07 ноября 2019

В помощь тифлопедагогу: новые поступления литературы за первое полугодие 2019 г.

В рекомендательный список литературы «В помощь тифлопедагогу» включены библиографические описания статей из периодических изданий и книг. В этот список вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых в 1-м полугодии 2019 года. Материал расположен в алфавитном порядке авторов и заглавий. Предлагаемая литература может быть использована тифлопедагогами, тифлопсихологами, воспитателями специальных школ, родителями слепых и слабовидящих детей, студентами.

Айвазян, Е. Б. Механизмы формирования и возможности предупреждения отклонений в развитии слепого ребенка младенческого возраста в перспективе культурно-исторического подхода [Текст] / Е. Б. Айвазян, Т. П. Кудрина // Дефектология : науч.-метод. журн. — 2019. — № 4. — С. 3-13.

В статье предлагается новый взгляд на механизмы дизонтогенеза при слепоте. С позиций культурно-исторического подхода к развитию психики человека выдвигается положение о том, что в основе особенностей развития двигательной, когнитивной и мотивационной сфер слепого ребенка лежит нарушение становления его общения со взрослым с самых первых дней жизни. Раскрывается содержание первых шагов развития общения ребенка со взрослым, в соответствии с которым формулируются задачи психолого-педагогической работы с семьей слепого ребенка.

Айвазян, Е. Б. Развитие действий с предметами у слепых детей первых лет жизни [Текст] / Е. Б. Айвазян, Т. П. Кудрина // Дефектология : науч.-метод. журн. — 2019. — № 3. — С. 41-49.

В статье описаны результаты исследования развития действий с предметами у слепых детей первых лет жизни. Представлены данные о сроках появления и особенностях этих действий, которые слепые дети совершают при взаимодействии с матерью и самостоятельно в ситуации бодрствования. Показана вариативность развития действий с предметами у слепых детей первых лет жизни. Ставится вопрос об изучении условий развития у них действий с предметами в контексте их взаимосвязи со становлением общения.

Блинова, Л. Н. Специальное образование в Хабаровском крае: страницы истории [Текст] : [деятельность коррекционных учреждений для детей с нарушением зрения, слуха, с умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития] / Л. Н. Блинова, С. А. Сиприкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : научно-методический и практический журнал. — 2019. — № 4. — С. 9-13.

В статье представлена история становления и развития специального образования в Хабаровском крае. Рассматривается организация и деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушением слуха, зрения, с умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Бруштейн И. Слепота – это вызов, который мы принимаем [Текст] // Школьный вестник. — 2019. — №5. — С. 8-20.

О школе для слепых, которая основана в 1868 году в католическом монастыре Святого Франциска и успешно существует и развивается по сей день, и является одним из лучших в стране учебно-реабилитационным центром для инвалидов по зрению.

Веселовская, М. А. Сетевое взаимодействие специалистов при обучении детей с нарушениями зрения в условиях инклюзии [Текст] / М. А. Веселовская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : научно-методический и практический журнал. — 2019. — № 4. — С. 51-55.

В статье обобщен опыт сетевого взаимодействия специалистов при обучении слабовидящих детей в условиях инклюзии, который реализуется на базе ресурсного центра Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 2» г. Хабаровска.

Вниманию тех, кто хочет повысить свою компьютерную грамотность! [Текст] // Школьный вестник. — 2019. — №1. — С. 3-5.

Общероссийская общественная организация инвалидов — Российский союз инвалидов (РСИ) готовит к выходу учебно-методическое пособие «Программирование без визуального контроля». Читатель познакомится с теоретическими основами программирования и практическими приемами работы на языке Python.

Горелова, М. А. Тифлопедагогическая диагностика зрительного восприятия детей средней группы «Путешествие в цирк» [Текст] / М. А. Горелова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №2. — С. 29-31.

В данной статье представлена диагностика зрительного восприятия для детей средней группы по следующим направлениям: восприятие цвета, восприятие формы, восприятие величины.

Записки из другой жизни [Текст] : книга о проекте «Мамина школа» издана при участии Сообщества семей слепоглухих // Ваш собеседник : общероссийский журнал для слепоглухих. — 2019. — № 1. — С. 7.

Исадская, А. И. Социально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами театрализованной деятельности [Текст] / А. И. Исадская // Дошкольная педагогика. — 2019. — №5. — С. 44-46.

Каштанова, Ю. С. Поможем домовёнку Кузьке! [Текст] : конспект коррекционного занятия по социально-бытовой ориентировке с детьми подготовительной группы с нарушением зрения / Ю. С. Каштанова // Коррекционная работа в ДОУ. — 2019. — № 2. — С. 38-40.

Кремнева, Наталья. Знакомьтесь! «Чарли» [Текст] : [устройство, помогающее слепоглухим и неслышащим общаться с окружающими] / Н. Кремнева // Ваш собеседник : общероссийский журнал для слепоглухих. — 2019. — № 1. — С. 55-56.

Куприянов, В.  Нужна ли нам работа… [Текст] : о мастерских К. К. Грота для взрослых слепых / В. Куприянов // Школьный вестник. — 2019. — №1. — С. 26-41.

Нурлыгаянов, И. Н. Представления о личностно-профессиональных характеристиках учителей-дефектологов, взаимодействующих с семьями слепоглухих детей [Текст] / И. Н. Нурлыгаянов, А. Ф. Сайтханов, Л. Ф. Хайртдинова // Дефектология : науч.-метод. журн. — 2019. — № 4. — С. 53-62.

В статье раскрывается опыт изучения представлений о профессионально важных качествах учителя-дефектолога, работающего с семьей слепоглухого ребенка. Эмпирическое изучение представлений осуществлялось в четырех выборках: студентов-дефектологов, студентов-дефектологов, являющихся волонтерами, учителей-дефектологов, родителей, воспитывающих детей со слепоглухотой. Выделена факторная структура профессионально важных качеств, определена значимость данных характеристик и выявлена их субъективная значимость.

Соколов, В. Электронно-цифровая жизнь системы Брайля [Текст] : о вводе текста на брайлевском дисплее. / В. Соколов // Школьный вестник. — 2019. — №1. — С. 6-15.

Хрущева, Н. Н. Сенсорно-перцептивные тематические наборы для развития бисенсорного восприятия у детей с нарушениями зрения [Текст] / Н. Н. Хрущева, Л. А. Съемщикова, С. А. Григорьева // Дошкольная педагогика. — 2019. — №2. — С. 65-68.

Опыт работы по созданию и использованию данных дидактических пособий для дошкольников с нарушениями речи.

Якимченкова, Т. П. Особенности подготовки слепых детей старшего дошкольного возраста к изучению букв шрифта Брайля [Текст] / Т. П. Якимченкова // Коррекционная работа в ДОУ. — 2019. — № 2. — С. 2-5.

Данная статья может стать полезной специалистам, которые работают с незрячими дошкольниками, родителям.