`
22 мая 2024

Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 1,2-2024: обзор статей

Уважаемые читатели! Предлагаем вам обзор статей 1-го и 2-го номеров журнала по коррекционной педагогике «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»  за 2024 год из фонда нашей библиотеки.

Журнал знакомит широкий круг читателей с современным состоянием и путями развития системы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Журнал адресован педагогическим и научным работникам, руководителям образовательных организаций и представителям органов управления, занимающимся вопросами образования обучающихся с ОВЗ, аспирантам, студентам, получающим образование по дефектологическим специальностям.

В журнале публикуются статьи, в которых авторы излагают обоснование предлагаемых ими подходов к совершенствованию условий обучения детей с ОВЗ, а также публикуют методические материалы, которые могут быть использованы в практике работы образовательных организаций. Журнал информирует читателей о наиболее важных изменениях нормативно-правовой основы обучения лиц с ОВЗ и значимых событиях в жизни профессионального сообщества специалистов дефектологического профиля.

Ведущие темы и направления журнала:

— современные технологии психолого-педагогического сопровождения, обучения и реабилитации детей с ОВЗ раннего, дошкольного, школьного возраста и на этапе профессионального обучения;

— технологии диагностики и коррекции психофизического развития детей с ОВЗ различных нозологических групп, вопросы организации мониторинговых исследований в сфере образования обучающихся с ОВЗ;

— организация взаимодействия образовательной организации с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ;

— подготовка специалистов для работы с детьми с ОВЗ;

— обзор нормативных документов в сфере образования обучающихся с ОВЗ.

Содержание журнала «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 1 за 2024 г.

Микляева, Н. В. Развитие социального интеллекта у детей с задержкой психического развития: формирование установок на взаимодействие и обучение способам ориентировки в социальных явлениях [Текст] / Н. В. Микляева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 1. — С. 7-19.

В статье обобщен опыт коррекционно-развивающей работы по развитию социального интеллекта дошкольников с ОВЗ. Расписаны особенности формирования социальных установок и обучения способам ориентировки в социальных явлениях у детей с ЗПР.

Ерахтина, Г. В. Влияние мотивации родителей на социально-бытовую адаптацию детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / Г. В. Ерахтина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 1. — С. 22-29.

В статье даны результаты исследования взаимосвязи мотивационных факторов родителей и уровня сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Определено, что родительская активность в адаптации бытовых условий семьи к потребностям детей с ограничением функций жизнедеятельности влияет на социально-бытовую адаптацию таких детей в домашних условиях.

Фомичева, Л. В. Концептуально-целевые основы предметно-содержательной направленности технологии «Здоровьесбережение обучающихся с нарушениями зрения» [Текст] / Л. В. Фомичева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 1. — С. 30-46.

В статье раскрывается содержание технологии «Здоровьесбережение обучающихся с нарушениями зрения» как инструментария образовательной деятельности, актуальное с точки зрения охраны, поддержания и укрепления здоровья слепых детей и детей с пониженным зрением, страдающих функциональными расстройствами зрения.

Макарова, Е. М. Адаптирование материалов программы дополнительного общего образования по обучению программированию для старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья (на примере программы «Моделирование игровых миров на Java.Script») [Текст] / Е. М. Макарова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 1. — С. 48-49.

Статья представляет работу коллектива авторов по адаптированию материалов программы дополнительного общего образования «Моделирование игровых миров на Java.Script» с учетом особых образовательных потребностей старшеклассников с ОВЗ, имеющих нарушения слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития. Обозначены внесенные изменения в дидактические материалы программы, интерфейс образовательной среды, текстовые, лекционные материалы.

Выродова, И. А. Обучение школьников с умеренной умственной отсталостью в детских школах искусств: проблемы и перспективы [Текст] / И. А. Выродова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 1. — С. 69-77.

