. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением слуха средствами компьютерных технологий [Текст] / Д. П. Шаламыгина // Коррекционная педагогика. — 2015. — №1. — С. 51-54.

ОДА

Киселева, С.Е. Имаготерапия как нетрадиционное средство успешной социализации дошкольника с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / С. Е. Киселева // Коррекционная педагогика. — 2015. — №1. — С. 55-59.

         Данная статья посвящена современным технологиям в работе с детьми с тяжелыми двигательными нарушениями, в частности методами имаготерапии. Автор раскрывает возможности применения данного метода с детьми обозначенной категории.

Кроткова, А.В. Организация и основные положения, определяющие содержание коррекционной работы по социальному развитию и воспитанию дошкольников с церебральным параличом [Текст] / А. В. Кроткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №2. — С. 33-42.

         В статье представлены основные методические подходы к определению содержания и выбору организационных форм работы по социальному развитию и воспитанию детей с ДЦП.

Короткова, А.В. Содержание и приемы социального развития детей с ДЦП на разных этапах коррекционной работы (сообщение 1) [Текст] / А. В. Короткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №3. — С. 10-17.

         В статье представлено описание задач социального развития дошкольников с ДЦП, а также содержание работы и методических приемов, обеспечивающих решение этих задач.

Порохина, Ж.В. Применение методов когнитивно-поведенческой психотерапии в психологической реабилитации при нарушениях опорно-двигательного аппарата [Текст] / Ж.В. Порохина // Социальное обслуживание. – 2014. — №8. – С. 49-57.

2 полугодие 2015 г.

ОБЩИЕ  ВОПРОСЫ

Ефремова, Т. И. Предметно-пространственная среда как условие обеспечения индивидуального образовательного маршрута детей с ОВЗ [Текст] / Т. И. Ефремова, Е. С. Сапрунова // Дошкольник. — 2015. — №5. — С. 60-65.

           Статья о необходимости и значении создания предметно-развивающей пространственно-игровой среды в условиях инклюзивного образования как условие обеспечения индивидуального образовательного маршрута детей с ОВЗ

Игнатова, Н. С. Домашняя игротека как форма взаимодействия педагогов и родителей воспитывающих детей с ОВЗ [Текст] : семинар-практикум / Н. С. Игнатова, С. В. Петина // Логопед. — 2015. — №8. — С. 62-69.

В этой статье представлен сценарий семинара-практикума для родителей и детей, который позволяет в нетрадиционной обстановке обсудить актуальные проблемы воспитания, на практике познакомить родителей со способами взаимодействия с ребенком, привлечь их к активному участию в коррекционном процессе.

Кинаш, Е.  Формирование графических умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е. Кинаш // Дошкольная педагогика. — 2015. — №9. — С. 89-99.

В данной статье авторы предлагают разработанные и апробированные на практике последовательные упражнения для формирования у детей базовых графических умений, разделенные на четыре этапа. Каждая серия заданий помогает ребенку приобрести определенные умения.

Ларионова, Анастасия. Развивающие мягкие книжки для малышей своими руками [Текст]  / А. Ларионова. — Ростов : Феникс, 2015. — 61 с. : ил. — (Город мастеров).

           В этой книге подробно рассказывается, как сшить три замечательных мягких текстильных «книжки-развивайки» для малышей. Развивающие книжки — это удивительные игрушки. С их помощью вы сможете играть и учить своего ребенка одновременно.

Оноприенко, Т. В. Развитие навыков общения у детей с нарушениями в развитии средствами предметно-практической деятельности [Текст] / Т. В. Оноприенко, Н. И. Тарасова // Логопед. — 2015. — №8. — С. 104-109.

Тараненко, Алена. Развивающие игрушки [Текст] / А. Тараненко. — М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. — 79 с. : ил. — (Мастер-класс на дому).

