`
15 апреля 2019

Жить, пока можешь дышать!: о IX Международном кинофестивале о жизни людей с инвалидностью «Кино без Барьеров»

Со времени первого фестиваля минуло 16 лет, и сегодня уже можно сказать, что многое в нашем общественном сознании — и не только нашем — изменилось. Изменилась окружающая среда, меняется взгляд на проблемы инвалидности, смещаются акценты в обсуждении этих проблем. Фильмы об инвалидах, которые раньше делались для узкого показа, теперь снимаются профессионалами для широкого круга зрителей. Это кино заставляет думать, пересматривать собственные взгляды на жизнь, и самое главное — заставляет сопереживать. Хоть мы и говорится: фильмы о людях с инвалидностью, но на самом деле они просто о людях, об их таких непохожих судьбах, об их взаимоотношениях и переживаниях, о любви, семьях, — все, что мы видим в любом кино.

Если говорить о конкурсных фильмах для детей, они были очень разные. Например, «Карманный человечек» — трогательный, добрый канадский мультик о маленьком человечке, живущем в старом сундучке, который иногда опрокидывают неосторожные прохожие. Один прохожий делал это постоянно, и человечек задумал отомстить ему. Но вдруг оказалось, что этот прохожий просто… ничего не видит. И тогда маленький человечек, стыдясь своей ошибки, становится его другом и поселяется в кармане, чтобы всегда указывать дорогу. Или другой мультфильм, сделанный в Швейцарии, — «Король рынка» — это попытка поведать детям о людях с аутизмом. История подана с точки зрения обитателей фермерского курятника, для которых странный мальчик, больше всего в жизни интересующийся курами, становится другом. Он может сказать, какое яйцо снесено той или иной курицей, свежее оно или нет, и со временем завоевывает уважение всех посетителей рынка, где его отец торгует своими продуктами. Свое место в жизни есть у каждого человека, надо только его найти! Впрочем, эта мысль звучала не только в фильмах для детей. И не все анимационные фильмы были адресованы исключительно детям. Так, канадская короткометражка «Слепая Вайша» — философская притча о девушке, которая не могла жить в этом мире, потому что один ее глаз видел только прошлое, а другой — только будущее. Немецкий мультик «Лицо Карлотты» рассказывает о девочке, которая в силу ментального заболевания не распознает лиц, потому что не может их запомнить. Она не знает и собственного лица. Ее лицом становятся автопортреты, которые она начинает рисовать наощупь. Или очень короткий, без слов, британский анимационный фильм под названием «История любви» рассказывает об отношениях двух клубочков шерстяных ниток и о том, что любить, это значит отдавать.

Была в детской программе и отдельная номинация — фильмы, созданные самими детьми. В ней лучшим признан российский фильм «Инопланетянка», который был снят ребятами, отдыхавшими в одном из санаториев Анапы. Девочка-подросток не хочет или не может говорить. Соседки по комнате решают подшутить над ней, но из детской шалости вырастает настоящее чувство. Задевает ли картина сердце? Когда председателя жюри Андрея Прошкина спросили, по каким критериям будут отбираться лучшие фильмы, он ответил, что для него критерий один — доходитли картина до зрителя, трогает ли его душу, задевает ли сердце? Американский полнометражный художественный фильм «Чудо» с Джулией Робертс в одной из главных ролей не стал победителем фестиваля, но его можно назвать одним из лучших. Это история о мальчике Огги, который любил «Звездные войны» и увлекался компьютерными играми, то есть был как все, за одним исключением: он родился «без лица» и не выходил на улицу без космического шлема. Так длилось до тех пор, пока мама не приняла трудное решение — отвести сына в пятый класс. Огги пришлось вынести многое, и в первое время он тяжело переживал насмешки и издевательства, чувствовал себя одиноким. Но постепенно дети привыкли к его необычному внешнему виду, а умение дружить, смелый и стойкий характер и большие успехи в естествознании снискали главному герою уважение и любовь одноклассников.

Лучшим игровым полнометражным фильмом жюри назвало ирландскую картину «Святилище». Фильм был заявлен как комедия. И действительно, в нем есть все атрибуты комедии: чудаковатые герои, попадающие на каждом шагу в нелепые ситуации, воспитатель-недотепа, теряющий по дороге своих подопечных и пытающийся их собрать, и, конечно, романтическая влюбленность главных персонажей. Вот только почему-то смеяться над наивными и поступками и репликами героев не хочется. Потому что у девушки Софи эпилепсия, а у ее друга Ларри, как и других героев фильма — синдром Дауна. Они все посещают интернат, где им предоставляют несложную работу, а однажды они отправляются посмотреть кино, где и случается вся эта история. Ларри и Софи понимают, что любят друг друга и хотели бы создать семью. Но против них — закон, запрещающий таким людям создавать семьи и рожать детей. Название фильма наводит на мысль, что общество взяло на себя роль даже не святилища, а чистилища, куда принудительно отправляются люди, непохожие на других. И финал у «комедии» совсем не радостный: Софи увозят в больницу, а Ларри даже не имеет права быть рядом с ней. Во время встречи со зрителями режиссер этой картины Лен Коллин рассказал, что фильм взбудоражил общественность Ирландии, в результате закон, ущемляющий права отдельных людей с инвалидностью, был пересмотрен. «Теперь у Ларри и Софи есть шанс снова встретиться и любить друг друга, иметь семью, такое же будущее, как у всех людей, — сказал он. — Неспроста мы оставили печальный конец: зато в жизни множество подобных историй завершатся хеппи-эндом. Искусство иногда может положительно влиять на действительность».

