`
09 февраля 2017

В помощь тифлопедагогу: список литературы за 2015 г.

В список литературы включены библиографические описания статей из периодических изданий и книг. В этот выпуск вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых в  2015 г. Материал расположен в алфавитном порядке авторов и заглавий. Предлагаемая литература может быть использована тифлопедагогами, тифлопсихологами, воспитателями специальных школ, родителями слепых и слабовидящих детей, студентами.

 1 полугодие 2015 г.

Балан, С.  Социальная игра «Деловой город» [Текст] / С. Балан // Школьный вестник. — 2015. — №2. — С. 30-34.

О новом социальном проекте – игре «Деловой город», моделирующей  социально-экономическую среду в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей.

Балацкая, Л.  Веселые гномики [Текст] : вязаная игрушка для занятий со слабовидящими дошкольниками / Л. Балацкая // Здоровье детей. — 2015. — № 3. — С. 44-46.

Белоглазова, А. А. Образование и социализация детей с нарушениями зрения [Текст] / А. А. Белоглазова // Коррекционная педагогика. — 2015. — №1. — С. 83-86.

 В статье описан опыт работы коррекционной общеобразовательной школы по адаптации и социализации детей с ОВЗ. Автором представлены направления социального партнерства, описаны взаимовыгодные условия сотрудничества школы и социума, позволяющие детям с «особыми» потребностями успешно интегрироваться в современном обществе.

Быкова, Е.Б.  Изучение дивергентного мышления слабовидящих школьников [Текст] / Е.Б. Быкова, И. П. Волкова // Специальное образование. — 2014. — №4. — С. 17-23.

Статья посвящена эмпирическому исследованию особенностей дивергентного мышления слабовидящих школьников. Материал статьи основан на детальном анализе характера и причин, вызывающих затруднения дивергентной продуктивности. Рассмотрены условия развития творческого мышления учащихся с нарушениями зрения.

Вершинина, Г.П. Ознакомление дошкольников с нарушением зрения с правилами дорожного движения [Текст] : методический кабинет «Автодром» / Г. П. Вершинина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №2. — С. 50-55.

 В статье подробно представлено оборудование методического кабинета «Автодром», приведен сценарий развивающего занятия «Про правила дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста.

Денискина, В.З. Обучение математике слепых и слабовидящих учащихся начальных классов [Текст] : метод. пособ. / В.З. Денискина. – М.: ООО «ИПТК «Логосвос», 2015. – 315 с. – (Круг чтения. Издание для слабовидящих).

В книге раскрываются вопросы специфики обучения математике слепых и слабовидящих учащихся начальных классов. Рассматриваются различные методы обучения, которые описаны применительно к различным этапам усвоения знаний. Большое внимание уделяется применению наглядных средств обучения и организации предметно-практической деятельности учащихся на уроках математики. Показаны приемы и способы органического сочетания изучения программного материала начального курса математики с коррекцией вторичных отклонений в развитии слепых и слабовидящих школьников, а также их социализацией. Пособие адресовано учителям специальных (коррекционных) школ, а также педагогам, обучающим детей с ОВЗ в условиях их совместного обучения с нормально видящими сверстниками.

Зубкова, В. П. К проблеме изучения представлений об эмоциях у детей в условиях зрительной недостаточности [Текст] / В. П. Зубкова // Коррекционная педагогика. — 2015. — №1. — С. 30-34.

 В статье описывается роль эмоций в психическом развитии детей. Представлены направления научных исследований по изучению эмоциональной сферы. Актуализируется необходимость дальнейшего научно-практического рассмотрения проблемы формирования представлений об эмоциях у детей с нарушением зрения в условиях специального (коррекционного) образования.

Лоскова, И.В. Особенности завязанных глаз [Текст] / И. В. Лоскова // Здоровье дошкольника. — 2015. — №2. — С. 46-51.

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с нарушениями зрения.

Малкова, Т. П. К вопросу о надомном обучении детей-инвалидов по зрению с комплексными нарушениями [Текст] / Т. П. Малкова // Коррекционная педагогика. — 2015. — №1. — С. 17-20.

