`
15 ноября 2022

В помощь тифлопедагогу: новые поступления литературы за первое полугодие 2022 г.

В рекомендательный список литературы «В помощь тифлопедагогу» включены библиографические описания статей из периодических изданий и книг. В этот список вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых в 1-м полугодии 2022 года. Материал расположен в алфавитном порядке авторов и заглавий. Предлагаемая литература может быть использована тифлопедагогами, тифлопсихологами, воспитателями специальных школ, родителями слепых и слабовидящих детей, студентами.

Афанасьева, Р. А. Развитие сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения на этапе подготовки к школе [Текст] / Р. А. Афанасьева, Л. Н. Крикун // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 3. — С. 49-55.

В статье подчеркнута значимость сенсорного воспитания как главного условия познавательного развития, накопления сенсорного опыта ребенка, формирования представлений об окружающем мире. Приводятся данные исследования, раскрывающие состояние системы сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения на этапе подготовки к школе. Предлагаются дидактические игры, которые могут быть использованы для развития системы сенсорных эталонов.

Володина, Н.  Ребенок не видит — как ему помочь? [Текст] / Н. Володина // Школьный вестник. — 2022. — № 1. — С. 3-9.

Обобщение опыта работы социального педагога детского отдела библиотеки для слепых по консультированию родителей незрячих детей (подборка ответов на вопросы).

Володина, Н.  Консультации родителей незрячих детей [Текст] : / Н. Володина // Школьный вестник. — 2022. — № 2. — С. 2-8.

Подборка вопросов и ответов на тему воспитания незрячих детей.

Генкина, С. Душа школы [Текст] : к 140-летию открытия первой школы для слепых детей в России / С. Генкина // Школьный вестник. — 2021. — № 11. — С. 2-5.

«Наша школа — одна из сильнейших и полнейших воплощений идей в науке и практике специального образования лиц с глубокими нарушениями зрения». С. Генкина.

Голубина, В. В. Пособие по изучению системы Л. Брайля [Шрифт Брайля] / В. В. Голубина. — Изд. по Брайлю 3-е. — СПб. : Чтение, 2022. — 1 кн.

Пособие предназначено для обучения незрячих людей – взрослых, детей старшего возраста (недавно потерявших зрение), а также для самостоятельного освоения системы Брайля педагогами, специалистами по реабилитации, родственниками инвалидов по зрению.

Елфимова, Г. С. Иллюстрированная книга для незрячих детей : опыт Российской государственной библиотеки для слепых [Текст] / Г. С. Елфимова. – М. : РГБС, 2021. — 72 с.

«Иллюстрированная книга для незрячих детей» — это работа-обзор, работа-размышление. Размышление о роли иллюстраций в изданиях для незрячих людей, о том, к чему Российская государственная библиотека для слепых пришла за несколько десятилетий создания книг с рельефными иллюстрациями, о возможных направлениях развития такого явления как иллюстрированная книга для слепых и слабовидящих и интеграции его в библиотечное обслуживание.

Иванова, Е. А. Модель организации профориентационной работы с обучающимися с нарушениями зрения основной школы в урочной деятельности посредством освоения предметной области «технология» [Текст] / Е. А. Иванова // Дефектология. — 2022. — № 3. — С. 70-78.

В статье описана модель организации профориентационной работы при реализации предметной области «Технология», обеспечивающая овладение школьниками с нарушениями зрения на уровне основного общего образования межпрофессиональными и начальными профессиональными навыками. Показаны возможности реализации данной модели, охарактеризован ее потенциал в создании условий для профессионального самоопределения обучающихся с нарушениями зрения, выбора ими профессии и построения успешной карьеры.

Коробейников, И. А. Психолого-педагогическая диагностика развития произвольного поведения и деятельности у детей с нарушениями зрения [Текст] / И. А. Коробейников // Дефектология. — 2022. — № 3. — С. 12-21.

В статье представлены содержание и структура психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление особенностей и уровней развития произвольного поведения и деятельности детей с нарушениями зрения первого года обучения. Выявленные специфические особенности поведения связываются с характером регулятивных универсальных учебных действий у слепых и слабовидящих детей на начальном этапе школьного обучения.

Кудрина, Т. П. Особые образовательные потребности слепых детей первых лет жизни: от понимания механизма нарушения психического развития к конкретизации содержания психолого-педагогической работы [Текст] / Т. П. Кудрина // Дефектология. — 2022. — № 3. — С. 3-11.

В статье рассматривается понятие «особые образовательные потребности» применительно к слепым детям младенческого и раннего возрастов, которые согласно «Закону об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО, являются субъектами образования. Представлен взгляд на предпосылки благополучного психического развития детей первых лет жизни и успешного решения ими образовательных задач как на систему условий, способствующих предупреждению или преодолению трудностей в присвоении культурного опыта при слепоте. Конкретизируются пути удовлетворения особых образовательных потребностей слепых детей младенческого и раннего возрастов.

Новоселова, Е. Е. Подготовка к государственной итоговой аттестации через использование возможности платформы DISCORDAPP, бесплатных интернет-ресурсов при электронном обучении детей с нарушением зрения [Текст] / Е. Е. Новоселова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 1. — С. 98-101.

Статья содержит обзор образовательных платформ и сервисов с точки зрения организации учебного процесса в дистанционном формате и средств оценивания его результатов.

