09 февраля 2017

В помощь тифлопедагогу: список литературы за 2014 г.

В данный список литературы включены библиографические описания статей из периодических изданий и книг. В этот выпуск вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых в  2014 г. Материал расположен в алфавитном порядке авторов и заглавий. Предлагаемая литература может быть использована тифлопедагогами, тифлопсихологами, воспитателями специальных школ, родителями слепых и слабовидящих детей, студентами.

   1 полугодие 2014 г.

Ватманюк, Н.И. Занимательный квадрат [Текст] : коррекционно-дидактическая игра, адаптированная для детей 5-6 лет с нарушениями зрения / Н. И. Ватаманюк // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2014. — №1. — С. 43.

Описание коррекционно-дидактической игры, разработанной учителем-дефектологом. Цель игры: формировать у детей сенсорные эталоны, развивать зрительную память, развивать предметность восприятия, находить и называть одинаковые предметы.

Дорошко, Е. Актерская игра как инструмент библиотерапии [Текст] : коррекционные возможности метода / Е. Дорошко // Библиотека. — 2014. — №2. — С. 27-28.

Статья рассказывает о такой форме библиотечной работы с дошкольниками с нарушениями зрения как театр.

Еникеева, М. Зимующие птицы [Текст] : игровое занятие по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (по зрению) / М. Еникеева // Дошкольное воспитание. — 2014. — №1. — С. 56-62.

В статье описан конспект  игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Исмаилова, И.С. Коррекционная работа по развитию связной речи у слабовидящих умственно отсталых младших школьников [Текст] / И. С. Исмаилова // Дефектология. — 2014. — №2. — С. 70-77.

В статье представлена модель коррекционной работы по развитию связной устной речи у младших школьников с комплексными нарушениями зрения и интеллекта. Раскрываются принципы, содержание и особенности реализации коррекционной работы.

Карасева, И. Л.  Как сохранить и улучшить зрение [Текст] : тренировочные игры для глаз / И. Л. Карасева // Здоровье дошкольника. — 2014. — №1. — С. 24-27.

Клопота, Е.А. Социально-психологические способы формирования позитивного образа личности с глубокими нарушениями зрения в обществе [Текст] / Е. А. Клопота // Дефектология. — 2014. — №1. — С. 87-91.

В статье анализируются результаты исследования особенностей интеграции слепого человека в профессиональную сферу. Рассматриваются конкретные способы решения данной проблемы.

Кудрина, Т.П. Особенности взаимодействия матери и слепого недоношенного младенца [Текст] : сообщение первое / Т.П. Кудрина // Дефектология. – 2014. — №3. – С. 53-63.

В статье представлены результаты исследования особенностей взаимодействия матерей и преждевременно родившихся младенцев, имеющих ретинопатию недоношенных V стадии. Проанализированы особенности организации пространства и установление дистанции взаимодействия, способы инициирования общения. Рассмотрены варианты коммуникативных действий матерей, раскрыта специфика поведения во взаимодействии с близким взрослым слепых недоношенных младенцев.

Кудрина, Т.П. Особенности взаимодействия матери и слепого недоношенного младенца [Текст] сообщение второе / Т.П. Кудрина // Дефектология. – 2014. — №4. – С. 43-51.

Материалы статьи продолжают обсуждение результатов исследования особенностей взаимодействия матерей и преждевременно родившихся младенцев, имеющих ретинопатию недоношенных V стадии. Рассмотрены коммуникативные действия матерей, способствующие поддержанию взаимодействия и способов выхода из него, представлена феноменология паттернов поведения слепых недоношенных младенцев в различных ситуациях общения.

Кузнецова, Е.  Прогулка по весеннему лесу [Текст] : конспект логоритмического занятия с детьми 5-6 лет с нарушениями зрения / Е. Кузнецова // Дошкольное воспитание. — 2014. — №3. — С. 75-77.

Конспект включает в себя описание хода занятия, дыхательного упражнения, ритмической игры, упражнения на развитие глазодвигательных функций, массажа и мимических упражнений.

Лезжова, О.В. Траектория расслабления [Текст] : пути преодоления зрительного напряжения у детей дошкольного возраста / О.В. Лезжова // Здоровье дошкольника. — №5. – С. 36-43.

Педагогам, а также родителям необходимо обращать внимание на зрительное перенапряжение детей, возникающее в процессе обучения и воспитания в дошкольном учреждении или дома, особенно это выражено у детей физически ослабленных, часто болеющих или имеющих особенности развития. В статье описываются специальные упражнения для глаз.