 Представлены результаты исследования семей с детьми, имеющими различные сложные нарушения, которые часто не получают своевременной консультации и психологической помощи. Пробелы воспитания, дефицит общения и дефицит информации приводят к ограничению накопления детьми сенсорного и эмоционального опыта. Раскрывается необходимость своевременного предоставления особых условий обучения и развития, выбора наиболее оптимального индивидуального варианта в системе специального образования.

Медова, Н.А. Методические рекомендации по работе с книгами, предоставленными фондом «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей» [Текст] : метод. пособие / Н.А. Медова, Т.В. Ревина, М.В. Ершова ; ТОУНБ им. А.С. Пушкина, Центр библ. обслуживания людей с ограничениями жизнедеятельности ; ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» ; отв. за выпуск А.А. Коваленко. – Томск, 2014. – 36 с. – (В помощь реабилитологу).

Пляхневич, Л. И. Изобразительная деятельность как способ активизации внутренних ресурсов дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / Л. И. Пляхневич // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №4. — С. 44-53.

 В методической статье описана работа по вовлечению детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в изобразительную деятельность. Перечислены приемы по улучшению мелкой моторики, используемые техники рисования. Приведены примерное планирование занятий с дошкольниками со зрительной депривацией и конспекты отдельных занятий со слабовидящими детьми.

Полковникова, В. А. Умные сказки про глазки [Текст] : представление-поучение для детей старшего дошкольного возраста / В. А. Полковникова // Здоровье дошкольника. — 2015. — №2. — С. 52-59.

Театральные представления имеют коррекционную и терапевтическую направленность, помогают развивать у детей восприятие, образное мышление, речь, способствуют их эмоциональной адаптации.

Примерный порядок обеспечения условий доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания [Текст] : метод рекомендации / Рос. гос. б-ка для слепых ; сост. Т.В. Зенова. – М., 2015. – 42 с., [4] л. ил.

Методические рекомендации содержат основные направления и методы обеспечения доступа инвалидов различных категорий, в том числе инвалидов по зрению, и маломобильных граждан к библиотечным зданиям и информационно-библиотечному обслуживанию с учетом их особых потребностей. Требования настоящего Порядка распространяются на все типы библиотек, обслуживающих инвалидов. Издание адресовано руководителям библиотек различных типов.

Проглядова, Г. А. Пропедевтическая работа со слепыми учащимися при обучении письму шрифтом Брайля [Текст] / Г. А. Проглядова // Дефектология. — 2015. — №2. — С. 71-78.

 В статье описаны этапы подготовительной работы при овладении письмом по системе Брайля. Представлены сгруппированные и адаптированные для слепых учащихся упражнения, направленные на развитие умений и навыков осязания, осязательной памяти, мелкой моторики, ориентировки в рабочем пространстве.

Саматова, А.В. Социализация как этап успешного развития детей с глубокими нарушениями зрения: мифы и реальность [Текст] / А.В. Саматова ; Рос. гос. б-ка для слепых. – М., 2015. – 54 с. – (Заочная школа для родителей).

На страницах пособия проведен анализ путей социализации детей с глубокими нарушениями зрения. На примерах показано, какие заблуждения и ошибки содержатся в основных мифах, связанных с освоением ребенком окружающего мира. Издание может представлять интерес для родителей, учителей, библиотекарей и всех интересующихся проблемами слепоты и тифлопедагогики.

Скоблина, Н.   Профилактика нарушений зрения у школьников [Текст] / Н. Скоблина // Здоровье детей. — 2015. — № 3. — С. 12.

Советы учителям и родителям незрячих детей, имеющих дополнительные проблемы развития [Текст] : реф. пер. брошюры Королев. нац. ин-та слепых Великобритании / Рос. гос. б-ка для слепых ; сост.-пер. Г.С. Елфимова. – М., 2015. – 48 с. – (Заочная школа родителей).

В издании представлен реферативный перевод брошюры Королевского национального института слепых Великобритании. Текст может представлять интерес как для родителей, учителей и библиотекарей, так и для всех тех, кто интересуется проблемами слепоты и тифлопедагогики.

Трунова, Г.  Космические спасатели [Текст] : занятие тифлопедагога и психолога со старшими детьми с нарушениями зрения (с использованием сенсорной комнаты) / Г. Трунова, И. Майорова // Дошкольное воспитание. — 2015. — №2. — С. 81-85.

