`
16 декабря 2024

В помощь логопеду: новые поступления литературы за 2024 г.

Айнетдинова, Р. М. Логопедическое утро. Речевой режим для дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Р. М. Айнетдинова // Логопед. — 2024. — № 1. — С. 52-56.

В статье приводится пример эффективного комбинирования артикуляционных, дыхательных и ритмических упражнений, комплексно воздействующих на всестороннее развитие дошкольников. Также затрагиваются вопросы соблюдения логопедического режима, участия родителей в коррекционном процессе.

Айнетдинова, Р. М. Сценарий логопедического мероприятия «Сказочное лето» [Текст] / Р. М. Айнетдинова // Логопед. — 2024. — № 7. — С. 46-52.

В статье представлено логопедическое мероприятие для детей 6–7 лет с целью закрепления пройденного материала и совершенствования полученных в течение учебного года навыков. Может проводиться как в групповом помещении, так и на улице.

Александрова, А. Ю. Авторская игровая логопедическая методика «Веселые запоминалки» [Текст] / А. Ю. Александрова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 1. — С. 50-52.

Игровая логопедическая методика для детей с тяжелыми нарушениями речи, которая основывается на приемах мнемотехники, способствующая активной автоматизации звуков речи в слогах и словах.

Анисимова, А. В. В гостях у Степашки [Текст] : подгрупповое логопедическое занятие для детей 5-7 лет / А. В. Анисимова // Логопед. — 2024. — № 3. — С. 48-51.

В статье представлено подгрупповое логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста, направленное на выработку правильного произношения звуков [с], [ш].

Баратова, М. С. Удивительное путешествие по весеннему лесу [Текст] : логопедическое занятие для детей 6-7 лет с ОВЗ / М. С. Баратова // Логопед. — 2024. — № 3. — С. 40-44.

В данной статье представлено логопедическое занятие для детей дошкольного возраста с использованием элементов сказкотерапии, су-джок терапии и логоритмики.

Барбосова, Н. Н. Бинарное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога на тему «Космос» [Текст] / Н. Н. Барбосова, И. И. Булгкова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 2. — С. 36-37.

Цели, задачи и ход занятия для дошкольников с нарушениями речи.

Боева, Д. М. Метод мозжечковой стимуляции в коррекции речевых нарушений [Текст] / Д. М. Боева, Т. К. Меркулова, Е. А. Высоцкая // Дошкольное воспитание. — 2023. — № 11. — С. 2-5.

Обосновывается актуальность, эффективность и своевременность использования метода мозжечковой стимуляции в коррекции речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста практикующим педагогом-логопедом.

Ворошилова, Е. Л. Основные направления развития теории и практики логопедического обследования [Текст] / Е. Л. Ворошилова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 7. — С. 55-68.

В статье представлены основные направления исследований сотрудников лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики». Раскрыты подходы к выделению критериев оценки результатов логопедического обследования: оценка письменной речи, понимания речи, лексико-грамматического строя речи, текстовой компетенции, плавности речи.

Гайдар, Е. Н. Использование нетрадиционной формы работы учителя-логопеда с родителями [Текст] / Е. Н. Гайдар // Логопед. — 2024. — № 5. — С. 87-92.

В статье представлены нетрадиционные формы работы с родителями: мастер-классы, тренинги, ролевые игры и др. Подробно даны рекомендации логопеда в данных формах работы с родителями.

Газетдинова, П. Б. Навстречу приключениям. Речевое мероприятие для детей 6-7 лет с ОВЗ [Текст] / П. Б. Газетдинова // Логопед. — 2024. — № 6. — С. 102-106.

В статье представлено речевое мероприятие для детей с ОВЗ на автоматизацию звука [р], дано описание речевых заданий на закрепление звукопроизношения.

Гарат, Е. А. Современные логопедические пособия: обучение речи через движение [Текст] / Е. А. Гарат, А. С. Некрасова, Л. Г. Миронова // Логопед. — 2024. — № 3. — С. 70-75.

В статье представлен опыт внедрения в коррекционно-образовательный процесс новых веяний, современных технологий, повышающих мотивацию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к занятиям и приводящих к желаемому результату коррекционной работы.

Гладышева, И. В. Сценарий родительского собрания «Мы — будущие первоклассники» [Текст] / И. В. Гладышева // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 1. — С. 40-42.

