18 марта 2019

В помощь тифлопедагогу: новые поступления литературы за 2-ое полугодие 2018 г.

В список литературы включены библиографические описания статей из периодических изданий и книг. В этот выпуск вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых во 2-м полугодии 2018 года. Материал расположен в алфавитном порядке авторов и заглавий. Предлагаемая литература может быть использована тифлопедагогами, тифлопсихологами, воспитателями специальных школ, родителями слепых и слабовидящих детей, студентами.

Бикина, И. Вязаные аксессуары. Реабилитационное пособие для незрячих [Шрифт Брайля] / И. Бикина. — Изд. по Брайлю 1-е. — СПб. : Чтение, 2018. — 4 кн.

Книга содержит рекомендации по вязанию аксессуаров — шарфов, палантинов, шалей, пончо и сумок. По вполне понятным причинам незрячему человеку очень сложно выбрать тот или иной аксессуар, поэтому там, где это возможно, автор дает максимально подробное описание внешнего вида изделия. Книга относится к реабилитационным пособиям и может применяться в организации досуга незрячих.

Бруштейн, И.  Если б не было школ, до чего человек бы дошёл! [Текст] / И. Бруштейн // Школьный вестник. — 2018. — № 10. — С. 1-16.

Рассказ о работе «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения зрения) № 127» г. Челябинска.

Бумажные фантазии [Электронный ресурс] : методическое пособие: аудиослайд-фильм. — Электрон. дан. — М. : РГБС, 2018. — 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : зв.  (1 час.59 мин.), моно.

Пособие дает представление о японском искусстве оригами, его базовых понятиях и условных обозначениях, обучает методике складывания бумажных моделей. Издание адресовано, прежде всего, сотрудникам специальных библиотек для слепых, занимающихся творческой реабилитацией инвалидов по зрению, а также читателям.

Вершинина, Г. П. Образовательные проекты для детей 6-7 лет с нарушениями зрения в рамках точечной инклюзии [Текст] / Вершинина Г. П., Фоменко О. П. // Логопед в детском саду. — 2018. — № 2. — С. 63-76.

В статье описан педагогический опыт объединения семьи и детского сада в становлении, развитии, воспитании в ребенке гражданина в рамках реализации образовательного проекта «Интеллектуальные викторины для детей 6-7 лет в рамках точечной инклюзии».

Геровская, Н. В. Развитие взаимодействия учителя-дефектолога и семей обучающихся как условие успешной социальной адаптации детей со зрительной депривацией посредством организации работы семейного клуба [Текст] / Геровская Н. В. // Практическая дефектология. — 2018. — № 3. — С. 23-28.

Автор рассматривает семейный клуб как действенную форму взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, с помощью включения в совместные игры, мастер-классы, чаепития детей и взрослых, семейных викторин и соревнований. Материал предназначен для учителей-дефектологов, педагогов-психологов, воспитателей групп компенсирующей направленности, родителей детей с ОВЗ, студентов дефектологических факультетов.

Егорова, С. Английский на слух? Это реально! [Текст] / С. Егорова // Наша жизнь.- 2018. — № 10. — С. 58-64.

Рассматриваются некоторые аудио- и видеокурсы по английскому языку, значительная часть которых представлена в библиотеке «Логосвос» в следующих разделах: «Изучение иностранных языков», «Радиопрограммы», «Телевизионные программы».

Зарубежный тифломир [Текст] : вып. 9. — М. : РГБС, 2018. — 38 с.

Брошюра знакомит с положением незрячих в Китае. Освещаются различные аспекты их жизни, обобщен современный материал о реабилитации людей с нарушением зрения, о системе образования, трудоустройстве, привлечении их к книгам, чтению, библиотеке. Приведены сведения о незрячих, достигших успеха в жизни. Издание может представлять интерес для работников сферы культуры, образования, воспитания, реабилитации инвалидов по зрению.

Захарова Е. В. Обслуживание инвалидов в публичных библиотеках России : итоги исследования / Е. В. Захарова. — М. : РГБС, 2018. — 87 с.

Настоящее издание содержит результаты повторного исследования, проведенного под эгидой Российской библиотечной ассоциации и посвященного работе библиотек в помощь людям, имеющим ограничения здоровья. Издание представляет интерес для библиотекарей и других специалистов, занимающихся проблемами инвалидов и инвалидности.

Ингларов, М. Ватсап в помощь [Текст] / М. Ингларов // Наша жизнь.- 2018. — № 10. — С. 34-39.

О популярных мессенджерах и чатах для слепых. Приводится адрес сайта со списками групп общения и подробной инструкцией как в них вступить.