Еще одна ирландская картина — «Барабанщик и вратарь» Ника Келли — была отмечена призом за лучшую режиссерскую работу. Согласно сценарию, волей судьбы встречаются двое юношей: барабанщик рок-группы, переживающий депрессию на почве семейной трагедии, и парень с аутизмом, обожающий футбол. Отношения поначалу складываются со скрипом, но затем перерастают в крепкую дружбу. Герои готовят выступление перед медицинской комиссией, в котором просят, чтобы им позволили жить вместе и быть опекунами друг друга. Это тоже драма о том, как тяжело дается дорога к самостоятельности, праву делать выбор и принимать собственные решения. Для того, чтобы общество задумалось и изменилось. В целом, девятый фестиваль «Кино без барьеров» был богат на игровые фильмы — как полнометражные, так и короткометражные. Сюжет короткой музыкальной ленты «Наповал» чем-то схож с «Барабанщиком и вратарем»: в этом австралийском фильме девушка с нарушением развития неожиданно завязывает дружбу с молодым чернокожим беженцем из Судана, а общий интерес у них — любовь к уличному танцу, крампу. Испанский фильм «Тишина, пожалуйста» не очень хорошо выполнен с точки зрения киноискусства, но в нем сделана попытка затронуть самые важные аспекты человеческой жизни — семья, работа, закон, дружба, ответственность. Простой паренек Даня на один день был вынужден заменить соцработника, ухаживающего за его братом с ДЦП. Из-за несовершенства законов и косности работодателей они оба остаются без работы, но приобретают нечто большее — братскую солидарность и дружбу. Британский фильм «Близость» — попытка передать киноязыком стремительно развивающиеся и столь же быстро заканчивающиеся отношения между невидящим мужчиной и неслышащей женщиной. Приз за лучшую мужскую роль получила американская картина «Урок вождения», в которой энергичный и по-своему здравомыслящий молодой человек с синдромом Дауна небезосновательно считает, что его легкомысленный брат должен научить его водить машину и передать управление грузовичком, доставшимся в наследство от матери. Выступая перед зрителями, актер, сыгравший главную роль, признался, что в жизни машину не водит, но очень хотел бы этому научиться. В шведской короткометражке «Девочка, мать и демоны» две главных роли сыграны непрофессиональной актрисой и ее дочерью. Фильм получил приз за лучшую женскую роль, а рассказывает он о том, как десятилетняя девочка вынуждена в одиночку бороться с приступами шизофрении у матери. Только любовь и способность отделить личность матери от мучающих ее «демонов» помогает им выжить. Этот фильм — попытка донести до зрителя природу нередкого в наше время психического заболевания и способов с ним справиться. Для того чтобы наше общество задумалось и изменилось, нужно, чтобы такие фильмы увидели зрители по всей стране. Мария Минахметова, руководитель проекта «Эхо кинофестиваля» в Казани, отметила, что многие темы раскрыты гораздо глубже и острее, чем в предыдущие годы. «Меня потряс шведский фильм «Девочка, мать и демоны» — о людях с психическими расстройствами редко говорится на большом экране, и не случайно обе актрисы победили в номинации «Лучшая женская роль»», — подчеркнула она.

Наверное, многих зрителей озадачило решение жюри присудить Гран-при фестиваля бельгийскому короткометражному игровому фильму «Вверх ногами». Фильм, действительно, сюрреалистический, и все в нем вывернуто наизнанку. Но веди именно абсурдность ситуации чаще всего и заставляет человека думать. В картине обычным представлен мир людей с синдромом Дауна, и в этом мире вдруг рождается мальчик без лишней хромосомы, для которого не составляет проблемы развязать узлы на шнурках. Мальчик вырастает и однажды привносит в этот мир доброе дело — придумывает обувь на липучках. Так, что же в этой жизни считать нормой?! Такой вопрос звучал в подтексте многих фильмов, не только художественных, но и документальных. Например, бразильская лента «Лео и Керол» рассказывает о двух влюбленных, которые собираются пожениться. Он — профессиональный комик, она — педагог. Но кто же из них — необыкновенный? Лео, чей рост едва достигает одного метра? Или статная Керол, увидевшая в нем мужчину, которого можно любить?!

