07 ноября 2018

В помощь тифлопедагогу: список литературы за 1-ое полугодие 2018 г.

В список литературы включены библиографические описания статей из периодических изданий и книг. В этот выпуск вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых в 1-м полугодии 2018 года. Материал расположен в алфавитном порядке авторов и заглавий. Предлагаемая литература может быть использована тифлопедагогами, тифлопсихологами, воспитателями специальных школ, родителями слепых и слабовидящих детей, студентами.

Алиева, И.  Новинка для незрячих [Текст] / И. Алиева // Наша жизнь. — 2018. — № 2. — С. 32-33.

Об изобретении индикатора уровня жидкости работником Тюменского предприятия ВОС.

Бабенцева, Т. В. Формирование пространственного мышления у детей младшего школьного возраста с глубокими нарушениями зрения [Текст] / Бабенцева Т. В., Борейша А. С. // Практическая дефектология. — 2018. — № 1.

В данной статье приводится описание исследовательской работы, направленной на развитие пространственного мышления у детей с глубокими нарушениями зрения, и анализ полученных результатов эксперимента.

Борейша, А. С. Использование конструктора «Лего» в работе с незрячими детьми младшего школьного возраста в целях формирования необходимых представлений в процессе обучения [Текст] / Борейша А. С., Бабенцева Т. В. // Практическая дефектология. — 2018. — № 1. — С. 24-28.

В статье представлен опыт работы  учителей-дефектологов, работающих с детьми младшего школьного возраста по системе легоконструирования. С помощью конструктора «Лего» решаются образовательные, воспитательные и, самое главное, коррекционные задачи, в ходе которых происходит коррекция познавательной деятельности школьника с глубокими нарушениями зрения.

Васкевич, В.  Путешествие без границ [Текст] / В. Васкевич. — Екатеринбург : Уральский рабочий, 2018. – 224 с.

Владимир Васкевич (род. 1 февраля 1994 г.), тотально незрячий с детства, что не помешало ему окончить школу и университет, объехать 20 стран, в том числе автостопом по России и Европе, стать яхтсменом, получить за вклад в общественную работу государственную премию «Горячее сердце», победить в телешоу «Я могу» на Первом канале, создать семью и написать книгу. Сегодня Владимир Васкевич — путешественник, сертифицированный коуч, преподаватель в школе для детей с ограничениями по зрению, организатор и ведущий мастер-классов и тренингов для инвалидов и людей без ограничений по здоровью. Эта книга рассказывает о жажде жизни, о том, как нужно мечтать и достигать своих целей. Большое внимание в книге уделено теории и практике путешествий: автор дает читателю много советов, опробованных на личном опыте.

Вершинина, Г. П. Образовательные проекты для детей 6-7 лет с нарушениями зрения в рамках точечной инклюзии [Текст] / Вершинина Г. П., Фоменко О. П. // Практическая дефектология. — 2018. — № 2. — С. 63-76.

В статье описан педагогический опыт объединения семьи и детского сада в становлении, развитии, воспитании в ребенке Гражданина в рамках реализации образовательного проекта для детей 6-7 лет в рамках точечной инклюзии.

Выход из темноты: история одного эксперимента [Текст] / авт. и сост. Мария Митасова. — М. : Эксмо, 2016. — 256 с. — (Психология. Мир особенных людей).

Как бы вы представили себе жизнь без зрения и слуха, где солнечные лучи превращаются в неясные блики, а звуки музыки не могут пробиться сквозь тишину? Пустой, бессмысленной? Вовсе нет! Человеческие способности поистине неограниченны. Эта книга — отчет об уникальном эксперименте. Три мальчика и одна девочка из Загорского дома для слепоглухих детей должны были получить высшее образование. Каково это — жить и стремиться, казалось бы, к невозможному, когда ты почти не видишь и не слышишь? Прочитайте о поразительных людях, которые смогли преодолеть условности и предрассудки нашего общества, об их чувствах и мыслях но поводу окружающего их мира и людей.

Жаркова, И. А. Создание условий для детей с нарушением зрения в начальной школе (из опыта работы) [Текст] / Жаркова И. А., Соколова Н. В. // Практическая дефектология. — 2018. — № 1. — С. 29-32.

Земляникина, С. И. Симплексный подход к развитию зрительно-пространственной ориентации как профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников с ОВЗ [Текст] / С. И. Земляникина, Л. Г. Салтанова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №5. — С. 52-54.

Кандриков, С. В. Правовой практикум: вопросы об отпуске педагогических кадров, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / С. В. Кандриков // Современный детский сад. — 2018. — №2. — С. 19-21.

