`
22 января 2025

Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № № 5,6,7 – 2024: обзор статей

Уважаемые читатели! Предлагаем вам обзор статей журнала по коррекционной педагогике из фонда нашей библиотеки.

№ 5

Четверикова, Л. Н. Проектирование коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с комплексными нарушениями слуха и интеллектуального развития. Часть 1. Содержание программного материала [Текст] / Л. Н. Четверикова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 5. — С. 4-11.

Курс предназначен для коррекции вторичных и последующих отклонений, отмечающихся у обучающихся с комплексными нарушениями слуха и интеллекта. Он содействует их социальной адаптации, интеграции в систему общественных отношений и формированию социокультурного опыта. Представлен пятью разделами, каждый из которых ориентирован на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с комплексными нарушениями слуха и интеллекта.

Попович, Ю. А. Подготовка подростков с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни (из опыта работы центров содействия семейному воспитанию) [Текст] / Ю. А. Попович // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 5. — С. 12-24.

В статье представлен опыт работы по подготовке подростков с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни на базе центров содействия семейному воспитанию Москвы. Приведены экспериментальные данные, свидетельствующие об эффективности разработанной пилотной двухмодульной модели по подготовке подростков с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни.

Свисткова, В. В. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья как психолого-педагогический инструмент для постановки целей в реабилитации детей с тяжелыми множественными нарушениями развития [Текст] / В. В. Свисткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 5. — С. 25-36.

В статье рассматривается возможность применения Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) в качестве инструмента для постановки реабилитационных целей в психолого-педагогической практике. Статья будет полезна психологам, логопедам, дефектологам, социальным педагогам, чья профессиональная деятельность связана с психолого-педагогическим сопровождением детей с тяжелой степенью выраженности нарушений и значительным снижением социального функционирования и адаптивных возможностей.

Евтеев, А. А. Исследование факторов, влияющих на формирование навыков самообслуживания у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / А. А. Евтеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 5. — С. 37-50.

В статье показано, что формирование навыков самообслуживания у детей с РАС существенно зависит от ряда факторов: возраста, выраженности аутистических проявлений и особенностей сопровождения. Предложен способ минимизации влияния возрастного фактора через нормирование получаемого по РЕР-3 показателя развития НС по возрасту, что расширяет возможности метода и позволяет давать дифференцированную оценку влиянию различных факторов на формирование НС. Рассмотрены проблемы сопоставления общих результатов исследований становления НС у детей с РАС с отдельными случаями.

Егорова, А. В. Исследование самостоятельности и необходимого сопровождения лиц с выраженными психическими нарушениями в рамках комплексной диагностической оценки потенциальных возможностей их профессиональной подготовки (в области кулинарии) [Текст] / А. В. Егорова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 5. — С. 51-62.

В статье представлены результаты исследования, проведенного в группе из 22 человек в возрасте от 18 до 42 лет с различными нарушениями, в т.ч. нарушениями интеллекта, эмоционально-волевой сферы и др. Все они являются студентами Гастрономической модельной площадки (ГАМП), действующей в РБОО «Центр лечебной педагогики» с сентября 2020 г. Исследование не выявило среди студентов ГАМП полностью самостоятельных людей, то есть людей, которые не нуждаются в какой-либо поддержке и сопровождении в том или ином объеме, с той или иной периодичностью. В соответствии с полученными результатами для каждой группы предложены рекомендации по организации необходимого сопровождения (его объем и тип, наиболее актуальные направления коррекционной работы), а также краткие характеристики молодых людей, попавших в ту или иную группу.

Лапп, Е. А. Педагогическая помощь обучающимся с инвалидностью, обусловленной соматическими заболеваниями [Текст] / Е. А. Лапп // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 5. — С. 63-69.

Целью данного исследования стало определение педагогического репертуара помощи детям с инвалидностью, обусловленной соматическими заболеваниями, для коррекции несовершенств развития познавательной сферы.

Кузнецова, Н. Ю. Опыт организации инклюзивных смен во Всероссийском детском центре «Алые паруса» [Текст] / Н. Ю. Кузнецова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 5. — С. 70-79.

Всероссийский детский центр «Алые паруса» — это образовательная организация для отдыха и оздоровления одаренных обучающихся с ОВЗ, с соматическими заболеваниями, в том числе имеющих ментальные нарушения.

№ 6

Егорова, А. В. Логопедическая работа с подростками с нарушениями развития. Часть 1. Направления работы и организационно-методические аспекты их реализации [Текст] / А. В. Егорова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 6. — С. 4-13.

В первой части статьи приведены направления логопедической работы, реализуемые в структуре комплексной программы формирования навыков самостоятельности у подростков с нарушениями развития С.Н.А.Р.К. («самостоятельность, навыки адаптации и развитие коммуникации»). Выделены три основных направления работы: 1) поддержание и восстановление речевых компетенций; 2) развитие регулирующей и планирующей функций речи; 3) расширение коммуникативных навыков путем активизации мотивационной сферы. Приведены примеры техник, применяемых специалистами в работе с детьми подросткового возраста в рамках данных направлений.

Вовк, В. В. Социальный театр как средство профилактики и коррекции дезадаптивного поведения подростков с задержкой психического развития [Текст] / В. В. Вовк // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 6. — С. 14-26.

В статье представлены результаты разработки эффективных средств профилактики и коррекции школьной дезадаптации подростков с ЗПР в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности. Рассказывается о технологии социального театра и его возможностях в преодолении поведенческого компонента школьной дезадаптации. Рассматривается использование данной педагогической технологии для формирования позитивного поведения подростков с ЗПР, содержание примерной дополнительной программы «Социальный театр», особенности формирования театральной труппы, корректное предложение данной педагогической технологии подростку; обсуждаются практические результаты ее реализации.

