`
23 января 2024

Журнал «Дефектология» № 6, 2023 г. : обзор статей

Научно-методический журнал «Дефектология» издается с 1969 года. Адресован широкому кругу специалистов, решающих как практические, так и теоретические задачи образования, развития, социализации и совершенствования психолого-медико-педагогической помощи детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья.

Публикуемые в нем материалы отражают результаты современных исследований в области коррекционной педагогики, специальной психологии и смежных научных дисциплин, а также полезные методические разработки, посвященные разнообразным аспектам диагностической, коррекционной и реабилитационной помощи различным категориям лиц с отклонениями в психофизическом развитии. Журнал информирует читателей о наиболее важных событиях в жизни «дефектологического» сообщества, содействует повышению уровня профессиональной культуры специалистов, продвижению публикаций молодых ученых, не одно поколение которых выросло в тесном содружестве с журналом «Дефектология».

Концепция развития журнала может быть сведена к нескольким ключевым задачам: всемерное содействие полезным и перспективным инновациям, повышение уровня профессиональной культуры специалистов, сохранение лучших традиций отечественной дефектологии. Цель же остается неизменной: совершенствование системы профессиональной помощи детям, подросткам и взрослым с ограниченными возможностями здоровья

Основные рубрики журнала:

  • Специальная психология: исследования и практика
  • Комплексная диагностика и коррекция отклоняющегося развития
  • Ранняя помощь
  • Коррекционная педагогика дошкольного возраста
  • Коррекционная педагогика в школе
  • Современные модели и технологии образования лиц с ОВЗ
  • Социализация и социальная интеграция лиц с ОВЗ
  • Реабилитационная помощь лицам с ОВЗ и инвалидностью

Редакционная коллегия журнала: в составе редакционной коллегии и редакционного совета – кандидаты и доктора наук. Состав редакционной коллегии публикуется в каждом номере издания с указанием ученой степени, ученого звания всех членов.

Содержание 6-го номера за 2023 г. :

Стребелева, Е. А. Ретроспектива исследований в дошкольном воспитании детей с интеллектуальными нарушениями [Текст] / Е. А. Стребелева // Дефектология. — 2023. — № 6. — С. 3-13.

В статье рассмотрены истоки отечественных исследований в области дошкольной олигофренопедагогики. Представлены первые и последующие исследования, посвященные вопросам изучения, обучения, воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. Прослеживается влияние результатов проведенных исследований на определение и уточнение подходов к разработке программного содержания обучения и воспитания детей дошкольного возраста указанной нозологической группы.

Закрепина, А. В. Особые образовательные потребности детей с интеллектуальными нарушениями: понятие, функциональная роль и содержание [Текст] / А. В. Закрепина // Дефектология. — 2023. — № 6. — С. 14-27.

В статье обсуждаются особые образовательные потребности детей с интеллектуальными нарушениями с позиций дифференцированного подхода к организации и содержанию обучения и воспитания. Рассматриваются функциональные смыслы понятия «особые образовательные потребности» на разных этапах развития детей, позволяющие не только обосновывать создание педагогических условий их воспитания и обучения, но и прогнозировать вероятные изменения содержания исследуемых потребностей с учетом влияния факторов современной образовательной среды.

Головчиц, Л. А. Хрестоматия «Изучение, воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями» (XX век) [Текст] / Л. А. Головчиц // Дефектология. — 2023. — № 6. — С. 28-34.

В статье, с целью информирования профильных специалистов, представлен анализ материалов хрестоматии «Изучение, воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями» (XX век), включающий данные научных исследований в области изучения и образования лиц со сложными сенсорными нарушениями. В хрестоматию включены статьи известных ученых прошлого столетия по проблемам слепоглухоты, сочетания умственной отсталости с нарушениями слуха, зрения, двигательной сферы. В первой части хрестоматии представлены статьи, в которых отражены материалы клинико-психолого-педагогического изучения детей с комплексными нарушениями развития, во второй части — научные и методические разработки в сфере воспитания и обучения лиц с различными сочетаниями нарушений. Материалы хрестоматии адресованы студентам, магистрантам, исследователям, интересующимся вопросами изучения, коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения лиц с комплексными нарушениями.

Сорокоумова, С. Н. Расширение профессиональных границ психолога и логопеда, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного обучения [Текст] / С. Н. Сорокоумова // Дефектология. — 2023. — № 6. — С. 35-45.

В статье раскрывается необходимость интегративного взаимодействия психолога и логопеда, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы. Совместная деятельность этих специалистов по устранению речевых нарушений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья позволяет не только расширить границы их профессиональной деятельности путем включения «психологического компонента» в логопедическую работу и «коррекционного компонента» в работу психолога массовой школы, но и повысить эффективность всего коррекционного процесса.

Одинокова, Г. Ю. Об умении матери поддерживать инициативность ребенка раннего возраста с синдромом Дауна в их общении [Текст] / Г. Ю. Одинокова // Дефектология. — 2023. — № 6. — С. 46-56.

В статье рассматривается один из аспектов развития общения ребенка раннего возраста с синдромом Дауна – его инициативность во взаимодействии с матерью. Умение ребенка проявлять инициативу, а именно – обратиться к матери, удержать ее внимание в общении, высказать просьбу или желание, зависит от поведенческих характеристик матери в ситуации взаимодействия. В основе поведения матерей, поддерживающих либо не поддерживающих активность ребенка, направленную на другого в общении, лежит разное ценностное отношение к ребенку.

Лапп, Е. А. Навигационная карта как инструмент проектирования содержания подготовки дефектологов для работы с детьми с задержкой психического развития [Текст] / Е. А. Лапп // Дефектология. — 2023. — № 6. — С. 57-66.

В статье представлен авторский подход к структурированию динамического массива научных данных о лицах с задержкой психического развития. Cистематизация содержания выполнена на основе современного понимания задержки психического развития как варианта дизонтогенетического развития и с опорой на субъективный опыт автора. Показано, что предлагаемый инструмент структурирования научного содержания является навигационной картой и может быть использован при проектировании образовательных программ подготовки дефектологов. Доказана эффективность использования навигационной карты при отборе профильного содержания для дополнительных профессиональных программ подготовки дефектологов.