Тупоногов, Б. К. Вариативные формы коррекционно-педагогической работы при изучении курса природоведения детьми со зрительной депривацией [Текст] : метод. пособ.  / Б. К. Тупоногов. – М.: ООО «ИПТК «Логосвос», 2015. – 367 с. – (Круг чтения. Издание для слабовидящих).

В пособии представлены теоретические и практические материалы по коррекционной работе в ходе преподавания природоведения. На основе особенностей познавательной деятельности слепых и слабовидящих учащихся даются рекомендации по использованию методов и наглядных средств обучения на уроках природоведения, приводятся современные тифлопедагогические требования к занятиям по данной дисциплине в специальных школах. Перечисленные проблемы мало разработаны в коррекционной педагогике, поэтому пособие является ценным методическим материалом не только для тифлопедагогов, но и для всех педагогов-дефектологов, занимающихся детьми с ОВЗ.

Удалова, Т. В. Использование наглядных пособий на уроках географии как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением зрения [Текст] / Т. В. Удалова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №2. — С. 43-49.

Статья посвящена практическому применению принципа наглядности при обучении географии слепых и слабовидящих. Подробно описаны особенности обследования предметов и ориентировки у детей с глубокими нарушениями зрения, решаемые на уроках педагогические задачи, классифицированы используемые на уроках наглядные пособия.

Учитесь понимать незрячего [Текст] : метод. пособ. / сост. Н.А. Ланкина, Е.Б. Улькина ; Амур. обл. спец. б-ка для незрячих и слабовидящих. – Благовещенск, 2011. – 14 с.

Фомина, Л.А. Некоторые важные аспекты развития незрячего ребенка и становление его личности [Текст] / Л.А. Фомина ; Рос. гос. б-ка для слепых. – М., 2015. – 54 с. – (Заочная школа для родителей).

Автор – тифлопедагог и тифлопсихолог Центра ранней интервенции Российской государственной библиотеки для слепых – касается вопросов воспитания и развития незрячего ребенка во время лечения, его взаимоотношений с членами семьи, с домашними животными, подготовки его к школе. В работе приводятся упражнения и другие авторские материалы, призванные помочь ребенку освоить чтение и письмо по системе Брайля. Издание адресовано родителям и другим членам семьи детей с нарушениями зрения.

Формирование эмоциональной сферы детей с нарушениями зрения средствами театра и музыки: опыт работы детского сада №28 (г. Северск) [Текст] : метод. пособ. / Томск. обл. универс. науч. б-ка им. А.С. Пушкина, Центр библ. обслуживания людей с ограничениями жизнедеятельности ; ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» ; отв. за выпуск А.А. Коваленко. – Томск, 2014. – 36 с. – (В помощь реабилитологу).

Шведова, Н. П. Использование средств наглядности при формировании предметных и пространственных представлений у слепых и слабовидящих учащихся [Текст] / Н. П. Шведова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №3. — С. 49-54.

 В статье дается описание этапов формирования и коррекции предметных и пространственных представлений у слепых и слабовидящих учащихся. Особое внимание уделяется приемам, используемым на занятиях по пространственной ориентировке для усвоения представлений о типах зданий, понятии этаж, карта-путь, карта-обозрение и т.д.

2 полугодие 2015 г.

Адамович, О. Могут ли слепые ездить по столице [Текст] / О. Адамович // Комсомольская правда. – 2015. – №129 (13 ноября). – С.7.

Накануне Международного дня слепых, который отмечают 14 ноября, корреспондент «Комсомольской правды» вместе с незрячей москвичкой проехал на разных видах московского транспорта, чтобы понять, насколько городской транспорт приспособлен для нужд маломобильных граждан.

Алехина, Г. А. Спешим на помощь Муравьишке [Текст] : занятие логопеда для детей с нарушением зрения / Г. А. Алехина, Л. Н. Портола // Логопед. — 2015. — №8. — С. 22-27.

Балахнина, В. Л. Что делают из дерева? [Текст] / В. Л. Балахнина //Здоровье детей. — №11. – 44-47.

Занятие по развитию тактильного восприятия для дошкольников с нарушениями зрения.

