10 ноября 2017

В помощь тифлопедагогу: список литературы за первое полугодие 2017 г.

В список литературы включены библиографические описания статей из периодических изданий и книг. В этот выпуск вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых в 1-м полугодии 2017 года. Материал расположен в алфавитном порядке авторов и заглавий. Предлагаемая литература может быть использована тифлопедагогами, тифлопсихологами, воспитателями специальных школ, родителями слепых и слабовидящих детей, студентами.

Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития [Текст] / Э. Дж. Айрес ; пер. с англ. — 4-е изд. — М. : Теревинф, 2016. — 272 с.

Разработанная автором теория сенсорной интеграции, основанная на системном подходе к функционированию мозга, помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка. Книга предназначена как самым разным специалистам (неврологам, психологам, педагогам, специалистам по физической и социальной реабилитации, эрготерапевтам), так и родителям.

Батурина, Мария. Продуктивная деятельность [Текст] : метод. рек. для родителей / М. Батурина ; сост. Е. Г. Шабала; гл. ред. И. А. Фёдорова. — Новосибирск : «Ассоциация Интеграция», 2016. — 28 с. — (Вместе с мамой).

Проект «Литера.Н» реализуется в рамках совместного проекта НМООИ «Ассоциация «Интеграция» и БФ «Созвездие сердец». Мы предлагаем вашему вниманию серию методических рекомендаций «Вместе с мамой». Серия представляет собой курс практических рекомендаций для родителей и тех, кто принимает участие в  воспитании детей с глубокими нарушениями зрения, это рекомендации о том, как развивать детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Бикина, Ирина. Цикл уроков по вязанию [Шрифт Брайля] : реабилитационное пособие для незрячих / И. Бикина ; ред. по Брайлю Т. Б. Александрова. — Изд. по Брайлю 1-е. — СПб. : ИПО «Чтение» ВОС, 2016. — 4 кн.

Бруштейн, И. Дзюдо: реабилитация, гармония, красота [Текст] / И. Бруштейн // Школьный вестник. – 2017. — №4. – С.1-15.

Интервью с заслуженным тренером РФ, тренером женской паралимпийской сборной по дзюдо И. Ибрагимовым о необходимости заниматься спортом незрячим и слабовидящим детям. «Для меня дзюдо – это больше, чем спорт. Это наука, искусство, образ жизни. Паралимпийское дзюдо – это гармония, реабилитация, красота, пластичность, мягкость и отточенность каждого движения…».

Бруштейн, И. Реабилитация и компьютер [Текст] / И. Бруштейн // Школьный вестник. – 2017. — №5. – С.1-12.

Институт „Реакомп” — реабилитация и компьютер — называют мозговым штабом Всероссийского общества слепых. Эта организация решает три основные задачи: способствует формированию доступной среды, в частности, в сфере культуры, помогает инвалидам научиться жить и работать в существующих обстоятельствах, расширяет жизненные горизонты слепых и слабовидящих людей, давая им компьютерные знания.

Валеева, Р. С. Педагогический проект «Конструирование из бумаги как средство развития конструктивных способностей и образного мышления у детей с нарушениями зрения» [Текст] / Р. С. Валеева // Дошкольная педагогика. — 2017. — №3. — С. 36-40.

Занятия оригами несут в себе огромный коррекционный потенциал, имеют тесную взаимосвязь с восстановительным лечением зрительной патологии. Для детей с нарушениями зрения техника оригами выступает как дополнительное средство развития зрительных функций.

Голубина, В. В. Пособие по изучению системы Луи Брайля [Шрифт Брайля] / В. В. Голубина ; под общ. ред. О. Н. Пилюгина; ред. по Брайлю Г. А. Матюшкина. — Изд. по Брайлю 1-е. — СПб. : ИПО «Чтение» ВОС, 2016. — 1 кн.

Гостев, А. Интересное рядом [Текст] / А. Гостев // Школьный вестник. – 2017. — №3. – С.8-13.

Об особенностях организации реабилитационного туризма для слепых и слабовидящих.

 Дени, М.  Мои первые цифры, которые можно потрогать [Текст] / М. Дени. — М. : Клевер-Медиа-Групп, 2016. — 40 с. : ил. — (Раннее развитие по методике Мадлен Дени).

Милые рисунки, наклейки хорошего качества, уникальная методика Мадлен Дени — все это пригодится вам, чтобы играть с детьми, развивая их способности. Мадлен Дени — известный французский психолог и педагог, автор книг для родителей, выходящих в серии-бестселлере «Сделать счастливыми наших детей». Её работы полностью перевернули традиционный подход к образовательной литературе, превратив обучение в творчество, в радость общения и даже в веселье.