Перспективы развития специализированных подразделений по обслуживанию инвалидов в структуре областных научных и других библиотек [Текст] : сборник. — М. : РГБС, 2022. — 44 с.

Сборник составлен по материалам круглого стола, организованного Секцией библиотек, обслуживающих инвалидов Российской библиотечной ассоциации в рамках XXV юбилейной ежегодной конференции РБА. Издание адресовано руководителям и специалистам библиотек, обслуживающих инвалидов по зрению, включая региональные специальные, универсальные научные и муниципальные, в структуре которых созданы специализированные подразделения, в том числе в результате реорганизации библиотечной сети региона.

Полякова, Н. П. В помощь учителю. Методический практикум формирования лингвистической компетенции у слепых подростков в процессе изучения русского языка [Текст] : методическое пособие / Н. П. Полякова. — М. : ООО «ИПТК «Логосвос», 2021. — 156 с. — (Круг чтения. Издание для слабовидящих).

В монографии изложены теоретические основы проблемы формирования лингвистической компетенции у слепых подростков в процессе изучения русского языка. Автор, опираясь на концептуальные положения тифлопедагогики, а также на воззрения современной методики русского языка, дает собственную трактовку понятия «лингвистическая компетенция» и уделяет широкое внимание формированию универсальных учебных действий у незрячих обучающихся, преподаванию русского языка в школах для слепых и слабовидящих детей. Характеризуя работу по формированию у слепых подростков лингвистической компетенции, автор предлагает собственную систему восполнения чувственного опыта и развития слухового восприятия речи незрячих. Монография адресована практикующим учителям русского языка и литературы, исследователям, осуществляющим научную работу в области тифлологии и методики русского языка в тифлопедагогике, а также студентам дефектологических и филологических факультетов.

Полякова, Н. П. Оценка современного состояния профессиональных компетенций учителей русского языка и литературы, реализующих АООП ООО для слепых обучающихся [Текст] / Н. П. Полякова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 1. — С. 67-77.

В статье определена специфика деятельности учителя в преподавании русского языка слепым обучающимся, приводятся результаты оценки состояния профессиональных компетенций учителей русского языка и литературы, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования.

Профессия: массажист [Текст] / Н. Иванов // Наша жизнь. — 2022. — № 2. — С. 15-18.

Массажист – это одна из наиболее популярных профессий у людей с нарушением зрения. Актуальная и познавательная статья рассказывает об этой специальности и о том, как её получить.

Система Брайля: анахронизм или жизненная необходимость для незрячих? [Текст] // Наша жизнь. — 2022. — № 1. — С. 15-16.

Статья, опубликованная в разделе «Брайль и современность» предлагает поразмышлять о значении умения читать и писать по Брайлю в нашем современном компьютеризированном мире. «Не проще ли научить каждого незрячего набирать текст «слепым» методом, показать, как можно обработать его средствами текстовых редакторов, сохранять и отправлять, куда надо, по электронной почте?».

Скороходова, О.  Слишком темно и невыносимо тихо. Воспоминания слепоглухонемой. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир [Шрифт Брайля] / О. Скороходова. — М. : ИПТК «Логосвос», 2022. — 8 кн. — Перепеч. : М. : Родина, 2019.

Автор книги — человек необычной судьбы. Эта женщина написала несколько книг и множество научных статей, но именно эта книга стала главным трудом ее жизни, так как в ней она попыталась рассказать о том, каким ей представляется мир без красок и звуков…

Человек, на котором держится мир [Текст] // Наша жизнь. — 2022. — № 4. — С. 8-12.

Знаменитость краевого масштаба. Именно так можно сказать об инвалиде первой группы по зрению из Хабаровска, нашем земляке Павле Александровиче Самсонове, которому посвящена эта статья, опубликованная в рубрике «Личность».

Шевичева, Е. Инклюзия: миссия выполнима [Текст] / Е. Шевичева // Школьный вестник. — 2022. — № 3. — С. 22-29.

В статье представлено описание создания инклюзивной среды для людей с инвалидностью через реализацию социальных проектов по трудоустройству инвалидов, организации доступного туризма, просветительских проектов по формированию инклюзивного общения.

Шевичева, Е.  Цель жизни — в стремлении к цели [Текст] / Е. Шевичева // Школьный вестник. — 2022. — № 2. — С. 9-15.

Перед каждым человеком с ограниченными возможностями здоровья рано или поздно встаёт вопрос выбора профессии и интеграции в общество. Самым полезным примером являются истории людей, которые, не смотря ни на что, осилили все трудности и нашли себя в этой жизни. О своём профессиональном становлении, о преодолении общественных стереотипов и о желании идти только вперёд рассказывает Ю. В. Шумова, незрячий юрист, доцент кафедры современных образовательных технологий Южно-Уральского государственного университета, резидент АНО «Центр внедрения и развития инклюзивных технологий».

Щербак, А. П. Энциклопедия физической культуры ребенка. Дети с нарушением зрения [Текст] / А. П. Щербак // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 4. — С. 55-60.

В статье раскрыты особенности занятий адаптивной физической культурой со слабовидящими и слепыми детьми. Представлены перечни задач, направлений, физических упражнений и форм образовательной деятельности. Описаны гигиенические, педагогические и психологические требования к организации адаптивной физической культуры.