Для авторизации на сайте введите имя пользователя и пароль
Журнал «Дефектология» № 1, 2023 г. : обзор статей
Научно-методический журнал «Дефектология» издается с 1969 года. Адресован широкому кругу специалистов, решающих как практические, так и теоретические задачи образования, развития, социализации и совершенствования психолого-медико-педагогической помощи детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья.
Публикуемые в нем материалы отражают результаты современных исследований в области коррекционной педагогики, специальной психологии и смежных научных дисциплин, а также полезные методические разработки, посвященные разнообразным аспектам диагностической, коррекционной и реабилитационной помощи различным категориям лиц с отклонениями в психофизическом развитии. Журнал информирует читателей о наиболее важных событиях в жизни «дефектологического» сообщества, содействует повышению уровня профессиональной культуры специалистов, продвижению публикаций молодых ученых, не одно поколение которых выросло в тесном содружестве с журналом «Дефектология».
Концепция развития журнала может быть сведена к нескольким ключевым задачам: всемерное содействие полезным и перспективным инновациям, повышение уровня профессиональной культуры специалистов, сохранение лучших традиций отечественной дефектологии. Цель же остается неизменной: совершенствование системы профессиональной помощи детям, подросткам и взрослым с ограниченными возможностями здоровья
Основные рубрики журнала:
- Специальная психология: исследования и практика
- Комплексная диагностика и коррекция отклоняющегося развития
- Ранняя помощь
- Коррекционная педагогика дошкольного возраста
- Коррекционная педагогика в школе
- Современные модели и технологии образования лиц с ОВЗ
- Социализация и социальная интеграция лиц с ОВЗ
- Реабилитационная помощь лицам с ОВЗ и инвалидностью
Редакционная коллегия журнала: в составе редакционной коллегии и редакционного совета – кандидаты и доктора наук. Состав редакционной коллегии публикуется в каждом номере издания с указанием ученой степени, ученого звания всех членов.
Содержание 1-го номера за 2023 г. :
Фатихова, Л. Ф. Механизмы регуляции безопасного поведения младших школьников с сохранным и нарушенным интеллектом [Текст] / Л. Ф. Фатихова // Дефектология. — 2023. — № 1. — С. 12-19.
Безопасное поведение личности представлено тремя компонентами – эмоциональным, когнитивным, поведенческим, которые, в свою очередь, включают механизмы, регулирующие безопасное поведение личности: эмоциональное отношение к опасным ситуациям, распознавание опасных ситуаций, реагирование в опасных ситуациях. В статье описываются уровень сформированности и проявления этих механизмов у младших школьников с нарушенным интеллектом в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.
Боголюбова-Кузнецова, Д. В. Особенности формирования коммуникативных возможностей у детей с РАС [Текст] / Д. В. Боголюбова-Кузнецова // Дефектология. — 2023. — № 1. — С. 20-30.
В статье представлены взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему коммуникации и ее развития у детей с расстройствами аутистического спектра. Рассмотрены подходы к анализу развития коммуникации при нормотипичном развитии и при РАС. Представлены теории развития коммуникации в онтогенезе ребенка, выделяются различные аспекты этого процесса, а также влияющие на него факторы. Выделены вербальные и невербальные составляющие, отличающие коммуникацию ребенка с РАС.
Валявко, С. М. Антиципационная состоятельность и ее влияние на формирование агрессивного поведения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Сообщение 3 [Текст] / С. М. Валявко // Дефектология. — 2023. — № 1. — С. 3-11.
В данном сообщении представлен анализ взаимосвязей рациональных и нерациональных стратегий прогнозирования с выраженностью агрессивного поведения и личностными характеристиками у дошкольников с ОНР и нормальным развитием речи. В целях ранней профилактики агрессивного реагирования у детей необходимы подходы, ориентированные на развитие, в которых способностям к прогнозированию уделяется должное внимание. Обсуждалась роль способности к прогнозированию как защитного фактора, снижающего риск развития и закрепления агрессивного поведения на последующих этапах жизни ребенка с ОНР.
Абкович, А. Я. Клинико-психолого-педагогические особенности детей с двигательной патологией в структуре тяжелых множественных нарушений развития [Текст] / А. Я. Абкович // Дефектология. — 2023. — № 1. — С. 31-43.
Представленная работа является частью широкомасштабного исследования клинико-психолого-педагогических особенностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Была исследована одна из наименее изученных групп детей указанной категории – детей с двигательной патологией в структуре тяжелых множественных нарушений развития, работа с которыми вызывает наибольшие трудности в педагогической практике. Выявлены особенности психического и физического развития детей изучаемой группы, установлены некоторые общие для них характеристики (выраженные сенсорные нарушения, ограничение коммуникативных возможностей на фоне грубого недоразвития речи и познавательной деятельности); обозначены факторы, предположительно обусловливающие описанный вариант развития (генетическая патология, глубокая недоношенность, последствия нейроинфекции).
Кузнецова, М. С. Медико-психолого-педагогическое консультирование: возможности и ограничения. Взгляд родителей и специалистов [Текст] / М. С. Кузнецова // Дефектология. — 2023. — № 1. — С. 44-54.
В статье приводятся результаты опроса специалистов (врачей, дефектологов, психологов) и родителей детей с ОВЗ о разных аспектах медико-психолого-педагогического консультирования. Полученные данные позволяют проанализировать возможности и ограничения, а также наметить точки роста этой традиционной для системы специального образования формы работы. В данной публикации представлено описание проведенного исследования и проанализированы ответы специалистов междисциплинарной команды.
Полякова, Н. П. Формирование чувственного опыта у слепых подростков в процессе изучения русского языка [Текст] / Н. П. Полякова // Дефектология. — 2023. — № 1. — С. 54-62.
В данной статье представлено описание процесса восполнения чувственного опыта у слепых подростков, реализованного на уроках русского языка. Предложен комплекс упражнений и заданий, составляющих основу развивающего подхода. Выбор их определялся данными ранее проведенного констатирующего исследования, результаты которого позволили говорить о преимущественно невысоком уровне сформированности чувственного опыта у слепых подростков. На основании результатов контрольного исследования обоснована эффективность осуществленной коррекционно-развивающей деятельности.
Крутякова, Е. Н. Особенности формирования коммуникативной деятельности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / Е. Н. Крутякова // Дефектология. — 2023. — № 1. — С. 63-71.
В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей коммуникативной деятельности обучающихся младшего школьного возраста с двигательными нарушениями. Выявлены и описаны состояние и особенности формирования мотивов коммуникации и коммуникативных действий (умений), значимых для обеспечения качества обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в силу имеющихся у них ограничений; представлена уровневая дифференциация коммуникативной деятельности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Кроткова, А. В. Особенности профессионально-личностного становления студентов дефектологического факультета. Сообщение 1 [Текст] / А. В. Кроткова // Дефектология. — 2023. — № 1. — С. 72-80.
В статье описываются результаты веб-анкетирования студентов – будущих учителей-дефектологов. Обобщаются особенности, характеризующие типы личности современных студентов, их отношение к учебе, способам деятельности и результатам, сопоставляется динамика формирования образа себя и профессионально-личностного становления обучающихся по программам бакалавриата, магистратуры и выпускников вуза.