Необыкновенные «умные» игрушки, сшитые своими руками, непременно станут лучшими друзьями вашего малыша! Игрушки для сюжетно-ролевых игр помогут ему приобрести навыки общения и расширить кругозор, а игрушки с функциональными застежками — развить мелкую моторику и логическое мышление, также они научат его застегивать свою одежду и завязывать шнурки. В книге представлены выкройки и подробное описание более 10 развивающих игрушек, которые можно легко сшить из самой простой ткани и без помощи машинки. Сделанные добрыми руками, эти игрушки обладают особой энергетикой. С ними малыш везде и всегда весело и с пользой проведет время.

Тюляева  Т. А. Самодельные развивающие игрушки: растим гения своими руками [Текст] / Т. А. Тюляева. — Ростов : Феникс, 2015. — 88 с. : ил. — (Город мастеров).

Эта книга предназначена для родителей, которые хотят с первых же дней жизни малыша создать для него комфортные условия. Развивающие игрушки — неотъемлемый элемент детского пространства. В книге предложены пошаговые инструкции по созданию развивающих игрушек для малышей. Вы можете сделать все в точности по описанию, а можете комбинировать идеи и экспериментировать! Но вы будете точно знать, что игрушки, которыми играет ребенок, сделаны из качественных, выбранных вами материалов, а главное — они созданы с любовью.

АУТИЗМ

Гренкова, Н. А. Специфика логопедической работы с детьми с расстройством аутистического спектра [Текст] / Н. А. Гренкова // Логопед. — 2015. — №9. — С. 105-114.

Автор статьи, логопед, специалист ДОО описывает свой опыт работы с детьми, имеющими диагноз — расстройство акустического спектра. Особенности развития таких детей требуют специальной, хорошо разработанной коррекционной методики.

Кондратьева, С. Ю. Учет индивидуальных потребностей детей при их обучении в соответствии с ФГОС ДО: использование альтернативных средств коммуникации в работе с детьми с аутизмом [Текст] / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. — 2015. — №8. — С. 6-8.

В данной статье речь идет о системе невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности общения и образования детей с ранним детским аутизмом.

Попова, Ю.  Разные дети в одном классе [Текст] / Ю. Попова // Не будь зависим. — 2015. — №11-12. — С. 34-38.

Статья об особенностях инклюзивного образования, приводятся примеры организации обучения детей с РАС.

Осипова, Е. А. Основные направления работы логопеда с детьми с нарушениями аутистического спектра [Текст] / Е. А. Осипова // Дошкольная педагогика. — 2015. — №6. — С. 40-43.

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими аутистическую симптоматику.

Танцюра, С. Ю. Использование альтернативной коммуникации в практической работе с детьми с ранним детским аутизмом в условиях детского дома-интерната [Текст] / С. Ю. Танцюра // Социальное обслуживание. — 2015. — №10. — С. 51-54.

Юнусова, В. В. Мучение или обучение? Что выбрать, или выбора нет? [Текст] / В. В. Юнусова // Логопедия. — 2015. — №7. — С. 115-117.

Советы специалиста по коррекционной педагогике для родителей. Автор статьи рассказывает о проблемах и особенностях развития в семье ребенка с диагнозом «ранний детский аутизм».

НАРУШЕНИЯ   ИНТЕЛЛЕКТА

Азарова, М. А. Занятие по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта  [Текст] / М. А. Азарова // Логопед. — 2015. — №7. — С. 107-109.

Психолого-педагогическое сопровождение обучения дошкольников с нарушением интеллекта через их сенсорное развитие.

Баранова, Т. Ф. Формирование социального поведения у детей с нарушением интеллекта [Текст] / Т. Ф. Баранова // Логопед. — 2015. — №8. — С. 10-17.

Методы развития социальной адаптации, личностных особенностей и межличностных отношений у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Басангова, Б. М. Формирование речевой деятельности у воспитанников с нарушением интеллекта [Текст] / Б. М. Басангова // Логопед. — 2015. — №9. — С. 6-15.

В статье описаны отличительные особенности речевого развития детей с нарушениями интеллекта, приведены коррекционные упражнения и игры для использования их дома с родителями. Предложен вариант мониторинга речевого развития и коммуникативного поведения.

Зайцева, М. Г. Волшебный карандаш [Текст] / М. Г. Зайцева // Логопед. — 2015. — №8. — С. 78-82.