Бровкина, М. Зрение на ультразвуке [Текст] / М. Бровкина // Российская газета. – 2015. — №180 (14 августа). – С. 6.

Сотрудники Астраханского госуниверситета А. Рыбаков и А. Савкин сконструировали очки-навигаторы, которые помогут незрячим людям успешно ориентироваться на местности.

Бухтияров, В. Заповедные люди [Текст] / В. Бухтияров. – М. : ИПТК Логосвос, 2015. – 355 с. – (Круг чтения. Издание для слабовидящих).

 В своей книге автор предлагает читателю проследить «слепецкую тему» в литературе, поэзии, живописи и т.д. с древнейших времен до наших дней.

Бушуева, М. А. Зимняя сказка [Текст] : занятие для детей 5-6 лет с нарушениями зрения / М. А. Бушуева // Логопед. — 2015. — №10. — С. 16-21.

Описание логопедического занятия, включающего гимнастику для глаз, упражнения на развитие мелкой моторики и дыхания, массаж мимической мускулатуры.

Георгиева, М. Тревожные ноты [Текст] / М. Георгиева // Российская газета. – 2015. — №97 (7 мая). – С. 9.

О незрячих музыкантах, работавших слухачами противовоздушной обороны в блокадном Ленинграде в годы Великой Отечественной войны.

Гючтекин, Д. Вкус Востока на кончиках пальцев [Текст] / Д. Гючтекин, Е. Ворошилова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. — №8. – С.1-16.

Статья о проводимом ВОС совместно с АНО «Турецко-русский культурный центр» и федеральным агентством по делам молодежи Всероссийском кулинарном конкурсе для молодых инвалидов по зрению «Вкус востока на кончиках пальцев». 

Елфимова, Г. С. Цифровые технологии в книгоиздании и библиотечном обслуживании незрячих  [Текст] / Г. С. Елфимова; Рос. гос. б-ка для слепых. – М., 2015. – 58 с.

В работе представлен обзор средств невизуального доступа к цифровой информации, проанализирована роль цифровых технологий в издании информационных материалов и обеспечении доступа к ним незрячих читателей.

Зотикова, В. Студентка изобрела очки для слепых [Текст] / В. Зотикова // Российская газета. – 2015. — №268 (26 ноября). – С.28.

Студентка третьего курса экономического факультета Оренбургского госуниверситета  А. Филиппова разработала устройство на ультразвуковых датчиках, которое дает возможность человеку, лишенному зрения, ориентироваться в пространстве. Радиус действия прибора – 5 метров.

Ивойлова, И. Читать по Брайлю [Текст] / И. Ивойлова // Российская газета. – 2015. — №283. – (15 декабря). – С.14.

В выставке новейших разработок, состоявшейся в Москве, принимали участие 120 российских вузов. Инженер центра инклюзивного образования Тюменского госуниверситета  А. Фахрутдинов представил электронное устройство «Сиолл» для обучения слепых и слабовидящих детей.

Коробейников, И. А. Терминологические аспекты модернизации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: на примере современной тифлопедагогики [Текст] / И. А. Коробейников, А. А. Любимов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. — №2. – С. 3-8.

В терминологический аппарат современной тифлопедагогики вводится понятие «особые образовательные потребности детей с нарушением зрения», содержательное наполнение которого может составить базис программы коррекционной работы для данной категории обучающихся. Авторами статьи являются научные сотрудники Института коррекционной педагогики РАО.

Краснопольская, И. Мир на кончиках пальцев [Текст] /  И. Краснопольская // Российская газета. – 2015. — №210 (18 сентября). – С. 14.

Статья об открывшейся в реабилитационном центре «Русское поле» (Моск. обл., г. Чехов) школе для слепых детей с онкологическими заболеваниями

Кузнецова, Т. Видеть руками [Текст] / Т. Кузнецова // Российская газета. – 2015. — №227 (8 октября). – С.33.

На Алтае в Студии инновационных робототехнических решений «Интеркот» (г. Барнаул) ученые-робототехники создали электронный поводырь, помогающий слепым и слабовидящим определять предметы на расстоянии.

Кузьмичева, О. В. Реализация коррекционных задач в подвижных играх дошкольников с нарушением зрения [Текст] / О. В. Кузьмичева // Логопед. — 2015. — №7. — С. 110-115.