Лоскова, И.В. Адаптивная физическая культура в ДОУ с детьми с нарушением зрения [Текст] / И. В. Лоскова // Дошкольная педагогика. — 2014. — №1. — С. 41-45.

В статье даются современные требования к адаптивной физической культуре в ДОУ.

Маршалова, М.В. Развитие зрительного гнозиса в логопедической работе по преодолению ОНР у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / М. В. Маршалова // Дошкольная педагогика. — 2014. — №5. — С. 43-48.

Логопедическая работа по преодолению речевого недоразвития дошкольников с патологией зрения должна быть направлена на развитие всех составляющих психологической базы речи. Для эффективности логопедической работы по преодолению ОНР у слабовидящих дошкольников необходимо развитие полимодальной основы восприятия, поэтапного развития зрительного гнозиса. Автор статьи предлагает методику развития зрительного гнозиса как основы коррекции ОНР.

Машенцева, Т. В.  Адаптированные спортивные игры как средство реабилитации незрячих детей [Текст] : (на материале настольного тенниса) / Машенцева Т. В. // Коррекционная педагогика. — 2013. — № 4. — С. 49-50.

Образы незрячих в литературе и искусстве [Электронный ресурс] : библиогр. указ. / Рос. гос. б-ка для слепых ; [сост. С.Е. Чеканова]. – Электрон. текстовые и граф. дан. – М. : РГБС, 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования : Windows 7 ; Adobe Reader 9.0 и выше.

В издании собраны материалы, отражающие представление о незрячих в произведениях художественной литературы, театральных постановках и кинофильмах, произведениях изобразительного искусства. В указатель включены библиографические описания произведений, в которых персонажами являются слепые, а также статей, в которых анализируются образы слепых. Издание дополнено двумя приложениями – списком фильмов с незрячими персонажами и собранием изображений картин, на которых представлены образы незрячих. Материалы могут быть использованы с целью привлечения внимания широких кругов общественности к проблемам инвалидов по зрению.

Организация коррекционно-воспитательной работы со слабовидящими и слепыми детьми в условиях ДОУ комбинированного вида: из опыта работы МАДОУ №99 (г. Томск) [Текст] : методическое пособие / ТОУНБ им. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»; отв. за выпуск А.А. Коваленко. – Томск, 2013. – 52 с. – (В помощь реабилитологу).

В методическом пособии представлен опыт работы учителей-дефектологов Томского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №99». Сборник раскрывает вопросы организации комплексного развития ребенка с нарушениями зрения в условиях комбинированного дошкольного учреждения. В нем представлены направления и методика работы по данной теме, даны подробные конспекты занятий педагогов различных направлений деятельности. Материал адресован учителям, логопедам, воспитателям, родителям, воспитывающим и обучающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Перова, Л. Н.  Создание экскурсионной программы для слепых и слабовидящих детей [Текст] / Л. Н. Перова // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2014. — №7. — С. 47-56.    Как организовать работу в музее с этой категорией групповых и индивидуальных посетителей. Ресурсная база, исполнение задуманного по шагам. Методические рекомендации к обзорной экскурсии для слепых и слабовидящих посетителей.

 Проглядова, Г.А. Анализ некоторых проблем обучения слепых учащихся письму по системе Брайля [Текст] / Г.А. Проглядова // Дефектология. – 2014. — №3. – С. 89-94.

В статье анализируются некоторые трудности, которые испытывают слепые учащиеся при овладении рельефно-точечной системой Брайля. Представлена классификация ошибок на смешение букв, сходных по пространственному расположению (имеющих зеркальное сходство).

Проглядова, Г.А. Система работы по профилактике нарушений письма у слепых младших школьников [Текст] / Г.А. Проглядова // Дефектология. – 2014. — №4. – С. 71-79.

В статье описана методика диагностики основополагающих умений, необходимых для овладения письмом по рельефно-точечной системе учащимися первых классов, а также представлены этапы коррекционной работы, направленной на профилактику трудностей в процессе обучения детей письму по системе Брайля.

Развитие осязательной чувствительности у детей с нарушением зрения: из опыта работы Специальной (коррекционной) начальной школы – детского сада IV вида №33 (г. Югра) [Текст] : методическое пособие / ТОУНБ им. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»; отв. за выпуск А.А. Коваленко. – Томск, 2013. – 40 с. – (В помощь реабилитологу).

