`
15 ноября 2023

В помощь тифлопедагогу: новые поступления литературы за первое полугодие 2023 г.

В рекомендательный список литературы «В помощь тифлопедагогу» включены библиографические описания статей из периодических изданий и книг. В этот список вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых в 1-м полугодии 2023 года. Материал расположен в алфавитном порядке авторов и заглавий. Предлагаемая литература может быть использована тифлопедагогами, тифлопсихологами, воспитателями специальных школ, родителями слепых и слабовидящих детей, студентами.

Агушина, Т.  Глазные заболевания у детей [Текст] / Т. Агушина // Будь здоров. — 2023. — № 5. — С. 24-27.

Автор статьи дает описания симптомов детских глазных заболеваний и говорит о необходимости развития офтальмологической настороженности у педиатров.

Бойко, Ц.  Как проявляется пигментный ретинит [Текст] : история болезни / Ц. Бойко // Школьный вестник. — 2023. — № 1. — С. 12-18.

Статья Цындымы Бойко, в которой она делится своим не простым жизненным опытом справляться с этим наследственным заболеванием.

Бруштейн, И.  Постигая мир без слуха и зрения [Текст] / И. Бруштейн // Школьный вестник. — 2023. — № 4. — С. 23-32.

Беседа об особенностях жизни человека со сложной структурой дефекта (слепоглухая).

Голубева, Е. В. Храбрый Трисон всегда рядом [Текст] : беседа о повести М. Самарского «Радуга для друга» о собаке-проводнике и её незрячем хозяине с учащимися 6-7 классов / Е. В. Голубева, Л. А. Зайцева // Читаем, учимся, играем. — 2023. — № 3. — С. 25-28.

Гринберг, С.  Мир на ощупь. История о стойкости и решимости молодого человека, потерявшего зрение из-за врачебной ошибки [Электронный ресурс] / С. Гринберг ; читает А. Шакиров. — Электрон. дан. — М. : ИПТК Логосвос, 2023. — 1 ффк. : зв.  (9 час.15 мин.). — На фк. 5 кн. — Общее время звучания 47 час 59 мин.

В 1961 году двадцатилетний Сэнфорд Гринберг потерял зрение из-за врачебной ошибки. Несмотря на это, Сэнфорд получил блестящее образование, построил карьеру, а также многое сделал для улучшения жизни других незрячих людей.

Доступный музей для незрячих посетителей [Текст] : учебно-методическое пособие. — М. : Грифон, 2021. — 176 с.

В пособии описаны успешные практики и эффективные методики, направленные на работу именно с тотально слепыми людьми. Пособие полезно не только музейным работникам, но и специалистам других учреждений культуры и образования.

Дрожжин, В. Закулисье темноты [Текст] / В. Дрожжин // Наша жизнь. — 2023. — № 8. — С. 61-68.

Гид-экскурсовод музея «Сенсориум» Наиль Алимжанов дал интервью для рубрики «Тифломир» о своем опыте трудоустройства и о том, как посетители музея знакомятся с различными тематическими локациями, используя все органы чувств, кроме зрения.

Дьякова, Ю.  Три пути в тифлопедагогику [Текст] / Ю. Дьякова // Школьный вестник. — 2023. — № 3. — С. 3-7.

Важно, чтобы в педагогику приходили не случайные люди, а специалисты, любящие детей и увлечённые своей профессией. Особенно это важно, когда речь идёт о педагогах, работающих с детьми с ОВЗ, в том числе и со слепыми и слабовидящими детьми. Автор статьи беседует с будущими наставницами незрячих детей: студентками четвёртого курса Московского педагогического государственного университета, обучающимися на дефектологическом факультете по направлению «Тифлопедагогика». Девушки рассказали о том, как поступили в вуз, какая сфера тифлопедагогики им особенно близка, где они хотели бы работать после выпуска.

Зуева, Е.  Навсегда запутавшаяся в нитях… [Текст] : беседа со слабовидящей женщиной и рассказ о её хобби — вязании сумок / Е. Зуева // Школьный вестник. — 2023. — № 8. — С. 25-36.

Иванова, Е. А. Готовность к поступлению в ВУЗ выпускников с глубокими нарушениями зрения [Текст] / Е. А. Иванова // Дефектология. — 2023. — № 2. — С. 62-71.

В статье представлена модель готовности к поступлению в ВУЗ выпускников с глубокими нарушениями зрения, разработанная на основе компетентностного подхода. С учетом коррекционно-реабилитационной направленности обучения в основной и старшей школе раскрыты технологии подготовки абитуриентов с глубокими нарушениями зрения к поступлению в ВУЗ посредством формирования комплекса специальных компетенций.

Козлова, Ю.  Научно-практическая конференция «Ребёнок с глубоким нарушением зрения – обучение и воспитание в специализированном детском саду». К 30-летию со дня открытия консультативно-практического центра по абилитации детей со зрительной патологией. Итоги и перспективы [Текст] / Ю. Козлова, Н. Голубева // Школьный вестник. — 2023. — № 1. — С. 2-11.

Михайлина, М.  Развитие читательской грамотности у незрячих школьников [Текст] / М. Михайлина // Школьный вестник. — 2023. — № 4. — С. 2-12.

Автор статьи, учитель начальных классов, рассказывает о трудностях, с которыми сталкиваются незрячие дети при овладении технической стороной процесса обучения чтению.