Описание коррекционно-развивающего занятия для учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью.

Ладонычева, Л. Л. Работа с бумагой как средство развития мелкой моторики у детей с умственной отсталостью [Текст] / Л. Л. Ладонычева // Дошкольная педагогика. — 2015. — №8. — С. 38-44.

В статье дается описание дидактического пособия «Виды бумаги», рекомендации по организации продуктивно-исследовательской деятельности детей «Такая разная бумага» и перспективный план НОД по ручному труду в группе для детей с умственной отсталостью.

Любимова, Т. А. Формирование позитивного отношения к миру у детей со сложными дефектами развития [Текст] / Т. А. Любимова // Дошкольная педагогика. — 2015. — №10. — С. 28-30.

Авторы статьи рассказывают об использовании фольклора как одного из главных средств для побуждения детей со сложными дефектами здоровья к проявлению голоса и формированию речи, для воспитания положительных эмоций, а главное — желания сотрудничать с педагогом.

Полетаева, Н. Н. Мир комнатных растений [Текст] / Н. Н. Полетаева // Логопед. — 2015. — №10. — С. 74-78.

Описание занятия по трудовой деятельности для младших школьников со сложной структурой дефекта.

Солдатова, И. Н. Формирование произносительной стороны речи у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома [Текст] / И. Н. Солдатова // Логопед. — 2015. — №7. — С. 15-21.

В статье приводится описательная характеристика основных видов состояния произносительных возможностей, позволяющая отнести разные их варианты к определенным качественным уровням.

ЗПР

Белошенко, М. А. Социализация ребенка 3-5 лет с задержкой психического развития в процессе использования дидактических игр на бытовую тематику [Текст] / М. А. Белошенко // Дошкольная педагогика. — 2015. — №9. — С. 33-36.

Для социализации любого дошкольника, а тем более для детей с ЗПР, огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность. В данной статье предлагается несколько вариантов дидактических игр для развития социализации детей 3-5 лет с ЗПР и рекомендации родителям по социальному развитию детей 3-5 лет с ЗПР.

Колычева, Н. Ф. Формирование доброжелательных отношений и позитивного настроя ребенка к миру в процессе игровой деятельности [Текст] / Н. Ф. Колычева // Дошкольная педагогика. — 2015. — №9. — С. 17-20.

Практические советы педагогам и специалистам, работающим с детьми с задержкой психического развития по преодолению нарушений психоэмоционального развития.

Кузьмина, Е. С. Коррекция недостатков внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР [Текст] / Е. С. Кузьмина // Логопед. — 2015. — №9. — С. 95-99.

В статье приводятся примеры игровых заданий и упражнений для развития основных свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития, проводившихся на разных этапах коррекционной работы.

ЛОГОПЕДИЯ

Антонова, О. А. Логопедическая работа с ребенком в домашних условиях [Текст] : родительское собрание / О. А. Антонова // Логопед. — 2015. — №7. — С. 56-65.

Сценарий родительского собрания, посвященного вопросам организации логопедической работы с ребенком в домашних условиях.

Бобровская, Н. И. Профилактика оптической дисграфии у учащихся с ОВЗ [Текст] / Н. И. Бобровская // Логопед. — 2015. — №9. — С. 80-83.

В статье приводятся рекомендации и упражнения, направленные на профилактику оптической дисграфии. Это занятия, помогающие сформировать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья правильное письмо, зрительно-моторную координацию и  ассоциативное мышление.

Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук  [Текст] : игры и упражнения / С.Е. Большакова. – М. : Сфера, 2015. – 64 с. – (Библиотека логопеда).

В книге предлагаются тесты для диагностики состояния развития моторики. Даются рекомендации для организации занятий. Основная часть пособия посвящена описанию пальчиковых игр. Для занятий предлагаются инсценировки, тексты для пересказа в сопровождении ручных движений, теневые игры. Предложенные упражнения стимулируют также развитие внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения. Пособие может использоваться на групповых, индивидуальных занятиях в ДОО и дома. Рекомендуется для логопедов, воспитателей, родителей.