Денискина, Е. Возможности форменного зрения [Текст] / В. Денискина // Наша жизнь. – 2017. — №1. – С.16-20.

В учебно-воспитательном и коррекционно-реабилитационном процессах специалистам важно различать состояние зрительных функций в норме и патологии. При анализе особенностей восприятия и формирования компенсаторных навыков, лежащих в основе социально-адаптивного поведения, педагогам необходимо знать уровень зрительных возможностей слепых детей, имеющих форменное, или предметное, остаточное зрение, то есть зрение с остротой от 0,01 до 0,04.

Космическое путешествие [Текст] : метод. пособие «Планеты» / сост. Е. Г. Шабала; гл. ред. И. А. Фёдорова. — Новосибирск : «Ассоциация Интеграция», 2016. — 27 с. — (Издание для незрячих и слабовидящих).

Проект «Литера.Н» реализуется в рамках совместного проекта НМООИ «Ассоциация «Интеграция» и БФ «Создание сердец». Методическое пособие состоит из двух вариантов : варианта по Брайлю и плоскопечатный вариант.

Лисина, Ю. В. Обучение ориентированию и мобильности детей с нарушениями зрения [Текст] : методические рекомендации / Ю. В. Лисина, А. В. Селиверстова ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2017. — 31 с. — (Заочная школа для родителей).

Возможность независимо передвигаться — важнейший аспект человеческого существования. Авторы отвечают на вопрос: правда ли, что незрячие люди могут безопасно и самостоятельно ходить в нужные им места и затрагивают такую тему, как возникновение обучения ориентированию и мобильности людей с нарушением зрения, определение понятий ориентирования и мобильности. Брошюра адресована родителям детей с нарушением зрения, учителям и воспитателям коррекционных школ для таких детей.

Методическое пособие. Часть 1. Птицы и животные [Шрифт Брайля] / сост. Е. Г. Шабала; гл. ред. И. А. Фёдорова. — Новосибирск : «Ассоциация Интеграция», 2014. — 1 кн. : цв.ил., transp., рис. Текст парал. : РТШ, УШ. — (Издание для незрячих и слабовидящих).

Методическое пособие. Часть 2. Времена года. Овощи и фрукты [Шрифт Брайля] / сост. Е. Г. Шабала; гл. ред. И. А. Фёдорова. — Новосибирск : «Ассоциация Интеграция», 2014. — 1 кн. : цв.ил., transp., рис. Текст парал. : РТШ, УШ. — (Издание для незрячих и слабовидящих).

Методическое пособие. Часть 3. Транспорт [Шрифт Брайля] / сост. Е. Г. Шабала; гл. ред. И. А. Фёдорова. — Новосибирск : «Ассоциация Интеграция», 2014. — 1 кн. : цв.ил., transp., рис. Текст парал. : РТШ, УШ. — (Издание для незрячих и слабовидящих).

Проект «Литера.Н» реализуется в рамках совместного проекта НМООИ «Ассоциация «Интеграция» и БФ «Созвездие сердец». Мы предлагаем вам методическое пособие, которое состоит из трёх частей. Часть 1 — Птицы и животные. Часть 2 — Времена года. Овощи и фрукты. Часть 3 — Транспорт. Здесь вы сможете найти ответы на многие интересующие вас вопросы о птицах и животных, растениях и транспорте, расскажем, чем отличаются овощи и фрукты и что общего имеют трамвай и пожарная машина. Кроме интересной и познавательной информации здесь вас ждут стихи и сказки, а также увлекательные задания и вопросы к каждому разделу.

Оганян-Захараш, Т.  Диагностика и результаты социализации дошкольников в группах комбинированной направленности [Текст] / Т. Оганян-Захараш, О. Болдинова // Дошкольное воспитание. — 2017. — №6. — С. 17-22.

Сопоставление результатов диагностирования дошкольников с нарушениями зрения в группе комбинированной направленности как следствие эффективности созданного комплекса педагогических условий.

 Подготовка и проведение адаптированных экскурсий для слепых и слабовидящих людей  [Текст] : метод. пособие / сост. И. М. Рыбакова ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2017.

Пособие составлено на основе обобщения опыта региональных специальных библиотек и музеев, ведущих работу по социокультурной реабилитации инвалидов различных категорий, в том числе людей с проблемами зрения. В нем рассматриваются методические приемы, используемые при подготовке и проведении экскурсий различных типов и видов с учетом особенностей восприятия экскурсионного материала слепыми и слабовидящими.