Четверикова, Т. Ю. Проектирование коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с комплексными нарушениями слуха и интеллектуального развития. Часть 2. Выявление и оценка образовательных результатов [Текст] / Т. Ю. Четверикова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 6. — С. 37-44.

Во второй части статьи представлены рекомендуемые диагностические карты. Они предназначены для фиксации образовательных достижений обучающихся — по результатам освоения программного материала по курсу «Социально-бытовая ориентировка».

Макарова, И. А. Анализ профессиональных дефицитов педагогов в работе с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра. Часть 1. Научно-методическая база и дизайн исследования [Текст] / И. А. Макарова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 6. — С. 45-55.

В первой части статьи описана научно-методическая база и дизайн исследования, проведенного среди педагогов ДОО Амурской области в период 2021–2024 гг. Содержание исследования предусматривало проведение комплексной диагностики профессиональных дефицитов и включало три самостоятельных, но взаимосвязанных блока: изучение общего отношения к инклюзии; диагностику областей профессиональных дефицитов; изучение проявления социальной желательности в поведении педагогов. Выборка участников эксперимента составила 150 человек в возрасте от 22 до 68 лет.

Артяева, К. К. Технологии виртуальной реальности как средство формирования навыка самостоятельного проезда на автобусе у детей и подростков с расстройствами аутистического спектра [Текст] / К. К. Артяева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 6. — С. 56-69.

Статья посвящена проблеме формирования навыка самостоятельного проезда на автобусе детей и подростков 10-14-летнего возраста с РАС с помощью технологии виртуальной реальности. К обсуждению предлагаются результаты эмпирического исследования эффективности методики, основанной на применении технологии виртуальной реальности для формирования навыка самостоятельного передвижения на автобусе.

Немцева, С. В. Проведение виртуальных экскурсий с помощью квестбука в условиях инклюзии (из опыта работы) [Текст] / С. В. Немцева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 6. — С. 70-73.

Опыт работы с детьми с РАС в центре детского творчества.

Переверзева, Е. Е. К истории становления отечественной системы медико-психолого-педагогической помощи детям с двигательными нарушениями [Текст] / Е. Е. Переверзева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 6. — С. 74-79.

№ 7

Соловьева, Т. А. Квалификация педагога-дефектолога (сурдопедагога) как условие обеспечения качественного доступного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Т. А. Соловьева, М. А. Зыкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 7. — С. 4-14.

Авторы статьи обращают внимание на развитие способности специалистов к проектированию образовательного процесса в разных институциональных условиях, включая дидактически верное планирование и методически грамотное проведение уроков.

Ильина, С. Ю. Мастер-класс как организационно-содержательная модель подготовки педагогов-дефектологов в условиях нелинейного образования [Текст] / С. Ю. Ильина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 7. — С. 26-37.

Статья представляет обобщённый многолетний опыт (с 2015 по 2024 год) участия студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» в социальном проекте «Мастер-класс как развитие профессиональных возможностей». Представлены подходы к организации, а также требования к разработке и проведению мастер-классов, адресованных разным группам участников.

Лапп, Е. А. Анализ предлагаемых в онлайн-пространстве программных материалов для подготовки педагогов к работе с детьми раннего возраста [Текст] / Е. А. Лапп, Н. А. Елисеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 7. — С. 38-48.

Статья посвящена описанию результатов изучения учебных планов организаций дополнительного профессионального образования в аспекте их участия в подготовке педагогов ранней помощи. Авторами статьи отмечена корреляция представленных в онлайн-пространстве профильных курсов современным научным знаниям о детях раннего возраста. Делается вывод о важности определения факторов отбора содержания программ как возможном направлении дальнейшего исследования.

Макарова, И.М. Анализ профессиональных дефицитов педагогов в работе с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра. Часть 2. Результаты исследования и их обсуждение [Текст] / И.М. Макарова (Благовещенск), Л.В. Блинов (Хабаровск)  // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 7. — С. 49-57.

Во второй части статьи приведены результаты исследования, проведенного в 2021–2024 гг. Выявлено, что наибольшие затруднения испытывают педагоги в разработке адаптированных образовательных программ для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и обеспечении их психолого-педагогического сопровождения. Наличие профессиональных дефицитов требует проработки на региональном уровне таких стратегий подготовки педагогов, которые смогут опираться на эффективный передовой опыт психолого-педагогического сопровождения детей с РАС, оказывать индивидуальную помощь родителям в период адаптации к условиям детского сада и развитии детей, коррекционном сопровождении. Отмечено, что прохождение стажировок в детских садах инклюзивной направленности более результативно в устранении профессиональных дефицитов педагогов и рекомендуется как ведущая форма повышения компетенций педагогов для работы с детьми с РАС.

Попова, О. А. Обучение специалистов системе альтернативной коммуникации ПЕКС [Текст] / О. А. Попова, Т. Н. Исаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 7. — С. 67-79.

В статье обосновывается необходимость проведения систематической работы по овладению навыками применения средств альтернативной и дополнительной коммуникации (на примере системы ПЕКС) специалистами, работающими с детьми с РАС и ТМНР. Раскрыты особенности системы ПЕКС как средства альтернативной и дополнительной коммуникации, показаны методы и методики ПЕКС. Проанализирован опыт обучения специалистов использованию ПЕКС в коррекционно-образовательном процессе, в том числе в условиях семьи, реализованный в ходе повышения квалификации.