Гальцова, П.С. Логопедические сказки для самых маленьких [Текст] / П.С. Гальцова, И.С. Дудко, О.В. Ильина. – М. : Сфера, 2015. – 55 с. – (Библиотека логопеда).

Пособие предназначено для практической работы с детьми раннего возраста. Представлены театрализованные логопедические сказки, способствующие развитию речи, мышления, воображения, внимания.

Гольцова, Е. Г. Происки Кощея [Текст] / Е. Г. Гольцова // Логопед. — 2015. — №10. — С. 41-45.

Описание занятия для старших дошкольников, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие.

Давидович, Л.  Логопедия: семейное воспитание детей с нарушениями в развитии [Текст]  / Л. Давидович // Здоровье дошкольника. — 2015. — №10. — С. 42-66.

Советы и рекомендации логопеда родителям по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Елистратова, Е. А. Сценарий логопедического досуга для детей 6-7 лет «День родного языка» [Текст] / Е. А. Елистратова, О. А. Теплова // Дошкольник. — 2015. — №5. — С. 71-74.

Захарова, О.  Особенности логопедических занятий при коррекции алалии [Текст] / О. Захарова // Дошкольное воспитание. — 2015. — №12. — С. 84-90.

В статье раскрываются вопросы развития речевой функции при алалии. Анализируются различные подходы к преодолению нарушения в разные периоды. Обосновывается необходимость создания новой системы коррекционно-логопедического воздействия с учетом первично нарушенного звена.

Климанова, Г. Б. Что за чудо эти игры! [Текст] : игры с использованием шариков марблс и декоративных камешков с детьми 3-5 лет / Г. Б. Климанова // Логопед. — 2015. — №8. — С. 43-48.

Автор статьи рекомендует включать в индивидуальные логопедические занятия разнообразные задания с шариками марблс и камешками — кабошонами, учитывая поставленные цели и задачи в устранении речевого дефекта воспитанников. Данные пособия успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации, помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук, внимания, речи, памяти, мышления детей. Поделки легко изготовить и украсить. Данный материал будет полезен: воспитателям, учителям-логопедам, дефектологам, педагогам-психологам и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эти дидактические игры и упражнения доступно применять в работе логопедического пункта дошкольного учреждения, а также в домашних условиях.

Коробейникова, С. В. Коррекция звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией с применением ускоренной постановки звуков [Текст] / С. В. Коробейникова // Дошкольная педагогика. — 2015. — №10. — С. 40-41.

Описание исследования, целью которого была апробация эффективности ускоренной методики по коррекции фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.

Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики [Текст] / Н. Ю. Костылева. — М. : Сфера, 2014. — 64 с. — (Библиотека Логопеда).

            Эта книга поможет воспитателям и логопедам в работе по формированию и коррекции устной речи у дошкольников. В практическое пособие вошли игровые упражнения, разработанные по принципу фонетической ритмики. Такие упражнения способствуют формированию фонематического слуха и правильного произношения у детей, позволяют улучшить координацию движений, нормализовать речевое дыхание, развить интонационную выразительность речи. В книге даны подробные описания упражнений на различные звуки речи, примеры проговаривания слогов, слов и стихотворных текстов в сопровождении движений. Предлагаемый практический материал может быть использован на речевых занятиях с детьми, начиная с трехлетнего возраста, занятиях по подготовке к обучению грамоте со старшими дошкольниками, коррекционно-речевых занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки.
Куделина, Ю. Ю. Учимся слышать звуки [Текст] : консультация для родителей / Ю. Ю. Куделина // Логопед. — 2015. — №7. — С. 71-73.

Кучмезова, Н. В. По ступенькам к звуку. Формирование звукопроизношения у ребенка с ОВЗ [Текст] / Н. В. Кучмезова, И. А. Лигостаева. — М. : Сфера, 2015. — 64 с. — (Библиотека Логопеда).

В книге предлагаются описания занятий  по формированию звукопроизношения у детей 3-5 лет с ОВЗ. Материал построен с учетом принципа от простого к сложному, задания представлены в игровой форме. Книга адресована учителям-логопедам, специалистам-дефектологам, воспитателям и родителям.

