10 февраля 2017

В помощь тифлопедагогу: список литературы за 2-ое полугодие 2016 г.

В список литературы включены библиографические описания статей из периодических изданий и книг. В этот выпуск вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых во 2-м полугодии 2016 года. Материал расположен в алфавитном порядке авторов и заглавий. Предлагаемая литература может быть использована тифлопедагогами, тифлопсихологами, воспитателями специальных школ, родителями слепых и слабовидящих детей, студентами.

Азбука тифлопедагога [Текст] : словарь-справочник / сост. Н. К. Антонов, А. И. Колдаков. — М. : Логосвос, 2016. — 276 с. — (Круг чтения. Издание для слабовидящих).

Настоящее справочное пособие адресовано широкому кругу читателей: работникам школ для слепых и слабовидящих детей, студентам дефектологических факультетов, педагогам инклюзивного образования, тифлореабилитологам системы Всероссийского общества слепых (ВОС) и специалистам других организаций, занимающихся решением проблем инвалидов по зрению.

Баряев, А. А. Совершенствование системы спортивной подготовки в голболе (спорт слепых) на основе применения комплексного контроля [Текст] / А. А. Баряев // Специальное образование. — 2016. — №1. — С. 16-24.

Баскова, М.  Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия с детьми младшей группы в рамках проектной деятельности ГБДОУ [Текст] / М. Баскова // Школьный вестник. — 2016. — №7. — С. 7-12.

Бодренкова, Л. Г. Игры и игрушки для дошкольников с глубоким нарушением зрения [Текст] / Л. Г. Бодренкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 8. — С. 33-38.

В статье рассматриваются некоторые особенности формирования игровых действий и действий с игрушками у детей с глубоким нарушением зрения. Даны рекомендации по подбору игрушек и их адаптации для слепых и слабовидящих дошкольников.

Денискина, В. З. Особенности воспитания детей с нарушением зрения [Текст] : учеб.-метод. пособие / В. З. Денискина. — М. : Логосвос, 2016. — 326 с. — (Круг чтения. Издание для слабовидящих).

В пособии изложены специфические проблемы и технологии воспитания детей с нарушением зрения. Показаны практические приёмы и средства социализации детей с нарушением зрения и их вхождения в открытое общество. Пособие адресовано педагогам и специалистам школ для детей с нарушением зрения.

Денискина, В. З. Выбор образовательного маршрута для детей с нарушением зрения, поступающих в 1 класс [Текст] / В. З. Денискина, Н. С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — №7. — С. 8-20.

В статье раскрываются основные подходы к дифференциации вариантов обучения слепых и слабовидящих детей в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Приводятся критерии для выявления особых образовательных потребностей этих детей с целью определения оптимального образовательного маршрута.

Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики [Текст] : развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. — М. : ВЛАДОС, 2000. — 240 с. — (Коррекционная педагогика).

Пособие знакомит с предметом и задачами тифлопедагогики, с ее медико-биологическими основами; раскрываются особенности психического развития детей с нарушенным зрением; определяются коррекционно-развивающие подходы к их воспитанию и обучению. Книга поможет родителям, педагогам, воспитателям быстро оценить состояние зрения у детей в процессе чтения и письма, работы на компьютере, просмотра телепередач, при физических нагрузках. Тесты и таблицы также обеспечат стимуляцию зрения, повышение его функциональной активности, чувствительности. Ребенок станет лучше выделять информативные свойства изображений и предметов — цвет, форму, размер, контраст. Тесты и таблицы В. П. Ермакова прошли широкую проверку в нашей стране и за рубежом (Япония, Китай). Получены положительные отзывы от врачей, психологов, учителей, а также родителей, имеющих детей с нарушениями зрения.

Журавлёва, М. В. К вопросу об изучении идентификации у слабовидящих подростков [Текст] / М. В. Журавлёва // Коррекционная педагогика. Теория и практика : научно-методический журнал. — 2016. — №2. — С. 40-50.

Комова, Н.  Слабовидящий школьник в инклюзивном образовании [Текст] / Н. Комова // Школьный вестник. — 2016. — №9. — С. 3-11.

Цель данной статьи — попытка помочь родителям, выбравшим для своего ребенка инклюзию, понять свою роль и место в новых условиях воспитания и обучения.

Королёва, Ю. А. Роль социальных потребностей в развитии социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии [Текст] : [в том числе с нарушением зрения] / Ю. А. Королёва // Дефектология : науч.-метод. журн. — 2016. — №3. — С. 26-36.

Корытко, Е.  Сказкотерапия в сенсорной комнате в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения [Текст] / Е. Корытко // Школьный вестник. — 2016. — № 10. — С. 1-7.

Кудрина, Т. П. Первые игры матери и слепого младенца [Текст] / Т. П. Кудрина, Ю. А. Разенкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — №8. — С. 46-49.

В статье представлено использование эмоционально-насыщенных, личностно-ориентированных и эмоционально-телесных игр матери со слепым младенцем. Показано, как в игровом взаимодействии у слепого младенца успешно формируется система аффективно-личностных связей с матерью и другими близкими взрослыми, развивается психическая активность.

Кузенцова, Е. А. Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики для детей 5-6 лет с нарушениями зрения «В гости к зиме» [Текст] / Е. А. Кузенцова // Дошкольная педагогика. — 2016. — №10. — С. 44-45.

Мжельская, Н. В. Некоторые особенности и результаты коррекционной работы с младшими школьниками с нарушением зрения по развитию коммуникативной компетентности [Текст] / Н. В. Мжельская // Дефектология. — 2016. — №6. — С. 71-80.

В статье описан ряд особенностей развития коммуникативной компетентности младших школьников с нарушением зрения, а также представлен опыт работы по развитию коммуникативной компетентности в условиях детской театральной студии.

Новикова, И. М. Концептуальные основы формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И. М. Новикова // Дефектология : науч.-метод. журн. — 2016. — № 3. — С. 81-88.

Новые гаджеты изменят жизнь слепоглухих [Текст]  // Наша жизнь. — 2016. — № 6. — С. 15-17.

Рассказ об одном из средств тифлотехники – коммуникационной перчатке Брайля.

Оганян-Захараш, Т.  Условия организации процесса социализации дошкольников в группах комбинированной направленности [Текст] / Т. Оганян-Захараш // Дошкольное воспитание. — 2016. — №9. — С. 28-36.

Воспитание культуры осязания в социуме (КОС) должно стать одним из важных направлений в работе с дошкольниками в комбинированных группах, обязательным условием процесса социализации детей с сохранным зрением и нарушениями зрения.

Технический прогресс — в помощь слепым [Текст]  // Наша жизнь. — 2016. — № 5. — С.  80-82.

Рассказ о научно-практической конференции «Информационные технологии и высокотехнологичные средства реабилитации для незрячих и слабовидящих» (Санкт-Петербург, апрель 2016).

Ушакова, О. В. Создание специальных условий в детском саду для детей с нарушениями зрения [Текст] / О. В. Ушакова // Дошкольная педагогика. — 2016. — № 8. — С. 39-43.

Описание опыта специальной помощи, которая заключается в комплексном подходе к организации коррекционно-педагогического и воспитательно-образовательного процессов, охватывающая все службы сопровождения детей с нарушениями зрения.

Федосеева, Е. Незрячая мама [Текст] : [о воспитании ребёнка незрячей мамой] / Е. Федосеева // Наша жизнь. — 2016. — №4. — С. 29-35.