В методическом пособии представлен опыт работы учителей-дефектологов Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная начальная школа – детский сад IV вида №33№ г. Югра. Сборник раскрывает вопросы развития осязательной чувствительности у детей с нарушениями зрения. В нем представлены направления и методика работы по данной теме, приведены поэтапные алгоритмы осязательного обследования предметов, даны подробные конспекты по ознакомлению детей с различными материалами, их свойствами и качествами, рекомендации по оснащению предметно-развивающей среды. Материал адресован учителям, логопедам, воспитателям, родителям, воспитывающим и обучающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Указатель книг, изданных в специальных библиотеках для слепых Российской Федерации. 2012 г. [Электронный ресурс] : библиогр. указ. / Рос. гос. б-ка для слепых ; [сост. : В.И. Жукова, С.Е. Чеканова]. – Электрон. текстовые дан. – М. : РГБС, 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) – Систем. требования : Windjws 7 ; Adobe Reader 9.0 и выше.

Издание представляет собой ежегодный библиографический указатель, включающий в себя информацию о книгах, изданных в специальных библиотеках для слепых Российской Федерации. Материал сгруппирован по разделам в соответствии с видом издания: «Говорящие» книги на кассетах», «Издания рельефно-точечного шрифта», «Издания укрупненного шрифта», «Электронные издания», «Тактильные издания» и «Плоскопечатные издания».

Фомичева, Л.В. К вопросу о социализации ребенка раннего возраста с нарушением зрения [Текст] / Л.В. Фомичева // Специальное образование. – 2014. — №2. – С. 57-64.

В статье актуализируется проблема личностного развития ребенка с нарушением зрения в ранние годы жизни. Центральным вопросом работы является социализация слепого или слабовидящего ребенка раннего возраста. Обозначены и раскрыты необходимые условия успешного социального развития таких детей.

 Шипунова, О. Интегрированная образовательная деятельность «Весна» [Текст] : формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения / О. Шипунова, Н. Перова, Н. Бондаренко, Д. Дьячкова // Дошкольное воспитание. — 2014. — №2. — С. 70-74.

Статья предлагает конспекты организованной интегрированной деятельности по лексическим темам «Весна», «Осень», «Зима», разработанные воспитателями, логопедами и дефектологами для детей старшего дошкольного возраста.

Шлеина, Е.Л. Праздник очкарика [Текст] : досуг для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения вместе с родителями / Е. Л. Шлеина, О. С. Шулепова // Здоровье дошкольника. — 2014. — №1. — С. 28-35.

2 полугодие 2014 г.

Голубева, Е. В. Оборудование лечебного офтальмологического кабинета детского сада [Текст] / Е. В. Голубева // Воспитание  и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — №8. — С. 10-20.

Предлагаемая статья врача-офтальмолога является ответом на многочисленные обращения руководителей и специалистов ДОУ, в которых детям оказывается офтальмологическая лечебно-восстановительная помощь.

Каравайцева, Л. А. Нетрадиционные формы работы с родителями детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст] / Л. А. Каравайцева // Логопед. — 2014. — №9. — С. 68-73.

Коваленко, А. А. Изобразительная деятельность как средство реабилитации детей с ограниченными возможностям [Текст] : метод. пособ.   / А. А. Коваленко ; отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; ред.-оформ. А. А. Коваленко; отв. за выпуск Л. Г. Минаева. – Томск, 2010. – 48 с. – (В помощь реабилитологу).

В книге представлены методические рекомендации по обучению детей 2-7 лет разным видам изобразительной деятельности: рисованию, лепке, аппликации. В пособии предложены практические советы по работе с детьми с различными видами ограничения жизнедеятельности (нарушения зрения, слуха и речи, ЗПР, ограничения мобильности. Представленные разработки занятий направлены на формирование необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей. Книга поможет родителям, воспитателям, дефектологам и всем желающим в создании комфортной и успешной среды для занятий с детьми.

Комарова, Т. П.  Волшебный мир ребусов, схем и предложений [Текст] : наглядно-методический комплекс для младших школьников с нарушением зрения / Т. П. Комарова // Логопед. — 2014. — №9. — С. 102-107.

Коррекция агрессивного поведения у детей : опыт работы реабилитационного центра для детей и подростков «Надежда» [Текст] : метод. пособ. / МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» ; ТОУНБ им. А.С. Пушкина, отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; ред.-оформ. З.В. Мельчикова; отв. за выпуск Л.Г. Сакиева. – Томск, 2012. – 36 с. – (В помощь реабилитологу).

Методическое пособие посвящено проблеме агрессивного поведения детей (в возрасте от 5 лет). Издание будет интересно не только для педагогов специальных (коррекционных) учреждений, но и для преподавателей массовых школ, так как содержит не только программу работы по профилактике агрессивного поведения у детей, но и примеры занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Кудравец, О. Н. Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры у воспитанников с нарушением зрения [Текст] / О. Н. Кудравец // Современный детский сад. — 2014. — №7. —  С.33-39.