Кучмезова, Н. В. Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребенка с ОВЗ [Текст] : методические рекомендации / Н.В. Кучмезова, И.А. Лигостаева. — М. : Сфера, 2015. — 64 с. — (Библиотека Логопеда).

В книге предлагаются занятия по формированию звукопроизношения речи ребенка 3-4 лет с ограниченными возможностями здоровья. При определении последовательности работы над звуками учитывался онтогенетический принцип. Коррекционно-логопедическая работа по устранению нарушения звукопроизношения сочетается с задачами по расширению словаря и развитию психофизиологической базы у детей. Занятия представлены в игровой форме. Книга адресована учителям-логопедам, воспитателям и родителям.

Морозова, Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи в логопункте [Текст] / Л. Н. Морозова // Логопед. — 2015. — №7. — С. 65-71.

В статье изложен опыт работы логопеда ДОО.

Новиковская О.А. Домашний логопед [Текст] / О.А. Новиковская ; худож. С Емельянова, А. Рахманов, О. Серебрякова. — М. : АСТ, 2013. — 96 с. : ил.

Красивая грамотная речь – залог успешного обучения! Скороговорки и чистоговорки, пальчиковые игры и забавные стишки – все, что поможет ребенку научиться правильно говорить. Замечательные логопедические упражнения, собранные в этом пособии, помогут не только предотвратить дефекты речи, но и исправить уже существующие. Заниматься по книге можно как дома, так и в детском саду.

Османова Г.А. Превращение ладошки: играем и развиваем мелкую моторику [Текст] / Г.А. Османова. — СПб. : КАРО, 2013. — 64 с. : ил. — (Популярная логопедия).

В книге содержится материал по применению игрового самомассажа кистей рук в педагогической работе с детьми. В нее включены оригинальные забавные стихи о превращениях ладошки и подробное описание техники выполнения массажных движений. Кроме того, в предисловии автор дает инструкцию по работе с детьми. Все стихи сопровождаются замечательными картинками, которые  привлекут внимание ребенка, и помогут ему выполнить занимательные задания.

Сидорова, К. Ю. Развитие речи у детей с РАС [Текст] / К. Ю. Сидорова // Логопед. — 2015. — №6. — С. 28-38.

Описание этапов работы над речевой функцией детей с расстройствами аутистического спектра.

Утемнова, Н. Н. Путешествие по сказкам. Занятие для детей 6-7 лет с ФФНР [Текст] / Н. Н. Утемнова // Логопед. — 2015. — №6. — С. 44-48.

            Коррекционно-развивающее занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Фадеева Ю.А. В мире слов, букв и звуков [Текст] : речевые игры на автоматизацию звуков / Ю.А. Фадеева, Г.А. Пичугина. — М. : Сфера, 2015. — 64 с. — (Библиотека Логопеда).

В пособии представлены дидактические игры на автоматизацию поставленных звуков у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи и дизартрию. В ходе игр ребенок не только закрепляет поставленный звук, но и овладевает лексико-грамматическим строем речи. Книга адресована учителям-логопедам, дефектологам, родителям.

Цвях, Н. Н. Деятельность логопеда в условиях работы «Службы домашнего визитирования»  [Текст]  / Н. Н. Цвях // Логопед. — 2015. — №9. — С. 72-78.

В статье рассмотрено внедрение инновационной технологии «Домашнее визитирование». Представлена актуальность данной технологии и описана деятельность логопеда в условиях работы «Службы домашнего визитирования», рассмотрены услуги и направления коррекционной работы логопеда, на основе анализа логопедической работы раскрыта эффективность его деятельности

Якунина В.А. Трудные звуки и буквы Ж и Ш : задания для профилактики нарушений письма [Текст]  / В.А. Якунина. — М. : Сфера, 2014. — 64 с. — (Библиотека Логопеда).

Данное пособие поможет сформировать правильное произношение, связную речь, фонематический слух, мелкую моторику, оптико-пространственные представления, навыки звукослогового анализа и синтеза, расширить словарный запас, усвоить основные лексико-грамматические категории русского языка. Регулярное выполнение заданий, предложенных в пособии, способствует профилактике всех видов дисграфии, а также развитию восприятия, внимания, памяти, мышления. Книга предназначена логопедам ДОО, воспитателям детских садов, учителям, родителям.