Изучив адаптированные дополнительные общеразвивающие образовательные программы ДШИ, авторы выявили слабые места в организации и обучении детей данной категории. Ставится вопрос о необходимости междисциплинарного изучения поставленной проблемы для реализации права школьников с умеренными нарушениями интеллекта на получение адекватного музыкального образования в детских школах искусств.

Денискина, В. З. Вклад В. И. Федотова в отечественную тифлотехнику [Текст] / В. З. Денискина, А. С. Тяпкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 1. — С. 60-68.

Статья посвящена деятельности изобретателя, директора ООО «Луч тифлотехники» Виктора Ивановича Федотова, внесшего существенный вклад в развитие тифлотехнических средств обучения (ТСО) и реабилитации лиц с глубоким нарушением зрения.

Содержание журнала «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 2 за 2024 г.

Крутякова, Е. Н. Изучение коммуникативной деятельности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уровне основного общего образования [Текст] / Е. Н. Крутякова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 2. — С. 4-14.

В статье содержится авторский материал для изучения степени сформированности и нозологически обусловленных особенностей коммуникативной деятельности школьников с НОДА, осваивающих программу основного общего образования по вариантам 6.1 и 6.2.

Бабина, Г. В. Оценка умений семантизации слов у младших школьников с нарушениями речи [Текст] / Г. В. Бабина, Ю. В. Комарова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 2. — С. 15-29.

В статье описан опыт исследования проблемы семантизации слов и слов, носителями языка младшего школьного возраста. Научная новизна исследования обусловлена тем, что здесь раскрывается специфика проявления трудностей описания значений слов у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Набокова, Л. А. Обучение глухих детей языку в начальной школе Китая в сравнении с российской системой. Часть 1. Анализ нормативных документов [Текст] / Л. А. Набокова, С. А. Шустова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 2. — С. 30-36.

Авторы статьи проводят сравнение обучения языку глухих, обучающихся на уровне начального общего образования, в Российской Федерации и Китайской Народной Республике. В первой части статьи проводится сравнение нормативных документов, которые регламентируют соответствующий образовательный процесс в двух странах.

Екжанова, Е. А. Особенности проведения групповых занятий в рамках досуговой деятельности детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, находящихся в паллиативном отделении центра содействия семейному воспитанию [Текст] / Е. А. Екжанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 2. — С. 37-45.

Авторы статьи сообщают о разработанных и проведенных групповых занятиях в паллиативном отделении Центра содействия семейному воспитанию (ЦССВ). Приоритетное значение при организации психолого-педагогической абилитации детей с ТМНР имеют игровые методы обучения.

Гвоздева, А. Ю. Преемственность направлений профильного труда выпускников с интеллектуальными нарушениями и их выбор будущих профессий [Текст] / А. Ю. Гвоздева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 2. — С. 46-51.

В результате данного исследования установлено, что преемственность между направлениями профильного труда в школе и профильной подготовкой в колледже является довольно низкой. В статье обозначена важность дополнительного образования для профессионального самоопределения обучающихся с нарушениями интеллекта.

Пичугина, И. Н. Проектирование программно-методического обеспечения образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями по профилю трудовой подготовки «Оператор профессиональной уборки (клининг)» [Текст] / И. Н. Пичугина, Т. М. Захарова, Е. И. Ломакина, С. В. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 2. — С. 53-65.

Основное внимание уделено содержанию обучения и указанию видов деятельности обучающихся с умственной отсталостью по указанному профилю подготовки в период обучения с 6 по 9 классы. Представлены примерные варианты тематического планирования по отдельным разделам рабочих программ, которые апробированы в практике работы коррекционной школы.

Рожкова, Л. А. Особенности функционального состояния центральной нервной системы как нейробиологическая основа когнитивных нарушений у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л. А. Рожкова, А. В. Голубчикова, С. Б. Лазуренко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 2. — С. 67-79.

Данная работа обобщает накопленные результаты электрофизологических исследований функционального состояния ЦНС детей младшего школьного возраста с трудностями обучения различной этиологии.