Данная публикация предлагает методические рекомендации по оптимизации организационных условий руководства и развития сюжетно-ролевой игры у детей разновозрастной группы, имеющих нарушения зрения.

Кудрина, Т.П. Методика психолого-педагогического обследования функциональных возможностей нарушенного зрения у детей младенческого и раннего возрастов [Текст] / Т.П. Кудрина // Дефектология. – 2014. — №5. – С. 61-67.

В статье представлен комплекс диагностических проб, с помощью которых могут быть определены функциональные возможности нарушенного зрения у младенцев и детей раннего возраста. Дано описание стимульного материала, условий проведения диагностических проб и возможных поведенческих реакций детей.

Кузнецова, Е. А. Занятия по логопедической ритмике для детей 4-5 лет с нарушением зрения [Текст] / Е. А. Кузнецова // Логопед. — 2014. — №8. — С. 99-107.

Кузнецова, Е. А. Поварята [Текст] : логоритмическое занятие для детей 5-6 лет с нарушением зрения / Е. А. Кузнецова // Логопед. — 2014. — №9. — С. 37-40.

Лезжова, О. В. Траектория расслабления [Текст] / О. В. Лезжова // Здоровье дошкольника. — 2014. — №5. — С. 36-43.

Статья предлагает комплекс упражнений на снижение зрительного напряжения в садах компенсирующего вида.

Лигостаева, И. А.  Использование зрительно-тактильного материала по развитию речи с детьми 5-7 лет с нарушением зрения [Текст] / И. А. Лигостаева // Логопед. — 2014. — №9. — С. 28-36.

Лисова, Т. М. Плавание — условие реабилитации ребенка-инвалида [Текст] : из опыта педагога / Т. М. Лисова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2014. — №11. — С. 7-8.

 Статья из опыта работы специалиста (учителя физической культуры, инструктора по плаванию) школы-интерната для слепых и слабовидящих об одном из эффективных видов реабилитации ребенка-инвалида по зрению — плавании.

Лоскова, И. В. Особенности завязанных глаз [Текст] : физкультурно-оздоровительная работа с детьми с нарушениями зрения / И. В. Лоскова // Здоровье дошкольника. — 2014. — №6. — С. 34-37.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья комплекс мероприятий физкультурно-оздоровительного характера направлен на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде, преодоление психологических барьеров, препятствующих полноценной жизнедеятельности.

Мокрогузова, Т. В. Создание условий для жизнедеятельности детей с нарушением зрения в ДОО [Текст] / Т. В. Мокрогузова // Логопед. — 2014. — №9. — С. 84-88.

Панюшкина, И. Е. Особенности изучения общения младших дошкольников с нарушением зрительных функций [Текст] / И. Е. Панюшкина // Логопед. — 2014. — №9. — С. 21-27.

Пешеходы-вездеходы [Текст] : метод. пособ. по обучению правилам безопасного поведения на дороге детей с особыми образовательными возможностями дошкольного и младшего школьного возраста / МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» ; ТОУНБ им. А.С. Пушкина, отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; ред.-оформ. А. А. Коваленко, отв. за выпуск Л. Г. Минаева. – Томск, 2011. – 49 с. – (В помощь реабилитологу).

Знание правил дорожного движения – залог безопасности на наших дорогах. Инспектора ГИБДД считают, что этими знаниями необходимо начинать овладевать уже в дошкольном возрасте, чтобы максимально обезопасить себя на шумных автомагистралях. В методическом пособии собраны практические материалы, рекомендации, сценарии мероприятий для детей с особыми образовательными потребностями, предлагается конспект занятия по ознакомлению с правилами дорожного движения в старшей группе для детей с нарушениями зрения. Благодаря советам психологов и педагогов-дефектологов обучение ребенка правильному поведению на дороге станет интересным и увлекательным.

 Роль семьи в коррекционно-образовательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : метод. пособ. / МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» ; ТОУНБ им. А.С. Пушкина, отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; сост. А. А. Коваленко. – Томск, 2012. – 40 с. – (В помощь реабилитологу).

Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Поэтому родителям необходима своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в т.ч. социально-психологическая, по преодолению их отчужденности в обществе и развитию взаимопомощи среди них. В пособии изложены подходы к решению данной проблемы в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Описана роль сопровождения слепого и слабовидящего ребенка в семье как фактор успешной социализации в ученическом сообществе (автор – Медова Н.А.). Издание адресовано психологам, дефектологам, социальным педагогам, воспитателям, а также родителям, заинтересованным в развитии своих детей.