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Акрамова, О. В. Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Зимняя сказка» [Текст] / О. В. Акрамова // Дошкольная педагогика. — 2015. — №10. — С. 37-39.

Описание занятия для детей 6-7 лет с общим нарушением речи третьего уровня. Занятие  включает  пальминг, дыхательные упражнения, гимнастику для глаз.

Аминова, М. Е. Мастерская посуды [Текст] / М. Е. Аминова, Т. В. Волкова // Логопед. — 2015. — №10. — С. 22-26.

Занятие для детей с ОНР с использованием нетрадиционных техник изодеятельности.

Андреева, М. Б. Коррекция сенсорных и моторных нарушений у детей с алалией [Текст] / М. Б. Андреева // Логопед. — 2015. — №8. — С. 92-103.

Описание занятий по коррекции речевых нарушений.

Андреева, М. Б. Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи [Текст] / М. Б. Андреева // Логопед. — 2015. — №7. — С. 92-99.

Опыт работы логопеда ДОО.

Артемьева, И. В. Развивающие игры на занятиях для детей 4-5 лет с нарушением речи [Текст] / И. В. Артемьева, А. М. Сибагатулина // Логопед. — 2015. — №7. — С. 31-35.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игре, организованной взрослым или самостоятельной.

Бацанина, Н. А. Работа педагога-психолога с детьми с ОНР [Текст] / Н. А. Бацанина // Логопед. — 2015. — №6. — С. 72-74.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи, является наиболее сложным видом оказания психолого-педагогической помощи детям. Автор статьи описывает свой опыт работы в данном направлении.

Власова, Ю.  Конспекты подгрупповых музыкальных коррекционно-игровых занятий с детьми старшей группы с ОНР [Текст] / Ю. Власова, И. Григорьева, Т. Иванова // Дошкольная педагогика. — 2015. — №6. — С. 33-40.

Авторы статьи дают описание занятий по темам: «Осень», «Зима», «Новый год».

Голых, Е. А. Сказочная деревня звуков [Текст] : авторское пособие для старших дошкольников с нарушениями речи / Е. А. Голых // Логопед. — 2015. — №7. — С. 49-53.

Описание многофункционального настенного пособия «Сказочная деревня звуков». Пособие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Может быть применено как в образовательной, так и в свободной деятельности детей. В процессе работы с панно у детей формируются все компоненты речи, развиваются пространственные представления, закрепляются знания о цвете, развивается мелкая моторика.

Грошенкова, В. А. Использование нетрадиционных техник художественного творчества в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР [Текст] / В. А. Грошенкова, И. В. Костерина // Дошкольная педагогика. — 2015. — №9. — С. 37-41.

Описание НОД (непосредственно образовательной деятельности) с использованием техники квиллинг (бумагокручение).

Демидова, Г. Ю. Плюшевый мишка — друг всем детишкам! [Текст] : коррекционно-образовательный проект для старших дошкольников с ОНР / Г. Ю. Демидова // Логопед. — 2015. — №9. — С. 32-43.

Сценарий музыкально-поэтического представления «Как много мишек есть на свете, их любят взрослые и дети».

Дмитриева, К.  Экспериментальное изучение лексики дошкольников с ОНР, определение ведущей репрезентативной системы [Текст] / К. Дмитриева // Дошкольное воспитание. — 2015. — №11. — С. 110-114.

В статье представлены результаты констатирующего эксперимента, посвященного изучению объема лексического запаса детей с ОНР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками и выявлению их ведущей репрезентативной системы. Отмечена практическая значимость разработанной инновационной методики коррекционного воздействия, направленной на развитие лексики дошкольников с ОНР.

Дорошенко, О. Ю. Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материале текстов цепной структуры [Текст] / О. Ю. Дорошенко // Дошкольная педагогика. — 2015. — №9. — С. 42-44.

С целью оптимизации коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи, авторы статьи предлагают использовать авторские тексты цепной структуры.