Кочетов, Ю. О решении проблемы повышения компьютерной грамотности слепых школьников [Текст] / Ю. Кочетов // Школьный вестник. – 2018. — №2. – С. 1-5.

В рамках проекта «Ключ к равным возможностям» в 2017 году при финансовой поддержке Российского союза ректоров ОООИ-РСИ реализовала проект, в рамках которого для учащихся старших классов было разработано и издано рельефно-точечным шрифтом Брайля «Учебно-методическое пособие по обучению инвалидов по зрению работе с современными программными продуктами. Многие школы, выражают признательность коллективу авторов за вышеназванное учебное пособие. Его издание дало возможность незрячим школьникам осваивать компьютерную технику (без которой не мыслима жизнь современного человека) не только со слов педагога, но и самостоятельно.

Литвинова, М.  Дом, в котором учат и лечат [Текст] / М. Литвинова // Тихоокеанская звезда. — 2017. — №147 (8 августа). — С. 2.

Хабаровская краевая школа-интернат №2 для слепых и слабовидящих стала лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» в номинации «Лучший ресурсный центр по инклюзивному образованию». Интервью с директором школы Мариной Веселовской.

Малева, З. П. Смотреть на мир прямым и умным взглядом [Текст] / З. П. Малева, И. П. Лямина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2018. — № 2. — С. 5-11.

Игры для глаз и технология работы тифлопедагога.

Мансарлийская, Л. Ф. Модель формирования инклюзивного образовательного пространства в детском саду [Текст] / Л. Ф. Мансарлийская // Современный детский сад. — 2018. — №1. — С. 10-12.

О создании оптимальных условий для адаптации и позитивной социализации детей с ОВЗ в условиях образовательного пространства.

Научи, сказка! [Электронный ресурс] : обучающие сказки И. Гуриной / Красноярская краевая специальная библиотека — центр социокультурной реабилитации инвалидов по зрению. — Электрон. дан. — Красноярск : КСБ, 2016. — 5 эл. опт. дисков (CD-ROM) : зв.  (4 час.22 мин.30 сек.), моно. — Систем. требования: CD плеер mp3. — Загл. с контейнера.

Комплект из 5 дисков с озвученными обучающими сказками для дошкольников. Аудио-издания дополняет методическое пособие «Обучающие сказки как эффективное направление реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению» с рекомендациями для родителей, сотрудников специализированных детских учреждений и специальных библиотек, разработанное практикующим психологом, магистрантом Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева Л. Булавкиной. Каждый диск посвящен определенной теме, каждый раздел сопровождается методическими рекомендациями, которые помогают организовывать групповые и индивидуальные занятия с детьми.

Померанцев, Д. Инклюзия без иллюзий [Текст] / Д. Померанцев // Школьный вестник. — 2018. — № 3. — С. 12-20.

С 24 по 27 февраля 2018 года в Нижегородской области проходил очный тренинг «Мастерская взаимопонимания». Обучение осуществлялось в рамках проекта «Инклюзия без иллюзий» и подводило итоги целому циклу вебинаров, вызвавших большой интерес практически во всех регионах страны.

Преодоление себя [Текст] : фильмы о незрячих «Рэй», «Скафандр и бабочка», «Лучшие годы нашей жизни» // Наша жизнь. — 2018. — № 5. — С. 18-29.

Рейнталь, Г. Н. Программа занятий в сенсорной комнате «Мир внутри нас» [Текст] / Г. Н. Рейнталь // Дошкольная педагогика. — 2018. — №3. — С. 51-54.

Ремезова, Л. А. Образовательная робототехника в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст] / Ремезова Л. А. // Практическая дефектология. — 2018. — № 1.

В статье представлены направления коррекционно-педагогической работы по развитию конструктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения с использованием образовательной робототехники; даны результаты проведенного экспериментального исследования, направленного на обогащение и углубление знаний об особенностях коррекции и развития конструктивной деятельности с использованием образовательного робототехнического конструктора с позиций требований ФГОС дошкольного образования.

Романова, Т.  Лестница длиною в жизнь… [Текст] :  дневник мамы незрячего ребенка / Т. Романова ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М. : РГБС, 2018. — 89 с. — (Заочная школа для родителей).

Автор работы — мама ребенка с ретинопатией недоношенных, тифлопедагог. На страницах книги она делится опытом по выхаживанию, развитию и воспитанию своей дочери от рождения до поступления в школу. Издание может быть полезно родителям незрячих детей, психологам, тифлопедагогам, студентам кафедр дефектологии, педагогики и психологии

Ростомашвили, Л. Н. Использование элементов спортивного рок-н-ролла в адаптивной физической культуре детей с депривацией зрения [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Избранные статьи Л.Н. Ростомашвили. — 2011-2016. — С. 12.