Учимся говорить правильно [Текст] : метод. пособ. по  развитию связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья / МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» ; ТОУНБ им. А.С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; отв. за выпуск А. А. Коваленко. – Томск, 2012. – 44 с. – (В помощь реабилитологу).

Пособие, подготовленное педагогами-дефектологами, поможет правильно организовать языковое и речевое развитие ребенка, имеющего ограничения жизнедеятельности. Описано использование методики Н.А. Зайцева в развитии речи и обучении грамоте дошкольников с нарушением зрения (автор – Акулова Н.Н.).  В сборник вошли разработки занятий и уроков для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Книга предназначена для родителей, воспитателей и логопедов, занимающихся развитием речи детей.

Фильчикова, Л. И. Объективные методы диагностики нарушений зрения и слуха у детей раннего возраста [Текст] / Л. И. Фильчикова, З. С. Алиева // Дефектология. — 2014. — №6. — С. 77-82.

В статье описываются объективные электрофизиологические методы диагностики нарушений зрения и слуха у детей первых лет жизни. Показано значение этих методов для раннего выявления этих нарушений, способствующее своевременному проведению лечебно-коррекционных мероприятий, направленных на улучшение зрительных и слуховых функций.

Фирсанова, Л. В. Детский сад [Текст] : система занятий для детей 5-7 лет с нарушением зрения / Л. В. Фирсанова // Логопед. — 2014. — №9. — С. 42-48.

Фомичева, Л. В. К вопросу о социализации ребенка раннего возраста с нарушением зрения [Текст] / Л. В. Фомичева // Специальное образование. — 2014. — №2. — С. 57-64.

В статье актуализируется проблема личностного развития ребенка с нарушением зрения в ранние годы жизни. Обозначены и раскрыты необходимые условия успешного социального развития таких детей.

Формирование нравственно-ценностных ориентаций у детей с особыми образовательными потребностями [Текст] : из опыта работы МДОУ детского сада компенсирующего вида № 30  /  отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; ред.-оформ. З. В. Мельчикова; отв. за выпуск Л. Г. Минаева. – Томск, 2010. – 59 с. – (В помощь реабилитологу).

В сборнике обобщена практика взаимодействия специалистов МДОУ детского сада компенсирующего вида №30 г. Томска по вопросам формирования нравственно-ценностных ориентаций у детей с особыми образовательными потребностями в условиях ДОУ и семьи. Представлены эффективные формы и активные методы взаимодействия ДОУ с семьей, конспекты занятий родительских, детско-родительских групп, сценарии семейных праздников. Сборник адресован старшим воспитателям, педагогам, родителям.

Шипунова, О.   Интегрированная образовательная деятельность [Текст] : формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения / О. Шипунова, Н. Перова, Н. Бондаренко // Дошкольное воспитание. — 2014. — №10 (Продолжение. Начало см.: №2-2014г.). — С. 73-75.

Конспект занятия «В гости к осени», подготовленный преподавателями детского сада компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения.

Шипунова, О.  Интегрированная образовательная деятельность [Текст] : формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения / О. Шипунова, Н. Перова // Дошкольное воспитание. — 2014. — №12 (Окончание. Начало см. №2-2014г.). — С. 60-63.

 Конспект занятия «Зимушка — зима» формирующего умение синхронно проговаривать текст и выполнять ритмичные движения; обобщать знания об изменениях в природе зимой, о зимних явлениях и праздниках; тренировать в согласовании притяжательных прилагательных с существительными; развивать зрительное восприятие.

Этюды на тему эмоций: опыт построения коррекционно-развивающего пространства по формированию мимики и пантомимики [Текст] : метод. пособ.  /  МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» ; ТОУНБ им. А.С. Пушкина, отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; ред.-оформ. А. А. Коваленко, отв. за выпуск Л. Г. Минаева. – Томск, 2011. – 70 с. – (В помощь реабилитологу).

Материал данной книги отвечает на многие вопросы по формированию эмоциональной сферы, возникающие у педагогов, дефектологов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Материал обобщен по разделам, логически систематизирован по основным направлениям коррекционно-развивающей работы. Для специалистов, работающих с детьми с нарушениями зрения, предлагается программно-методический материал по формированию мимики и пантомимики.

Юдина, Н. Е.  Танцевальный концерт как форма проведения вечеров досуга [Текст] : его роль в развитии музыкальных творческих способностей дошкольников с нарушением зрения / Н. Е. Юдина // Дошкольная педагогика. — 2014. — №6. — С. 49-54.

Опыт подготовки и организации музыкальных досугов для дошкольников со зрительными патологиями.