Захарова, О.  Развитие кинестетического праксиса при коррекции афферентной моторной алалии [Текст] / О. Захарова // Дошкольное воспитание. — 2015. — №11. — С. 87-93.

Статья рассматривает вопросы активизации речи при одном из наиболее сложных речевых расстройств. Основным дефектом здесь является нарушение кинестетических ощущений положения органов артикуляции. Развитие кинестетического праксиса способствует обеспечению развития речи ребенка к началу школьного обучения.

Кондратьева, С. Ю. Коррекционные музыкально-игровые занятия в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. — 2015. — №6. — С. 31-33.

Сценарии коррекционно-игровых занятий, их цель, структура, основная и заключительная части.

Ларина, Л. Ю. Развитие мелкой моторики в работе с детьми по автоматизации звука «р» [Текст] / Л. Ю. Ларина // Дошкольная педагогика. — 2015. — №8. — С. 20-24.

Статья представляет 18 игр, направленных на автоматизацию звука «р» и развитие мелкой моторики.

Олейник, Ж. М. Космическое путешествие в поисках алфавита [Текст] : открытое занятие по обучению грамоте детей 6-7 лет с ТНР / Ж. М. Олейник // Логопед. — 2015. — №8. — С. 18-21.

Рассохина, И. Ю. Путешествие на поляну звуков и букв [Текст] : авторское дидактическое пособие из тряпичных кукол для детей 5-7 лет / И. Ю. Рассохина // Логопед. — 2015. — №7. — С. 54-55.

Описание пособия, предназначенного для индивидуальных логопедических занятий. Оно представляет собой набор тряпичных кукол и панно, которые можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособие помогает создать мотивационную ситуацию перед занятием.

Танцюра, С. Ю. Коммуникативное взаимодействие родителей и неговорящих детей младшего дошкольного возраста [Текст] / С. Ю. Танцюра // Логопед. — 2015. — №7. — С. 11-14.

Авторы статьи в условиях эксперимента поставили детей и их родителей в различные коммуникативные ситуации, наполненные таким образом, чтобы все они были последовательны и одна дополняла другую.

Уланова, А. А. Опыт работы по развитию речи детей с агенезией мозолистого тела [Текст] / А. А. Уланова // Логопед. — 2015. — №8. — С. 115-123.

Фетисова, М. В. Преодоление межзубного и губно-зубного сигматизма в ДОО [Текст] / М. В. Фетисова // Логопед. — 2015. — №6. — С. 108-113.

Цветова, Л. А. Комплекс мероприятий по танцевально-игровому творчеству старших дошкольников [Текст] / Л. А. Цветова, Л. А. Королева // Дошкольная педагогика. — 2015. — №6. — С. 21-28.

Авторы статьи дают описание занятий для дошкольников групп компенсирующей направленности с нарушением речи. Разработанные занятия направлены на развитие речи, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов.

НАРУШЕНИЯ СЛУХА

Капустина, К. В. Активизация слухового восприятия у детей с врожденными расщелинами нёба [Текст] / К. В. Капустина // Логопед. — 2015. — №9. — С. 115-117.

Опыт работы логопеда ДОУ с детьми с ВРН, имеющими слуховые проблемы.

Ляпер, Л. В. Хочу с тобой поговорить [Текст]  / Л. В. Ляпер // Логопед. — 2015. — №8. — С. 73-77.

Рекомендации логопеда ДОУ в помощь родителям глухих детей.

ОДА

Лебедева, Т. Н. В гости к ежику [Текст] : индивидуальное логопедическое занятие с ребенком с ДЦП / Т. Н. Лебедева // Логопед. — 2015. — №6. — С. 88-91.

Сысуева, Н. В. Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ [Текст] / Н. В. Сысуева // Дошкольная педагогика. — 2015. — №6. — С. 29-30.

В настоящее время для детей с ДЦП в системе занятий по физическому развитию наиболее актуально включение адаптивной физической культуры. Эта система включает комплекс мероприятий спортивно-оздоровительного характера, направленных на адаптацию и реабилитацию в социальной среде детей с ДЦП.