Сценарий собрания, которое проходит в форме квест-игры в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ОНР. Участвуют дети, их родители, учитель-логопед и воспитатели.

Гулидова, Е. Е. В гостях у пчелки Жужи [Текст] / Е. Е. Гулидова // Логопед. — 2024. — № 5. — С. 79-83.

В статье описывается многофункциональное пособие для логопедических и групповых занятий с детьми дошкольного возраста, предлагаются различные варианты игровой деятельности.

Дженгурова, Л. Н. Использование деревянного массажера в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР [Текст] / Л. Н. Дженгурова // Логопед. — 2024. — № 7. — С. 17-20.

В данной статье представлены игры с помощью массажера для детей с нарушениями речи. Автор предлагает использовать данные игры не только логопедам дошкольных учреждений, но и родителям в домашних условиях.

Дубяга, И. А. Визуальные приемы работы в формировании фонематического восприятия у детей с ОВЗ [Текст] / И. А. Дубяга // Логопед. — 2024. — № 4. — С. 6-11.

В статье описывается прием использования зрительных звуковых моделей Т.А. Ткаченко и кругов Эйлера в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОО.

Занятие-квест по речевому и познавательному развитию в старшей логопедической группе [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 10. — С. 34-36.

Зуева, Т. В. Логопедическая паутинка. Речевое пособие на звукопроизношение для детей 5–7 лет [Текст] / Т. В. Зуева // Логопед. — 2024. — № 2. — С. 68-72.

В статье рассказывается о новом многофункциональном речевом пособии «Логопедическая паутинка», в котором процесс автоматизации поставленных звуков сочетается с речевыми и логическими играми, а также развитием мелкой моторики (игра с резиночками).

Иванова, Э. Б. Давай попрыгаем! Подвижная игра «в резиночку» вместе с логопедом [Текст] / Э. Б. Иванова // Логопед. — 2024. — № 6. — С. 58-62.

В статье описывается подвижная игра «в резиночку», с помощью которой учитель-логопед реализует коррекционную работу с детьми с речевыми нарушениями. Предложены упражнения на автоматизацию звуков изолированно, в слогах, словах, чистоговорках, стихах, а также на развитие грамматического строя речи и словаря.

Кайдан, И. Н. Солнцу помогаем – весну встречаем! Инклюзивное логопедическое занятие по развитию речи детей с ОВЗ [Текст] / И. Н. Кайдан // Логопед. — 2024. — № 4. — С. 39-45.

В статье представлено инклюзивное занятие по развитию речи детей 6–7 лет с диагнозами общее недоразвитие речи третьего уровня, системное недоразвитие речи легкой степени. На занятии вырабатывается речевое дыхание, активизируется мелкая и артикуляционная моторика, развиваются тактильная чувствительность и чувство ритма, формируется грамматический строй речи.

Калмыкова, А. С. Использование мнемотехники в коррекционной работе по формированию навыков составления описательного рассказа у старших дошкольников с системным недоразвитием речи [Текст] / А. С. Калмыкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 2. — С. 24-32.

В статье рассматриваются особенности формирования навыков составления описательного рассказа у старших дошкольников с СНР. Представлены основные направления и этапы коррекционной логопедической работы. Приведены примеры упражнений и заданий, направленные на развитие связной описательной речи.

Коломийцева, О. В. Проблема разработки методического пособия для работы по преодолению заикания [Текст] / О. В. Коломийцева // Логопед. — 2024. — № 2. — С. 24-30.

В статье в рамках решения проблемы преодоления заикания предлагается авторская разработка тренажера плавности речи с указанием этапов работы. Подчеркивается важность коррекционной работы и поддержки семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

Конспект коррекционно-развивающей деятельности в подготовительной группе «Путешествие с малышом Ботли. Звук [ш] и буква Ш» [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 10. — С. 38-41.

Кравчик, Г. Н. В гостях у звука «Ж» [Текст] : занятие на автоматизацию звука [ж] в подготовительной к школе группе с ОНР / Г. Н. Кравчик // Логопед. — 2024. — № 1. — С. 92-99.

В статье представлено занятие по автоматизации звука [ж], состоящее из игр для отработки правильного произношения данного звука и закрепления его в слогах, словах и предложениях. Занятие поможет детям формировать грамматический строй речи и обогащать словарный запас.