Кремлякова, А. Ю. Родительское собрание в младшей тифлогруппе «Я вижу мир, и он прекрасен!» [Текст] / А. Ю. Кремлякова, Е. Ф. Коростелева, О. П. Михальчук // Дошкольная педагогика. — 2018. — №7. — С. 44-49.

Сценарий родительского собрания, направленного на повышение психолого-педагогической компетентности родителей детей с нарушениями зрения.

Любимова, М.  Столовый этикет и сервировка стола, адаптированные для людей с нарушением зрения [Текст] : методическое пособие / М. Любимова. — М. : РГБС, 2018. — 59 с. — (Заочная школа для родителей).

Автор, научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО, тифлопедагог, рассматривает самые необходимые правила поведения за столом, адаптированные для людей с нарушением зрения. Пособие содержит общие правила и советы, касающиеся того, как незрячим самостоятельно сервировать стол и как организовать застолье так, чтобы оно было комфортно для них. Издание адресовано людям с нарушением зрения, их родственникам и друзьям, а также педагогам, работающим с ними.

Мёдова , Н. А. Формирование артикуляционных позиций у слепых детей [Текст] / Н. А. Мёдова  // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2018. — № 3. — С. 27-34.

В связи с увеличением количества детей с ретинопатией, возникают проблемы обучения и воспитания слепых детей, а также формирование компенсаторных возможностей, с целью более успешной социализации данной категории детей. В статье автор делает акцент на проблему несформированности мышц артикуляционного аппарата и сложности  в операции подражания на этапе становления звукопроизносительного навыка. Предлагает доступные приемы работы с детьми по данному направлению.

Наша ленинградская школа. Вспоминают учителя и ученики прошлых лет [Шрифт Брайля] : с приложением аудиодиска в формате mp3 . — Изд. по Брайлю 1-е.

Сборник воспоминаний о Ленинградской (Санкт-Петербургской) школе для слепых детей. Книга охватывает временной промежуток от 30-х годов двадцатого до первого десятилетия двадцать первого столетия, предоставив слово людям разного жизненного опыта, разных профессий и индивидуальностей.

О роли пространственных представлений в овладении чтением и письмом по системе Брайля [Текст] // Практическое руководство по использованию рельефно-точечного шрифта Л. Брайля при обучении слепых детей. – М. : ООО «ИПТК «Логосвос», 2018. – С. 101-116.

Павлюченкова, А. Мыслить по Брайлю [Текст] / А. Павлюченкова // Школьный вестник. — 2018. — № 9. — С. 3-5.

Беседа о современных проблемах рельефно-точечной системы с учителем русского языка и литературы Королёвской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей Евгением Александровичем Мешковым.

Пальтов, А. Е. Ассистивные технологии как средства физической активности лиц с нарушением зрения [Текст] / А. Е. Пальтов // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2018. — № 3. — С. 41-48.

В данной статье представлены особенности применения асситивных технологий, обеспечивающих развитие физической активности лиц с нарушениями зрения. Даётся оценка возможностей технологий, предназначенных для передвижения в пространстве слепых и слепоглухих.

Первозванская, Т. Учебник сольфеджио [Шрифт Брайля] / Т. Первозванская. — Изд. по Брайлю 1-е. — СПб. : Чтение, 2018. — 1 кн. — Перепеч. : СПб. : Композитор, 2014.

Продолжаются публикации пособий Т. Е. Первозванской из серии «Мир музыки». Автор по-прежнему комплексно подходит к изучению материала, рассматривая как единое целое основные теоретические дисциплины, изучаемые в музыкальных школах. Оставаясь в рамках учебного плана по изучению сольфеджио и музыкальной литературы, Первозванская обогащает учебник сольфеджио новыми нотными примерами, корреспондирующими с музыкальным материалом, познаваемым в курсе музыкальной литературы. Ученик не только глубже постигает изучаемых им авторов (Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена), но и знакомится с музыкой, характерной для того или иного исторического периода, как авторской, так и народной.

Положение о едином орфографическом режиме на уроках русского языка и математики в школе для слепых [Текст] // Практическое руководство по использованию рельефно-точечного шрифта Л. Брайля при обучении слепых детей. – М. : ООО «ИПТК «Логосвос», 2018. – С. 168-191.

Померанцев, Д. Образование. Общение. Творчество [Текст] / Д. Померанцев // Школьный вестник. — 2018. — № 9. — С. 19-32.

О Всероссийском инклюзивном студенческом фестивале в Нижегородской области (13-17 августа 2018 г.).

Практическое руководство по использованию рельефно-точечного шрифта Л. Брайля при обучении слепых детей. Начальная школа [Текст] / сост. В. З. Денискина. — М. : ООО «ИПТК «Логосвос», 2018. — 200 с. — (Круг чтения. Издание для слабовидящих).

