`
12 сентября 2024

Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» 2024, № 4: обзор статей

Уважаемые читатели! Предлагаем вам обзор статей по коррекционной педагогике из фонда нашей библиотеки.

Левченко, И. Ю. Проблемы реализации учебного предмета «Технология» в условиях инклюзивного начального общего образования [Текст] / И. Ю. Левченко, А. А. Гусейнова, Е. А. Салтыкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 4. — С. 4-12.

Статья подчеркивает, что успешное внедрение инклюзивного подхода к трудовому обучению и воспитанию детей с ОВЗ требует глубокого понимания индивидуальных потребностей каждого обучающегося с учетом специфики самого предмета. С целью выявления проблем реализации учебного предмета «Технология» авторами представлены результаты анкетирования учителей, преподающих данный учебный предмет в условиях начального общего образования, родителей и обучающихся. Описаны специальные образовательные условия, необходимые для успешной реализации данной учебной дисциплины.

Яхнина, Е. З. Развитие у глухих обучающихся восприятия и воспроизведения устной речи учебно-научного характера [Текст] / Е. З. Яхнина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 4. — С. 14-22.

В статье представлены результаты изучения возможностей глухих обучающихся в слухозрительном восприятии (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) знакомого речевого материала учебно-научного характера, используемого при изучении предметов «Русский язык» и «Математика», в выполнении ответных коммуникативно-речевых действий, оформлении собственных устных высказываний (на начало обучения на уровне основного общего образования), а также научно-методические подходы к планированию и проведению коррекционной работы в данном направлении с учетом полученных данных.

Зыкова, М. А. Проектирование адаптированных программ по математике для обеспечения качественного начального образования обучающихся с нарушением слуха. Часть 2. Особенности тематического планирования для пролонгированных сроков обучения и использование специальных учебников [Текст] / М. А. Зыкова, Е. А. Жеребятьева, И. Л. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 4. — С. 23-35.

Во второй части статьи рассмотрены особенности образовательной деятельности по освоению отдельных разделов курса математики обучающимися с нарушением слуха. Определены особенности тематического планирования в части сроков изучения отдельных тем курса математики глухими и слабослышащими обучающимися с учетом специфики каждой категории детей с нарушением слуха, темпов их познавательной деятельности, должной преемственности в обучении, даны рекомендации по использованию специальных учебников в математическом образовании глухих и слабослышащих обучающихся.

Егоренкова, О. А. Особенности формирования самооценки в дошкольном возрасте у детей с хроническими соматическими заболеваниями (на примере детей с атопическим дерматитом и воспалительными заболеваниями кишечника) [Текст] / О. А. Егоренкова, А. Л. Венгер // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 4. — С. 36-47.

В статье представлены особенности самооценки дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и определены основные направления психолого-педагогической помощи детям и их родителям. В исследовании участвовали 70 детей 5–6 лет и их родители. Использовались методика Т.В. Драгуновой «Самооценка дошкольника», методика «Лесенка», стандартизированная беседа с родителями. Выявлены физические и социальные факторы, влияющие на изменения в становлении самооценки у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, описаны четыре типа самооценки дошкольников в зависимости от эмоционального самопринятия и уровня дифференцированности самооценки; определены направления психолого-педагогической помощи, основанные на этой типологии.

Нигматуллина, И. А. Динамика развития социально-коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в коррекционном детском саду [Текст] / И. А. Нигматуллина, В. В. Васина, А. Ю. Сазонова  // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 4. — С. 48-57.

Целью исследования является оценка динамики социально-коммуникативных навыков дошкольников с РАС с использованием программы VB-MAPP в коррекционном детском саду. Индивидуальные программы развития (ИПР) разработаны и реализованы для всех детей-участников исследования. Результаты их реализации показали эффективность технологий VB-MAPP, оценивающих уровень коммуникации и социальных навыков со сверстниками и взрослыми. Выяснено, что реализация программы психолого-педагогической коррекции, основанной на принципах и методах «прикладного анализа поведения», помогает детям с аутизмом развивать их социальные и коммуникативные навыки, но существует необходимость в упрощении процесса диагностики и в составлении программ развития с помощью информационных технологий.

Абкович, А. Я. Исследование профессиональных представлений педагогов в области организации промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования [Текст] / А. Я. Абкович, К. Б. Сыроваткина-Сидорина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 4. — С. 58-68.

В статье представлены результаты анкетирования педагогов, участвующих в реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ на уровне начального общего и основного общего образования. Вопросы анкеты касались понимания педагогами цели промежуточной аттестации, сути дифференцированного и индивидуального подходов при проведении оценочных процедур, способов адаптации контрольно-измерительных материалов и организации специальных условий проведения аттестационных мероприятий с учетом особенностей обучающихся с ОВЗ разных нозологических групп. Полученные в результате анализа ответов данные отражают практику проведения промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ и позволяют сделать вывод об определенных профессиональных дефицитах педагогов в этой области. Результаты анкетирования необходимо учитывать при отборе содержания программ повышения квалификации педагогов специальных и инклюзивных школ, а также при планировании мероприятий по научно-методическому сопровождению образования обучающихся с ОВЗ на федеральном и региональном уровне.

Шведова, Н. П. Методические аспекты формирования пространственных представлений у слепых и слабовидящих обучающихся [Текст] / Н. П. Шведова, И. С. Исмаилова, В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 4. — С. 69-79.

Целью данной статьи является дополнение пособия О. Г. Болдиновой практико-ориентированным материалом по развитию пространственных представлений, необходимым для формирования у слепых и слабовидящих детей того фундамента, который обеспечивает качество пространственной ориентировки и мобильности при нарушениях зрения.