`
09 марта 2022

В помощь тифлопедагогу: новые поступления литературы за второе полугодие 2021 г.

В рекомендательный список литературы «В помощь тифлопедагогу» включены библиографические описания статей из периодических изданий и книг. В этот список вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых во 2-м полугодии 2021 года. Материал расположен в алфавитном порядке авторов и заглавий. Предлагаемая литература может быть использована тифлопедагогами, тифлопсихологами, воспитателями специальных школ, родителями слепых и слабовидящих детей, студентами.

1.Айвазян, Е. Б. Оценка образовательного потенциала слепого ребенка как ориентир для выбора варианта АООП НОО (ч.2) [Текст] / Е. Б. Айвазян // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — № 7. — С. 19-28.

В статье представлены структурированные описания поведения слепых детей с дополнительными нарушениями, позволяющие специалистам психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов оценивать образовательный потенциал обучающихся и рекомендовать им образовательные маршруты.

2.Аслаева, Р. Г. К вопросу о дополнительных рекомендациях по обследованию детей с нарушениями зрения в ПМПК [Текст] / Р. Г. Аслаева // Коррекционная педагогика. — 2021. — № 3. — С. 47-53.

Данная статья посвящена изучению особенностей зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Авторами представлены результаты исследования уровней сформированности зрительного, осязательного, слухового восприятия у детей этой категории.

3.Бруштейн, И. Спорт – это способ повысить качество жизни  [Текст] / И. Бруштейн // Школьный вестник. — 2021. — № 8. — С. 20-31.

Директор благотворительного фонда «Дом слепоглухих» Елена Валерьевна Федосеева – преподаватель социокультурной реабилитации, филолог, журналист, профессиональный массажист. А ещё Елена — увлечённая спортсменка. Участие в шести марафонских забегах и увлечение не простым видом спорта — триатлоном, включающего заплыв длиной 1,9 километра, велосипедную гонку 90 километров, а также двадцатикилометровый забег.

4.Вишневецкий, И.  Об ассоциации руководителей образовательных организаций для обучающихся с нарушениями зрения [Текст] / И. Вишневецкий // Школьный вестник. — 2021. — № 9. — С. 19-24.

В 2019 г. в рамках фестиваля «На крыльях творчества» группой руководителей образовательных организаций для детей с нарушениями зрения, было принято решение создать Ассоциацию руководителей образовательных организаций для обучающихся с нарушениями зрения (АРООДНЗ). Основными задачами ассоциации является обобщение и трансляция эффективных практик работы с детьми с нарушениями зрения: реализация адаптированных программ, использование новейших тифлотехнических средств, тифлопедагогических приёмов и методов работы.

5.Денискина, В. З. Доступность презентации как составная часть доступной среды  [Текст] / В. З. Денискина // Школьный вестник. — 2021. — № 10. — С. 2-5.

В статье даются рекомендации по созданию презентации с учетом зрительного восприятия слабовидящих детей и детей с остаточным форменным зрением, которые могут с помощью моноклей и других оптических средств адекватно воспринимать информацию на слайдах.

6.Ежова, Т. Г. Опыт инклюзивного образования с дошкольниками [Текст] / Т. Г. Ежова, А. М. Сибагатулина, А. М. Хасанова // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 6. — С. 39-41.

В статье описан опыт и итоги работы, раскрывающей особенности совместного обучения обычных детей и детей, имеющими особенности развития: нарушение зрения, РАС. Автор указывает основные принципы инклюзивного образования.

7.Журавлев, А. В. Мой друг — особенный [Текст] : азбука общения с инвалидами к Международному дню инвалидов (3 декабря) для детей 7-11 лет / А. В. Журавлев // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2021. — № 9. — С. 43-46.

Беседы с младшими школьниками о том, как правильно вести себя с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья по темам: «Солнечные люди»; «Вся жизнь в коляске»; «В полной темноте»; «А вокруг тишина».

8.Козлова, Г. И. Тактильная картина [Текст] : для детей 6-8 лет / Г. И. Козлова // Дошкольное воспитание. — 2021. — № 10. — С. 76-79.

Образовательная ситуация по изготовлению тактильных картин с детьми 6-8 лет, приуроченная к Международному дню слепых (13 ноября).

9.Кузьмина, А. С. Обогащение инициативной связной речи дошкольников с нарушением зрения через развитие восприятия сюжетной картины [Текст] / А. С. Кузьмина // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 10. — С. 58-60.

Предлагаемые в статье методы и приемы по обучению дошкольников восприятию сюжетной картины способствуют формированию навыков связного речевого высказывания у детей с ТНР и функциональным нарушением зрения.

10.Оразбекова, Н. Ю. Социальная адаптация незрячих учащихся на основе разработки индивидуального маршрута и формирования поведенческих норм в местах общественного питания [Текст] / Н. Ю. Оразбекова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — № 7. — С. 52-61.

В статье рассматриваются новые подходы к решению проблемы социальной адаптации незрячих учащихся — выпускников школы-интерната посредством разработки и внедрения проекта. Описывается опыт подготовки незрячих учащихся к обучению и проживанию в общежитиях профессиональных учебных заведений.

11.Степанова, С. Ю. Опыт, приоткрывающий двери в мир  [Текст] / С. Ю. Степанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — № 8. — С. 67-73.

Описание учебно-ландшафтного комплекса «Сад ощущений» — развивающего пространства для детей с нарушениями зрения, открытого на базе школы-интерната им. К.К. Грота. В парке оборудованы игровые и спортивные площадки для развития кинестетических навыков. На территории активно используется геопластика искусственно созданного рельефа, что позволяет добиться удивительного разнообразия пространств, для интерактивного обучения.

12.Соколова-Муравьева, Г. В. Подготовка дошкольников с нарушением зрения к обучению грамоте с помощью сенсорной азбуки «Тактильные буквы» [Текст] / Г. В. Соколова-Муравьева, В. А. Грошенкова // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 6. — С. 36-38.

Тактильное восприятие, связанное со зрением и речью, — эффективное средство компенсации. Поэтому задачи по развитию тактильно-двигательных ощущений могут осуществляться на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

13.Шевичева, Е. «Люди. События. Творчество»: настоящее и будущее свободной прессы [Текст] / Е. Шевичева // Школьный вестник. — 2021. — № 8. — С. 9-19.

Интернет-журналы для людей с ограничениями здоровья постепенно вытесняют свои печатные аналоги, оперативно предлагая актуальную и интересную информацию, освещая все грани жизни человека с инвалидностью. Одним из таких современных СМИ является аудиожурнал «Люди. События. Творчество». Статья рассказывает том, как создавался журнал, какие темы он освещает сегодня, и какие изменения ожидают его в будущем.

14.Шевичева, Е.  «Скалолазание — моя внутренняя свобода» [Текст] : / Е. Шевичева // Школьный вестник. — 2021. — № 10. — С. 17-26.

Рассказ об этом виде спорта и тренировках на скалодроме незрячей участницы чемпионата мира по параклайбингу-2021 Оксаны Осадчей.

15.Шипилова, Л.  Развитие осязания и мелкой моторики посредством тактильных дидактических пособий [Текст] / Л. Шипилова // Школьный вестник. — 2021. — № 9. — С. 2-10.

Работа с тактильными пособиями позволяет педагогу решить задачу развития у детей осязания и тактильного восприятия. Предлагаемые пособия развивают у детей с нарушением зрения компенсаторные механизмы, которые позволяют им создавать более полный образ предметов на основе взаимодействия нарушенного зрения и осязания. В статье описан опыт работы по изготовлению и использованию таких пособий преподавателем технологии и социально-бытовой ориентировки.