В книге представлены материалы, которые призваны помочь педагогам как коррекционных, так и массовых образовательных организаций обучать слепых детей с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля. Основное внимание уделено знакам и образцам записей, необходимым при реализации требований к образованию слепых детей в соответствии с ФГОС. Практическое руководство может быть востребовано вузами, готовящими учителей-дефектологов, педагогами реабилитационных организаций, родителями, чьи дети обучаются по системе Брайля, а также теми, кто самостоятельно овладевает письмом и чтением по системе Брайля.

Проектная деятельность в специальных библиотеках для слепых [Текст] : метод. пособие. — М. : РГБС, 2018. — 91 с.

Пособие составлено с целью активизации программно-проектной деятельности специальных библиотек для слепых, поможет всем заинтересованным лицам не только познакомиться с опытом их работы, но и разобраться в особенностях его использования в спецбиблиотеках, решающих проблемы новой организации рабочего процесса путем развития библиотечных проектов и своего эффективного позиционирования в социокультурном пространстве.

Развитие навыка скорости чтения у слепых младших школьников [Текст] // Практическое руководство по использованию рельефно-точечного шрифта Л. Брайля при обучении слепых детей. – М. : ООО «ИПТК «Логосвос», 2018. – С. 147-155.

Развитие социальных и бытовых навыков у незрячих детей [Текст] : советы родителям: обзор зарубежных материалов. — М. : РГБС, 2018. — 39 с. — (Заочная школа для родителей).

В брошюре представлен обзор материалов по воспитанию незрячих детей, развитию у них ряда важных бытовых и социальных навыков. Издание может представлять интерес для родителей, учителей, библиотекарей и всех других интересующихся проблемами слепоты и тифлопедагогики.

Сергеева, А. И. Формирование процесса внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами сенсорно- тактильных игр из текстильных материалов [Текст] / А. И. Сергеева // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2018. — № 3. — С. 35-40.

В статье актуализируется проблема формирования произвольного внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья. Обозначена роль произвольного внимания для развития высших психических функций, в частности, взаимосвязь с речевой функцией. Представлен авторский опыт разработки и применения сенсорно-тактильных игрушек в коррекционной работе с дошкольниками и младшими школьниками. Раскрыт дидактический потенциал вязаной скакалки как средства формирования тактильного восприятия, произвольного внимания, памяти, моторной и речевой сферы детей с проблемами в развитии.

Снигирёва, М. В. Прогулка в лес [Текст] : конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей старшей группы / М. В. Снигирёва // Коррекционная работа в ДОУ. — 2018. — № 7-8. — С. 53-55.

Солодова, Н. В. Развитие слухового восприятия у детей с ОВЗ по зрению на уроках русского языка и литературы [Текст] / Солодова Н. В. // Практическая дефектология. — 2018. — № 3. — С. 19-23.

Статья посвящена описанию способов реализации особых образовательных потребностей детей с ОВЗ по зрению на уроках русского языка и литературы с опорой на слуховой анализатор. Автор приводит конкретные примеры использования специальных тифлоприемов, рассчитанных на применение компенсаторных функций сохранных анализаторов (слуха), для целенаправленного развития у слепых и слабовидящих учащихся сенсорной сферы на уроках филологии.

Сохраняя традиции, ищем новое: перспективные модели библиотечно-информационного обслуживания инвалидов и продвижение услуг [Текст] : по материалам заседания Секции библиотекк, обслуживающих инвалидов (23 Ежегод. конф. РБА, Владимир, 12-18 мая 2018 г.). — М. : РГБС, 2018. — 135 с.

Сборник содержит материалы, представленные на заседании Секции библиотек, обслуживающих инвалидов. Издание адресовано сотрудникам библиотек, обслуживающих инвалидов по зрению и инвалидов других категорий, всем специалистам, занятым в сфере их воспитания, обучения, реабилитации.

Учебно-методическое пособие по информатике и информационно-коммуникационным технологиям для инвалидов по зрению [Текст] // Школьный вестник. — 2018. — № 11. — С. 1-6.

Трудно переоценить значение современных тифлокомпьютерных технологий в образовании и социальной интеграции инвалидов по зрению. Развитие технологий невизуального доступа к информации на современном этапе позволяет незрячим использовать компьютер не только в быту и учёбе, но и как средство профессиональной деятельности. Но для успешного освоения тифло-информационных технологий необходимы специальные учебно-методические пособия, изданные по брайлю и в других доступных формах. Поэтому создание таких пособий имеет крайне важное значение.

Филиппова, Вероника. Твое будущее – в твоих руках [Текст] / В. Филиппова // Наша жизнь.- 2018. — № 7. — С. 28-33.

Об итогах Всероссийской образовательной реабилитационной конференции ВОС «Геленджик-2018».