Музей глазами незрячих [Текст] // Наша жизнь. — 2023. — № 1. — С. 45-48.

О проекте создания базы музеев города, имеющих различные элементы адаптации для людей с нарушением зрения рассказывает Евгения Малышко – эксперт по доступности программ в учреждениях культуры, член репрезентативного Совета Политехнического музея, внештатный экскурсовод Третьяковской галереи, специалист отдела социокультурных проектов и программ ГМКЦ «Интеграция» им. Н. А. Островского».

Назарова, Н. М. Организационно-содержательные аспекты построения концептуальной модели системы обучения русскому (неродному) языку слепых подростков-билингвов [Текст] / Н. М. Назарова // Дефектология. — 2023. — № 3. — С. 15-24.

В связи с наблюдаемым на территории РФ естественным приростом трудовых мигрантов в образовательных организациях для детей с нарушениями зрения, увеличивается число детей-билингвов. В этой связи становятся значимыми проблемы социальной адаптации, развития и обучения слепых детей-билингвов. В статье представлены организационно-содержательные аспекты фундаментального исследования, цель которого состоит в построении и реализации на практике концептуальной модели системы обучения русскому (неродному) языку слепых подростков-билингвов. Осуществленное исследование позволит внедрить в образовательную практику специального и инклюзивного образовательного пространства концептуальную модель системы обучения русскому (неродному) языку слепых подростков-билингвов, расширить теоретическое и практическое поле тифлопедагогики, модернизировать систему повышения профессиональных компетенций педагогов-словесников.

Новое учебное пособие ОООИ – РСИ [Текст] // Школьный вестник. — 2023. — № 2. — С. 1-4.

Общероссийская общественная организация инвалидов – Российский союз инвалидов в рамках реализации проекта «Ключ к повышению качества преподавания тифлоинформационных технологий» подготовит книгу по информатике, охватывающую темы, соответствующие программе 10 класса (9 класса инклюзивных школ).

Полякова, Н. П. Современные технологии преподавания русского языка слепым обучающимся [Текст] / Н. П. Полякова. — М. : Логосвос, 2023. — 158 с. — (Круг чтения. Издание для слабовидящих).

В учебно-методическом пособии содержатся методические рекомендации для учителей русского языка и литературы, работающих со слепыми обучающимися. Пособие обеспечивает формирование языковых умений, необходимых для успешного прохождения государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Полякова, Н. П. Формирование чувственного опыта у слепых подростков в процессе изучения русского языка [Текст] / Н. П. Полякова // Дефектология. — 2023. — № 1. — С. 54-62.

В данной статье представлено описание процесса восполнения чувственного опыта у слепых подростков, реализованного на уроках русского языка. Предложен комплекс упражнений и заданий, составляющих основу развивающего подхода. Выбор их определялся данными ранее проведенного констатирующего исследования, результаты которого позволили говорить о преимущественно невысоком уровне сформированности чувственного опыта у слепых подростков. На основании результатов контрольного исследования обоснована эффективность осуществленной коррекционно-развивающей деятельности.

Специальная библиотека: из настоящего в будущее : сборник докладов по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию библиотеки (Саратов, 6-7 сентября 2022 г.). — Саратов : ГУК «Областная специальная библиотека для слепых», 2022. — 152 с.

Шевичева, Е.  Если трудно читать — слушай! [Текст] / Е. Шевичева // Школьный вестник. — 2023. — № 4. — С. 13-22.

Сегодня выбор таких журналов огромен. Но проблема в том, что не все их могут читать в силу своих физических особенностей. Как расширить границы познания и сделать доступным для чтения всё то, что содержится на страницах этих журналов, рассказала Маргарита Мельникова, основатель проекта «Журналы вслух».

Шевичева, Е.  Нутрициолог — профессия будущего [Текст] / Е. Шевичева // Школьный вестник. — 2023. — № 3. — С. 20-31.

Слово «нутрициология» пришло к нам из греческого языка и переводится как «наука о питании». Основу нутрициологии составляют современные достижения во многих областях знаний: биологии, химии, анатомии, физиологии, медицины, психологии, статистики и экономики. Сегодня профессия нутрициолога стала довольно популярной. Наш постоянный корреспондент Екатерина Шевичева встретилась с Даной Дрожжиной, нутрициологом, эстрадной джазовой певицей и куратором волонтёрских программ инклюзивного социального проекта «Эверленд», и попыталась разобраться в терминологии, тонкостях новой профессии и могут ли незрячие люди успешно работать в этой сфере.

Шевичева, Е.  Профессия копирайтер — новые возможности для незрячих [Текст] / Е. Шевичева // Школьный вестник. — 2023. — № 5. — С. 4-18.

Может ли незрячий человек освоить профессию копирайтера и на что стоит обратить внимание начинающему автору.

Шевичева, Е.  Собаки для жизни [Текст] / Е. Шевичева // Школьный вестник. — 2023. — № 2. — С. 5-19.

Сегодня собака – не только друг человека, но и надёжный помощник в быту, умелый доктор-психотерапевт и поводырь. Может ли незрячий человек стать профессиональным кинологом? Как нужно готовить собак-проводников? Какие ещё существуют собаки-помощники? Какие препятствия ожидают отчаянных кинологов, борющихся за права собак и инвалидов? Об этом рассказывает Виктория Зырянова, генеральный директор Северо-Западного Центра по подготовке специальных собак «Симаргл».