Подвижные игры для детей с нарушением зрения имеют огромное значение: они служат средством развития сохранных функций, способствуют преодолению дефектов зрения и их компенсации. 

Любимов, А. Страна слепых [Текст] / А. Любимов // Российская газета. – 2015. — №69 (2 апреля). – С.8.

Научный сотрудник ФГБНУ  «Институт коррекционной педагогики Российской Академии образования»  А. А. Любимов говорит о разрушении системы коррекционного образования для незрячих детей.

Любимова, М. П. Подготовка ребёнка с глубоким нарушением зрения к самостоятельному переходу проезжей части [Текст] / М. П. Любимова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. — №8. – С.23-32.

Методика проведения занятий, включая этапы и рекомендации по проведению.

Мезрин, В. П. Значение идей и общественно-педагогической деятельности К. К. Грота по обучению и воспитанию слепых в России для современной практики специального образования [Текст] : к 200-летию со дня рождения / В. П. Мерзин, А. В. Терентьева // Дефектология. – 2015. — №2. – С.3-10.

Статья посвящена выдающемуся государственному деятелю и благотворителю России XIX века Константину Карловичу Гроту (1815-1897) и истории создания Александро-Мариинского попечительства о слепых и Петербургского училища слепых.

Миллер, В. Ф. Актуальные проблемы социальной адаптации инвалидов по зрению и некоторые пути их решения [Текст] / В. Ф. Миллер // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. — №6. – С.56-62.

Статья о факторах, влияющих на адаптацию людей с нарушением зрения и о роли в этом процессе реабилитационных центров и школ III-IV вида.

Назарян, М. Г. Основные тенденции общей инвалидности вследствие болезней глаз в Российской Федерации в динамике за 8 лет (2006-2013) [Текст] / М.Г. Назарян // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2015. — №2. – С.19-21.

Проглядова, Г. А. Алгоритм письма по Брайлю [Текст] / Г. А. Проглядова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. — №7. – С.26-29.

В статье представлен алгоритм работы по обучению письму по системе Брайля. Основной акцент делается на разные виды контроля, которыми может воспользоваться слепой ученик на каждом этапе действий.

Разенкова, Ю. А. Научные исследования Института коррекционной педагогики в области ранней помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его семье [Текст] : сообщение 1 / Ю. А. Разенкова // Дефектология. – 2015. — №3. – С.18-29.

В материалах статьи предпринята попытка систематизировать и обобщить приоритетные научные исследования в области ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, которые были выполнены в Институте коррекционной педагогики РАО, в том числе представлены исследования по тифлологии.

Солодова, Н. В. Использование натуральных предметов и их рельефных изображений при проведении словарной работы в условиях тифлошколы [Текст] / Н. В. Солодова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2015. – №2. – С.87-90.

Статья написана Солодовой Н. В. — учителем русского языка и литературы Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья («Михайловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III–IV вида» г. Михайловка, Волгоградская область).

Улитина, И. В. Обходные пути включения тотально слепого ребенка в непосредственно образовательную деятельность учителя-логопеда с детьми 5-6 лет с функциональными нарушениями зрения [Текст] / И. В. Улитина, А. А. Овчинникова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2015. — №2. – С.95-98.

Улитина И. В. — учитель-логопед, Овчинникова А. А. — учитель-дефектолог муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 50», г. Пермь.

Хаперская, Н. Ю. Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста через сюжетную картину [Текст] / Н. Ю. Хаперская // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2015. – №2. – С.91-95.

Хаперская Н.Ю. — учитель–дефектолог муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад № 342», г. Волгоград.

Шевцова, Л. И. Книжки для детей с нарушениями зрения: создание и совершенствование [Текст] / Л. И. Шевцова, В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. — №5. – С.27-32.

В статье кратко излагается история создания и совершенствования книг для дошкольников с нарушением зрения: от возникновения идеи необходимости разработки книг для слепых детей до понимания того, что не только слепым, но и слабовидящим, и детям с пониженным зрением (особенно в период окклюзии) необходимы книги, адекватные их познавательным возможностям. Особое внимание обращается на книги издательства «Изоиздат», которое систематически создает и выпускает большими тиражами современные книги для детей с нарушением зрения.