В статье представлена информация о специфике и содержании танцевальных занятий с использованием элементов спортивного рок-н-ролла в работе с детьми младшего школьного возраста с депривацией зрения. Подробно рассматриваются особенности организации и методики проведения танцевальных занятий, обосновывается возможность включения их в образовательный процесс специальных (коррекционных) школ III-IV вида с целью развития координационных способностей у детей с депривацией зрения.

Ростомашвили, Л. Н. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением зрения [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Избранные труды Л.Н. Ростомашвили. — 2018.

Ростомашвили, Л. Н. Современное состояние образования слепоглухих детей в Российской Федерации [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Избранные статьи Л.Н. Ростомашвили 2011-2016. — С. 26.

В статье представлено своеобразие психофизического развития слепоглухих детей, стратегические направления физкультурного образования, современное состояние обучения и воспитания слепоглухих, анализ работы конференции, организованной Фондом поддержки слепоглухих.

Саво, И. Л. Планирование образовательной деятельности по теме «Космос» в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения [Текст] / И. Л. Саво // Дошкольная педагогика. — 2018. — №6. — С. 45-52.

Свиридова, Н. В. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры [Текст] / Н. В. Свиридова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №4. — С. 18-20.

Сетракова, Дарья. «Умный» помощник [Текст] / Д. Сетракова // Наша жизнь. — 2018. — № 2. — С. 10-15.

Советы по использованию незрячими сенсорного смартфона Samsung Galaxy J3 Pro.

 Соколов, В. В. Новые пособия по информатике для слепых школьников [Текст] / В. В. Соколов, В. З.  Денискина, В. А. Кузнецов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2018. — № 4. — С. 42-47.

Обзор учебных пособий для решения проблемы повышения компьютерной грамотности слепых школьников.

Соколов, В. В. Использование системы TeX для обеспечения связи между плоскопечатным и рельефно-точечным способами записи математических формул [Текст] / Соколов В. В. // Практическая дефектология. — 2018. — № 1. — С. 39-42.

В данной статье представлены особенности работы компьютерной программы ТеХ для связи между плоскопечатным и рельефно-точечным способами записи математических формул.

Солодова, Н. В. Приемы использования тифлокомментирования при обучении детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы [Текст] / Солодова Н. В., Ерохина Н. В. // Практическая дефектология. — 2018. — № 1. — С. 42-46.

Статья посвящена вопросам организации тифлокомментирования в школе. Авторы выделяют и описывают виды тифлокомментирования и правила его использования.

Терентьева, Анна. Сердце, отданное людям [Шрифт Брайля] : страницы жизни создателя Александро-Мариинского попечительства о слепых в России К.К. Грота / А. Терентьева. — Изд. по Брайлю 1-е. — СПб. : Чтение, 2018. — 2 кн. — Перепеч. : СПб. : Нестор-История, 2015.

В работе отражены наиболее значимые моменты, государственной, общественной и меценатской деятельности К.К. Грота. Издание будет полезно тифлопедагогам и всем, кто интересуется историей благотворительности в России.

Усенко, Т. И. Инклюзивное образование: проблемы кризиса или роста? [Текст] / Т. И. Усенко // Современный детский сад. — 2018. — №1. — С. 13-15.

Обсуждение проблемных вопросов инклюзивного образования.

Шмелева, Л. Л. «Заговори, чтоб я тебя увидел…» [Текст] : конспект коррекционно-развивающей НОД для ребят с нарушением зрения / Л. Л. Шмелева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2018. — №4. — С. 38-39.

Сценарий мероприятия по теме «Вежливые слова».

Цветовая дифференциация воланов при коррекции и профилактике нарушений зрения упражнениями с элементами бадминтона [Текст] // Детская и подростковая реабилитация. — 2018. — № 1. – С. 31-36.

В статье научно обосновано применение воланов различного цвета при коррекции и профилактике нарушений зрения. Основными цветами были выбраны бирюзовый, зеленый, желтый, красный и комбинированный бело-черный. Воланы определенного цвета используются на различных этапах реализации оздоровительно-тренировочного процесса, в зависимости от типа темперамента. Из технологии профилактики и коррекции нарушений зрения исключены однотонно-черный, коричневый, фиолетовый и серый воланы, поскольку данные оттенки приводят к неконтролируемому возбуждению и угнетению ЦНС, нарушают баланс гуморальной регуляции. Эти цвета вызывают чрезмерное напряжение мышц глаза из-за необходимости принудительной концентрации внимания; в данном случае не достигается оптимально возможная угловая и аккомодальная амплитуда.