Сакс, Оливер. Зримые голоса [Электронный ресурс] / О. Сакс ; пер. с англ.; читает Л. Луганская. — Электрон. дан. — М. : ИПТК Логосвос, 2016. — 1 фк. : зв. — (Оливер Сакс: Невероятная психология).

«Язык жестов» глухонемых. Что он собой представляет — пантомиму, более или менее удачно иллюстрирующую фонетическую речь? Или самостоятельный язык, обладающий собственной грамматикой и семантикой и ни в чем не уступающий устной речи? В работе «Зримые голоса» — Оливер Сакс выдвигает смелую и оригинальную теорию, согласно которой именно язык жестов — подлинный и первоначальный язык головного мозга. Однако главную ценность книги составляют реальные истории людей с ограниченными возможностями, не просто боровшихся за полноценную жизнь, но и победивших в этой борьбе!

Саматова, А. В. Родительские установки и социальная среда как важнейшие факторы формирования полноценной личности, адекватной самооценки и позитивной Я-концепции детей и подростков с глубокими нарушениями зрения [Текст] : в 2 ч.  / А. В. Саматова ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2017. — 75  с. — (Заочная школа для родителей).

В пособии рассматривается такой психологический феномен, как Я-концепция подростков с нормальным и нарушенным зрением, а и также даются практические рекомендации для педагогов и психологов по коррекции отклонений, связанных с особенностями Я-концепции у подростков с нарушением зрения.

Сергеев, И. Из любви к искусству [Текст] / И. Сергеев // Наша жизнь. – 2017. — №3. – С.26-32.

В нашем обществе принято считать, что одной из лучших профессий для незрячего человека является работа музыканта. Статья рассказывает о реальных трудностях обучения и трудоустройства инвалидов.

Сергеев, И. Незрячие блогеры [Текст] / И. Сергеев // Наша жизнь. – 2017. — №1. – С. 29-33.

Статья посвящена Михаилу и Анне Нивне, создателям собственного видеоблога на Ютюбе, где они рассказывают о повседневной, обыденной жизни слепых людей.

Смотрим  мультики [Текст] : метод. пособие / сост. Е. Г. Шабала; гл. ред. И. А. Фёдорова ; рис. К. С. Плеханова. — Новосибирск : «Ассоциация Интеграция», 2014. — 24 с. — (Вместе с мамой).

 Проект «Литера.Н» реализуется в рамках совместного проекта НМООИ «Ассоциация «Интеграция» и БФ «Созвездие сердец». Мы предлагаем вашему вниманию серию методических рекомендаций «Вместе с мамой». Серия представляет собой курс практических рекомендаций для родителей и тех, кто принимает участие в  воспитании детей с глубокими нарушениями зрения, это рекомендации о том, как развивать детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Соколов, В.  Современные информационные технологии для детей с глубоким нарушением зрения [Текст] / В. Соколов // Школьный вестник. — 2017. — №1. — С. 1-11.

Учитывая постоянно расширяющийся спектр цифровых тифлотехнических средств, автор статьи предлагает обзор программ невизуального доступа к информации.

Шакирова, Е.  Тактильная книга [Текст] : конкурс-проект для родителей / Е. Шакирова // Дошкольное воспитание. — 2017. — №6. — С. 79-82.

Шестаков, В. В начале было слово [Текст] / В. Шестаков // Школьный вестник. – 2017. — №2. – С.1-10.

Социальная интеграция ребенка, имеющего проблемы со зрением начинается в семье. Само по себе воспитание ребенка, имеющего зрительную депривацию, это непростой и многогранный процесс, осложненный некоторыми особенностями его психики. Для лучшего понимания ребенка и выстраивания гармоничных взаимоотношений с ним мы должны знать, на каких основах стоится конфликтное и бесконфликтное поведение взрослого человека в роли родителя. Статья также предлагает, пройдя несложный тест, определить уровень вашей конфликтности и сделать для себя соответствующие выводы.

Федосеева, Е.  Тифлокомментирование: на шаг впереди [Текст] / Е. Федосеева // Наша жизнь. — 2017. — №4. — С. 19-25.

Статья посвящена особенностям  работы тифлокомментаторов.

Якимов, Михаил. Портативный компьютер и Вы [Текст] : практ. рук. по освоению портативного компьютера «с нуля»  лицами, не имеющими или недавно утратившими зрение / М. Якимов. — М. : Логосвос, 2016. — 214 с. — (Круг чтения. Издание для слабовидящих).

В Руководстве даётся представление об особенностях ноутбуков и нетбуков, об основных навыках работы без использования зрения в операционной системе Windows 7 и отдельных прикладных программах.