Мальцева, И. И. Логопедические сказки в коррекционной работе. Мастер-класс для педагогов [Текст] / И. И. Мальцева // Логопед. — 2024. — № 7. — С. 33-37.

В статье представлен творческий подход к методам коррекции речевых нарушений, показано использование русской народной и авторской сказки в логопедической работе над звукопроизношением.

Микляева, Н. В. Развитие чувства языка на основе игровых действий с морфемными кубиками [Текст] / Н. В. Микляева // Дошкольное воспитание. — 2023. — № 11. — С. 19-22.

Алгоритм разработки особенного демонстрационного материала – морфемных кубиков – для развития чувства языка у детей старшего дошкольного возраста; этапы и приемы организации образовательной деятельности с дошкольниками.

Москаленко, К. Г. Особенности логопедической работы при дизартрии в дошкольных учреждениях [Текст] / К. Г. Москаленко // Логопед. — 2024. — № 5. — С. 44-47.

В статье рассматривается логопедическая работа при дизартрии в дошкольных учреждениях для преодоления речевых нарушений; представлены особенности речи дизартриков дошкольного возраста; даны этапы коррекционно-логопедической работы.

Ноздрачева, Е. Н. Логопедический фестиваль как пространство обмена опытом [Текст] / Е. Н. Ноздрачева, О. А. Першина // Логопед. — 2024. — № 4. — С. 46-53.

В статье представлено описание Логопедического фестиваля, на котором проходит обмен опытом для дальнейшей коррекционной работы.

Павлова, Е. А. Логопедическое мероприятие для старших дошкольников «Любовью согретые сердца» [Текст] / Е. А. Павлова // Логопед. — 2024. — № 1. — С. 67-77.

В статье представлен авторский конспект организованной логопедической деятельности для детей старшего дошкольного возраста, направленный на закрепление речевых навыков, полученных в ходе коррекционной работы.

Павлюченко, Н. В. Проект логомарафона «МультиманИя»: взаимодействие и партнерство с родителями [Текст] / Н. В. Павлюченко // Логопед. — 2024. — № 4. — С. 79-90.

В статье представлено описание недельного логомарафона «МультиманИя», помогающего решать актуальную задачу современной реальности — объединение всех участников учебного процесса, решая при этом задачи речевого, интеллектуального, нравственного и духовного развития в необычной, захватывающей форме.

Перцева, И. А. Современные технологии в работе с дошкольниками с заиканием [Текст] / И. А. Перцева // Логопед. — 2024. — № 1. — С. 12-21.

Статья посвящена современным технологиям в работе с дошкольниками с заиканием. Подробно освещена методика коррекционной работы, представлены образцы курса логопедической ритмики как эффективного средства развития и совершенствования речи и моторики старших дошкольников с заиканием.

Прокопьева, Т. И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии [Текст] / Т. И. Прокопьева // Логопед. — 2024. — № 5. — С. 94-99.

В статье представлен опыт работы по коррекции дизорфографии у школьников 3–5-х классов. Эффективная система логопедической работы направлена на развитие полноценной речемыслительной деятельности и формирование стойкого навыка орфографического письма.

Почивалина, И. Ю. Профессиональные конкурсы как средство повышения компетентности учителя-логопеда [Текст] / И. Ю. Почивалина // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 5. — С. 48-50.

Статья рассказывает о существующих сегодня профессиональных конкурсах для педагогов.

Репецкая, Е. В. Использование СТЕМ-стены в логопедической работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями [Текст] / Е. В. Репецкая // Логопед. — 2024. — № 5. — С. 70-78.

В статье представлены приемы работы с дошкольниками с особыми образовательными потребностями на основе реализации STEAM-подхода, актуальность которого обусловлена социальным запросом на повышение роли технического и инженерного образования.

Рой, И. А. «В гости к Чебурашке» [Текст] : подгрупповое логопедическое занятие для автоматизации звука «ш» / И. А. Рой // Игра и дети. — 2024. — № 1. — С. 22-24.

Соломатина, Г. Н. Особенности проведения логопедического обследования произносительной стороны речи у детей раннего возраста [Текст] / Г. Н. Соломатина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 3. — С. 25-34.

