Для авторизации на сайте введите имя пользователя и пароль
Журналы «Дефектология» № 2, 2024 и «Коррекционная педагогика» № 2, 2024 : обзор статей
Уважаемые читатели! Предлагаем вам обзор статей журналов «Дефектология» и «Коррекционная педагогика: теория и практика» из фонда нашей библиотеки.
Научно-методический журнал «Дефектология» № 2, 2024 г.
Журнал Дефектология» издается с 1969 года и является ведущим научным журналом в области дефектологии. В нём публикуются статьи по различным аспектам изучения, обучения, воспитания и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Журнал выходит 6 раз в год и предназначен для специалистов в области дефектологии, психологии, педагогики и медицины.
Никольская, О. С. О некоторых общих требованиях к определению особых образовательных потребностей (на примере детей с РАС) [Текст] / О. С. Никольская // Дефектология. — 2024. — № 2. — С. 12-27.
Рассмотрены основные требования к определению ООП на примере ребенка с аутизмом. Представлено ключевое значение этого понятия для достижения взаимопонимания и взаимодействия психолога и педагога, где понимание своеобразия структуры и механизмов нарушения психического развития ребенка «переводится» на язык коррекционной педагогики и описывается как система условий обучения, необходимых для благополучия его дальнейшего развития. Показано, что создание социальной ситуации, благоприятной для дальнейшего развития ребенка, подразумевает специальную поддержку его близких, воспитателей и учителей.
Кудрина, Т. П. Изучение поведения матерей и слепых детей с перинатальным поражением ЦНС первого-второго годов жизни в ситуациях общения [Текст] / Т. П. Кудрина // Дефектология. — 2024. — № 2. — С. 28-40.
Основным условием психического развития младенца является общение с носителем культурных норм и традиций, в роли которого выступает его мать. В статье представлены результаты наблюдения, которые отражают способы проявления активности детей изучаемой группы, а также их отличительные, специфические коммуникативные действия. Дано описание действий матерей, которые не учитывают ограниченные возможности ребёнка и препятствуют его коммуникативной активности. Полученные данные позволяют определить мишени психолого-педагогической помощи для налаживания взаимодействия, приносящего удовлетворение как ребёнку, так и его матери.
Абкович, А. Я. Представления педагогов о формировании социально-бытовых навыков как части сферы жизненной компетенции обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / А. Я. Абкович // Дефектология. — 2024. — № 2. — С. 41-51.
Статья посвящена результатам изучения представлений педагогов о формировании сферы жизненной компетенции обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Исследование проводилось методом анкетирования с использованием онлайн-инструмента Google Forms. Вопросы анкеты касались особенностей формирования социально значимых бытовых навыков детей и подростков с двигательными нарушениями как части жизненной компетенции, запроса специалистов на методические и дидактические материалы в этой области.
Ветрова, М. А. Результаты апробирования авторского диагностического инструмента для обследования социально-коммуникативной сферы детей 8-12 лет с ТМНР [Текст] / М. А. Ветрова // Дефектология. — 2024. — № 2. — С. 52-65.
В статье описаны результаты апробации авторского диагностического инструмента, представленного протоколами оценки паттернов социально-коммуникативного поведения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития для следующих диагностических областей: интерес к предметному и социальному миру, понимание и использование средств общения, социальное взаимодействие, соблюдение правил и групповое обучение, эмоциональное развитие, дезадаптивное поведение.
Голубчикова, А. В. Опыт реализации модели психолого-педагогической экспертизы игровой продукции для детей с ОВЗ [Текст] / А. В. Голубчикова // Дефектология. — 2024. — № 2. — С. 66-77.
Цель исследования – апробация модели психолого-педагогической экспертизы игровой продукции для детей с ограниченными возможностями здоровья. Изучено применение игровой продукции в деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ различных нозологических групп. Экспертами выступили специалисты с образованием и опытом работы в области дефектологии.
Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» № 2, 2024 г.
Журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» основан в 2008 году и посвящён пропаганде научных достижений в области организации учебного и воспитательного процесса для людей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
Журнал издаётся 4 раза в год и предназначен для специалистов, работающих в области специальной педагогики: логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям и методистам детских садов, родителям, воспитывающим особенного ребенка.
Калмыкова, А. С. Использование мнемотехники в коррекционной работе по формированию навыков составления описательного рассказа у старших дошкольников с системным недоразвитием речи [Текст] / А. С. Калмыкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 2. — С. 24-32.
В статье рассматриваются особенности формирования навыков составления описательного рассказа у старших дошкольников с СНР. Представлены основные направления и этапы коррекционной логопедической работы. Приведены примеры упражнений и заданий, направленных на развитие связной описательной речи.
Макарова, В. П. Использование малых фольклорных жанров в логопедической работе как средство речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / В. П. Макарова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 2. — С. 44-47.
В статье рассмотрены особенности использования малых фольклорных жанров в логопедической работе с обучающимися с ТНР.
Брушко, И. А. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка [Текст] / И. А. Брушко // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 2. — С. 48-53.
В данной статье рассматривается эффективность индивидуальной и дифференцированной работы на разных этапах урока русского языка для детей с ОВЗ. Статья адресована учителям-предметникам, занимающимся с детьми с ОВЗ.
Ашихин, Д. О. Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Д. О. Ашихин // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 2. — С. 54-62.
Статья посвящена особенностям общения старших дошкольников с ЗПР со сверстниками. Представлен анализ научно-исследовательской литературы по проблеме изучения межличностных отношений дошкольников.
Шипилова, А. В. Сравнительное изучение словаря антонимов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития [Текст] / А. В. Шипилова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 2. — С. 63-69.
В статье представлены результаты сравнительного исследования словаря антонимов у старших дошкольников с ОНР и ЗПР.
Павлова, Н. В. Методы и приемы коррекции и развития речи обучающихся с особыми образ потребностями [Текст] / Н. В. Павлова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 2. — С. 70-74.
Статья адресована специалистам, раб с детьми с ООП. В данной статье рассматриваются пути коррекции и развития речи у обучающихся данной категории.
Витман, Ю. А. Педагогические условия развития пространств ориентировки детей млад школь возраста с ЗПР в ходе кинезиологических упражнений [Текст] / Ю. А. Витман // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 2. — С. 75-80.
В данной статье авторами описаны педагогические условия и методы для развития пространств ориентировки детей младшего школьного возраста с ЗПР. Применение данных приемов способствует улучшению качества речи, развитию познавательных процессов и мелкой моторики рук детей.