Лучшим фильмом, ломающим стереотипы, был признан канадский документальный фильм «Андре Анти-Гигант», главный герой которого тоже комик и тоже маленького роста. Режиссер Ким Салтарски, который провел со своим героем и другом Андре Арруа целый год, так рассказывал о нем: «Меня поражала его сила духа: он жил насыщенной и интересной жизнью. После тяжелой операции он мог передвигаться только на коляске, но все же вернулся на сцену и продолжал заряжать всех своей энергией. Ким Салтарски провел специальный мастер-класс, посвященный тому, как снимать документальное кино о людях с инвалидностью. «Ваш подход должен быть уважительным, надо десять раз подумать, прежде чем создавать такое кино, — считает режиссер. — Необходимо помнить, что вы будете проживать историю вместе с персонажем. И надо уделять внимание тому, насколько комфортно ему во время съемок, щадить его психологические границы, думать о том, какими словами вы представляете его зрителям. Андре, к примеру, очень не любил, когда его называли героем. И еще важно помнить, что вы снимаете кино о человеке, а не о его инвалидности. Вам придется научиться понимать и слышать человека и быть максимально чутким».

А самым жизнеутверждающим фильмом жюри кинофестиваля признало польскую картину «Стенли от Стенли». Здесь два главных героя — Стас, маленький мальчик, и Станислав, взрослый мужчина, состоявшийся художник, который рисует ногами. У него, как и у его маленького друга, от рождения нет рук. Старший терпеливо показывает младшему, как преодолевать трудности и наслаждаться каждым днем жизни. У каждого в этом мире есть свое предназначение. Свое предназначение очень долго ищет герой британской документальной ленты «Заметки о потере зрения». Утратив возможность видеть, Джон Халл начал вести аудиодневник, чтобы понять слепоту и принять самого себя. За три года герой записал более 16 часов — свидетельство потерь, переосмысления, нового обретения собственной личности и возрождения. Совсем другим мироощущением наполнен ирландский фильм «Пока не наступила ночь». Для его героя, кинематографиста Саймона Фитцмориса не существует вопроса: жить или не жить? Ответ один — жить! Жить, пока можешь дышать. И даже, когда уже не можешь дышать сам, надо жить, пока бьется сердце и глаза могут управлять говорящим за тебя компьютером. Жить, потому что есть любимая жена, дети, работа! Этот фильм был назван жюри одним из лучших фильмов о любви. Вынесли свой вердикт и зрители.

Приз зрительских симпатий достался литовской документальной ленте «Холодные уши». Очень хорошо снятый и очень натуралистичный, фильм неторопливо повествует о том, как живут на хуторе отец и его взрослый, но неслышащий от рождения сын. Они живут в одном месте и занимаются одним делом, но их мироощущение настолько различно, что все попытки прийти к взаимопониманию оканчиваются конфликтом. Кино, что называется, «не для всех»… Нельзя сказать, что в этом году на кинофестивале было много российских фильмов, но они были. Лучшим из них была признана документальная короткометражка «Тысячи лиц» — о том, как сахарный диабет заставляет человека переосмыслить собственное существование.

Был выставлен на конкурс и российский художественный фильм «Со дна вершины». Снимался он с 2014 по 2017 годы. Эта картина имеет право на существование — как великолепный учебник по реабилитации. Ведь не просто так амбициозный и экзальтированный подросток, пройдя через травму, ампутацию ног и тернии преодоления, возвращается в большой спорт и становится возмужавшим юношей, способным пригласить любимую девушку на вальс.

Подведение итогов IX Международного кинофестиваля «Кино без барьеров» торжественно прошло в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. «Кинофестиваль открыл зрителю не только новые фильмы, но и новый взгляд на людей с инвалидностью и вообще на жизнь, — отметила Марина Суслова, заведующая сектором Комитета общественных связей города Москвы. — Когда мы только начинали, он был задуман как фестиваль о проблемах людей с инвалидностью, а сейчас мы говорим об их полноценной жизни. Эти фильмы не про инвалидность, они обо всех и для всех». Свои итоги подвел и председатель жюри, кинорежиссер Андрей Прошкин. «На кинофестивале «Кино без барьеров» мне открылся целый пласт жизни, огромный человеческий опыт, — сказал он. — Были впечатляющие картины, и хотя временами их было тяжело смотреть — все-таки в них много грустных и даже трагических историй — но ты понимаешь, насколько хрупок и насколько силен человек и какие у него резервы смелости, отваги, любви, самопожертвования. Все это внушает осторожный оптимизм и, главное, гордость за то, что мы с вами принадлежим к роду человеческому».

По материалам прессы.