В статье рассматриваются технологические основы проведения логопедического обследования произносительной стороны речи ребенка раннего возраста. Выявленные особенности логопедического обследования в рассматриваемой возрастной категории будут способствовать организации диагностической и коррекционной работы.

Сковородник, Е. П. Предупреждение фонематической дисграфии у детей с ТНР в условиях ДОУ [Текст] / Е. П. Сковородник // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 1. — С. 29-30.

Опыт работы логопеда в ДОУ. Описание игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха и восприятия.

Слиткова, Т. А. Логопедическая встреча с родителями: театрализованно-игровая деятельность в развитии речи [Текст] / Т. А. Слиткова // Логопед. — 2024. — № 2. — С. 77-80.

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи театрализованно-игровой деятельности и коррекционно-развивающего компонента в логопедической работе, показана роль игры и театра в процессе становления и развития речи. Такой формат работы интересен и для родителей.

Слиткова, Т. А. Роль театрализованно-игровой деятельности в процессе коррекционно-логопедической работы [Текст] / Т. А. Слиткова // Логопед. — 2024. — № 1. — С. 47-50.

В статье говорится о взаимосвязи театрализованно-игровой деятельности и коррекционно-развивающего компонента в логопедической работе, необходимости игры и театра в процессе становления и развития речи, формировании личности ребенка, а также в решении такой важнейшей задачи, как гуманизация образования. Особая роль отведена оптимизации логопедической работы посредством театральной составляющей, представлены основные направления логопедической работы в театрализованно-игровой деятельности.

Степанова, К. С. Звездам навстречу [Текст] : индивидуальное логопедическое занятие для детей 6-8 лет / К. С. Степанова // Дошкольное воспитание. — 2024. — № 3. — С. 33-36.

Описан опыт построения индивидуального маршрута речевого развития ребенка в рамках темы «Космос».

Ткаченко, Т. А. Особенности авторской системы развития фонематического восприятия у дошкольников [Текст] / Т. А. Ткаченко // Логопед. — 2024. — № 6. — С. 97-101.

В статье известного логопеда-практика, автора многочисленных пособий анализируются досадные терминологические ошибки, касающиеся важнейших для логопедии понятий, а также приводятся 5 ступеней авторской системы развития фонематического восприятия у детей с различными нарушениями речи.

Шабалина, Н. Н. Приемы мозжечковой стимуляции в логопедической работе [Текст] / Н. Н. Шабалина // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 4. — С. 38-41.

Применение упражнений на балансирах в логопедической работе с детьми с нарушениями речи способствует решению речевых задач совместно с коррекцией и нормализацией двигательных качеств.

Шестеперова, Т. П. Использование логопедических пособий и материалов в обучении детей-инофонов в начальной школе. Из опыта работы учителя начальных классов [Текст] / Т. П. Шестеперова // Логопед. — 2024. — № 3. — С. 101-105.

В статье приводится опыт работы с детьми-инофонами, даются рекомендации и советы, помогающие детям не только лучше овладевать речью, но и социализироваться в обществе.

Хлебович, Ю. В. Методические рекомендации по использованию различных упражнений для развития мелкой моторики на логопедических занятиях [Текст] / Ю. В. Хлебович // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 3. — С. 50-53.

Шибельбейн, И. В. Кинезиологические упражнения в логопедической работе с детьми с ТНР [Текст] / И. В. Шибельбейн // Логопед. — 2024. — № 2. — С. 20-23.

В статье представлено использование кинезиологических упражнений в логопедической работе по развитию и коррекции устной речи детей дошкольного возраста с ТНР.

Щеколдина, Т. С. Использование игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста [Текст] / Т. С. Щеколдина // Логопед. — 2024. — № 4. — С. 64-70.

В статье говорится об эффективности использования разнообразных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста. Представлены план занятия, игры, даются рекомендации.

Якуничева, А. И. Мастер-класс для родителей «Шалости для радости. Вкусная артикуляционная гимнастика» [Текст] / А. И. Якуничева // Логопед. — 2024. — № 1. — С. 88-91.

В статье представлен мастер-класс для родителей по выполнению детьми артикуляционной гимнастики. Приводятся упражнения, необходимые для укрепления мышц губ, языка и вызывающие у детей положительные эмоции.